ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
DOI 10.37523/SUI.2021.46.5.017 УДК 159.9
Владимирова Оксана Алексеевна
кандидат юридических наук,
заместитель начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Oksana A. Vladimirova
Candidate of Law,
Deputy Head of the Department of Civil Law Disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ
Аннотация. Статья посвящена изучению понятия стрессоустойчивости и ее структурных элементов исходя из специфики данного качества у соответствующей категории - курсантов ведомственных вузов. Такое изучение необходимо, поскольку формирование стрессоустойчивости у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы имеет крайне важное значение, а эффективное формирование возможно только при уяснении специфической системы компонентов этой стрессоустойчивости. В данном исследовании автор анализирует стрессовые факторы профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и делает вывод, что их можно сгруппировать в два блока: общие и специальные. Понимание стрессовых факторов и их характера позволяет более точно определить ключевое понятие «стрессоустойчивость», отразив его специфичность. Автор берет за основу понимание стрессоустойчивости как комплексного понятия и в процессе изучения специфических стрессоров приходит к заключению, что в комплекс элементов, образующих понятие стрессоустойчивость курсанта вуза ФСИН России, должны входить такие компоненты, как: коммуникативный, регулятивный, мотивацион-ный, когнитивный. Выделяя компоненты стрессоустойчивости, автор дает понятие стрессоустойчиво-сти сотрудника уголовно-исполнительной системы, а также предлагает алгоритм формирования данного свойства в процессе профессионального обучения.
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, стрессогенные факторы, профессиональный стресс, формирование, сотрудник уголовно-исполнительной системы, специфика, компонент.
THE NATURE OF STRESS RESILIENCE OF CADETS OF DEPARTMENTAL INSTITUTES OF THE PENAL SYSTEM
Summary. The article is devoted to the study of the concept of stress resistance and its structural elements, based on the specifics of this quality in the corresponding category - cadets of departmental universities. Such a study is necessary because the formation of stress resistance in future employees of the penal system is extremely important, and effective formation is possible only if the specific system of components of this stress resistance is understood. In this study, the author sets himself the task of analyzing the stressful factors of the professional activity of employees of the penitentiary system and comes to the conclusion that they can be grouped into two blocks: general and special. Understanding stress factors and their nature allows us to more accurately define the key concept of «stress tolerance», reflecting its specificity. The author takes as a basis the understanding of stress resistance as a complex concept and in the process of studying specific stressors comes to the conclusion that the complex of elements forming the concept of stress resistance of a cadet of a departmental university of the Federal Penitentiary Service should include such components as: communicative, regulatory, motivational, cognitive. Highlighting the components of stress resistance, the author gives the concept of stress resistance of an employee ofpenal systems, and also offers an algorithm for the formation of this property in the process of vocational training.
Keywords: stress, stress resistance, stressogenic factors, professional stress, formation, employee of the penal system, specificity, component.
Не вызывает сомнений, что стрессоустойчивость жизненно необходима сотрудникам уголовно-исполнительной системы, которые в процессе своей деятельности ежедневно сталкиваются с множеством таких стрессовых факторов, как: фактор дефицита времени; информационная неопределенность; неравномерная нагрузка; ответственность; межличностные конфликты;
© 2021 Владимирова О. А.
ВЕСТНИК СЮИ
внутриличностные конфликты. Эти многочисленные факторы имеют большую силу и глубину воздействия на психику человека. Кадровый состав сотрудников пенитенциарных учреждений у нас в стране формируется в основном в высших образовательных учреждениях (среди которых один университет, одна академия и шесть институтов), подведомственных ФСИН России. Каждое из учреждений реализует свои образовательные программы по различным специальностям, таким как юриспруденция, правоохранительная деятельность, управление персоналом, кинол о-гия, инфокоммуникационные технологии и системы связи.
Направления обучения охватывают большинство тех сфер профессиональной деятельности, которые осуществляются в исправительных учреждениях. При этом навыкам стрессоустойчи-вости при формировании компетенций у обучающихся уделяется крайне мало внимания. На занятиях по отдельным дисциплинам (пенитенциарная психология, например) рассматривается стрес-соустойчивость как понятие, изучаются некоторые способы саморегуляции.
