DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-231-238 БИЗЯЕВ Сергей Михайлович,
NIION: 2018-0076-9/22-993 курсовой офицер-преподаватель
MOSURED: 77/27-023-2022-9-1191 Серпуховского филиала ВА РВСН
им. Петра Великого, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ
Аннотация. Профессиональная деятельность военнослужащих отличается большим количеством факторов, провоцирующих возникновение психоэмоционального напряжения, среди которых можно отметить ответственность, риск, дефицит времени, угрозу для жизни и здоровья и многие другие. В этой ситуации успех деятельности зависит от их способности выдерживать высокие физические и психологические нагрузки, которые могут быть охарактеризованы как стрессоустойчивость. В данной работе представлены результаты эмпирического исследования формирования стрессоустойчивости курсантов военного вуза в процессе физической подготовки по авторской программе.
Ключевые слова: курсанты военного вуза, физическая подготовка, стрессоустойчивость, формирование стрессоустойчивости.
BIZYAEV Sergey Mikhailovich,
course officer-teacher Serpukhov branch of the VA RVSN named after Peter the Great
FORMATION OF STRESS RESISTANCE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS IN PHYSICAL TRAINING CLASSES BASED ON AUTHOR'S
INTEGRATIVE PROGRAM
Annotation. The professional activity of military personnel is distinguished by a large number of factors that provoke the emergence of psycho-emotional tension, among which responsibility, risk, lack of time, threat to life and health, and many others can be noted. In this situation, the success of the activity depends on their ability to withstand high physical and psychological loads, which can be characterized as stress resistance. This paper presents the results of an empirical study of the formation of stress resistance of military university cadets in the process of physical training according to the author's program.
Key words: military university cadets, physical training, stress resistance, stress resistance formation.
К настоящему времени изучен широкий спектр факторов, вызывающих состояние стресса, а также приведены убедительные данные о влиянии физической подготовленности человека на уровень его противостояния стрессам [3-5; 7; 8; 14; 18; 21; 22]. Вместе с тем, существует определенный недостаток в научной разработке проблемы повышения стрессоу-стойчивости курсантов военных вузов. Вопрос о стрессоустойчивости напрямую связан с профессиональной адаптацией человека в непростых условиях труда [19; 20].
Следует отметить, что в отдельных родах войск существуют дополнительные факторы, провоцирующие стресс [7; 9]. Так, в ракетных войсках, во время боевых дежурств военнослужащие могут
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
находиться на своем посту в отрыве от своей семьи иногда до месяца; условия их службы могут включать воздействие сенсорной и/или моторной депривации, постоянное психическое напряжение в связи с необходимостью слежения за стратегически важными сигналами и постоянной мобилизацией высших психических функций (внимания, памяти, мышления) [10]. Данные факторы могут усиливать реакции дезадаптации и подверженность стрессу у военнослужащих ракетных войск, особенно в период адаптации к началу профессиональной деятельности.
Физическая подготовка, при этом, выступает необходимым инструментом для успешной самореализации и формировании личности в профессиональной сфере [1; 2; 6], навыки, приобретен-
ные во время обучения в вузе, способствуют применению в различных ситуациях, в том числе, в стрессовых условиях боевых дежурств. Это положение опирается на психофизиологические и педагогические исследования в области физической подготовки, которые показали, что существует определенное психофизиологическое тождество трудового процесса и занятий физической культурой и спортом. В процессе тренировочной деятельности могут быть сформированы самые разнообразные физические качества (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация и т.д.), а также и психологические качества, такие как способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция по принятию решений (выбору) и другие психофизические качества. Таким образом, программа физического воспитания в вузе должна разрабатываться с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности.
