Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЫСШЕЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ: ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ К РЕАЛИЗАЦИИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЫСШЕЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ: ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ К РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШЕЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ НАСТАВНИК / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грошев Николай Борисович

Вхождение духовных семинарий в образовательное пространство Российской Федерации, государственное лицензирование и аккредитация требуют пересмотра средств и принципов эффективного образовательного процесса в высшей духовной школе. В этой связи проблема формирования образовательной среды способствует переосмыслению, определению новых стратегий развития и поиску дополнительных форм взаимодействия участников образовательного процесса. В центре этого противоречия находятся цели духовного образования, которые, переплетаясь со светским образованием, полностью с его целями не совпадают. Духовная семинария, адаптируясь к изменениям, понимает необходимость собственного развития. Одним из эффективных способов сохранения традиций, идущих от апостолов, является обращение к индивидуальному наставничеству как ресурсу профессионального развития будущего теолога. Цель: раскрыть теоретические предпосылки зарождения института наставничества в духовной семинарии с последующим уточнением образовательной среды высшей духовной школы. На примере Пензенской духовной семинарии обосновываются место и роль индивидуального наставничества для осуществления первых профессиональных проб студентов – будущих священников. Описаны рабочие проектные группы, действующие в семинарии на протяжении ряда лет под руководством тьюторов – студентов магистратуры. Каждая проектная группа имеет свои цели и задачи, через осуществление которых студент приобретает новый образовательный опыт, помогающий ему претворять в своем дальнейшем служении подлинную цель обучения – преображение человека. Делается вывод о важности индивидуального наставничества в сохранении и передаче ценностей высшего духовного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грошев Николай Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER THEOLOGICAL SCHOOL: CHALLENGES AND SOLUTIONS

Since theological seminaries have become a part of the educational system of the Russian Federation, they are now subject to state licensing and have to gain accreditation. This requires a revision of means and effective educational principles in the higher theological school. In this regard, the issue of the educational environment development contributes to a rethink of developmental strategies and helps to determine new ones. Moreover, it stimulates the search for additional interaction forms of the teachers and students. At the center of this contradiction there are the aims of theological education, which, intertwined with secular education, do not completely coincide. Adapting to changes, the theological seminary realizes the necessity for its own development. One of the effective ways to preserve the traditions dating back to the time of Apostles is to implement the idea of individual mentoring as a resource for professional development of the future theologian. The purpose of the study is to reveal theoretical foundations for the formation of the institute of mentoring in the theological seminary. This is to be followed by a more precise definition of the educational environment of the higher theological school. Using the example of the Penza Theological Seminary, the author substantiates the place and role of individual mentoring in performing the first professional activities by the students who are intending to become priests. The article describes working project groups that have been operating in the seminary for a number of years under the guidance of tutors presented by the master’s degree students. Each project group has its own goals and objectives. Implementing them the student acquires new educational experience that helps him to realize in his further ministry the true goal of learning, which is represented by a person’s transformation. The authors make a conclusion about the importance of individual mentoring in preserving and transmitting the values of higher spiritual education.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЫСШЕЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ: ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ К РЕАЛИЗАЦИИ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1 (41). С. 72-79 Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 1 (41), рр. 72-79 https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-1-72-79

Научная статья УДК 378.147

Образовательная среда высшей духовной школы: от проблематики к реализации

Н. Б. Грошев

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Грошев Николай Борисович, соискатель, кафедра методологии образования, gr.n8@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5207-0241

Аннотация. Вхождение духовных семинарий в образовательное пространство Российской Федерации, государственное лицензирование и аккредитация требуют пересмотра средств и принципов эффективного образовательного процесса в высшей духовной школе. В этой связи проблема формирования образовательной среды способствует переосмыслению, определению новых стратегий развития и поиску дополнительных форм взаимодействия участников образовательного процесса. В центре этого противоречия находятся цели духовного образования, которые, переплетаясь со светским образованием, полностью с его целями не совпадают. Духовная семинария, адаптируясь к изменениям, понимает необходимость собственного развития. Одним из эффективных способов сохранения традиций, идущих от апостолов, является обращение к индивидуальному наставничеству как ресурсу профессионального развития будущего теолога. Цель: раскрыть теоретические предпосылки зарождения института наставничества в духовной семинарии с последующим уточнением образовательной среды высшей духовной школы. На примере Пензенской духовной семинарии обосновываются место и роль индивидуального наставничества для осуществления первых профессиональных проб студентов - будущих священников. Описаны рабочие проектные группы, действующие в семинарии на протяжении ряда лет под руководством тьюторов - студентов магистратуры. Каждая проектная группа имеет свои цели и задачи, через осуществление которых студент приобретает новый образовательный опыт, помогающий ему претворять в своем дальнейшем служении подлинную цель обучения - преображение человека. Делается вывод о важности индивидуального наставничества в сохранении и передаче ценностей высшего духовного образования. Ключевые слова: образовательная среда, высшее духовное образование, профессиональное образование, индивидуальный наставник, индивидуальная траектория развития участников образования, наставничество

