Научная статья на тему 'Изучение толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья'

Изучение толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
826
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Нина Юрьевна

Необходимым условием успешной социальной адаптации людей с ОВЗ является умение налаживать продуктивные взаимоотношения с окружающими их людьми. Статья посвящена исследованию толерантного сознания у умственно отсталых школьников, возможности применения традиционных методик для диагностики его уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 159. 97+376. 4

Ефимова Нина Юрьевна

Старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Института детства НГПУ, [email protected], Новосибирск.

ИЗУЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ возможностями здоровья1

Аннотация. Необходимым условием успешной социальной адаптации людей с ОВЗ является умение налаживать продуктивные взаимоотношения с окружающими их людьми. Статья посвящена исследованию толерантного сознания у умственно отсталых школьников, возможности применения традиционных методик для диагностики его уровня.

Ключевые слова: толерантность, толерантное сознание, школьники с умственной отсталостью.

Efimova NinaYurievna

Senior lecturer of the Department of pedagogy and methods of primary education at the Institute of childhoodNGPU, [email protected], Novosibirsk.

STUDY OF TOLERANCE OF CHILDREN wITH DISABILITIES

Abstract. A prerequisite for successful social adaptation of people with disabilities is the ability to build productive relationships with the people around them. The articleis devoted tothe studyof tolerancein mentally retardedpupils,the possibility of usingthe traditionaltechniquesfor the diagnosis ofhis level.

Keywords: tolerance, tolerance, students with mental retardation.

Человеческий мир - это непрекращаю-щееся общение между людьми разными по социальному статусу, интеллектуальному и моральному облику. Чтобы жить в этом мире, надо общаться и по желанию, и по необходимости.

Термин толерантность появился давно, но до его появления люди уже говорили о необходимости терпимого отношения друг к другу. Наиболее близким ему по значению в русском языке является слово «терпимость». Его пассивный оттенок, часто ассоциируется с непротивлением. Толерантное же отношение к людям, к миру, напротив, проявляет себя в активной жизненной позиции, предполагает понимание другой культуры, явления, позиции, при этом толерантная личность сохраняет свои взгляды и принципы. Толерантность свидетельствует об открытости участников диалога, об их «взаимопро-ницаемости».

Е. Ю. Клепцова предлагает рассматривать толерантность «...как минимум в трех

аспектах: во-первых, в качестве овладения определенной философией толерантности как ценностью; во-вторых, как культуру толерантного сознания; в-третьих, как отношение к соответствующей действительности, воплощающееся в реальном поведении»[4, с. 14]. Рассматривая толерантность как систему отношений, Е. Ю. Клепцова определяет и понятия, тесно связанные с толерантностью - это терпимость и нетерпимость. При их линейном расположении толерантность помещается в центре, разграничивая эти полярные категории.

Проблемы нетерпимости (или интоле-рантности) можно обнаружить в любой области общественного устройства, в любой среде, где присутствует человеческая деятельность и социальные взаимоотношения. Они, как правило, проявляются во взаимоотношениях с «непохожими» или «иными».

Реформы всистеме образования стали для России обычным явлением, уже никого не удивляют идеиинтегрированного и инклю-

‘Статья подготовлена в рамках ПСР ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2012 гг.

зивного образования, все знают, что задуманы они для встраивания «непохожих» детей и подростков в систему массового обучения и воспитания. Налаживание взаимотоле-рантных отношений - необходимый компонент социальной адаптации людей с ОВЗ и их успешной самореализации.

Экспресс-опросник Г. У Солдатовой, Л. А. Шайгеровой «Индекс толерантности» разработан для нормально развивающихся подростков с целью диагностики отношения к некоторым социальным группам, коммуникативных установок, этнической толе-рантности-интолерантности [5, с. 46].

Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой задачу исследовать уровень толерантности в группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащимся с лёгкой степенью умственной отсталости 15-17 лет предлагалось ответить на 22 вопроса, выбирая один из шести ответов по субшкалам: этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности. Соблюдая условия методики, учащиеся отвечалипосле предварительной инструкции письменно и самостоятельно.

Низкий уровень толерантности (от22-60 баллов) показал 1 учащийся (51 балл), что составило 5% от общего количества опрошенных. 17 учащихся из 19 дали ответы соответствующие среднему уровню (от 61-99 баллов). Они составили 89%. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, но в целом они довольно терпимо относятся к окружающим. Только 1 учащийся (5%,102 балла) был отнесён к группе с высоким уровнем толерантности (99-132 балла).

На графике это выглядит следующим образом. (см. рис. 1).

Определённое количество опрошенных затруднялось в оценке вопросов, связанных с отношением к людям другой национальности по причине отсутствия подобного опыта и недостаточных представлений по этой теме. В процессе работы они уточняли смысл вопроса, сомневались в ответе. Отчасти по этой причине выявлен низкий уровень этнической толерантности у 26% респондентов, 74% показали средний уровень. В тоже время из-за отсутствия личного опыта в общении с представителями иных куль-

тур учащиеся не показали высокого уровня.

