Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов и технологий в процессе формирования толерантности подростков'

Использование интерактивных методов и технологий в процессе формирования толерантности подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулаченко М.П.

В статье рассматривается проблема формирования толерантности, дается характеристика интерактивных методов и технологий, их использование в образовательном процессе с целью воспитания толерантности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов и технологий в процессе формирования толерантности подростков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

6. Зеер Э.Ф., Морозова С.А., Сыманюк Э.Э. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности // Э.Ф. Зеер и др. // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 90-97.

7. Леонова О.А. Образовательное пространство как педагогическая реальность // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2006. - № 1. - С. 36-40.

8. Никулина Ю.Н. Профессиональная подготовленность молодых специалистов: взгляд выпускников вуза и работодателей // Вестник ОГУ № 8 (127). - 2011. - С.88-93.

© Д.А. Коноплянский, 2015

УДК 371

М.П.Кулаченко

к.п.н, доцент

Факультет документоведения и педагогического образования Орловский государственный университет г.Орел, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования толерантности, дается характеристика интерактивных методов и технологий, их использование в образовательном процессе с целью воспитания толерантности подростков.

Ключевые слова

Толерантность, взаимодействие субъектов образовательного процесса, интерактивные методы

Одной из самых актуальных проблем современного мира и современного образования является проблема формирования толерантности у подрастающего поколения и распространение идей толерантности во всех сферах жизни и деятельности человека.

В рамках образовательного процесса воспитание толерантности рассматривается как основа педагогического общения всех участников и выступает как система мероприятий, направленных на формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях [1, с.112].

В настоящее время приоритет в работе педагога и воспитателя должен отдаваться приёмам опосредованного педагогического воздействия. Вместо лобовых методов, лозунгов и призывов, излишнего дидактизма, назидательности на первый план следует выдвигать диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие личности через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность (П.В.Степанов) [2].

Воспитывать толерантность следует целенаправленно и поэтапно. Формированию толерантности способствует специально организованная деятельность [3, с.34], в частности, использование в образовательном процессе диалогового, интерактивного взаимодействия его субъектов. Поэтому в последнее время педагогам всё чаще рекомендуется использовать в образовательном процессе интерактивные методы и технологии.

Воспитание толерантной личности - процесс сложный и длительный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми [4, с.15].

108

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Самым проблемным возрастом в отношении интолерантного поведения является подростковый. Психологи Л.С.Выготский, А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин выделяют подростковый возраст как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности (Р.С.Немов) [5].

В подростковом возрасте, по мнению Н.Барбелко, обнаруживается своего рода «зазор» между толерантностью типа «А» и толерантностью типа «Б»: подросток уже не способен к тому типу принятия, которое было характерно для ребенка и еще не способен к тому терпению, которое характерно для взрослого (Е.Ю.Елховикова) [6].

Подросток не умеет еще контролировать свои эмоциональные порывы, имеет высокий уровень тревожности, это делает его не успешным и не толерантным в общении и социальных контактах (Е.Маркелова) [7].

О.Кравцов указывает, что в период подросткового самосознания и самостановления личности происходит условное деление социальной среды на группы «Чужие» и «Свои». При определенных условиях, учитывая юношеский максимализм, это может служить основой для развития интолерантных черт личности, поскольку категория «Свои» приобретает однозначно положительные черты, а «Чужие» превращаются в явно негативную категорию, что неизбежно приводит к поиску врага. Проблемным моментом является не только деление на «Чужих» и «Своих», а также использование ненормативной лексики, проявление вербальной агрессии и предубежденности по отношению к другим людям (И.А.Дмитриева) [8].

Одного открытого декларирования толерантности как общечеловеческой ценности недостаточно. Необходимо, чтобы она входила в состав инструментальных ценностей каждой личности [1, с.337].