Анализ системы подготовки курсантов военного вуза к профессиональной деятельности показывает, что недостаточная психологическая подготовка личного состава подразделений, затрудняет процесс адаптации к реальным условиям несения службы в ракетных войсках. Это может приводить к неоправданным потерям среди личного состава и создает угрозу срыва выполнения поставленных перед сотрудниками служеб-но-боевых задач. Ошибки курсанта, а затем и военного специалиста могут привести к тяжелым последствиям, связанным, как с гибелью людей, так и с потерей ценных материальных ресурсов.
Особо следует отметить, что морально-психологическая подготовка военнослужащих, воспитание физической выносливости, выдержки продолжает оставаться важнейшим условием готовности личного состава к ведению боевых действий и несению службы. Актуален вопрос применения специальной программы физической подготовки с целью повышения уровня стрессоустойчивости будущих военнослужащих. Система деятельности военных вузов не всегда успешна в отмеченном плане. Это определяет актуальность изучения и моделирования педагогических условий повышения стрессоустойчивости военнослужащих в процессе их профессионального обучения в военном вузе на занятиях по физической подготовке.
Значительные потери человеческих и экономических ресурсов в случае неспособности профессионала справиться со стрессами, обусловили большое число работ в этой области [4; 7; 11; 12; 16; 22; 23 и др.].
Физическая подготовка, согласно многочисленным исследованиям в этой области, выступает необходимым инструментом для успешной само-
реализации и формировании личности в профессиональной сфере. Навыки, приобретенные во время обучения в вузе, способствуют применению в различных ситуациях, в том числе, в стрессовых условиях боевых дежурств. Это положение опирается на психофизиологические и педагогические исследования в области физической подготовки, которые показали, что существует определенное психофизиологическое тождество трудового процесса и занятий физической культурой и спортом, что обосновано в работах Ю.В. Верхошанского, В.М. Зациорского, Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, Н.И. Пономарева, А.В. Семенова и др.
Более детально проблема качества физической подготовки курсантов военных вузов рассматривалась в диссертационных исследованиях В.И. Веселова [1], Э.А. Зюрина [5], А.Г. Попова [15], в которых анализируются методики повышения готовности курсантов к выполнению служеб-но-боевых задач через сочетание физической и психологической подготовки, моделирования боевых ситуаций, ориентацию на высокий уровень развития физических способностей.
Стрессоустойчивость военнослужащих представляет собой многогранный феномен, что требует ее всестороннего исследования. Под термином «стрессоустойчивость» подразумевается комплекс приемов и манипуляций, которые позволяют нейтрализовать поражающее воздействие факторов стресса или же минимизировать его. Мы определяем стрессоустойчивость курсанта военного вуза как комплекс психофизиологических, личностных и когнитивных характеристик.
Работа выполнялась на базе Филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого (г. Серпухов). В исследовании приняли участие 200 человек - курсанты 1-го и 2-го курсов обучения.
Для диагностики использовались следующие методики:
1) шкала организационного стресса К. Маклина, русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой, выявляющая степень устойчивости личности к организационному стрессу;
2) тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Леонтьев Д.А., Рассказовой Е.И.);
3) методика «Прогноз», позволяющая определить психофизиологические возможности стрессоустойчивости [13; 17].
Оценка эффективности предложенной нами интегративной программы по формированию стрессоустойчивости курсантов военного вуза проводилась путем формирующего эксперимента. Первичное тестирование проходило на первом курсе, до начала обучения по программе, которая реализовывалась в течение двух лет обучения, а затем те же курсанты тестировались повторно в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
конце обучения по программе. Имеющаяся в вузе система отбора будущих курсантов обеспечивала достаточную однородность испытуемых на первом этапе исследования (до начала обучения). Кроме того, нами проверялась гипотеза о схожести психологических характеристик у курсантов первого года обучения разных годов набора.
Для сравнения полученных результатов использовались математические методы обработки данных.
