взаимодействий является центральным фактором в структуре любой педагогической ситуации, имеющей место на учебных занятиях. Именно в налаживании плодотворного педагогического взаимодействия преподавателя со слушателями (курсантами), как показало проведенное исследование, завязывается центральный узел эффективности процесса их обучения и воспитания, проявляется уровень педагогического мастерства преподавателя.
Педагогическое взаимодействие - категория, характеризующая не только педагогическое общение, но и этико-профессиональную направленность, личностно-эмоциональный фон педагогической деятельности преподавателя военного вуза. Содержанием педагогического взаимодействия выступает обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с обучаемыми (воспитуемыми).
Педагогическое взаимодействие как педагогическая категория вытекает из понимания образовательного процесса в вузах как субъект-субъектного процесса: курсант не только и не столько объект учебно-воспитательных воздействий преподавателя, но и сам активный субъект, занимающийся самообразованием и самовоспитанием, заинтересованный в плодотворном учебно-познавательном сотрудничестве с преподавателем. Построение образовательного процесса с опорой на педагогическое взаимодействие в звене преподаватель - курсант позволяет гуманизировать отношения между ними, мобилизовать положительные стороны их личностей на решение общей задачи - формирование офицера, военного специалиста. Рассмотрение педагогической деятельности преподавателя с позиций педагогического взаимодействия (а не только педагогического воздействия) предполагает обязательный учет обратной связи, т.е. реакции обучаемых на то или иное воздействие преподавателя.
Установление педагогического взаимодействия преподавателя с курсантами на учебных занятиях - это и его функциональная задача как педагога, это и условие выполнения им плановых стратегических и тактических задач обучающего и воспитательного характера, это и показатель степени выраженности педагогического мастерства и уровня развитости педагогической техники.
Проводимый анализ основ педагогического мастерства преподавателя показывает, что представление о сущности данного явления неразрывно связано с понятием профессионально-педагогической культуры военного преподавателя, которое за последние годы изменялось от универсализма и энциклопедизма как профессиональных характеристик к лекторскому мастерству, ораторскому искусству, к профессионально-педагогической культуре как обобщенному показателю квалификации.
В современных условиях проблема совершенствования профессионально-педагогической культуры военного преподавателя выступает не только как объективная социальная потребность, но и как субъективная потребность военного преподавателя в росте профессиональной компетентности. Целью такого совершенствования является подготовка современного офицера не только как военного специалиста, но и как командира: эрудированного, способного видеть в подчинённых прежде всего личности. От педагогов во многом зависит само формирование новой, современной системы обучения, основанной на творческом отношении к делу, обусловленном творческим характером педагогического труда, который на уровне педагогического мастерства преподавателя проявляется в том, что педагог, несмотря на относительно устойчивое содержание педагогических умений, осуществляет инструментовку педагогических действий и приемов в возникающих педагогических ситуациях каждый раз заново, с учетом конкретных условий (учебных возможностей обучаемых, целей учебных занятий и т.д.). Преподаватель в каждой педагогической ситуации сталкивается с новой педагогической задачей и может решить ее качественно только при условии творческого и продуктивного выбора педагогических приемов. Поэтому творческое применение преподавателем педагогически целесообразных и продуктивных педагогических приемов обоснованно может быть отнесено к сущностным признакам внешнего проявления педагогического мастерства в педагогической деятельности.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТНОЕ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Е.Ю. Клепцова,
кандидат психологических наук, старший научный гуманитарного университета
Целевой вектор любого профессионального образования в совокупности всех его составляющих элементов задает сфера практической деятельности. Целевую детерминанту педагогического образования и его составной части - психологической подготовки - определяет педагогическая профессия.
Одним из главных компонентов педагогической профессии, определяющих содержание психологического образования, служит труд педагога. Труд педагога интегрирует в себе деятельность, общение, а также его личность.
