Научная статья на тему 'Формирование толерантности в образовательном учреждении'

Формирование толерантности в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
979
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / КРИТЕРИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еремина М.А.

Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования толерантности у подростков. На основе анализа психолого-педагогических исследований автором описаны и обоснованы пути формирования толерантности в условиях образовательного учреждения в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности в образовательном учреждении»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 159.923.2

М.А. Еремина

Магистрант, филологический факультет Алтайский государственный педагогический университет

г. Барнаул, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования толерантности у подростков. На основе анализа психолого-педагогических исследований автором описаны и обоснованы пути формирования толерантности в условиях образовательного учреждения в подростковом возрасте.

Ключевые слова Толерантность, подростковый возраст, критерии толерантности.

Современная мировая социокультурная ситуация, ее глобализация постоянно указывает человеку на то, что мир многообразен и в то же время един, на неизбежность различных подходов к одним и тем же процессам ввиду различия культур, а также на опасность как для конкретных социальных субъектов, так и для мира в целом. В связи с этим в настоящее время очень актуально изучение толерантности как основного принципа взаимоотношения людей.

Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время, хотя осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки. В России предпосылкой к возникновению понятия толерантности явилась «Программа духовного обновления человечества», сформулированная Л.Н. Толстым, основанная на примере ненасилия. Б.С. Братусь, Т.Т. Бурлакова, В.И. Слободчиков в своих трудах обращают внимание на основные педагогические идеи Л.Н. Толстого. Среди таких идей, отмеченных Л.Н. Толстым как необходимых для формирования толерантного человека: духовность, любовь, непротивление злу насилием, свобода, самосовершенствование, движение [1, с.126].

В жизненной позиции зрелой личности толерантность является одной из составляющих, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позиции и ценностям других людей, предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

В.А. Тишков указывает, что «на психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора по отношению к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт» [2, с. 68].

Психология толерантности связана с автономностью личности, признанием ценности ее позитивных и отрицательных качеств. Иными словами, идея отказа от философии силы и есть толерантность, поскольку «исправить» можно себя, и невозможно другого. Толерантность прежде всего опора на положительные качества партнера для продолжения диалога, принятие ценности другого человека, который должен быть целью, а не средством.

Для любой личности толерантность является высшей человеческой ценностью, воспитание которой является одной из важнейших составляющих личностного развития человека тем более, если речь идет о подрастающем поколении.

Именно подростковый возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его дальнейшая жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Л. С. Выготский подчеркивал, что это возраст созревания личности. В этот период у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Главные новообразования этого возраста -открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. У подростка формируется

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

мировоззренческая картина, и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную пози -цию и способы поведения в обществе [3, с. 147]. В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст связан с «поворотом» от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса «кто я?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется [4, с. 53]. В этот период ребенок достраивает фундаментальный пласт своей мировоззренческой картины, ищет новые пути и способы взаимодействия с миром, познает нового себя и определяет место в этом мире. Часто в этом возрасте подросток идет по пути наименьшего сопротивления - становится членом какого-либо религиозного течения, любительского клуба, ищет себе кумира для подражания. Это дает возможность достаточно быстро получить целостную мировоззренческую картину с соответствующими целями и способами их достижения. Все это приводит к тому, что у детей формируются деструктивные стереотипы поведения, проявление которого особо ярко выражено в период подросткового возраста.

Как было сказано ранее понятие толерантности складывается через систему воспитания, в связи с этим оно может служить основой для разработки психолого-педагогических задач по развитию и построения толерантной среды образовательного учреждения как одного из условий формирования гармоничной личности. Формирование таких условий возможна, когда педагогика толерантности основывается на формировании толерантного пространства, характеризующегося единством всех субъектов образовательного процесса и форм организации их отношений, которые, с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой - основой, образцом нравственного воспитания учащихся; на культуре общения как постижение другого в диалоге, взаимопонимание, взаимоуважение, соучастие и сопереживание, чувство партнерства; на синергетическом мышлении, позволяющим принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека; на личностно-ориентированном подходе в образовательном процессе [2, с. 237].