Цели формирования стрессоустойчивости курсантов в процессе физической подготовки будут состояли в развитии:
• физических качеств, необходимых для несения боевых дежурств (выносливость, силы, быстроты, ловкости);
• психологических качеств, выступающих основой совладающего поведения со стрессовыми воздействиями (самоконтроль, поддержания максимальной вовлеченности - бдительности, эмоциональная устойчивость);
В результате анализа данных научной литературы по проблеме мы пришли к выводу о целесообразности реализовывать следующие задачи в процессе формирования стрессоустойчивости курсантов военного вуза на занятиях по физической подготовке:
• ознакомление с современными подходами к пониманию факторов, вызывающих стресс у военнослужащих, и с методами, повышающими стрессоустойчивость;
• развитие в ходе специально организованных тренировок необходимых физических качеств, таких как динамическая и статистическая выносливость, быстрота ответных действий;
• формирование умений управления своим эмоциональным состоянием в условиях, приближенных к боевым, на занятиях по физической подготовке; произвольной способности как к релаксации, так и к быстрой мобилизации.
Сами занятия по физической подготовке проходили в соответствии с учебным планом,
однако для описываемой группы курсантов он был изменен и включал в себя следующие особенности: каждое занятие было направлено не только на развитие необходимых физических качеств, но и на повышение эмоциональной устойчивости через овладение приемами саморегуляции своих состояний для быстрого достижения и длительного поддержания оптимального состояния работоспособности.
Часы занятий были равномерно распределены по годам обучения и отрабатывались в 1-м и 3-м семестрах. Темы отрабатывалось в полевых условиях в период лагерных сборов с использованием полосы препятствий, при прохождении которой применялись шумовые эффекты, имитирующие боевые условия (применялись взрывпакеты, холостые патроны). Целью применения шумовых эффектов было не только повешение утомляемости при выполнении физических упражнений, что соответствует психическим состояниям в течение боевого дежурства, но и усиление реакций пресыщения, психического напряжения. На этом фоне проводились психорегуляционные тренировки, которые показывали курсантам свою целесообразность: восстановление происходило быстрее, нервно-психическое напряжение оказывалось меньше, чем без таких тренировок.
Остановимся на анализе полученных результатов (шкала организационного стресса К. Маклина). Данная шкала измеряет восприимчивость к организационному стрессу (далее - ОС), связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил. Чем выше показатель ОС, тем больше уязвимость к рабочим стрессам, чаще переживания дистресса, таких стресс-синдромов, как психическое выгорание, хроническая усталость.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
Рис. 1. Динамика низких показателей толерантности к ОС у курсантов 1-го и 2-го курсов
На первом курсе нами получены данные (рис. № 1), свидетельствующие о недостаточно высоком уровне неустойчивости курсантов к ОС: более 78% курсантов получили высокие баллы по шкале «общий уровень ОС» (мода, величина признака (варианта), который наиболее часто встречается в данной совокупности, - Мо= 47; медиана, значение признака, которое приходится на середину ранжированного ряда, - Ме=45), а также высокие баллы по таким показателям как «способность к самопознанию» (90%; Мо= 2; Ме=1); «широта интересов» (80,9%; Мо= 8; Ме=10) и «гибкость поведения» (78,6%; Мо= 6; Ме=8). Именно высокие показатели в данной методике сигнализируют о низкой способности справляться со стрессом.
На втором курсе можно отметить уменьшение числа курсантов с низким общим уровнем ОС (53,4%, Мо=32; Ме=26; р-^!=0,04), улучшение их способности к самопознанию (48,6%, Мо=3; Ме=3; р-level=0,02); расширение кругозора и жизненных интересов по школа «широта интересов» (только 42,4%% показали узкий диапазон своих интересов, Мо=12; Ме=10; р-level=0,02) и получение навыков гибкого и адаптивного поведения (22,4% курсантов 2-го курса, демонстрирующих
негибкое, ригидное поведение, Мо=9; Ме=11; р-^1=0,02).
