Научная статья на тему 'Формирование субъект-субъектных отношений у воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа'

Формирование субъект-субъектных отношений у воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS CLOSED / PERSONAL APPROACH / SUBJECT-SUBJECT RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

В статье рассматривается процесс формирования субъект-субъектных отношений в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Процесс реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа усугубляется сложившейся административно-командной системой отношений между воспитателями и воспитанниками. Преобладание карательнорепрессивных форм общения неизбежно влечет за собой возникновение барьеров на пути взаимопринятия, конструктивного взаимодействия, что затрудняет процесс реабилитации несовершеннолетних. Данная ситуация выдвигает потребность формирования субъект-субъектных отношений в сфере «воспитанник-воспитатель» и «воспитанник-воспитанник» на основе гуманистической парадигмы, выражающейся в реализации идей личностного подхода, что наиболее эффективно проявляется в актуализации сил саморазвития, самовосстановления и позитивного самоизменения воспитанников. Субъект-субъектные отношения рассматриваются с позиции паритетного участия воспитанников и воспитателей в организации совместной деятельности. В статье обосновывается авторский подход формирования субъект-субъектных отношений в условиях учреждений закрытого типа. Так осуществляется переход от доминанты воспитательного воздействия к доминанте воспитательного взаимодействия. Данный процесс подразумевает активное двустороннее движение к общей цели воспитания на основе равенства позиций вместе познающих мир воспитанника и воспитателя. Ориентация воспитательного процесса на субъект-субъектные отношения вовсе не означает отказа от рассмотрения его участников в качестве объектов. При субъект-субъектном взаимодействии воспитателя и воспитанника достигается максимальное развитие самостоятельности положительной Я-концепции воспитанника. Главной целью становится формирование субъекта воспитания личности, воспитывающей саму себя. При этом ведущее положение в развитии субъекта занимает его проектировочная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SUBJECT-SUBJECT RELATIONS AT PUPILS OF SPECIAL EDUCATIONAL CLOSED INSTITUTIONS

The article deals with the process of forming the subject-subject relations in special educational institutions closed. The process of rehabilitation of inmates of custodial institutions is exacerbated by the current administrative-command system of relations between teachers and pupils. The predominance of punitive and repressive forms of communication inevitably leads to the emergence of barriers to selfacceptance, constructive cooperation, which hampers the process of rehabilitation of minors. This situation puts the need for the formation of subject-subject relations in the sphere of «the pupil -teacher» and «pupil of the pupil», based on the humanistic paradigm, which is expressed in the realization of the personal approach ideas that manifests itself most clearly in the self-actualization of the forces of self-healing and positive self-change students. The subject-subject relations are considered from the perspective of equal participation of pupils and teachers in the organization of joint activities. The article explains the author's approach of forming the subject-subject relations in the closed-type institutions. So the transition from dominant to the dominant educational impact of educational interaction. The process involves an active two-way traffic towards the common goal of education on the basis of equality position with the pupil to know the world and educator. The orientation of the educational process on the subject-subject relationship does not mean abandoning the consideration of its members as subjects. If the subject-subject interaction between teacher and pupil achieved the maximum development of pupil autonomy positive self-concept. The main goal of becoming the subject of the formation of education the person who is raising itself. At the same time a leading position in the development of the subject takes its Designing goal -setting activities and the capacity for reflection.

Текст научной работы на тему «Формирование субъект-субъектных отношений у воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа»

УДК 371.4

ПААТОВА Мария Эдуардовна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

mpaatova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

В статье рассматривается процесс формирования субъект-субъектных отношений в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Процесс реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа усугубляется сложившейся административно-командной системой отношений между воспитателями и воспитанниками. Преобладание карательно-репрессивных форм общения неизбежно влечет за собой возникновение барьеров на пути взаимопринятия, конструктивного взаимодействия, что затрудняет процесс реабилитации несовершеннолетних. Данная ситуация выдвигает потребность формирования субъект-субъектных отношений в сфере «воспитанник-воспитатель» и «воспитанник-воспитанник» на основе гуманистической парадигмы, выражающейся в реализации идей личностного подхода, что наиболее эффективно проявляется в актуализации сил саморазвития, самовосстановления и позитивного самоизменения воспитанников. Субъект-субъектные отношения рассматриваются с позиции паритетного участия воспитанников и воспитателей в организации совместной деятельности. В статье обосновывается авторский подход формирования субъект-субъектных отношений в условиях учреждений закрытого типа. Так осуществляется переход от доминанты воспитательного воздействия к доминанте воспитательного взаимодействия. Данный процесс подразумевает активное двустороннее движение к общей цели воспитания на основе равенства позиций вместе познающих мир воспитанника и воспитателя. Ориентация воспитательного процесса на субъект-субъектные отношения вовсе не означает отказа от рассмотрения его участников в качестве объектов. При субъект-субъектном взаимодействии воспитателя и воспитанника достигается максимальное развитие самостоятельности положительной Я-концепции воспитанника. Главной целью становится формирование субъекта воспитания - личности, воспитывающей саму себя. При этом ведущее положение в развитии субъекта занимает его проектировочная це-леполагающая деятельность и способность к рефлексии.