Повседневная работа сотрудников УИС в режимном учреждении связана с контактами с лицами, совершившими преступления, с необходимостью оказывать на них воспитательное воздействие, при этом сотрудники испытывают на протяжении длительного времени давление ©мест лишения свободы» в виде запретов и ограничений на свободное перемещение, использование некоторых предметов, относящихся к категории запрещенных на территории исправительного учреждения и т. д. В связи с этим сотрудники должны проходить специальную подготовку.
Достаточно большое внимание в своих публикациях авторы уделяют проблеме стрессоустой-чивости как качеству, необходимому сотрудникам уголовно-исполнительной системы, и это говорит о бесспорной актуальности рассматриваемой темы. Одновременно в результате анализа таких исследований обнаруживается, что именно тому, как формировать стрессоустойчивость у курсантов вузов ФСИН России не уделяется внимания, поэтому данная проблема требует разработки.
Анализ научных исследований показывает, что проблема стрессоустойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы мало рассматривается в трудах отечественных ученых. Так, можно выделить следующие труды по данной теме: диссертационное исследование В. А. Казначеева «Психологические аспекты формирования стрессоустойчивости у курсантов юридического института Министерства юстиции Российской Федерации» (2002 г.), где рассматривается такое средство формирования стрессоустойчивости, как физическая подготовка; работа Е. В. Распопина (2013 г.) «Психологическая устойчивость к внешним и внутренним источникам стресса: на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы», в которой разработана модель психологической устойчивости сотрудника уголовно-исполнительной системы. Отдельные аспекты исследуемой темы рассматриваются в научных статьях: например, формирование стрес-соустойчивости в рамках учебных дисциплин «Пенитенциарная психология» и «Пенитенциарная педагогика» (А. А. Вотинов, О. В. Ощепкова) [1]; роль стрессоустойчивости сотрудника уголовно-исполнительной системы для формирования готовности действовать в экстремальных ситуациях (В. А. Глотов) [2], эффективные меры предупреждения и преодоления состояния стресса сотрудников уголовно-исполнительной системы (А. Н. Баламут) [3].
Если говорить в целом о формировании стрессоустойчивости как о процессе, то он попадает в область научного интереса авторов работ по различным научным специальностям, таких как общая психология, социальная психология, педагогическая психология и др.
Одной из задач исследования является анализ стрессогенных факторов профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Профессиональная деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы в зависимости от специализации связана с такими основными направлениями деятельности, как обеспечение режима на территории исправительного учреждения и организация охраны и конвоирования осужденных. Какими стрессорами сопровождается деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы при ежедневном выполнении задач?
Считаем, что их можно разделить на две основные группы: первая группа - общие, то есть характерные для многих видов профессиональной деятельности системы «человек - человек». Вторая группа - специальные, то есть характерные исключительно для деятельности, связанной с осуществлением функций исполнения уголовных наказаний в условиях изоляции от общества. К первой группе стрессогенных факторов организационного характера относятся: физическая и эмоциональная перегрузка, неопределенность ролей и задач, плохие физические условия, небл а-гоприятный морально-психологический климат в коллективе, конфликты и т. д. Если говорить о факторах личностного характера, то они зависят от индивидуальных особенностей, среди них: возбудимость и раздражительность, уход от реальности, неуравновешенность, агрессивность и т. д. Специальными стрессогенными факторами, относящимися ко второй группе, являются: контакт с преступниками, совершившими тяжкие преступления против жизни и здоровья; осуществление властных полномочий при совершении отдельных действий (личный досмотр, осмотр помещений и т. д.); изучение личных дел и ознакомление с подробным описанием преступлений,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
совершенных лицами, находящимися под их надзором; общение с родственниками осужденных, находящимися в состоянии сильных негативных эмоциональных переживаний; нахождение в изоляции от общества и отсутствие любой связи с внешним миром в течение нахождения на службе в рабочей смене; страх неправильного использования оружия.
