Научная статья на тему 'Формирование толерантного отношения к другому у студентов'

Формирование толерантного отношения к другому у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Углова Т. В.

Предложен новый подход к формированию общей коммуникативной толерантности через коррекцию свойств личности. Проанализированы существующие подходы к данной проблеме в отечественной психологии. Выявлены свойства и особенности личности, провоцирующие нетерпимость. Представлены результаты апробации программы тренинга, разработанного с учетом выявленных факторов. Доказана эффективность предложенного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантного отношения к другому у студентов»

УДК 159.9:378

Т.В.Углова

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ У СТУДЕНТОВ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

A new approach to the forming of general communicative tolerance through the correction of personal qualities is presented. Different approaches to this problem in the psychology of our country are analyzed. The characteristics and peculiarities of personality provoking the intolerance are exposed. The results of approbation of the training program, which was elaborated with regard to the revealed factors, are presented. The effectiveness of the presented approach is proved.

Актуальной проблемой современного российского общества является дефицит толерантности к национальным, расовым, конфессиональным, имущественным и др. различиям. Теоретический анализ литературы в области психолого-педагогических исследований показывает, что на сегодняшний момент, при отсутствии единой теории и методологии толерантности, существует достаточно обширная практика ее формирования, что обусловлено актуальностью и практической значимостью проблемы. Существующие на сегодняшний день программы, как правило, узконаправленны, ориентированы на формирование терпимого отношения к конкретной социальной группе, этносу [1,2].

Теоретический анализ позволил нам выделить основные подходы к формированию толерантности в отечественно психологии.

Первый подход можно условно обозначить как структурный [3]. Формирующее воздействие строиться на базе представлений о толерантности как о некотором сложном многокомпонентном образовании. На основании содержательного и/или функционального анализа каждого из компонентов определяется некоторый набор знаний и навыков, усвоение которых позволяет субъекту откорректировать свои представления о представителях другой нации, более эффективно взаимодействовать с партером по общению, избегать конфликтных ситуаций и т.п. Социально-психологические тренинги и практикумы в данном случае могут быть направлены на развитие или коррекцию какого-то одного из структурных компонентов (например, когнитивного или поведенческого) или всех выявленных компонентов толерантности. Второй подход реализуется в сфере педагогической психологии и, как правило, связан с образовательной практикой. Его суть условно можно обозначить как создание в рамках образовательного процесса психо-лого-педагогических условий, способствующих формированию толерантности у учащихся [1,2,4]. Оба подхода не учитывают или учитывают не в полной мере внутренние условия личности.

Мы полагаем, что подбор средств обучающего и психологического воздействия при разработке коррекционных программ, нацеленных на снижение нетерпимости в социальной среде, должен осуществляться с учетом тех свойств и особенностей личности, которые способствуют нетерпимости в отношении других людей. Необходимо не только обучать бесконфликтным способам взаимодействия, но и ра-

ботать над осознанием и корригированием внутренних причин интолерантности. Такой подход в сравнении с существующей практикой имеет целый ряд преимуществ.

1. Позволяет решать проблему повышения толерантности не по отношению к одной социальной группе, а в целом.

2. Способы обращения с другими людьми в общении формируются естественным образом — как некоторый индивидуальный стиль, в соответствии с психологической индивидуальностью личности.

3. Опосредованный подход к формированию толерантности позволяет обойти сопротивление и эффективно работать не только в умеренно терпимой среде, но и, что очень важно, с людьми нетерпимыми. Происходит смещение акцента с объекта отношения на саму личность, коррекционная работа трансформируется в саморазвитие, самосовершенствование.

В 2006 г. на базе Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого нами было проведено срезовое психодиагностическое исследование с использованием опросника коммуникативной толерантности (В .В .Бойко), модифицированного теста «Незаконченные предложения» Сакса— Леви для диагностики отношения к разным социальным группам, теста Кеттелла (16РБ — форма С), методики Шварца, для изучения системы ценностей личности. В исследовании приняли участие 268 человек — 145 юношей и 123 девушки в возрасте от 18 до 22 лет. В результате были выявлены личностные черты и особенности диспозиционной сферы, способствующие толерантному и интолерантному отношению к другим людям у студентов:

— в эмоционально-волевой сфере это напряженность (р < 0,001), эмоциональная устойчивость (р < 0,001), чувствительность (р < 0,05), социальный самоконтроль (р < 0,05);

— в коммуникативной сфере личности — подозрительность, эгоцентричность (р < 0,001), прямолинейность (р < 0,01), общительность (р < 0,01), социальная смелость (р < 0,05);

— в сфере самоотношения — адекватность самооценки (р < 0,001);

— в системе ценностей: на уровне убеждений это значимость самотрансцендентности (р < 0,001) и консерватизма (р < 0,001) у толерантных и самовоз-вышения (р < 0,001) и гедонизма (р < 0,01) у интоле-рантных; в поведении ориентация на самовозвышение (р < 0,001), стремление к чувственным удовольствиям

(р < 0,001) и готовность к изменениям (р < 0,001) у интолерантных и консерватизм (р < 0,05) у толерантных.