Для цитирования: Грошев Н. Б. Образовательная среда высшей духовной школы: от проблематики к реализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1 (41). С. 72-79. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2022-11-1-72-79

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Educational environment of the higher theological school: Challenges and solutions N. B. Groshev

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Nikolai B. Groshev, gr.n8@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5207-0241

Abstract. Since theological seminaries have become a part of the educational system of the Russian Federation, they are now subject to state licensing and have to gain accreditation. This requires a revision of means and effective educational principles in the higher theological school. In this regard, the issue of the educational environment development contributes to a rethink of developmental strategies and helps to determine new ones. Moreover, it stimulates the search for additional interaction forms of the teachers and students. At the center of this contradiction there are the aims of theological education, which, intertwined with secular education, do not completely coincide. Adapting to changes, the theological seminary realizes the necessity for its own development. One of the effective ways to preserve the traditions dating back to the time of Apostles is to implement the idea of individual mentoring as a resource for professional development of the future theologian. The purpose of the study is to reveal theoretical foundations for the formation of the institute of mentoring in the theological seminary. This is to be followed by a more precise definition of the educational environment of the higher theological school. Using the example of the Penza Theological Seminary, the author substantiates the place and role of individual mentoring in performing the first professional activities by the students who are intending to become priests. The article describes working project groups that have been operating in the seminary for a number of years under the guidance of tutors presented by the master's degree students. Each project group has its own goals and objec-

tives. Implementing them the student acquires new educational experience that helps him to realize in his further ministry the true goal of learning, which is represented by a person's transformation. The authors make a conclusion about the importance of individual mentoring in preserving and transmitting the values of higher spiritual education.

Keywords: educational environment, higher theological education, professional education, individual mentor, individual educational trajectory of students and teachers, theology

For citation: Groshev N. B. Educational environment of the higher theological school: Challenges and solutions. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 1 (41), pp. 72-79 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-1-72-79

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Введение

Сегодня духовное образование, обеспечивающее фундаментальную богословскую подготовку, преодолевает немалые трудности интеграции в современное образовательное пространство Российской Федерации. Государственные лицензирование и аккредитация устанавливают единый набор требований и стандартов, как для светских, так и для духовных школ. Очевидно, что хотя цели светского и духовного образования взаимосвязаны, образовательная среда высшей духовной школы имеет свои особенности (архитектурные особенности, богослужебный строй, внутрикорпоративная этика, иерархичность среды, канонический устав, в котором живёт Церковь, и пр.) и требует специальной образовательной среды. Разобраться с понятием «образовательная среда» означает решить множество педагогических задач высшей духовной школы.

Цель: раскрыть теоретические предпосылки зарождения института наставничества в духовной семинарии с последующим описанием организационно-педагогических условий образовательной среды высшей духовной школы.

Образовательная среда

Понятие «среда» в научном мире не имеет однозначного толкования.

Содержание окружающей среды, являясь «питательной территорией», будет по-разному наполнять и развивать человека, что доказывают также слова апостола Павла о худых сообществах, развращающих добрые нравы (1 Кор 15, 33). Избежать влияния одной среды возможно лишь при смене её на другую. Анализ современных исследований феноменологии образовательной среды свидетельствует о том, что данный вопрос широко обсуждается в работах отечественных и западных авторов [1-5]. Исследования учёных, рассматривающих особенности образовательной среды (ОС), касаются общих вопросов формирования этой среды [6-10], частных условий формирования ОС в профильных организациях [11-13], а также

формирования образовательной среды в высшем духовном учебном заведении [14]. Данное направление мало изучено и в рамках данного исследования представляется приоритетным.

Количество исследований, посвященных образовательной среде вуза, дополняется работами о ее влиянии на освоение различных дисциплин и на формирование компетенций студентов [15-17].