Е.Ю.Клепцова указывает, что толерантность становится, с одной стороны, основой современного образования, которое транслирует нормы человеческих отношений и гуманизирует знания в области культурного диалога, с другой, инструментальной ценностью личности, обуславливающей отношение человека к миру и его поведение во взаимодействии с другими. Все это превращает толерантность в важнейший ориентир современной образовательной политики [9].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (5-9 классы) [10] определены личностные характеристики выпускника («портрет выпускника основной школы»), среди которых - уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Одним из средств реализации поставленной задачи может стать применение интерактивных методов и технологий в организации учебно-воспитательной деятельности.

Интерактивный (от англ. «interactive») означает основывающийся на взаимодействии.

Интерактивные методы - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса. Интерактивные методы - это методы, обеспечивающие личное участие, непосредственную включенность подростков в предлагаемую деятельность. Интерактивный метод означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы следует рассматривать как наиболее современную форму активных методов. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе общения [6].

Интерактивными называются технологии, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие субъектов образовательного процесса. С помощью интерактивных технологий происходит усвоение учащимися предлагаемого материала на всех уровнях познания (знание, понимание, эмоциональная оценка, применение), что непосредственно влияет на общую успешность учебновоспитательной работы [11, с.92].

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового общения учащийся может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но, и, услышав доказательные аргументы сверстников, отказаться от своей

109

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

точки зрения или существенно изменить ее. У участников формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

В плане воспитания толерантности интерактивная деятельность непременно предполагает создание и поддержание такого микроклимата, главным признаком которого является атмосфера взаимодействия, взаимопонимания и доверия, когда исключается доминирование одного участника образовательного процесса над другим, одной мысли над другой, в этих условиях у учащихся легче и быстрее происходит процесс освобождения от стереотипов и предвзятости в отношениях, формируются умения сотрудничества и навыки толерантного общения, лучше развиваются соответствующие качества толерантной личности (В.Б.Нечерда) [12].

Наиболее популярными методами интерактивного общения являются интерактивные лекции, диспуты, дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры; наиболее действенными в развитии толерантности подростков являются тренинговая форма работы, тематические классные часы и праздники, внеурочная деятельность, в том числе трудовая, благотворительная, проектная [13, c.48].

Список использованной литературы:

1. Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357с.

2. Степанов, П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: автореф. дисс...канд. психолог. наук: 13.00.01 / Степанов Павел Валентинович. - М., 2002. - 18с.

3. Солдатова, Г.У., Шайгерова, Л.А., Шарова, О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У.Солдатова и др. - М.: Генезис, 2000. - 112с.

4. Булгакова, М.Н. Воспитание толерантности / М.Н.Булгакова // Справочник заместителя директора школы. - М.: ЗАО «МЦФЭР», 2008. - №8.

5. Немов, Р.С. Психология / Учебник для студентов высш. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1 Общая психология / Р.С.Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. - 2002. - 185с.

6. Елховикова, Е.Ю. Интерактивные методы обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС /

Е.Ю.Елховикова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://74317s016.edusite.ru/DswMedia/interaktivnyiemetodyiobucheniya.docx - Дата доступа: 16.03.2015.

7. Ориентации личности и стратегии общения (официальный сайт) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://murzim.ru/nauka/psihologrja/differencialnaja-psihologria/23308-orientacii-lichnosti-i-strategii-obscheniya.html - Дата доступа: 16.03.2015.

8. Дмитриева, И.А. Развитие способности к самоуправлению в условиях обучающего тренинга (официальный сайт) / И.А.Дмитриева [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.psyhodic.m/arc.php?page=2331 - Дата доступа: 16.03.2015.

9. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие / Е.Ю.Клепцова. - М.: Академический проект, 2004. - 173с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).

11. Комарова, И.В. Интерактивное образовательное взаимодействие подростков в процессе обучения / И.В.Комарова // ВЕСТНИК ОГУ №2 (138) / февраль. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2012. - С.90-96.

12. Нечерда, В.Б. Использование интерактивных технологий при воспитании толерантности у подростков общеобразовательной школы / В.Б.Нечерда // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов [Электронный ресурс] - 2014. - Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2014/ped62.html - Дата доступа: 16.03.2015.

13.Черкасова, И.И., Яркова, Т.А. Интерактивная педагогика: учебно-методическое пособие. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2012. - 190с.

© М.П.Кулаченко, 2015

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.