Таким образом, толерантной личности в отличие от интолерантной свойственны удовлетворенность, расслабленность, спокойствие, невозмутимость, эмоциональная устойчивость, способность выдерживать длительное нервное напряжение, хорошая способность к торможению своих импульсов. Толерантные люди более благожелательны по отношению к другим, открыты, общительны, активны в устранении конфликтов; имеют высокую самооценку и высокий уровень саморегуляции в социальных контактах; готовы иметь дело с чем-то новым, с незнакомыми людьми.

В ценностной сфере у толерантных значимые мотивационные цели — стабильность, бесконфликтность, безопасность, терпимость, благополучие всех людей и природы. Им свойственно просоциальное поведение, уважение собственных и иных культурных и религиозных традиций и обычаев. Им не столь важна собственная значимость, сколько благополучие общества в целом и близких людей. У интолерантных же — стремление доминировать, властвовать, управлять другими людьми и ресурсами, гедониз. В общении им свойственны акцентирование неравенства, доминирование над партнером, подчеркивание личных достижений.

Анализ на структурном уровне позволил вскрыть базовые свойства, объединяющие вокруг себя другие факторы. У толерантных это эмоциональная устойчивость, социальный самоконтроль, общительность и низкий уровень эгоцентризма и подозрительности. Ядром структуры ценностей у интоле-рантных является самовозвышение на уровне поведения и гедонизм как жизненный принцип.

В соответствии с целью нашего исследования при разработке коррекционной программы, на наш взгляд, нецелесообразно учитывать все выявленные внутренние факторы. Во-первых, это приведет к размыванию целей, а следовательно, к снижению эффективности формирующего воздействия. При ограниченных временных рамках необходимо сконцентрировать внимание на наиболее выраженных качествах, провоцирующих нетерпимость или способствующих толерантности. Тем более, что уровень достоверности различий при статистической обработке данных зависит от многих условий, в том числе от размеров выборки, поэтому мы будем учитывать не все выявленные черты, а только те, при оценке значимости которых вероятность ошибки близка к нулю. Во-вторых, необходимо обратить внимание на те факторы, которые выступают как ядра всей структуры свойств, превращая ее в единую способность, проявляющуюся в терпимом отношении к иному либо в комплекс ин-толерантности.

Таким образом, при формировании общей коммуникативной толерантности предметом коррекционной работы, с нашей точки зрения, должны стать следующие свойства и особенности личности:

— в эмоционально-волевой сфере — эмоциональная неустойчивость, излишняя напряженность, фрустрированность, подверженность чувствам, низкий социальный самоконтроль;

— в коммуникативной сфере — эгоцентричность, подозрительность, излишняя строгость в оценках других людей;

— в сфере самоотношения — низкая самооценка;

— в ценностной сфере — ценность самовозвы-шения на уровне убеждений и на уровне поведения.

Вышеназванные характеристики позволяют нам сформулировать основные направления психологической коррекции: 1) развитие навыков самоконтроля, рефлексии и управления своим эмоциональным состоянием; 2) обучение различным способам релаксации, снятия излишнего эмоционального напряжения; 3) работа с оценочностью и критичностью: снижение негативизма в оценках, развитие способности к множественной интерпретации, т. е. более гибкому оцениванию проявлений другого человека; 4) коррекция отношения к оппоненту через развитие децентрации — навыка осознанного управления позицией восприятия; 5) рефлексия собственной позиции в общении, осознание того, как влияет позиция, занимаемая партнерами, на ход общения и психологический настрой оппонентов; 6) работа с оценочными и дескриптивными убеждениями, осознание своих иррациональных убеждений и замена на более эффективные; 7) повышение самооценки, развитие способности к позитивному самооцениванию.

Реализовать поставленные цели формирующего воздействия можно наиболее эффективно в рамках личностно-ориентированной, поведенческой и когнитивной моделей психологической коррекции. Так как проблемы участников тренинга лежат прежде всего в сфере отношений с другими людьми, для реализации обозначенных целей наиболее удачной формой коррекционного и развивающего воздействия, на наш взгляд, является тренинг. Тренинговая группа в данном случае выступает как уменьшенная модель социума.