Улучшение показателей по данной методике фиксирует возрастание толерантности к воздействию организационных факторов курсантов военного вуза, чему способствует специально разработанная программа по дисциплине «Физическая подготовка». Она помогает выработать положительное отношение к регламентированности отношений в учебной группе и с преподавателями военного вуза, переориентировать курсантов с восприятия профессионально-трудных ситуаций как непреодолимых и вызывающих стресс на их восприятие своих собственных возможностей в преодолении трудностей в отношениях с сокурсниками и старшими по званию.
Обратимся к анализу полученных результатов (тест жизнестойкости С. Мадди). Методика предназначена для диагностики особенностей жизнестойкости: системы убеждений личности о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
Рис. 2. Динамика показателей жизнестойкости у курсантов 1-го и 2-го курсов
На первом курсе мы можем отметить (рис. № 2) незначительное число курсантов, которые демонстрируют вовлеченность (способность получать удовольствие от деятельности несмотря на возникающие трудности) - только 23,3% (Мо= 18; Ме=20); контроль над ситуацией (его противоположность - ощущение беспомощности и растерянность) - 26,7% (Мо=14; Ме=16); принятие риска (способность видеть в событиях своей жизни положительное влияние на будущее и его развитие) - 37,1% (Мо=7; Ме=8). Таким образом, примерно треть курсантов первого года обучения демонстрируют убеждения и мировоззрение, которое может стать источником преодоления стрессовых воздействий и физических и эмоциональных нагрузок во время несения боевых дежурств. Именно поэтому в разработанную нами интегративную программу по формированию стрессоустойчивости в процессе физической подготовки были включены компоненты повышения осознанного отношения к преодолению трудностей.
Результаты тестирования на втором курсе по данной методике (рис. № 2) показали значительное увеличение числа курсантов, которые, сталкиваясь с препятствиями, трудностями и стрессами в своей учебно-профессиональной деятельности видят в них ресурс для своего развития и способны чувствовать радость и гордость за то, что могут преодолеть эти трудности. Так, возросло число курсантов с принятием риска (89%, Мо=12; Ме=10; р-^е1=0,01); с вовлеченностью (68,1%, Мо=26; Ме=22; р-^е!=0,01); увеличилось число курсантов второго года обучения, способных при-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
нимать ответственность и контролировать свои эмоции в стрессовой ситуации (62,9%, Мо= 19; Ме=21; р-^е!=0,03).
Согласно представлениям автора методики С. Мадди, развитие этих качеств происходит наиболее благоприятно в условиях эмоционально-значимых положительных взаимоотношений между ребенком и его родителями. Хотя курсанты по своему возрасту не могут рассматриваться в качестве «детей», при разработке программы «Физической подготовки», как средства формирования стрессоустойчивости курсантов военного вуза, мы уделяли значительное внимание роли курсового офицера в обучении курсантов преодолению физических препятствий на грани своих физических возможностей, реагированию на неожиданные сильные раздражители (взрывы). Строгая, но доброжелательная манера общения, поддержка инициативы курсантов, ориентациях их на поиск своих сильных сторон в случае неудачи, принятие ошибок как общего процесса обучения, демонстрируемые курсовым офицеров в процессе занятий по физической подготовке, выступили одним из ведущих педагогических условий по формированию стрессоустойчивости курсантов военного вуза.