Ключевые слова: специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, личностный подход, субъект-субъектные отношения

Mariya E. PAATOVA, Adyghe State University, Maykop, Russia

mpaatova@mail.ru

FORMATION OF SUBJECT-SUBJECT RELATIONS AT PUPILS OF SPECIAL EDUCATIONAL CLOSED INSTITUTIONS

^e article deals with the process of forming the subject-subject relations in special educational institutions closed. The process of rehabilitation of inmates of custodial institutions is exacerbated by the current administrative-command system of relations between teachers and pupils. The predominance of punitive and repressive forms of communication inevitably leads to the emergence of barriers to self-acceptance, constructive cooperation, which hampers the process of rehabilitation of minors. This situation puts the need for the formation of subject-subject relations in the sphere of «the pupil -teacher» and «pupil of the pupil», based on the humanistic paradigm, which is expressed in the realization of the personal approach ideas that manifests itself most clearly in the self-actualization of the forces of self-healing and positive self-change students. The subject-subject relations are considered from the perspective of equal participation of pupils and teachers in the organization of joint activities. The article explains the author's approach of forming the subject-subject relations in the closed-type institutions. So the transition from dominant to the dominant educational impact of educational interaction. The process involves an active two-way traffic towards the common goal of education on the basis of equality position with the pupil to know the world and educator. The orientation of the educational process on the subject-subject relationship does not mean abandoning the consideration of its members as subjects. If the subject-subject interaction between teacher and pupil achieved the maximum development of pupil autonomy positive self-concept. The main goal of becoming the subject of the formation of education - the person who is raising itself. At the same time a leading position in the development of the subject takes its Designing goalsetting activities and the capacity for reflection.

Keywords: special educational institutions closed, personal approach, subject-subject relationship

В условиях прогрессирующей криминализации подросткового социума, распространения девиантных форм поведения в детской среде, проблема реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в условиях ограничения свободы является одной из актуальных. В специальных учебно-воспитательных учреждениях существует множество проблем затрудняющих успешное протекание процесса реабилитации подростков. В период пребывания в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа подросток оказывается в условиях ограничения свободы [8, с.59]. Изоляция от общества связана с принудительным изменением образа жизни и включением подростка в новые для него социальные условия: строгое подчинение режиму, особым образом регулируемое обучение в общеобразовательной школе.

В контексте нашего исследования анализ социальной ситуации развития позволяет выделить ближайшие и более отдаленные отношения подростка к обществу и среди них два уровня отношений: отношения «воспитанник - воспитатель» как носитель общественных норм и требований и отношения «воспитанник - воспитанник», реализующий индивидуально-

личностные отношения. Процесс реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа усугубляется сложившейся административно-командной системой отношений между воспитателями и воспитанниками. Преобладание карательно-репрессивных форм общения неизбежно влечет за собой возникновение барьеров на пути взаимопринятия, конструктивного взаимодействия, тем самым, затрудняя процесс реабилитации несовершеннолетних [9, с.120].

Рассматривая особенности взаимоотношений воспитанника учреждения закрытого типа важно подчеркнуть противоречивость фигуры воспитателя. Воспитатель соединяет две ролевые позиции - в одних ситуациях он выступает как социальный взрослый, задавая уровень и характер требований к подростку, в других он берет на себя родительские функции, заботясь о здоровье, самочувствии, настроении ребенка. Описанная двойственность определяет возникновение сложностей общения воспитателя с подростками [5, с.9]. Вместе с тем, воспитатель в учреждении закрытого типа располагает большими властными возможностями, при этом во многом именно степень закрытости, мера обособленности воспитательного учреждения от социального окружения, жесткости внутреннего распорядка и строгости режимного ограничения внешних контактов и определяют объем властного потенциала (И.П. Башкатов, А.А. Зайцев, А.Е. Личко, ВФ. Пирожков).