Выделяют как минимум четыре методологических направления изучения образовательной среды:

1) социально-психологическое (В. В. Рубцов и В. И. Слободчиков, 1996 г.). В. В. Рубцов пишет: «Мы разговариваем и живем в человеческой среде, но для человека окружающая среда - это не просто мир вокруг нас» [18];

2) пространственно-предметное (Т. Нийт, М. Хейдметс, Й. Круусвал, 1985 г.). Сюда можно также отнести работы последователей М. Монтессори, акцентирующих внимание на педагогической организации предметной среды [19];

3) средовое (Ю. С. Мануйлов, 2007 г.) - системно рассматривает образовательную среду, однако инструментально-методический аппарат проработан недостаточно [20];

4) эколого-личностное (Г. А. Ковалёв, В. А. Ясвин, 2000 г.) - носит системный характер и имеет успешно апробированное инструментально-методическое обеспечение.

Образовательная среда высшей духовной школы

Сегодня для образовательной среды высшего духовного учреждения не безразлично, по какому образцу будет сделан выбор средств и принципов эффективной организации образовательного процесса. Качество духовного образования подвергается сомнению, когда духовная школа отходит от выполнения предназначенной ей функции - подготовки будущих священников, сохранения традиций, священного преемства, идущего от апостолов. Одним словом, от того, как выстроено образование на уровне духовной семинарии, зависит положение дел в церковной организации в целом. Организаторам духовно-

го образования важно помнить о главной цели духовной школы и рисках, отличающих ее от школы светской [21, с. 163]. Ориентиром для каждого, кто учит и учится в семинарии, является слово святого Симеона Нового Богослова о том, что любой труд будет напрасен и суетен, если живущие люди не благоугодят Христу Богу нашему и не примиряются с Богом Отцом [22].

В качестве методологической основы в рамках данного исследования выбрано направление, которое представляет В. А. Ясвин, использующий типологию образовательной среды Януша Корчака. Согласно его системе координат четыре вектора моделируют определенный тип образовательной среды, в которой воспитывается человек. Математическая модель представляет два вектора, «активность - пассивность» и «свобода - зависимость»:

1) догматическая образовательная среда, стимулирующая зависимую пассивность. Ее особенностью является не столько учебное, сколько воспитательное направление деятельности. Величайшая строгость, полуобщинный и полусемейный дух являются правилом жизни воспитанников;

2) карьерная образовательная среда, стимулирующая зависимую активность. Ориентирована на тех, кто призван сделать карьеру и стремится к управлению в обществе;

3) безмятежная образовательная среда, стимулирующая свободную пассивность. Направлена на обеспечение свободы развития ребенка, но не уделяет достаточного внимания воспитанию личностной активности;

4) творческая образовательная среда, стимулирующая свободную активность. Данная концепция воспитания представлена в книге Я. Корчака «Как любить ребенка». Здесь нет места авторитарному управлению жизнью и поведением детей. Основным императивом является призыв к совместной договоренности, вере в опыт, сотрудничество и совместную жизнь [23].

Если говорить о духовной семинарии, то вектор образовательной среды характеризуется как догматический. Догматическая образовательная среда имеет очевидные плюсы - способствуя сохранению верности традициям, следованию авторитетам, соблюдению обрядовости и канонического строя, пониманию необходимости как жизненного императива, она стремится к порядку, дисциплине и добросовестности. Формируемая твердость убеждений, ощущение прочности и устойчивости позволяют противостоять греховным страстям. Данные качества помогают студентам в дальнейшем сохранять нравственные идеалы, принципы христианской этики, русские православные аскетические тра-

диции, повышая духовно-нравственный уровень нашей молодежи. Однако следует признать, что догматическая образовательная среда на пути спасительного подвига все же является самоограничивающей, когда благоразумие доходит до пассивности, приводит к незамечанию прав и правд [24, 25].

Какие ещё учебные заведения, помимо духовной семинарии, можно было бы отнести к догматическому типу? Подавляющим большинством школ, за исключением некоторых, таких, например, как школа-фонд Владимира Потанина, выполняется государственный заказ, который подразумевает увидеть в выпускниках качества, формируемые догматической средой (патриотизм, гражданская ответственность, сопричастность традициям). В XXI в. основой является все-таки догматическая среда и почётное место среди этих учебных заведений занимают такие университеты, как Оксфорд, Кембридж. Одним из секретов их высокого рейтинга является традиция наставничества, или тьюторства, которая в Оксфорде восходит к XII столетию. Как известно, Оксфорд возник в результате слияния нескольких монастырских школ в связи с начавшейся войной между Англией и Францией и запретом короля отправлять юношей получать куртуазное образование во Франции. По замыслу британской короны эта школа должна была заменить европейские университеты. Чуть позже папа римский признал заслуги этой школы, предоставив автономию, и аналогичный документ был выдан английским королям. В настоящее время образовательный процесс в Оксфордском университете на 80% состоит из работы студентов с индивидуальным наставником и лишь незначительная часть времени отводится для прослушивания лекций. Такой индивидуальный подход даёт возможность преодолеть косность догматической среды и обеспечивает высокие результаты образования.