В субшкале «социальная толерантность» высокий уровень выявлен у 26% опрошенных, 74% показали средний уровень. Отвечая на вопросы анкеты, они сочувствовали преступникам, верили, что их можно перевоспитать, хотели помогать больным людям.

Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Низкий уровень отмечен у 16% респондентов, средний - у 47%, высокий - у 37% опрошенных.

Для подтверждения или опровержения полученных данныхмы применили тестирование с помощью «Вопросника для измерения толерантности» (В. С. Магун, М. С. Жамкочьян, М. М. Магура)[5, с. 51].

Все вопросы анкеты направлены на выявление, прежде всего, толерантностивербаль-ного поведениялюдей по отношению к представителям других наций, культур, иных взглядов, к отступлениям от общепринятых норм и стереотипов, к сложности и неопределенности окружающего мира.

Обучающимся предлагается 48 утверждений.

от -90 до -45 баллов по «минусовым» ответам - высокий уровень интолерантности (ИТ). Таких показателей в группе испытуемых нет.

от -45 до 0 баллов по «минусовым» ответам - невысокий уровень интолерантности. По результатам опроса - 15 учащихся из 19 соответствуют данному параметру (79%). Разброс показателей от -1 до -19.

от 0 до 45 баллов по «плюсовым» ответам - невысокий уровень толерантности. Четверо учащихся набрали баллы в этом диапазоне (21%). Разброс значений минимальный - от 2 до 8 баллов.

от 45 до 90 баллов по «плюсовым» ответам - высокий уровень толерантности (Т). По данным опроса таких показателей нет.

2. Область значенийполученных показателей выделена на графике. ( см. рис. 2).

Визуально можно определить, что уровень толерантности средний. Нет преимущественных отклонений ни в сторону толерантности, ни в сторону интолерантности. Исходя из особенностей данной категории обучающихся, поведение в критической си-

Ср.

Рис. 1. Области показателей толерантности

-90

-45

45

90

Рис. 2. Области значений показателей толерантности

Т Т

ин

0 15 30 45 60 75 Т_90 ~^105 120 135

еысТ срТ срИНТ еысИНТ

Рис. 3. Области показателей толерантности

туации будет носить ситуативный характер.

«Ярко выраженной особенностью высшей нервной деятельности данной категории детей является нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Это нарушение связано с недоразвитием второй сигнальной системы. Умственно отсталые дети в большеймере руководствуются наглядными восприятиями, чем словесной инструкцией, и последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке опыта» [6, с. 43]. Именно поэтому реакция на теоретически представленный вопрос может значительно отличаться от поведенческой реакции умственно отсталого подростка в конкретной ситуации.

При анализе результатов следует учитывать не только фактически полученные данные опросника, но и сведения из наблюдений за выполнением теста. Учащиеся не сразу понимали смысл вопроса, не могли припомнить подобных жизненных ситуаций, в связи с этим высока вероятность недостоверности полученных данных, т. е. ответа наугад. Кроме того, подростки могли отвечать на вопросы, опираясь не на собственный опыт, а на знания, полученные в процессе обучения. На практике же слабость

мыслительных процессов,скорее всего, не позволит воспитаннику быстро освоиться в новой ситуации.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко также позволяет диагностировать толерантные и интоле-рантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению, типологической - отношением к собирательному типу или группе людей. Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности [5, с. 60].

Пункты опросника в соответствии с направленностью сгруппированны в 9 шкал. Объединив индивидуальные показатели по всем девяти шкалам, мы вынесли их средние значения на числовую прямую. (см. рис. 3). Наивысший показатель толерантности стремится к 0, крайним инто-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_____________________________

Таблица1

Обобщённые результаты диагностики

Показатель чел. %

Высокий уровень толерантности (высТ) 3 14

Средний уровень толерантности (срТ) 12 57

Средний уровень интолерантности (срИТ) 6 29

Высокий уровень интолерантности (высИТ) 0 0

лерантным установкам соответствует 135 баллов. Также как и на предыдущих графиках показания, в основном, попали в зону толерантности (условно выделим её от 0 до 67,5). Можно выделить зону показателей среднего уровня толерантности (от 33. 75 до 67,5) и среднего уровня интолерантности (от 67,5 до 101. 25). (Таблица 1)

Итак, для исследования уровня толерантности у умственно отсталых школьников в возрасте 15-17 лет были использованы три диагностические методики, в результате исследования получен следующий результат.

Уровень толерантности средний. Анализ результатов показывает, что для респондентов характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Данная группа обучающихся не имеет твёрдых как негативных, так и позитивныху-беждений по отношению к представителям других наций, выходцам из других мест, представителям иных культур, к иным взглядам, к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов, к сложности и неопределенности окружающего мира по причине отсутствия личного опыта и слабости функций анализа и синтеза. Исходя из особенностей данной категории обучающихся,

поведение носит ситуативный характер.

Чтобы убедиться в достоверности полученных результатов, необходимо рассмотреть саму возможность измерения уровня толерантности у школьников со сниженным интеллектом.