Труд педагога включен в образовательный процесс и составляет особую педагогическую реальность. Педагог, в идеальном варианте, за время обучения в вузе и в результате практической деятельности овладевает методологией и технологией проектирования своей профессиональной деятельности, способами её рефлексии. Согласно Стратегии модернизации содержания общего образования одним из важных вопросов является определение ключевых компетенций. Данная проблема актуальна и в системе после-
сотрудник Вятского государственного
дипломного образования, когда, по сути, нет согласованных требований государственных образовательных стандартов к уровню дополнительного профессионального педагогического образования в системе подготовки и повышения квалификации. Компетенции определяются актуализированными профессиональными областями знаний, в которых они культивируются. В данном ракурсе эти компетенции имеет смысл определить как личностно значимые. Среди множества классификаций ключевых компетенций остановимся на авторской системе П.И. Третьякова, которым выделяются пять групп: самообразовательные и исследовательские, организационно-коммуникативные, конструктивно-проектировочные, социально-личностные, адаптивные [11]. В группе адаптивных компетенций педагога, управленца образования заслуженное место занимает терпимость.
Востребованность данного личностного свойства в педагогической практике видится нам в особенностях осмысления сложившейся на сегодняшний момент ситуации
в системе отечественного образования как разлома двух педагогических эпох и перехода от традиционной учебно-дисциплинарной педагогики к педагогике толерантности, ненасилия, партнерства, сотрудничества, взаиморазвития и сотворчества. В последние годы актуализировались исследования проблем толерантности, где толерантность выступает, с одной стороны, как некоторая философия, с другой - как отношенческая категория, и с третьей стороны - как культура толерантного сознания [1-5, 8-9, 10, 13]. В рамках идей толерантного сознания на особом месте стоит система отношений, которые, в свою очередь, могут быть терпимыми, толерантными и нетерпимыми [4, 5, 9, 13].
Под толерантностью нами понимается свойство личности, в котором выражается ее отношение к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляющееся в понижении сензитивности к объекту за счет задействования механизма терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).
Нами различаются понятия "толерантность" и ''терпимость''. Под терпимостью мы понимаем интегральное свойство личности, в котором выражается ее отношение к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляющееся в повышении сензи-тивности к объекту за счет задействования механизмов принятия (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль. Терпимость дихотомична нетерпимости. Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. В основе толерантности лежит интеллектуальное убеждение, похожее на конвенциальную договоренность сторон о границах сосуществования. Терпимость как личностное образование характеризует поведение, базирующееся на усвоении аксиологических принципов ненасильственного взаимодействия. Терпимое отношение неотделимо от внутренней мотивации этой формы активности, так как терпимость предусматривает просоциальное поведение, ненасильственное взаимодействие, бескорыстные действия, не сулящие человеку внешних наград, одобрений, восхищений, поощрений, иначе говоря, терпимость непрагматична по определению и по своей природе.
За пределами терпимости оказываются формы помогающего поведения, в основании которых могут лежать: корыстный расчет, эгоизм, прагматизм, самореклама, практицизм, злонамеренное воздержание и другие мотивы действий, связанные с соображением затрат и пользы от совершаемых поступков, например, альтруистический эгоизм Г. Селье. Подобные мотивы лежат в основе толерантного и нетерпимого поведения.
В педагогическом процессе проявление терпимого или нетерпимого отношения, например, к ребенку определяется, с одной стороны, тем, как педагогом разрешается противоречие между необходимостью со своей стороны предъявлять в соответствии с принятыми нормативами определённые требования к ребенку, и, с другой стороны, мерой реального воплощения этих требований ребенком.
Нетерпимое отношение к ребенку со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребёнок или взрослый по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым педагогом требованиям, начинает раздражать, провоцировать скрытые, а иногда и открытые формы агрессии, враждебного отношения. Отсюда понятно, что если ребенок не нравится педагогу, вызывает раздражение, невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, игнорирует либо эмоционально реагирует, пытается изменить поведение ребенка.
В свою очередь, терпимый специалист спокойно реа-
гирует на внешний вид, качества личности, поведение ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение, способен принимать детей, взрослых и их негативные качества, поведение такими, какие они есть, осознавать, что стоит изменять, а что не стоит, если же принимает решение об изменении, то делает это постепенно, ненасильственно, не причиняя излишнего ущерба личности. Такой специалист обнаруживает не только сам факт поступка, поведения, черты личности, которые могут раздражать, но и мотивы, факторы, условия, приводящие к этому, если он сам и испытывает раздражение по поводу того или иного ребёнка, то способен проявить выдержку, терпение, не обвиняет ребёнка, его родителей, других людей, которые якобы не оказали должного влияния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства, решать проблемы, работая как с самим ребёнком, так и его родителями и другими взрослыми.