Образовательный процесс, воспитывающий толерантную личность, возможен при развитие толерантного сознания, предпосылки которого выделяют психологи, в частности И. Б. Гриншпун: потенциал для развития самосознания и сформированная эго-идентичность. Толерантная личность обладает значительным разрывом между «Я-идеальным» и «Я-реальным» в отличие от интолерантной. Ответственность. Локус контроля толерантной личности — интернальный. В отличие от этого, интолерантная личность обладает экстернальным локусом контроля, приписывая внешним событиям регулятивную роль в жизни. Потребность в личной независимости. Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. Способность к эмпатии. Толерантной личности присуще ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека, воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу. Открытость новому опыту. Толерантные люди легко воспринимают все новое, проявляют гибкость и готовность к изменениям, склонны к творчеству. Интолерантные личности настороженно относятся к неопределенности, проявляют повышенное стремление к упорядоченности и приветствуют авторитаризм как максимальное проявление социального порядка [5, с. 37].

И так, толерантность во многом определяется сформированностью социальных норм и правил поведения. Нравственные ценности приобретаются еще в дошкольном возрасте с процессом социализации и адаптации в современном обществе. Однако не все дети достаточно верно принимают

данные нормы поведения, что обусловлено неправильными подходами в воспитании, деструктивными влияниями общества.

Список использованной литературы:

1. Буравлева, Н. А. Ценностные ориентации студентов / Н.А. Буравлева // Вестн. Томского гос. пед. ун -та. -2011.- № 6.- С. 124-129.

2. Тишков, В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах / В.А. Тишков. - М.: Русский мир, 1997. - 532 с.

3. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 1008 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

4. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. - М.: Школьная пресса, 1994. - 327 с.

5. Гриншпун, И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. - М., 2002.

© Еремина М.А., 2015

УДК 159.9

А. С. Жаркова

Факультет Социальных Технологий и Педагогики кандидат педагогических наук, доцент кафедры СГД Т. Г. Пронюшкина Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и

Николая Григорьевича Столетовых», г. Муром, РФ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ГОЛОС НЕМЫХ» Аннотация

Данная статья рассматривает проблему общения людей, лишенных слуха. Общение это одна из важнейших естественных потребностей. При длительном ограничении коммуникативной потребности у людей появляется целый ряд психических проблем, начиная с психоза и заканчивая суицидальным поведением. Нами проведено исследование, в ходе которого разработан проект «Голос немых». В рамках проекта реализуется регулярный мониторинг уровня психического климата в области отношений между категориями людей с отклонениями и находящихся в норме. Набор волонтёров, привлечение телевидения, проведение дебатов позволит обратить внимание к данной проблеме широкий круг общества. Результаты теоретических и практических разработок могут служить наглядным материалом для использования в практической деятельности педагогам, психологам, сурдопедагогам, воспитателям, учителям, представителям СМИ и государственным деятелям в сфере образования.

Ключевые слова

Общение, глухонемые, проект, волонтеры, психология, сурдопедагогика, сурдопсихология

Общение это одна из важнейших естественных потребностей. При длительном ограничении коммуникативной потребности у людей появляется целый ряд психических проблем, начиная с психоза и заканчивая суицидальным поведением.

Всего в России около 90000 глухонемых, что составляет 112 человек на 100000 жителей, в мире на 100000 жителей это соотношение колеблется от 18 человек в Австралии до 380 в Аргентине [1]. Мы видим, что огромное количество глухонемых людей отделены от общества. Наша задача постараться исправить данную проблему!

С каждым годом общество всесторонне развивается, вместе с этим появляются новые проблемы, которые касаются глухонемых. Изучение и анализ жизненных ситуаций данной категории людей поможет выяснить волнующие проблемы людей, лишенных слуха на современном этапе. Проблема общения глухонемых и людей без выраженных дефектов слуха и речи как глобальная проблема не нова. Учёные прошлых веков уделяли большое внимание общественному воспитанию и образованию глухонемых. Среди них известны труды К. Д Ушинского, К.К. Грота, Г.Г. Дикгофа, А.И. Скребицкого и других учёных. Изучение мира глухонемых и ознакомление общества с проблемами данной категории людей дают возможность их взаимодействия на новом уровне, что впоследствии поможет легче интегрироваться им в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.