В своих исследованиях Л.В. Корнеева отмечает, что «педагог для воспитанников закрытых учреждений - полноправный представитель общества, наделенный широким кругом возможностей, который самым существенным образом может влиять как на их ближайшее, так и на достаточно отдаленное будущее» [5, с.11]. Авторы, исследовавшие сферу общения воспитанников с воспитателями в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, выделяют следующие ее особенности: психологическая некомпетентность воспитателей; снижение интенсивности и доверительности связей воспитателя с воспитанником; эмоциональная отстраненность воспитателей в сочетании со стремлением подавлять и навязывать детям свое мнение; преобладание групповой принадлежности; преимущественно негативное оценивание воспитанников; общение с воспитанниками в рамках регламентации поведения.

Данная специфика общения в сфере «воспитатель-воспитанник» ведет к нарушению межличностного общения воспитанников. Специфический характер общения воспитанников со взрослыми, недостаточность в этих контактах личных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания постепенно приводят к глубоким личностным изменениям подростков. В первую очередь, воспитанники лишаются важного для их психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других, а, следовательно, и уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности.

В сложившейся ситуации, реабилитационно-воспитательный процесс базируется на системе внешней регуляции поведения подростков (принуждение, ограничение, запреты, игнорирование), нацелен на подавление внутренней активности воспитанников, порождая, тем самым, различные формы протестного поведения, выражающиеся в виде физической и вербальной агрессии, негативизма, непринятия, сопротивления, отсутствия желание идти на контакт, побегов из учреждения, новых преступлений, заставляет замыкаться в себе, формируя психическую деформацию. Как отмечают многие исследователи, в сознании несовершеннолетних неприятие какого-либо конкретного воспитателя смешиваются с чувством отчужденности от «большого общества» и приводит к «субъективному объединению себя с другими воспитанниками только на том основании, что они также лишены свободы» [1, с.16].

Рассмотрим роль общения со сверстниками в становлении личности воспитанника учреждения закрытого типа. Подростки, оказавшиеся в социальной изоляции, достаточно быстро вступают на путь совершенствования своей криминальной квалификации, стремятся наилучшим образом отвечать ожиданиям криминальной среды и субкультуры преступного сообщества. По мнению Ю.А. Алферова, криминальная субкультура обеспечивает устойчивую криминализацию личности, ее десоциализацию. В рамках криминальной субкультуры происходит гиперкомпенсация «слабых мест», безоговорочное принятие криминальной идеологии и ритуальных способов поведения.

Многие исследователи следующим образом характеризуют общение подростков со сверстниками: взаимодействие подростка с равноправными партнерами развивает у него способность свободно вступать в разного рода контакты, координировать свои действия, мысли и чувства с действиями, мыслями и чувствами других, предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях; снижает когнитивный эгоцентризм в социальных отношениях и, как следствие этого, совершенствует индивидуальные системы когнитивной координации; способствует развитию рефлексии, формированию социальной чувствительности и моральных установок [2, с.23].

Кроме того, принципиальное отличие контекста отношений «воспитанник-воспитанник» состоит в том, что здесь отношения партнеров строятся как отношения равных. Это сотрудни-

чество, в котором каждый из партнеров в равной мере ответственен за построение целей, норм и правил совместной деятельности. В целом общение с ровесниками открывает для воспитанников новые возможности социоэмоциональной регуляции поведения и является важнейшим аспектом социальной ситуации развития (В.С. Мухина, О.А. Карабанова).

Несмотря на повышенную значимость сверстников, воспитанники учреждений закрытого типа менее успешны в решении конфликтов в общении с ними. Для них характерно доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и, соответственно, неспособность конструктивно решать возникшие конфликты (Л.М. Шипицына). Специфика воспитательной среды учреждений закрытого типа, характеризующая монотонностью, императивностью, провоцирует возникновение целого ряда специфических особенностей отношений воспитанников друг с другом. По оценкам специалистов, опасность нежелательных личностных деформаций и проявления специфических, не всегда позитивных особенностей внутригрупповой жизни у воспитанников особенно вероятна по причине «закрытости» учреждений, обусловливающей насыщенность, а главное, неизбежность тесных контактов «всех со всеми» (С.А. Алифанов, М.Ю. Кондратьев) [9, с. 39].

