€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШЙЙЙЙЙЙ
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Д. В. Ефимова (Пензенская государственная технологическая
академия)
В статье раскрывается проблема формирования толерантности у подростков с задержкой психического развития. Приводятся результаты многолетней работы автора над данной проблемой, свидетельствующие о наличии потребности в коррекции у них общего уровня толерантности и этнической толерантности в частности.
Ключевые слова: толерантность; интолерантность; подростковый возраст; задержка психического развития.
При существующем ныне высоком уровне цивилизации до сих пор не изжиты расовые предрассудки и национальные разночтения. Ненависть, передающаяся из поколения в поколение, враждебность и агрессивность, антагонизм и подозрительность стали почти биологическими характеристиками человека. Впитав эти чувства в детстве, уже трудно от них освободиться. Современность диктует задачу формирования толерантности «сегодня» ради мирной жизни «завтра».
Проблема толерантности закреплена в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г. В ней определено, что «толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира». На сегодняшний день существует множество определений и градаций данного понятия, но в связи с многоаспектностью данного феномена единого подхода к нему пока не найдено. Толерантность толкуется как миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого», как человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, не нарушая при этом прав и свобод других людей. В то же время толерантность — это не уступка, снисхождение или потвор-
ство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
С. К. Бондырева определяет толерантность как способность индивида воспринимать без агрессии мнения, отличающиеся от собственных, а также особенности поведения и внешности других индивидов. Разумеется, толерантность имеет и должна иметь свои пределы. Например, если выстроить пирамиду мнений, которые отличаются от нашего, то до какого-то уровня это будут мнения, к которым мы относимся спокойно, но с определенного — уже непримиримо. Толерантность, проявляющаяся в способности индивида без возражений и противодействия воспринимать отличные от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов — это доминанта отказа от агрессии. Но всегда ли подобное возможно? Очевидно, что нет: как по причине особенностей конкретного индивида, так и исходя из существа дела. Интолерантность тоже имеет право на существование, но в четко определенных случаях (ситуациях). Интолерантность — это проявление не-безразличия, тогда как толерантность может быть как активной (на основании небезразличия), так и пассивной (на основании равнодушия) [2, с. 5].
На наш взгляд, важно не упустить возможность воспитания толерантности в период отрочества, когда человек прорастает из детства в новое состояние, © Ефимова Д. В., 2009
№ 3, 2009
переживает становление своей личности. Именно в отрочестве (в период 14—16 лет) начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению как личности. В этот период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях: 1) освоения и овладения всем диапазоном социального пространства,
2) рефлексии на свой внутренний, интимный, мир (через самоуглубление и обособление от сверстников, близких, всего макросоциума) [3]. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все это помогает ему отстаивать свое право быть личностью [3].
Два новообразования возраста — это развитие рефлексии и, на ее основе, самосознания. Развитие рефлексии у подростка не ограничивается только внутренними изменениями самой личности. В связи с возникновением самосознания становится возможным и неизмеримо более глубокое понимание других людей; развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, зависит от культурного содержания среды. Происходит второе рождение личности. Подросток начинает задаваться вопросами «Что я такое?», «Кто я?». Основное новообразование этого возраста — социальное сознание, перенесенное внутрь. Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь человека [2]. Это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток — уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия состав-
ляет основу для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, в пользу мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества — значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле [1].
Конструктивная толерантность как итог личностного развития — это качество отдельной личности. Понятие конструктивной, или оптимальной, толерантности предполагает общую диалогическую направленность субъекта, определенный уровень развития личности, личностной зрелости. Развитая личность (конструктивно толерантная, диалогичная и т. п.) есть результат преодоления перестройки негативных черт в структуре этой личности. Отсутствие того, что следует «перестраивать», материала для строительства новых востребованных личностных качеств, как правило, приводит не к развитию, а к выражению личностной незрелости, нетерпимости. Одним из проявлений личностной незрелости, на наш взгляд, выступает задержка психического развития (ЗПР). Нас интересует, насколько развита толерантность у подростков с данным диагнозом.