Проблеме построения образовательных траекторий и моделей тьюторства посвящен целый ряд работ Е. А. Александровой [26-28]. Однако стоит заострить внимание на иной стороне тьюторства, которое роднит духовное учебное заведение - семинарию - со средневековой традицией наставничества в Оксфордском университете. Как известно, образовательная среда - это идеология и стратегия, которые определяют и задачи учебного заведения. Высшим идеалом средневекового университета является Христос, а основной задачей - подготовка добрых пастырей Церкви.

Наставничество является отголоском той монастырской традиции, которая на Британские острова и в Ирландию была принесена с

православного Востока. Эдвард Зелнер, будучи исследователем кельтского наставничества, вспоминает, что у ирландских христиан существовала древняя концепция «друга души», который выслушивает тебя, любит, понимает и наставляет. Монашеская традиция наставничества в Британии тождественна восточной православной традиции. Как известно, св. Патрик был учеником Германа Осерского, который в свою очередь наследовал традицию Иоанна Кассиана Римлянина. Преподобный Иоанн был учеником константинопольского святителя Иоанна Златоуста и монахов-подвижников из Египетской пустыни, где он проживал, упражняясь в аскетике. Концепция «друга души», или душевного друга, подразумевает служение всем тем, кого необходимо привести ко спасению. Наставник - ради любви к тем, кого он наставляет. Наставник в своей деятельности руководствуется изречением Христа о том, что «кто хочет между Вами быть большим, да будем Вам слугою» (Мф. 20:25). Постепенно монашеская традиция наставничества, воспринятая средневековыми университетами Англии как основа мировоззренческого стержня, расширилась до поддержки обучающегося как в бытовом отношении, так и в образовательном процессе.

В контексте приведенных рассуждений вполне логичным и своевременным оказывается решение Учебного комитета Русской православной церкви ввести службу индивидуального наставничества в духовных образовательных организациях. Есть основания полагать, что если опираться на идентичную мировоззренческую базу и сходную духовную традицию, данный инструментарий может органично войти в семинарскую жизнь в большей степени, чем в любом светском вузе, и позволит, согласно документу, принятому Высшим церковным советом Русской православной церкви 22 ноября 2013 г., решить ряд стоящих перед вузом педагогических задач, преодолеть присущие догматической образовательной среде отрицательные проявления [29]. Вышеупомянутый документ приобретает особое значение в контексте указа президента Российской Федерации В. В. Путина о создании условий для развития наставничества в системе образования к 2024 г. [30].

Вот уже несколько лет в Пензенской духовной семинарии активно развивается вариативная образовательная среда, в которой студенты в рамках образовательных программ выстраивают свои образовательные траектории профессионального развития. Помощь в выборе траектории осуществляют специально подготовленные наставники из числа студентов магистратуры. Значимость такого шага под-

тверждается мнением 71% семинаристов, которые выразили личную потребность в индивидуальном наставнике, в «духовном водительстве». От наставника ожидают восполнения того или иного образовательного дефицита. С первого года обучения в семинарии каждому студенту предоставляется пространство возможностей для исследовательской деятельности в рамках специальных проектных групп. Индивидуальными наставниками реализуется несколько направлений деятельности:

- консультант при подготовке курсовых работ и рефератов, что особенно актуально на «нулевых» и первых курсах обучения (50% студентов нуждаются в его помощи);

- помощник при выполнении сложных домашних заданий (3% студентов обращаются за консультацией);

- проектировщик, идейный вдохновитель (27% студентов ищут в лице наставника поддержку своих творческих замыслов);

- «друг души» (20% студентов рассматривают наставника как «отдушину» и советчика в череде строгой канонической жизни).

Самый первый телевизионный проект « Свет православия» ведет свою историю с 2010 г. и решает вопросы просветительской, воспитательной и образовательной деятельности.

Проектная группа «Риторы» занимается разработкой готовых тематических проповедей для слушателей из разных сфер деятельности.

Проектная группа «Виртуалы» осуществляет сбор данных и анализ деятельности всех проектных групп семинарии, информирует студентов и преподавателей о развитии проектов.

Проектная группа «Курс духовного выживания для школьников» занимается популяризацией житий святых и их духовных подвигов среди учащихся воскресной школы.