Обратимся к анализу полученных результатов по методике «Прогноз». При профилактике дистресса особое значение придается, так называемой, нервно-психической неустойчивости, которая является отражением, одновременно, психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость
(далее - НПУ) отражает риск дезадаптации личности в условиях стресса, вызываемых внешними и внутренними факторами. Отбор курсантов на обучение в военный вуз предполагает поступле-
На первом курсе мы можем отметить часть курсантов (рис. № 3), которые, хотя и имеют благоприятный прогноз относительно своей толерантности к стрессовым воздействиям, однако, их абсолютные показатели находятся в диапазоне удовлетворительной НПУ: 40,5% (Мо=24; Ме=20). В ходе систематических занятий по разработанной нами интегративной программе «Физической подготовки» мы можем отметить уменьшение числа таких студентов до 14,8% (Мо=29; Ме=27) и общее увеличение числа курсантов с высокими абсолютными показателями НПУ до 85,2% (Мо=7; Ме=8; р-^е1=0,01). Тем самым, разработанная нами программа имеет положительное влияние на повышение психического и соматического здоровья курсантов военного вуза.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования о том, что формирование стрессоустойчивости курсантов в процессе специально организованной системы физической подготовки в учебном процессе военного вуза будет более эффективным, если: уточнена сущность стрессоустойчивости как профессионально важного качества будущих офицеров вооруженных сил РФ; разработана и экспериментально проверена модель формирования стрессоустойчивости в процессе физической подготовки курсантов в учебном процессе военного вуза; реализован комплекс педагогиче-
ние курсантов с высокими показателями соматического и психического здоровья, тем не менее, мы можем говорить об определенной вариативности показателя НПУ среди курсантов.
ских условий, обеспечивающих эффективность модели формирования стрессоустойчивости в процессе физической подготовки курсантов в учебном процессе военного вуза.
Программа формирования стрессоустойчи-вости курсантов военных вузов на занятиях по физической подготовке включает в себя моделирование условий служебно-боевой деятельности, боевых задач и условий боевых дежурств; включение психологического компонента повышения стрессоустойчивости (концентрации и распределения внимания в условиях дефицита времени, эмоциональная устойчивость, скорость реакции, нивелирование эмоционально-дезорганизующих факторов); участие курсового офицера в планировании, реализации и контроле самостоятельных и внеаудиторных занятий по данной программе.
Разработанная и внедренная нами интегра-тивная программа «Физической подготовки» показала свою эффективность в повышении психической сопротивляемости стрессовым воздействиям, связанным с организационными факторами, улучшение когнитивной оценки и восприятия стресса и способности курсанта справиться с негативными воздействиями, а также общее повышение психического и соматического здоровья курсантов, которые надежно увеличивают вероятность уменьшения срывов в ситуации выполнения служебно-боевых задач.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
90 ЯП«
1(\ гп
60
ЗУ ЛГк 1 шзэл
гп
» ■ 15
1 п
1курс 2 курс ■ средние показатели ■ высокие показатели
Рис. 3. Динамика показателей НПУ у курсантов 1-го и 2-го курсов
Список литературы:
[1] Веселов В.И. Формирование психофизических качеств у курсантов высших военных учебных заведений на основе развития выносливости: дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2002. - 148 с.
[2] Гаврилова E.A., Чурганов O.A. Гетеротре-нинг как средство повышения стресс-толерантности у курсантов военного института в период сессии // Военно-медицинский журнал. - 2004. - Т. 325. - № 2. - С. 95.
[3] Гуща РА., Шитик В.Ф. Формирование стрессоустойчивости у курсантов военных институтов войск национальной гвардии средствами физической культуры // Педагогические науки. -2020. - № 3 (5). - С. 44-47.
[4] Дербин П.А. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости у военнослужащих // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 6. - С. 213-214.
[5] Зюрин Э.А. Формирование психофизической устойчивости к профессиональной деятельности операторов сложных систем управления средствами физической культуры: на примере летного состава: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 184 с.
[6] Каныгин Е.Б., Власова E.M., Блудова С.И. Стресс-менеджмент адаптивности старшеклассников и курсантов военных институтов (межрегиональные исследования в интересах силовых структур) // В сборнике: Подготовка специалистов силовых структур: проблемы, перспективы, тенденции развития // Сборник научных трудов. -Пермь, 2016. - С. 299-306.
[7] Караяни А.Г., Утлик Э.П. Саморегуляция функциональных состояний в боевой обстановке // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 3 (74). - С. 5-9.
[8] Луценко В.А., Кочеткова С.В. Структура тренинга по физической подготовке военнослужащих с направленностью на повышение стрессоу-стойчивости // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 12 (92). - С. 291-297.