К сожалению, на сегодняшний день в научной литературе нами не обнаружено исследований толерантности у подростков с ЗПР. Задержка психического развития — это различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Данная категория была выделена в связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложненные программы обучения. Комплексное и системное изучение задержки психического развития в отечественной дефектологии началось в 60-е гг. XX в. и про-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
должается до сих пор. Одним из вопросов первостепенной значимости является определение критериев дифференциации ЗПР от легких вариантов умственной отсталости.
Принципиальными в этом плане являются следующие факторы:
1) парциальность психического недоразвития: у детей с ЗПР наряду с нарушенными либо незрелыми психическими функциями обнаруживаются и сохранные, в то время как для умственной отсталости характерна тотальность психического недоразвития. Более того, в случае задержанного психического развития, как правило, отмечается незрелость межсистемного взаимодействия (интеграции) психических процессов, которое, по сути, обеспечивает познавательную (интеллектуальную) деятельность;
2) способность к обучению по общеобразовательным программам: дети с ЗПР могут усвоить учебный материал в объеме общеобразовательной средней школы при условии разумного распределения нагрузки, организации специального режима занятий и учета индивидуальных особенностей;
3) достаточно высокая восприимчивость к помощи: школьники с ЗПР, как правило, способны воспользоваться опосредованной помощью со стороны учителя в виде наводящих вопросов, уточнения задания, предваряющих упражнений, организации учебной деятельности и т. п., тогда как умственно отсталым в случае затруднения обычно требуется непосредственный показ способа действия, поскольку оказания опосредованной помощи им недостаточно;
4) способность к логическому переносу усвоенных знаний и приобретенных навыков на новые условия: дети с ЗПР могут пользоваться усвоенным способом действия в изменившихся условиях, в то время как умственно отсталыми даже незначительное их изменение воспринимается как совершенно новая, незнакомая ситуация.
Таким образом, несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с ЗПР имеются предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним. Однако при его реализации необходимо учитывать, что «задержка психического развития» — понятие, объединяющее весьма разнообразные состояния, классификацию которых можно найти в трудах У. В. Ульенковой, К. С. Лебединской, М. С. Певзнер и др.
Одним из этапов нашего научного исследования являлось определение индекса толерантности и ее субшкал: этнической, социальной и личностной составляющих толерантности у подростков с диагнозом ЗПР, обучающихся в специализированной коррекционной школе.
В связи с большой сложностью, многозначностью, противоречивостью и динамизмом изучаемого феномена в работе были использованы методологические принципы отечественной психологии. Особое внимание уделялось положениям и выводам современной отечественной психологической науки о природе феномена толерантности как интегральной характеристики личности в ракурсах психологической устойчивости, системы позитивных установок, совокупности индивидуальных качеств, системы личностных и групповых ценностей.
В качестве общей методологической основы нашего исследования выступили работы У. В. Ульенковой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Петровского и др.
Исследование базировалось на следующих подходах:
— к проблеме диалогического взаимодействия как основы толерантного отношения (В. С. Братченко и др.);
— изучению оптимальной толерантности (С. К. Бондырева и др.);
— рассмотрению взаимосвязи терпимости и толерантности (И. С. Кон и др.);
№ 3, 2009
— рассмотрению взаимосвязи толерантности с уровнем национального самосознания (Г. У. Солдатова и др.);
— анализу толерантности — интоле-рантности (Л. М. Дробижева и др.);
— изучению этнической толерантности (Дж. Берри и др.);
— проблеме толерантности как социальной нормы (А. Г. Асмолов и др.);
— проблеме толерантности как вида конструктивного общения (А. М. Байбаков и др.).
В обследовании приняли участие 135 подростков с диагнозом ЗПР в возрасте 12—16 лет. Экспериментальной площадкой послужила специальная коррекционная школа г. Н. Новгорода.