Проектная группа «Творчество Квартала Луи» организует совместную творческую деятельность с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Список можно продолжить проектами, осуществляемыми в рамках учебной и производственной практики. К ним относится социальное служение в пенитенциарных учреждениях, в больницах и хосписах, детских домах, миссионерских отделах. Одним словом, любой студент имеет возможность построить посильную индивидуальную программу деятельности в зависимости от собственного уровня осознания себя в проекте и степени погружения в совместную деятельность. Особенностью деятельности наставников является «удержание» продуктивности членов группы на протяжении длительного времени на достаточно высоком уровне.

Заключение

Вопрос внедрения наставничества в образовательную практику духовной семинарии актуален по ряду обстоятельств объективного и субъективного характера. Это так называемый ретроинновационный феномен, к которому относят наставничество, возрождающееся в новых социокультурных условиях. Образовательная среда духовной семинарии - это живой организм, который, динамично развиваясь, вбирая в себя все лучшие наработки и учитывая реальности современного мира с опорой на Евангельскую традицию и духовные идеалы, способен и сегодня решать ту задачу, которая стояла и стоит перед Церковью, - дать обществу доброго наставника, который мог бы понять, душевно согреть и привести ко Христу.

Библиографический список

1. Галеев И. Ш., Минигалеева А. З., Джонбеков М. Н. Создание образовательной среды учреждений высшего образования, способствующей формированию потребностей здорового образа жизни современных студентов // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы V Междунар. науч.-метод. конф., Казань, 29-30 ноября 2019 г. / под ред. Р. А. Юсупова, Б. А. Акишина. Казань : Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. С. 476-478.

2. Гопиенко О. Е. Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности // Актуальные проблемы гуманитарного образования : материалы VII Междунар. Науч.-практ. Конф., Минск, 22-23 октября 2020 г. Минск : БГУ, 2020. С. 118-122.

3. Герейханова И. А. Возможности образовательной среды вуза в профессиональном становлении бакалавров // Учитель создает нацию : материалы III междунар. науч.-практ. конф. (Грозный, 20 ноября 2018 г.). Грозный : Алеф, 2018. С. 205-209.

4. Isambert-Jamati V. Fonctionnement du système éducatif // Revue française de pédagogie. 2020. Vol. 206, iss. 1. P. 107-130. DOI: 10.4000/rfp.8956

5. Govender I., de Villiers M. Optimising the learning environment for undergraduate students in the Department of Family Medicine at Sefako Makgatho Health Sciences University // South African Family Practice. 2019. Vol. 61, no. 4. P. 136-143. DOI: 10.1080/20786190.2019.1613062

6. Чернявская С. А. Роль образовательной среды вуза в профессиональном становлении бакалавров // Воспитание в современном мире: новые контексты - новые решения : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 29-30 октября 2019 г.). Хабаровск : Изд-во Дальневосточ. гос. мед. ун-та, 2019. С. 302-305.

7. Попова Н. В., Ельников А. В. Образовательное пространство как условие совершенствования об-

разовательной среды // Ломоносовские чтения на Алтае : фундаментальные проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф., Барнаул, 14-17 ноября 2017 г. / отв. ред. Е. Д. Родионов. Барнаул : АлтГУ, 2017. С. 1708-1712.

8. Каримова Л. Н., Политаева Т. И. , Расулова С. С. Проектирование образовательной среды вуза как условие формирования профессиональных компетенций студентов // Современный ученый. 2020. № 4. С. 122-129.

9. Шахбазова М. А. Концептуальные основы моделирования образовательной среды высшего учебного заведения // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 178-180.

10. Александрова Е. А. Поколение «У»: методология взаимодействия в образовательной среде // Ком-петентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Вольск, 26-27 февраля 2016 г.) / под ред. М. А. Смор-гуновой, С. Л. Коротковой. Саратов : Наука,

2016. С. 6-9.

11. Даниленкова В. А. Сравнительная характеристика образовательной среды и экологической образовательной среды технического вуза // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 июня 2017 г.). Чебоксары : Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 71-78.

12. Митрохина С. В. Развитие профессиональных способностей будущего учителя в образовательной среде вуза // Профессиональное образование. Столица.

2017. № 6. С. 17-19.

13. Быстрова С. А. Проектирование образовательной среды бакалавров дизайна в классическом университете // Уровневое образование студентов в высших учебных заведениях: опыт, проблемы и перспективы : сб. науч. статей. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. С. 38-43.