[9] Метелев Е.А. Педагогические и психологические проблемы повышения стрессоустойчивости военнослужащих, проходящих военную службу по контракту // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 10-3 (52). -С. 162-166.
[10] Морозов А.В. Понимание природы психических процессов в отечественной психологической науке // Научный поиск. - 2015. - № 3.3. - С. 67-70.
[11] Морозов А.В. Управленческая психология. - М.: Академический Проект, 2003. - 288 с.
[12] Морозов А.В., Петрова Л.Е. Влияние профессиональной компетентности специалистов на их работоспособность и профессиональное
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
долголетие // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2011. - № 3-1. - С. 82-83.
[13] Морозов А.В., Потёмкин В.К. Профессиональное распознавание и оценка личности. -СПб.: ФНС, 2008. - 429 с.
[14] Морозов А.В., Чебыкина А.В. Влияние стресса на профессиональную работоспособность и профессиональное долголетие специалистов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2011. - № 3-1. - С. 83-84.
[15] Попов А.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высших военных учебных заведений на основе моделирования условий боевой деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 151 с.
[16] Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
[17] Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Институт Психотерапии, 2005. - 490 с.
[18] Шелепов А.М., Смагулов Н.К., Мухамет-жанов А.М., Аскаров Б.С. Экстремальные ситуации и психогенные факторы военно-профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 7-1. - С. 225-228.
[19] Bashkireva T., Bashkireva A., Chibisov S., Severin A., Morozov A., Fateeva N. Assessment of driver biorhythms as a factor of labor safety // E3S Web of Conferences. Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, TPACEE 2019. - Vol. 164. - 2020. -Р 03029.
[20] Bashkireva T., Bashkireva A., Severin A., Morozov A. Problems of psychophysiological status of human capital in the cyclic conditions of Arctic // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. -2019. - Vol. 302(1). - C. 012151.
[21] Cobb, S. Social support as a moderator of life stress // Psychosomatic Medicine. - 1976. - No. 5. - Рр. 300-314.
[22] Khayrutdinov R.R., Mukhametzyanova F.G.,Bashkireva T.V., Bashkireva A.V.,Morozov A.V.Stress Resistance of Personality in the Conditions of Development of Professional Activity // International Journal of Higher Education. - 2020. - Vol. 9. - No. 8. - Рр. 100-104.
[23] Selye H. The stress of life. - New York: McGraw-Hill, 1956. - 325 p.
Spisok literatury:
[1] Veselov V.I. Formirovanie psihofizicheskih kachestv u kursantov vysshih voennyh uchebnyh zavedenij na osnove razvitiya vynoslivosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Tula, 2002. - 148 c.
[2] Gavrilova E.A., Churganov O.A. Geterotren-ing kak sredstvo povysheniya stress-tolerantnosti u kursantov voennogo instituta v period sessii // Voen-no-medicinskij zhurnal. - 2004. - T. 325. - № 2. - S. 95.
[3] Gushcha R.A., Shitik V.F. Formirovanie stressoustojchivosti u kursantov voennyh institutov vojsk nacional'noj gvardii sredstvami fizicheskoj kul'tury // Pedagogicheskie nauki. - 2020. - № 3 (5).
- s. 44-47.
[4] Derbin P.A. Social'no-psihologicheskie tekh-nologii formirovaniya stressoustojchivosti u voen-nosluzhashchih // Uspekhi sovremennogo estest-voznaniya. - 2012. - № 6. - S. 213-214.
[5] Zyurin E.A. Formirovanie psihofizicheskoj ustojchivosti k professional'noj deyatel'nosti opera-torov slozhnyh sistem upravleniya sredstvami fizicheskoj kul'tury: na primere letnogo sostava: diss. ... kand. ped. nauk. - M., 2008. - 184 s.