В основе толерантного отношения, по мнению Е. Ю. Клепцовой, лежат волевые качестве личности такие, как выдержка, самообладание и самоконтроль. Выдержка особенно ярко проявляется при переходе от решения к действию, если немедленная реализация плана нецелесообразна, и необходимо затормозить спонтанное желание. Когда необходимо усилить ведущий мотив, заставить себя все-таки исполнить принятое решение вопреки отвлекающим побуждениям или замаскировать внешние проявления внутреннего напряжения, на помощь выдержанности приходит самообладание, являющееся также волевым качеством личности. Выдержка и самообладание могут сочетаться с самоконтролем, который предполагает наличие устойчивых волевых качеств. Уровень сформированности этих качеств зависит от степени волевой тренированности личности, и как психологический механизм дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. «Затем терпение как психическое

Таблица 2

Ключевые качества личности

Толерантная личность Умственно отсталый подросток

Выдержка Нестабильность

Самообладание Ситуативное поведение

Самоконтроль Снижение самоконтроля

Воля Внушаемость, ведомость

Терпеливость Нетерпение

Эмоциональная устойчивость Эмоциональная нестабильность

Эмпатия Разный уровень эмпатии, включая крайние проявления

Уверенность в себе Неуверенность

Ответственность Уход от ответственности

Конструктивный подход Страх новой ситуации

вление закрепляется и перерастает в терпеливость, выступающую уже как личностное свойство. Обязательным компонентом терпеливости является эмоциональная устойчивость, а значит, она станет и компонентом толерантности» [4, с. 33].

Теперь следует задать вопрос, в какой мере эти качества характерны для умственно отсталого школьника? (табл. 2).

Практические наблюдения за поведением учащихся коррекционной школы свидетельствуют о том, что выдержка, самообладание в малой степени свойственны воспитанникам. «Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том, что дети ничем не корригируют своих чувств сообразно ситуации» [6, с. 168].

Рассматривая оставшиеся характеристики: уверенность в себе, ответственность, конструктивный подход, мы также обнаружим несостоятельность данной категории обучающихся по этим показателям. Л. С. Выготский писал, что «именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка».

Перед исследованием встаёт вопрос, каким образом учащиеся с лёгкой степенью умственной отсталости показывают достаточный уровень толерантности, не имея личностных к тому предпосылок. Ответ надо искать в области деятельности, а именно, в поведении подростков в конкретной, практически возникшейобстановке. Усвоенные школьниками речевые эталоны и понятия, в некоторой степени регулирующие их деятельность, могут оказаться бесполезными в конкретной сложившейся бытовой ситуации. Именно реальная задача может оказаться невыполнимой по причине неумения контролировать своё эмоциональное состояние, непосредственные импульсы и желания, слабость ориентировочного рефлекса. Поэтому приведённые выше данные диагностики всё же следует считать не показателями толерантного сознания, а признаками терпимого отношения к окружающему в совокупности с хорошей обученностью.

Вопросник для измерения толерантности (В. С. Магун, М. С. Жамкочьян, М. М. Ма-гура) был разработан, чтобы оценить эффективность влияния тренинга толерантностина взгляды и оценки старшеклассников. Анкетирование проводилось дважды: до и после спе-

циальных занятий. Авторы вопросника обнаружили значительные изменения в уровне толерантного сознания нормально развивающихся старшеклассников после проведения тренинга, ими был сделан вывод о том, что толерантное сознание формируется в специально созданных педагогических условиях.

Сознание умственно отсталого школьника также поддаётся педагогическому воздействию, хотя и отличается своеобразием. Не подлежит сомнению, что обогащение социального опыта происходит в конкретных межличностных взаимодействиях. В отличие от здорового сверстника ребёнок с интеллектуальной недостаточностью усваивает не способы действий с возможностью их переноса в новые условия, а накапливает конкретные ситуативные штампы и актуализирует их в подобных ситуациях.

Для того чтобы у учащихся с умственной отсталостью формировались именно толерантные качества необходимо перевести этот компонент из вербального в деятельностный. В получении устойчивого результата следует применять методысистемной организации занятий, внутри которой необходимо инициировать практическую деятельность воспитанников, давать им возможность проявлять себя в любом качестве, закреплять толерантный вариант поведения, помогать осознавать свой выбор и подтверждать его совместной нравственной оценкой.

Библиографический список

1. Агавелян О. К., Иванова М. В., Особенности распознавания эмоциональных контекстов по голосу подростками с проблемами в развитии // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 02. - С. 449-452.

2. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - Москва: МГУ - 2001. - С. 8-18.

3. Вопросник для измерения толерантности // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности. - Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова. - 2003. -112с.

4. Клепцова Е. Ю. . Психология и педагогика толерантности. Пособие для ВУЗов. Москва: Академический проект. - 2004. - 175 с.

5. Психодиагностика толерантности личности. - Москва: Смысл. - 2008. - 172 с.

6. Рубинштейн С. Я. . Психология умственно отсталого школьника. - Москва: Просвещение. -

1986. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.