14. Грошев Н. Б. О необходимости создания профессионально-образовательной среды в духовной образовательной организации // Христианство и педагогика: история и современность. 220-летие служения Церкви Пензенской духовной семинарии: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 7-8 декабря 2020 г.). Пенза : Пензенская духовная семинария, 2020. С. 38-42.

15. Ванягина М. Р. Влияние образовательной среды военного вуза на обучение иностранным языкам // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 2. С. 46-57. Б01: 10.18413/23138971-2021-7-2-0-4

16. Григорьева Е. И., Ефременко А. П., Габдиев М. Особенности формирования навыков проектной деятельности у обучающихся в образовательной среде вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25, № 188. С. 114-122. Б01: 10.20310/1810-0201-2020-25-188-114-122

17. Фролов Д. С. Формирование творческой активности студентов в условиях образовательной среды вуза // Наука и молодежь: новые идеи и решения: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей (Волгоград, 14-16 марта 2018 г.). Волгоград : Волгоградский государственный аграрный университет, 2018. С. 395-400.

18. Рубцов В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии) // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В. И. Панова. М. ; Самара : Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. С. 77-81.

19. Ясвин В. А. Среда развития личности как предмет эколого-психологического исследования // Эко-психологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. С. 341-345. БОЕ 10.24411/9999-044А-2020-00078

20. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средово-го подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14, № 4. С. 21-27.

21. Грошев Н. Б. Возможности профессионально-образовательной среды для построения индивидуальной траектории развития всех субъектов духовной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Т. 69, ч. 1. С. 165-169.

22. Святой Симеон Новый Богослов. Добротолюбие. Т. 5. БИЕ: https://svyatye.com/chitat/Dobrotoliubie-Tom-5-Dobгotoliubie-Tom-V-Sviatoi-Simeon-novyi-bogoslov/ (дата обращения: 10.09.2021 г.).

23. Корчак Я. Как любить ребенка. М. : АСТ, 2014. 480 с.

24. Ясвин В. А. Отношение педагогов к учащимся как фактор качества образовательной среды // Социальная психология и общество. 2013. Т. 4, № 3. С. 143-152.

25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

26. Александрова Е. А. Тьюторство как культурная профессиональная практика, совмещающая психологическое и педагогическое сопровождение обучающегося в современной образовательной системе // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 2 (28). С. 59-63.

27. Александрова Е. А., Андреева Е. А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока. Москва ; Тверь : СФК-офис, 2013. 156 с.

28. Александрова Е. А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития // Народное образование. 2014. № 9 (1442). С. 180-187.

29. Положение о деятельности индивидуальных наставников в духовной образовательной организации: принято Высшим Церковным Советом 22 ноября 2013 года и одобрено на заседании Священного Си-

нода 25-26 декабря 2013 года (журнал № 141). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3482691.html (дата обращения: 22.11.2021).

30. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204. URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/43027/page/1 (дата обращения: 22.11.2021).

References

1. Galeyev I. S., Minigaleyeva A. Z., Dzhonbekov M. N. Creation of an educational environment of higher education institutions that contributes to the formation of the needs of a healthy lifestyle of modern students. R. A. Yusupov, B. A. Akishin, eds. Fizicheskoye vospitaniye i stu-dencheskiy sport glazami studentov: materialy VMezh-dunar. nauch.-metod. konf., Kazan', 29-30 noyabrya 2019 g. [Physical Education and Student Sports Through the Eyes of Students. Materials of the 5th International Scientific and Methodological Conference, Kazan, November 29-30, 2019]. Kazan, KNITU-KAI Publ., 2019, pp. 476-478 (in Russian).

2. Gopienko O. E. The problem of the educational environment and its influence on personality development. Aktual'nye problemy gumanitarnogo obrazovaniya: materialy VIIMezhdunar. nauch.-prakt. Konf., Minsk, 22-23 oktyabrya 2020 g. [Actual Problems of Humanitarian Education. Materials of the 7th International Scientific and Practical Conference, Minsk, October 22-23, 2020]. Minsk, BGU Publ., 2020, pp. 118-122 (in Russian).

3. Gereykhanova I. A. Possibilities of the educational environment of the university in the professional development of bachelors. Uchitel' sozdaet natsiyu: materialy III mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Groznyi, 20 noyabrya

2018 g.) [The Teacher Creates a Nation. Proceedings of the 3rd International Scientific and Practical Conference (Groznyi, 20 November 2018)]. Groznyi, Alef Publ., 2018, pp. 205-209 (in Russian).