[6] Kanygin E.B., Vlasova E.M., Bludova S.I. Stress-menedzhment adaptivnosti starsheklassnikov i kursantov voennyh institutov (mezhregional'nye issledovaniya v interesah silovyh struktur) // V sbornike: Podgotovka specialistov silovyh struktur: problemy, perspektivy, tendencii razvitiya // Sbornik nauchnyh trudov. - Perm', 2016. - S. 299-306.
[7] Karayani A.G., Utlik E.P. Samoregulyaciya funkcional'nyh sostoyanij v boevoj obstanovke // Psi-hopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. - 2018.
- № 3 (74). - S. 5-9.
[8] Lucenko V.A., Kochetkova S.V. Struktura treninga po fizicheskoj podgotovke voennosluzhash-chih s napravlennost'yu na povyshenie stressoustoj-chivosti // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. - 2021. - № 12 (92). - S. 291-297.
[9] Metelev E.A. Pedagogicheskie i psihologich-eskie problemy povysheniya stressoustojchivosti voennosluzhashchih, prohodyashchih voennuyu slu-zhbu po kontraktu // Mezhdunarodnyj nauchno-issle-dovatel'skij zhurnal. - 2016. - № 10-3 (52). - S. 162166.
[10] Morozov A.V. Ponimanie prirody psihich-eskih processov v otechestvennoj psihologicheskoj nauke // Nauchnyj poisk. - 2015. - № 3.3. - S. 67-70.
[11] Morozov A.V. Upravlencheskaya psihologiya. - M.: Akademicheskij Proekt, 2003. - 288 s.
[12] Morozov A.V., Petrova L.E. Vliyanie professional'noj kompetentnosti specialistov na ih rabotos-posobnost' i professional'noe dolgoletie //
Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i ergono-miki. - 2011. - № 3-1. - S. 82-83.
[13] Morozov A.V., Potyomkin V.K. Professional'noe raspoznavanie i ocenka lichnosti. - SPb.: FNS, 2008. - 429 s.
[14] Morozov A.V., Chebykina A.V. Vliyanie stressa na professional'nuyu rabotosposobnost' i pro-fessional'noe dolgoletie specialistov // Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i ergonomiki. - 2011. - № 3-1. - S. 83-84.
[15] Popov A.G. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka kursantov vysshih voennyh uchebnyh zavedenij na osnove modelirovaniya uslovij boevoj deyatel'nosti: diss. ... kand. ped. nauk. - Nizh-nij Novgorod, 2009. - 151 s.
[16] Samoukina, N.V. Psihologiya professional'noj deyatel'nosti. - SPb.: Piter, 2004. - 224 s.
[17] Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp. - M.: Institut Psihoterapii, 2005. - 490 s.
[18] Shelepov A.M., Smagulov N.K., Muhametzhanov A.M., Askarov B.S. Ekstremal'nye situacii i psihogennye faktory voenno-professional'noj deyatel'nosti // Fundamental'nye issledovaniya. -2013. - № 7-1. - S. 225-228.
[19] Bashkireva T., Bashkireva A., Chibisov S., Severin A., Morozov A., Fateeva N. Assessment of driver biorhythms as a factor of labor safety // E3S Web of Conferences. Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, TPACEE 2019. - Vol. 164. - 2020. -P 03029.
[20] Bashkireva T., Bashkireva A., Severin A., Morozov A. Problems of psychophysiological status of human capital in the cyclic conditions of Arctic // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. -2019. - Vol. 302(1). - C. 012151.
[21] Cobb, S. Social support as a moderator of life stress // Psychosomatic Medicine. - 1976. - No. 5. - Pp. 300-314.
[22] Khayrutdinov R.R., Mukhametzyanova F.G.,Bashkireva T.V., Bashkireva A.V.,Morozov A.V.Stress Resistance of Personality in the Conditions of Development of Professional Activity // International Journal of Higher Education. - 2020. - Vol. 9. - No. 8. - Pp. 100-104.
[23] Selye H. The stress of life. - New York: McGraw-Hill, 1956. - 325 p.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022