В таких условиях, в связи с каждодневными тесными и в определенном смысле вынужденными контактами друг с другом, до минимума сведена возможность формирования устойчивых отношений между партнерами по взаимодействию. В этом и заключается основная причина того, что межличностные контакты складываются преимущественно как избыточно насыщенные. Воспитанники лишены возможности «сбросить вовне накаливаемый негативный отношен-ческий заряд» (М.Ю. Кондратьев).

Вместе с тем, необходимо отметить дезорганизационную тенденцию, как избыточную внутригрупповую статусную поляризацию, жесткую внутригрупповую структуру (А.А. Реан, В.Ф. Пирожков). В группах воспитанников складывается полная, неусеченная социометрическая структура: «бугры», «предпочитаемые», «изолированные», «терпимые», «отвергаемые» (В.Ф. Пирожков, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан). В отличие от полиструктурированной группы, где практически каждый ее член играет заметную роль в какой-то из областей многоплановой групповой деятельности, в моноструктурированном сообществе присутствует картина неизменности статусного иерархизирования во всех сферах групповой активности, отражающая закрепление низкого статуса всегда за одними и теми же членами группы, а высокого - всегда за другим [3, с. 123].

Специфика реабилитационно-воспитательной среды специальных учебно-воспитательных учреждений, а именно: режимные требования, изоляция воспитанников от широкого окружения, существенно ограничивают социальную ситуацию развития подростков. Жесткая итрагрупповая неформальная структура власти в «закрытых» заведениях, предписывающая подростку определенные нормы и правила поведения заметно примитивизирует и огрубляет межличностные отношения как среди воспитанников, так и воспитанников с воспитателями, вместе с тем преобладание негативного эмоционального фона в системе межличностных взаимоотношений оказывает негативное воздействие на адекватную социализацию развивающейся личности [8, с. 60].

Такая ситуация, на наш взгляд, выдвигает потребность формирования субъект-субъектных отношений в сфере «воспитанник-воспитатель» и «воспитанник-воспитанник» на основе гуманистической парадигмы, выражающейся в реализации идей личностного подхода, что наиболее эффективно проявляется в актуализации сил саморазвития, самовосстановления и позитивного самоизменения воспитанников. Субъект-субъектные отношения - это тип отношений, смысл которых состоит в создании паритетного участия воспитанников и воспитателей в организации совместной деятельности. Для субъект-субъектных отношений необходима обоюдная направленность одного субъекта на другого окрашенная эмоционально и предполагающая взаимодействие, взаимопроникновение [4, с.4].

В процессе формирования субъект-субъектных отношений в условиях учреждений закрытого типа происходит переход от доминанты воспитательного воздействия к доминанте воспитательного взаимодействия. Педагогическое взаимодействие - это особая форма связи между участниками воспитательного процесса, в результате которой происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса [11, с.90]. В условиях учреждений закрытого типа необходимо проектирование личностно-ориентированного взаимодействия в сфере «воспитатель-воспитанник», которое предполагает признание личности воспитанника не столько объектом, сколько субъектом воспитания, партнером в воспитательном процессе. В результате, воспитанник - основной субъект воспитательного процесса.

Развитию воспитанника в личностной сфере (формированию нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в самоизменении) способствует гуманистическая

направленность педагогического взаимодействия. Во взаимодействии определяющим фактором является позиция воспитателя, исходящая непосредственно из интересов развития воспитанника: понимание, признание, принятие его как полноправного партнера, оказание ему помощи. Данный процесс подразумевает активное двустороннее движение к общей цели воспитания на основе равенства позиций вместе познающих мир воспитанника и воспитателя. Вместе с тем, ориентация воспитательного процесса на субъект-субъектные отношения вовсе не означает отказа от рассмотрения его участников в качестве объектов. Данная ситуация предполагает уход от «жесткого манипулирования сознанием воспитанников, на отход от практики навязывания им догм, не подлежащих обсуждению» [7, с.56]. При субъект-субъектном взаимодействии воспитателя и воспитанника достигается максимальное развитие самостоятельности положительной Я-концепции воспитанника. Главной целью становится формирование субъекта воспитания - личности, воспитывающей саму себя. При этом ведущее положение в развитии субъекта занимает его проектировочная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии [10 с.167].