4. Isambert-Jamati V. Fonctionnement du système éducatif. Revue française de pédagogie, 2020, vol. 206, éd. 1, pp. 107-130 (in French). DOI: 10.4000/rfp.8956

5. Govender I., de Villiers M. Optimising the learning environment for undergraduate students in the Department of Family Medicine at Sefako Makgatho Health Sciences University. South African Family Practice, 2019, vol. 61, no. 4, pp. 136-143. DOI: 10.1080/20786190.2019.1613062

6. Chernyavskaya S. A. The role of the educational environment of the university in the professional development of bachelors. Vospitaniye v sovremennom mire: novye konteksty - novye resheniya : materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Khabarovsk, 29-30 oktyabrya

2019 g.). [Education in the Modern World : A New Contexts - A New Solutions. Proceedings of the 5th International Scientific and Practical Conference (Khabarovsk, October 29-30, 2019], Khabarovsk, Dal'nevostochnyi gosudarstvennyi meditsinskiy universitet Publ., 2019, pp. 302-305 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Popova N. V., El'nikov A. V. Educational space as a condition for improving the educational environment. Rodionov E. D. Lomonosovskie chteniya na Altae : fundamental'nye problemy nauki i obrazovaniya : sb. nauch. st. mezhdunar. konf., Barnaul, 14-17 noyabrya 2017 g. [Lomonosov Readings in Altai: Fundamental Problems of Science and Education. Collection of Articles International Conference, Barnaul, November 14-17, 2017], Barnaul, Altai State University Publ., 2017, pp. 1708-1712 (in Russian).

8. Karimova L. N., Politaeva T. I., Rasulova S. S. Designing the educational environment of a university as a condition for the formation of professional competencies of students. Sovremennyi uchonyi [Modern Scientist], 2020, no. 4, pp. 122-129 (in Russian).

9. Shahbazova M. A. Conceptual bases of modeling educational environment of the higher educational institution. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya [The World of Science, Culture and Education], 2019, no. 2 (75), pp. 178-180 (in Russian).

10. Alexandrova E. A. Generation "Y": methodology of interaction in the educational environment. In: Smorgunova M. A., Korotkova S. L., eds. Kompetentnostnyi podkhod: innovatsionnaya praktika obrazovatel'nykh organizatsiy v realizatsii FGOS: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. (Vol'sk, 26-27 fevralya 2016 g.) [Competence-Based Approach: Innovative Practice of Educational Organizations in the Implementation of the Federal State Educational Standard. Collection of Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Volsk, February 26-27, 2016]. Saratov, Nauka Publ., 2016, pp. 6-9 (in Russian).

11. Danilenkova V. A. Comparative characteristics of the educational environment and the ecological educational environment of a technical university. Obrazovatel'naya sreda segodnya: teoriya i praktika : sb. materialov II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 25 iyunya 2017 g.) [Educational Environment Today: Theory and Practice: collect. of materials of the 2nd International Scientific and Practical Conference (Cheboksary, June 25, 2017)]. Cheboksary, Tsentr nauchnogo sotrudnichestva "Interactive Plus", 2017, pp. 71-78 (in Russian).

12. Mitrokhina S.V. Development of the professional abilities of the future teacher in the educational environment of the university. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa [Professional Education. Capital], 2017, no. 6, pp. 17-19 (in Russian).

13. Bystrova S. A. The organization the educational environment of bachelors-designers in a classical university. Urovnevoye obrazovaniye studentov v vysshikh ucheb-nykh zavedeniyakh: opyt, problemy i perspektivy : sb. nauch. statey [Level Education of Students in Higher Educational Institutions: Experience, Problems and Prospects: coll. of sci. articles]. Kurgan, Kurgan State University Publ., 2018. pp. 38-43 (in Russian).

14. Groshev N. B. On the need to create a professional educational environment in a spiritual educational organization. Khristianstvo i pedagogika: istoriya i

sovremennost'. 220-letiye sluzheniya Tserkvi Penzenskoy dukhovnoy seminarii: materialy IVMezhdunar. nauch.-prakt. konf., Penza, 7-8 dekabrya 2020 g. [Christianity and Pedagogy: History and Modernity. 220th anniversary of the ministry of the Church of the Penza Theological Seminary: Materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Penza, December 7-8, 2020], Penza, Orthodox religious organization - institution of higher religious professional education "Penza Theological Seminary", 2020, pp. 38-42 (in Russian).