По итогам исследования в 2007 г. была разработана программа тренинга общей коммуникативной толерантности (ОКТ). В тренинге использованы приемы и методы, характерные для энкаунтер-групп, Т-трупп, групп РЭТ, также включены элементы психодрамы и нейролингвистического программирования. Программа прошла апробацию на базе Гуманитарного института НовГУ. По итогам диагностики студентам второго курса исторического факультета с низкими и средними показателями общей коммуникативной толерантности было предложено участие в социальнопсихологическом тренинге, направленном на повышение личной эффективности в сфере социальных отношений. Из них была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли 9 девушек и 7 юношей.

Эффективность тренинга оценивалась по изменениям у участников уровня толерантного отношения к другим людям в целом. Данные параметры на поведенческом уровне измерялись с использованием опросника ОКТ В.В .Бойко. При формировании в группу вошли 6 человек с низкими показателями ОКТ и 10 — со средними. Контрольное обследование после тренинга выявило 4 человека с низкими показателями, 5 — со средними и 7 — с высокими показателями ОКТ. Динамика уровня толерантности у испытуемых вследствие формирующего воздействия представлена в табл.1.

Таблица 1

Динамика уровня общей коммуникативной толерантности у испытуемых вследствие формирующего воздействия (в %)

Уровень ОКТ До тренинга После тренинга

Высокий — 43,75

Средний 62,5 31,25

Низкий 37,5 25

До эксперимента средний показатель ОКТ, свидетельствующий о степени интолерантности в группе, составлял 57 баллов, после эксперимента он снизился до 47 баллов. Для оценки достоверности сдвигов использовался непараметрический парный Т-критерий Вилкоксона. Математическая обработка данных показала, что изменения достоверны на уровне значимости р < 0,001 (Т = 10,5).

На рисунке можно видеть, что после тренинга у испытуемых произошло снижение всех проявлений интолерантности в общении. Под номерами 1-9 обозначены следующие особенности интолерантного поведения: 1) отсутствие стремления понять или принять индивидуальность партнера по общению; 2) ориентация на самого себя в качестве эталона при оценивании поведения, образа мыслей или отдельных характеристик других людей; 3) категоричность в оценках других людей, стремление регламентировать проявления индивидуальности другого в соответствии с собственными представлениями; 4) нежелание скрывать, сглаживать отрицательные эмоциональные реакции при столкновении с некоммуникабельностью партнера; 5) стремление перевоспитать своего партнера, требование принять вашу точку зрения; 6) стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным; 7) неумение прощать другому его ошибки, непреднамеренно причиненные вам неприятности; 8) нетерпимость к проявлениям состояния физического или психологического дискомфорта партнера; 9) низкая адаптация к партнеру по общению [5].

[□До тренинга □ После тренинга |

Динамика проявлений интолерантности в общении у участников эксперимента

В результате участия в формирующем эксперименте у испытуемых изменился не только уровень ОКТ, но и показатели типологической толерантности

— отношение к конкретным социальным группам [5]

— несмотря на то, что напрямую в тренинге работа в направлении повышения этнической, расовой, возрастной, имущественной терпимости не велась. Типологическая толерантность измерялась с помощью модифицированной нами проективной методики «Незаконченные предложения». Оценивалось отношение респондентов к следующим социальным группам: старики, люди других национальностей, приезжающие в Россию в поисках работы, студенты с черным цветом кожи, люди с очень высоким уровнем доходов.

Достоверность сдвигов оценивалась при помощи Г-критерия Вилкоксона. Итоги математической обработки данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах формирующего эксперимента, результаты которой представлены в табл.2, показывают, что тренинг достиг своей цели.

Таблица 2

Динамика отношения к некоторым социальным группам у испытуемых вследствие формирующего эксперимента

Социальные группы Средний балл Уровень значи- мости

До После

Пожилые люди -0,56 1,56 Р < 0,05

Люди иной национальности, приезжающие в Россию в поисках работы -4,38 -2,44 Р < 0,01

Чернокожие студенты-иностранцы 1,25 2,31 Р < 0,05

Россияне с высоким уровнем доходов -4,63 -2,5 Р < 0,01

Таким образом, на основе количественного и качественного анализа полученных данных можно сделать вывод, что предложенная нами программа опосредованного формирования коммуникативной толерантности вполне эффективна.

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. // Вопросы психологии. 2003. №3 С.78-82.

2. Бадмаева С.В. // Начальная школа. 2006. №6. С.109-110.

3. Кожухарь Г.С. // Вопросы психологии. 2006. №2. С.3-12.

4. Карпов А.О. // Педагогика. 2006. №3. С. 13-21.

5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Наука, 1996. С.200-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.