В связи с этим, в условиях специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа необходимо создание такой реабилитационной среды, в рамках которой возможен процесс «субъективации личности воспитанника». На наш взгляд, это возможно при следующих условиях: делегирования воспитанникам ряда воспитательских полномочий; признания и обеспечение выполнения прав воспитанника и его родителей по отношению к учебно-воспитательному учреждению; развития детского самоуправления как в учебном, так и внеучебном процессе; повышения доверия к воспитанникам со стороны воспитателей, уважения к их достоинству и чести.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждении закрытого типа: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 28 с.

2. Бегидова С.Н. Акмеологические детерминанты профессионального становления личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Вып.1 - 2012. - С. 20-27.

3. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 1981. - 320 с.

4. Киселева Е.В. Формирование субъект-субьектных отношений в воспитании спортсменов // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. - 2004.- №9. // http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/2004n9/p59-63.htm (дата обращения: 25.04.2016 г)

5. Корнеева Л.В. Особенности самоопределения подростков-учащихся специальных школ закрытого типа: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.В. Корнеева. - М., 1999. - 29 с.

6. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 256 с.

7. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О.С. Газман и др. Вып.2. - М.: Ин-т пед. иннов. РАО «Инноватор», 1995. - 103 с.

8. Паатова М.Э. Реабилитация воспитанников учреждений закрытого типа // Педагогика. - 2010. - №2. - С.57-62.

9. Паатова М.Э. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа: теория и практика: монография. - Москва, Издательский Дом МИСиС. - 174 с.

10. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: Монография. - М.: Изд-во «КСП+», 2003. - 432 с.

11. Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. № 3 - С. 87-94.

REFERENCES

1. Avdeeva L.I. Features self-esteem of younger schoolboys who are brought up in an institution of the closed type: Author. diss. Cand. ped. Sciences. - M., 2005. - 28 p.

2. Begidova S.N. Akmeologichesky determinants of professional formation of the person // Herald of Adygeya State University. «Pedagogy and Psychology» series. - Issue 1 - 2012. - P. 20-27.

3. Dolgov A.I. Socio-psychological aspects of juvenile delinquency. - M., 1981. - P. 148-149.

4. Kiseleva E.V. Formation of subject-subektnyh relations in the education of athletes // Theory and Practice of Physical Culture. Scientific theory journal. - 2004.- №9. // Http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/2004n9/p59-63.htm (reference date: 25/04/2016 g)

5. Korneeva L.V. Features self-adolescent pupils of special schools of the closed type: Author. Dis. Cand. psychol. Science / LV Korneev. - M., 1999. - 29 p.

6. Krajewski V.V. General Principles of Pedagogy: Textbook. for students. Executive. ped. Proc. Head. - M.: Publishing. center «Academy», 2003. - 256 p.

7. The new value of education: the contents of humanistic education / OS Gazman and others. Issue 2. - M.: Institute of ped. Inns. RAO «Innovator», 1995. - 103 p.

8. Paatova M.E. The rehabilitation of inmates of institutions of closed type // Pedagogy. - 2010. - № 2. - S57-62.

9. Paatova M.E. Socio-pedagogical rehabilitation of teenagers with deviant behavior in special educational closed institutions: theory and practice: a monograph. - Moscow, Publishing House of MISA. - 174.

10. Pligin A.A. Personality-oriented education: History and Practice: Monograph. - M.: Publishing house «CSR +», 2003. -432 p.

11. Sazhina N.M. Information and educational technology in the context of the concept of personality-developing training // Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. - Number 3 2012. - S. 87-94.

Информация об авторе

Information about the author

Паатова Мария Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы и туризма, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия mpaatova@mail.ru

Mariya E. Paatova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Social Work and Tourism, Adyghe State University,

Maykop, Russia mpaatova@mail.ru

Получена: 15.05.2016

Received: 15.05.2016

Для цитирования статьи: Паатова М.Э. Формирование субъект-субъектных отношений у воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 129-133

For article citation: Paatova M.E. Formirovanie sub"ekt-sub"ektnykh otnosheniy u vospitannikov spetsial'nykh uchebno-vospitatel'nykh

uchrezhdeniy zakrytogo tipa. [Formation of subject-subject relations at pupils of special educational closed institutions]. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 129-133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.