15. Vanyagina M. R. The influence of the educational environment of a military tertiary institution on teaching foreign languages. Research Result. Pedagogic and Psychology of Education, 2021, vol. 7, no. 2, pp. 46-57 (in Russian). DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-4

16. Grigorieva E. I., Efremenko A. P., Gabdiyev M. Features of the development of project activity skills among students in the educational environment of the university. Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 188, pp. 114-122 (in Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-188- 114-122

17. Frolov D. S. Formation of students' creative activity in the educational environment of the university. Nauka i molodezh': novyye idei i resheniya: materialy XII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. molodykh issledovate-ley (Volgograd, 14-16 marta 2018 g.). [Science and Youth: New Ideas and Solutions. Proceedings of the 12th International Scientific and Practical Conference of Young Researchers (Volgograd, March 14-16, 2018)]. Volgograd, Volgograd State Agrarian University, 2018, pp. 395-400 (in Russian).

18. Rubtsov V. V. Aboun the problem of the relation of the developing educational environments and the formation of knowledge (the definition of the subject of environmental psychology). Panov V. I., ed. Materialy 2-i Ros. konf. po ekologicheskoy psikhologii [Proceedings 2nd Russian conference on environmental psychology]. Moscow, Samara, Institute of Psychology RAS Publ., 2001, pp. 77-81 (in Russian).

19. Yasvin V. A. Personal development environment as a subject of ecopsychological research. Ecopsychologi-cal Studies-6: Ecology of Childhood and Psychology of Sustainable Development, 2020, no. 6, pp. 341-345 (in Russian). DOI: 10.24411/9999-044A-2020-00078

20. Manuilov Yu. S. Conceptual foundations of the environmental approach in education. Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Social work. Sociokinetic, 2008, vol. 14, no. 4, pp. 21-27 (in Russian).

21. Groshev N. B. Possibilities of the professional and educational environment for building an individual trajectory of development of all subjects of a spiritual educational organization. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Teacher Education], 2020, no. 69, vol. 1, pp. 165-169 (in Russian).

22. Svyatoy Simeon Novyi Bogoslov. Dobrotolyubie. T. 5. [Saint Simeon, the New Theologian. Philosophy. Vol. 5]. Available at: https://svyatye.com/chitat/Dobrotoliubie-

Tom-5-Dobrotoliubie-Tom-V-Sviatoi-Simeon-novyi-bogoslov/ (accessed 10 September 2021). (in Russian).

23. Korchac J. Kak lyubit'rebyonka [How to Love a Child]. Moscow, AST Publ., 2014. 480 p. (in Russian).

24. Yasvin V. A. Teachers' Attitudes towards Students as Quality Factor in Educational Environment. Social Psychology and Society, 2013, vol. 4, no. 3, pp. 143-152 (in Russian).

25. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proyektirovaniyu [Educational Environment: From Modeling to Design]. Moscow, Smysl Publ., 2001. 365 p. (in Russian).

26. Aleksandrova E. A. Tutoring as a cultural professional practice combining the psychological and pedagogical support of the student in the modern educational system. Education. Science. Innovation: the Southern Dimension, 2013, no. 2 (28), pp. 59-63 (in Russian).

27. Aleksandrova E. A., Andreyeva E. A. Modernizatsiya klassicheskoy modeli t'yutorstva v Rossii, stranakh Yev-ropeyskogo soyuza i Blizhnego Vostoka [Modernization of the Classical Model of Tutoring in Russia, the Countries of the European Union and the Middle East].

Moskva, Tver', SFK-ofis Publ., 2013. 156 p. (in Russian).

28. Aleksandrova E. A. Psychological and pedagogical support: An individual trajectory of development. National Education, 2014, no. 9 (1442), pp. 180-187 (in Russian).

29. Polozheniye o deyatel'nosti individual'nykh nastavnikov v dukhovnoy obrazovatel'noy organizatsii: prinyato Vysshim Tserkovnym Sovetom 22 noyabrya 2013 goda i odobren na zasedanii Svyashchennogo Sinoda 25-26 dekabrya 2013 goda (zhurnal № 141) [Regulations on the Activities of Individual Mentors in a Spiritual Educational Organization. The document was adopted by the Supreme Church Council on November 22, 2013 and approved at a meeting of the Holy Synod on December 25-26, 2013 (Journal No. 141)]. Available at: http:// www.patriarchia.ru/db/text/3482691.html (accessed 21 November 2021) (in Russian).

30. On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 no. 204. Available at: http://www.kremlin. ru/acts/bank/43027/page/1 (accessed 21 November 2021) (in Russian).

Поступила в редакцию 03.11.2021; одобрена после рецензирования 05.12.2021; принята к публикации 09.12.2021 The article was submitted 03.11.2021; approved after reviewing 05.12.2021; accepted for publication 09.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.