В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда специалисту необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль. Как полагает Л.М. Митина, педагоги несут за их разрешение большую ответственность, чем другие люди, потому что в проблемные ситуации включены и их ученики и воспитанники - хитрые, шаловливые, тревожные, замкнутые, доверчивые и ранимые.
Выдержка, самообладание, самоконтроль позволяют «преобразовывать негативный аспект мыслей и чувств в позитивный: раздражение и гнев заменить спокойствием и терпением, зависть - доброжелательностью, коварство -великодушием, нетерпимость - состраданием, скепсис -надеждой» [7, с. 74].
Принятие, как психологический механизм терпимости, находит своё выражение в проявлении специалистом понимания, эмпатии, ассертивности к ребенку.
Понимание ребёнка, взрослого, внутренних причин его поведения меняет тип мышления педагога, помогает де-центрироваться, взглянуть на те же действия и поступки детей и взрослых с иных позиций.
Проявление терпимого отношения педагогом ставит приоритетность приобретения специалистом эмпатиче-ской ассертивности. При эмпатической ассертивности значимую роль в отношениях играет понимание другого, иного, нивелирование и отказ от принуждений и манипуляций. Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет «вить из себя верёвки». Таким образом, ассертивность выступает как ненасильственное профессиональное воздействие.
Рассматривая систему отношений педагога в образовательной практике, необходимо затронуть проблемы эмпа-тии, эмпатического отношения. Т. П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова и другие пишут о двух ведущих формах эмпатии: сопереживании и сочувствии, где сочувствие рассматривается как более высокая форма эмпатического реагирования.
А.В. Зимбули полагает, что терпимое отношение в педагогическом процессе, в частности между педагогом и детьми, возможно представить при помощи семантического поля, где ведущими будут являться эмпатия и требовательность к ребёнку. Мы соглашаемся с данной позицией и считаем, что необходимо к исходным - эмпатии и требовательности - добавить ещё одну ведущую составляющую - принятие ребёнка. Именно принятие ребёнка, на наш взгляд, выражает терпимое отношение, только в данном случае, по нашему мнению, возможно проявление по-настоящему терпимого отношения.
Разработанный нами диагностический комплекс на исследование терпимого, толерантного, нетерпимого отношения педагогов образовательных учреждний включает в себя методику экспертных оценок и опросник по изуче-
нию данных отношений педагогов к непосредственным и опосредованным участникам образовательного процесса (себе, коллегам, подчиненным, вышестоящему руководству, обучающимся, родителям, общественности), методику выявления способов эмоционального реагирования в педагогических ситуациях взаимодействия с этими субъектами, методику стандартизированного наблюдения внешних проявлений терпимости, толерантности, нетерпимости. Проведенное нами исследование с руководителями образовательных учреждений в разных регионах России показало следующие результаты.
Меньше всего оказалось педагогов с терпимым отношением (20%). Для них в наибольшей степени свойственны гиперсоциальные установки, ярко выраженная готовность помогать, сотрудничать, сопереживать окружающим, гибкость в контактах, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, ассертивность, ориентированность на личностную модель взаимодействия.
Педагоги образовательных учреждений с нетерпимым отношением (47%) характеризуются агрессивностью, раздражительностью, несдержанностью, вспыльчивостью, эгоцентризмом, невротичностью, во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса они ориентированы на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия.
Педагоги с толерантным отношением (33%) отличаются тем, что частично принимают позиции окружающих. В одних ситуациях они способны проявлять невыдержанность, нетерпение, агрессию, но в то же время в других
тичными, ассертивными. Такие педагоги умеренно ориентированы и на учебно-дисциплинарную, и на личностную модель взаимодействия.
На основе теоретического и эмпирического анализа, исходя из позиций терпимого, толерантного, нетерпимого отношения педагога к субъектам образовательного процесса и на основе функционирования механизмов принятия и терпения можно выделить следующие формы выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагогов. При позиции «сверху» при терпимом отношении наблюдается «снисхождение», при толерантном -«высокомерие», при нетерпимом - «пренебрежение - презрение». При равноправных позициях при терпимом отношении терпимость переходит в «сотрудничество» (как согласование мнений, действий, поведения), толерантность - в «терпеливость», а нетерпимость - в «отстраненность». При позиции «снизу» терпимое отношение принимает форму «уступчивости», толерантное отношение -«беспомощности», а нетерпимое отношение - формы от «импульсивности» (эмоционального реагирования) до стремления немедленно изменить, исправить поведение, личность ребёнка, родителя, коллеги и т.д.
Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снисхождение, и уступчивость, и отстраненность, но с течением времени в силу развития или неразвития механизмов принятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависимости от того, какая форма закрепляется, можно выделить типы педагогов с терпимым, толерантным или нетерпимым отношением:
случаях могут быть терпеливыми, принимающими, эмпа-
Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагогов
Позиции Терпимое отношение: преобладание механизма принятия Толерантное отношение: преобладание механизма терпения Нетерпимое отношение: неразвитость механизмов принятия и терпения
«Сверху» Снисхождение («Черепаха Тортилла») Высокомерие («Сноб») Пренебрежение («Диктатор»)
«Рядом» Сотрудничество («Миролюбец») Терпеливость («Стоик») Отстраненность («Снежная Королева»)
«Снизу» Уступчивость («Альтруист») Беспомощность («Золушка») Импульсивность, стремление изменить, сделать по-своему («Боец»)
Коротко опишем каждый тип педагога, используя схему: педагогическое кредо; лозунг, которым пользуется педагог; позиция, занимаемая по отношению к человеку; способы общения; преобладающая форма отношений; тактика поведения. Предлагаемая психологическая характеристика педагогических типов не преследует цели обидеть педагогов или злорадно указать на их недостатки. Психологическая характеристика педагогов необходима прежде всего для понимания причин появления этих недостатков в работе и для предостережения педагогов от грубых воспитательных ошибок. Предлагаемый материал был исследован на выборке педагогов образовательных учреждений разного ранга в разных регионах России.
Педагоги с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к субъектам педагогической реальности («Диктатор») (15%)
Педагогическое кредо: «Я поставлю вас на место!»
Лозунг, которым руководствуется взрослый: «Вы ответите мне за всё!»
Позиция, занимаемая по отношению к субъекту, -«сверху», контролирующий, принуждающий, преследующий «родитель».
Способы общения: запрет, требование, манипулирование, угроза, наказание, оскорбление.
Преобладающая форма отношений: пренебрежительное отношение к ребёнку, презрение, неприязнь, вплоть до ненависти.
Тактика поведения: диктат.
Педагоги с преобладанием отстраненности как
формы выражения нетерпимого отношения к субъектам педагогической реальности («Снежная Королева») (12%)
Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Это вы сами в состоянии сделать!»
Позиция, занимаемая по отношению к субъекту, -безучастный, холодный, отстранённый «взрослый», «на равных», но не вместе.
Способы общения: холодная наблюдательность, раздражённое неприятие, различные виды манипулирования.
Преобладающая форма отношений: отстраненность, безучастность, игнорирование.
Тактика поведения: сосуществование рядом, но не вместе; уход от проблем.
Педагоги с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к субъектам педагогической реальности («Боец») (20%)
Педагогическое кредо: «Я вылеплю из вас людей!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Делай, как я!»
Позиция, занимаемая по отношению к субъекту, -«снизу», эмоционально неустойчивый «подросток», стремящийся всем показать, что он «взрослый».
Способы общения: наставление, запрет, требование, наказание, манипулирование.
Преобладающая форма отношений: неприятие с эмоциональным реагированием, стремление изменить поведение ребёнка, родителя, скорректировать его личность.
Тактика поведения: диктат.
Педагоги с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к субъектам педагогической реальности («Сноб») (15%)
Педагогическое кредо: «Ох уж эти детки!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «И когда только вы вырастете!»
Позиция, занимаемая по отношению к субъекту,
- «сверху», позиция надменного, кичливого «родителя».
Способы общения: нотация, морализирование, наставление, разъяснение, назидание.
Преобладающая форма отношений: высокомерие, надменность, кичливость.
Тактика поведения: контроль, опёка.
Педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к субъектам педагогической реальности («Стоик») (11%)
Педагогическое кредо: «Всё можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Всё получится, нужно только немного подождать!»
Позиция, занимаемая по отношению к субъекту,
- «рядом, но не вместе».