Для исследования индекса толерантности был применен метод тестирования и математико-статистический анализ. Инструментальным оснащением нашего исследования послужил экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова и др.). Учащимся предлагалось ответить на вопросы, содержащиеся в вопроснике. Тестирование проводилось в
группе. Перед началом работы до испытуемых доводилась цель исследования, подчеркивалась анонимность результатов. Испытуемым предъявлялись бланки для регистрации ответов и методика, состоящая из 22 вопросов и 6 вариантов ответов. Для количественного анализа подсчитывался общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивался балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» — 1 балл, «полностью согласен» — 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваивались реверсивные баллы («абсолютно не согласен» — 6 баллов, «полностью согласен» — 1 балл). Затем полученные баллы суммировались.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществлялась по следующим ступеням: 22—60 — низкий уровень; 61—99 — средний; 100—132 — высокий. Для качественного анализа аспектов толерантности использовалось разделение на субшкалы: этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
% 80
78-
76-'
74-
72-
70
68
66
79
73
72
72
71
5 классы 6 классы 7 классы 8 классы 9 классы
Р и с. 1. Показатели средних величин индекса толерантности у подростков с ЗПР 5—9 классов, обучающихся в специальной коррекционной школе
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Анализ полученных данных по всей выборке, представленный на рис. 1, свидетельствует о том, что у подростков с ЗПР с 5 по 9 классы включительно результаты находятся в диапазоне 61—99 баллов, т. е. соответствуют среднему уровню толерантности. Следовательно, для них характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Отметим, что у 5-классников уровень толерантности выше, чем у остальных подростков.
При анализе соотношения показателей индекса толерантности было обнаружено, что высокого уровня толерантности нет ни в одном классе данной коррекционной школы, а соответственно нет и обладателей выраженных черт толе-
рантной личности. Не выявлены подростки с размытыми «границами толерантности», вызванными психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию; демонстрирующими высокую степень социальной желательности. Средний уровень толерантности (61—99 баллов), характеризующийся сочетанием как толерантных, так и интолерант-ных черт в различных социальных ситуациях, представлен на 100 % — в 5; 8; 9 классах, на 81 — в 7 и на 70 % — в 6 классах. Обладатели низкого уровня толерантности (22—60 баллов), со свойственными им высокой интолерантно-стью и наличием выраженных интоле-рантных установок по отношению к окружающему миру и людям, составляют 19 % в 7 и 30 % — в 6 классах (рис. 2).
ш
Р и с. 2. Соотношение показателей индекса толерантности у подростков с ЗПР, обучающихся
в специальной коррекционной школе
Результаты качественного анализа аспектов толерантности позволяют говорить о том, что наименее развита у подростков сфера этнической толерантности, показатели которой колеблются от 20 до
22 %. Более развитыми оказались сферы социальной толерантности и толерантности как черты личности с показателями, находящимися в пределах 24—29 % (рис. 3).
№ 3, 2009
9 классы
8 классы
7 классы
6 классы
5 классы
21 27 24
22 24 27
21 24 28
20 26 25
22 29 27
0%
20%
40%
60%
80%
100%
□ этническая толерантность
□ толерантность как черта личности
□ социальная толерантность
Р и с. 3. Показатели средних величин субшкал индекса толерантности у подростков с ЗПР, обучающихся в специальной коррекционной школе
Таким образом, проведенная диагностика позволила выявить потребность в развитии толерантности у подростков с задержкой психического развития, акцентировав внимание на этнической сфере, а также необходимости доразвития как социального, так и личностного аспектов толерантности, способствующих гармоничному развитию и успешной адаптации личности в социуме.
список
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. — М. : Наука, 1996. — 237 с.
2. Бондырева, С. К. Толерантность / С. К. Бондырева. — М. : Изд-во Московского пси-холого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. — 240 с.
3. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. — М. : Наука, 2000. — 326 с.
Поступила 08.07.09.
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СУБЪЕКТНЫХ СВОЙСТВ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
Л. Г. Майдокина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)
В статье подчеркивается необходимость развития субъектных свойств студента педагогического вуза, обосновываются модель и пути становления профессионально значимых субъектных свойств будущего педагога в процессе изучения курса «Психология».
Ключевыге слова: субъект; педагогическая деятельность; субъект педагогической деятельности; профессионально значимые субъектные свойства; становление профессионально значимых свойств субъекта.
В настоящее время в психолого-пе- субъектного становления человека. Так,
дагогических науках в значительной сте- защищены диссертации по проблемам
пени разработаны общие вопросы субъекта и субъектности (докторские —
© Майдокина Л. Г., 2009 97