Способы общения: диалог, поддержка, манипулирование.
Преобладающая форма отношений: терпеливость, выдержка, самообладание, самоконтроль.
Тактика поведения: сосуществование рядом.
Педагоги с преобладанием беспомощности как формы выражения толерантного отношения к субъектам педагогической реальности («Золушка») (7%)
Педагогическое кредо: «Я готов всё вытерпеть, лишь бы вам было хорошо».
Лозунг, которым пользуется педагог: «Ну что я могу для тебя сделать?»
Позиция, занимаемая по отношению к субъекту,
- «снизу», приспособление.
Способы общения: приноравливание.
Преобладающая форма отношений: беспомощность.
Тактика поведения: невмешательство.
Педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к субъектам педагогической реальности («Черепаха Тортилла») (8%).
Педагогическое кредо: «Это дети (молодые родители и т. п.), и этим всё сказано!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «У вас всё получится со временем!»
Позиция, занимаемая по отношению к субъекту, -«сверху», позиция покровительствующего «родителя».
Способы общения: наставление, нотация, разъяснение, морализирование, убеждение.
Преобладающая форма отношений: снисходительность, покровительственное отношение.
Тактика поведения: опека, забота, умеренный контроль.
Педагоги с преобладанием уступчивости как формы выражения терпимого отношения к субъектам педагогической реальности («Альтруист») (5%).
Педагогическое кредо: «Я так вас люблю, что готов всё принять, лишь бы вам было хорошо!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Всё дано от природы, я мало что могу сделать!»
Позиция, занимаемая по отношению к субъекту, -«снизу», приспособление.
Способы общения: уступчивость, сговорчивость, покладистость.
Преобладающая форма отношений: уступчивость.
Тактика поведения: попустительство.
Педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к субъектам
педагогической реальности («Миролюбец») (7%).
Педагогическое кредо: исходить из интересов человека и перспектив его дальнейшего развития.
Лозунг, которым пользуется педагог: «У тебя всё получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!»
Позиция, занимаемая по отношению к субъекту, -«рядом», позиция друга, помощника, наставника, когда это необходимо.
Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка.
Преобладающая форма отношений: сотрудничество.
Тактика поведения: сотрудничество, ненавязчивое, естественное создание ситуаций, требующих от человека проявления активности.
В заключение отметим, что терпимое отношение как профессиональное свойство личности позволяет выстроить гибкую тактику взаимодействия в образовательной практике как с ребенком, его родителями, коллегами, собой, так и с другими субъектами образовательного пространства. Не отвергать сразу то, что неприемлемо с точки зрения педагога, а попытаться разобраться в этом, понять, принять, а уж затем строить тактику поведения, связанную либо с изменением другого, либо с изменением себя, либо тактику невмешательства. Терпимый, гармоничный педагог воспитывает соответствующие качества в воспитанниках, способствуя тем самым гуманизации образовательной среды в учреждении образовании и в обществе в целом.
Литература
1. Асмолов А.Г., Банцекин М.Б., Бухарина Г.В., Гон-тмахер Е.Ш., Дробижева Л.М., Миролюбова О.Д., Солда-това Г.В. Доклад Правительству РФ «О ходе реализации в 2001-2002 г.г. Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 г.г.) от 15 мая 2003 г.//Век толерантности. - 2003. - №6.
2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). - М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2003.
3. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Труды по социологии образования. Т. 8. Вып. 14. / Под ред. Собкина В.Н.
- М.: Изд-во Центра социологии образования РАО, 2003.
4. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость. //Вестник СпбГУ. 1996. - №3.
5. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004.
6. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Академический проект, 2005.
7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал.
- М.: Дело,1994.
8. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия детьми. / Под ред. Маралова В.Г. - М.: Академический проект, 2005.
9. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. - М.: Бонфи, 2001.
10. Рожков М.И., Байбородова Л. В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
11. Третьяков П.И. Современные педагогические сообщества: профессиональная жизнеспособность и компетентности специалистов как показатели качества последипломного образования. // Система деятельности факультетов повышения квалификации в подготовке руководителей образовательных учреждений к реализации Концепции модернизации образования России: Мат-лы 8 межд. науч.-пр.конф., Ч 1. - М., 2004.
12. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-мет. статей.