Как свидетельствует проведенный анализ исследований стрессоустойчивости, этому понятию в современной науке характерна терминологическая неопределенность. Так, С. В. Субботин определяет стрессоустойчивость как психологическую особенность, имеющую индивидуальный характер [4], О. В. Лозгачева дает такое определение стрессоустойчивости: «Комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [5]. По мнению Б. X. Варданян, это гармоничное отношение между всеми компонентами психической деятельности [6]. П. Б. Зильберман подчеркивает отрицательную сторону стрессоустойчивости и отмечает, что устойчивость может быть неадекватной к изменяющимся условиям, помешать своевременно их учесть и, как следствие, потерять гибкость [7].
С нашей точки зрения, стрессоустойчивость следует рассматривать как свойство личности, являющееся комплексным, структуру которого представляют основные компоненты: эмоциональный, волевой, интеллектуальный, психофизиологический. Данные компоненты в большей степени сформированы у людей, находящихся в возрасте 18-25 лет, то есть для сотрудника уголовно-исполнительной системы определенный уровень сформированности данных элементов стрессо-устойчивости является в свою очередь условием поступления на службу. Так, при поступлении в вуз ФСИН России все абитуриенты проходят психофизиологические исследования, одним из элементов которого является определение уровня стрессоустойчивости.
Однако это не означает, что далее нет необходимости формировать стрессоустойчивость в процессе профессионального обучения. Здесь речь и идет о тех специальных необходимых компонентах стрессоустойчивости, среди которых, на наш взгляд, необходимо выделить: коммуникативный, регулятивный, мотивационный, когнитивный. Коммуникативный компонент характеризуется умением и готовностью к взаимодействию. Считаем, что в профессиональной стрессо-устойчивости сотрудника уголовно-исполнительной системы особое значение имеет гуманистическая направленность взаимодействия с осужденными, поскольку одной из основных функций уголовного наказания является исправление, и сотруднику необходимо стремиться помочь лицам, совершившим преступление, и быть терпимым к их индивидуальным и типологическим особенностям. Регулятивный компонент предполагает развитые навыки саморегуляции поведения, включая самоконтроль, планирование, прогнозирование ситуаций, оценку результатов своих действий, гибкость. Для сотрудника уголовно-исполнительной системы необходимым условием устойчивости к стрессу является компенсаторный механизм саморегуляции, позволяющий сохранять свою внутреннюю стабильность на определенном условно постоянном уровне при негативном воздействии внешних факторов. Мотивационный компонент стрессоустойчивости предполагает наличие стремления овладеть знаниями и умениями в области эффективного управления стрессами, связанными с профессиональной деятельностью. Когнитивный компонент стрессоустойчивости отражает систему такого отношения к действительности, которая базируется на определенной совокупности принципов, моральных и правовых норм и правил, определяющих, устанавливающих и регулирующих отношения внутри сферы исполнения уголовных наказаний. Такой компонент в структуре понятия стрессоустойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы имеет особой смысл, поскольку каждый из них является представителем органов исполнительной власти государства, реализуя одну из важных его функций. Внутреннее понимание и осознание значимости самой идеи работы придает уверенность в преодолении проблем и трудностей и повышении эффективности деятельности.
Итак, стрессоустойчивость является комплексным свойством личности, состоящим из нескольких взаимосвязанных, динамично изменяющихся компонентов: эмоционального, волевого, интеллектуального, - являющихся основными и дополнительных (специальных) компонентов: мо-тивационного, операционального, коммуникативного и других, которые необходимы в зависимости от условий ситуации. Стрессоустойчивость сотрудника уголовно-исполнительной системы включает следующие компоненты: коммуникативный, регулятивный, мотивационный, когнитивный. В результате исследования мы убедились, что сформированность стрессоустойчивости как свойства личности курсантов вузов ФСИН России является необходимым условием высокопрофессиональной деятельности. Вместе с тем воспитательный процесс в вузах, осуществляющих подготовку сотрудников УИС, осуществляется без учета специфики стрессогенных факторов, влияющих на них, мало внимания уделяется специфическим вопросам формирования стрессоустойчивости.
ВЕСТНИК СЮИ
На наш взгляд, в вузах ФСИН России необходимо:
1) разработать рабочую программу факультативного курса ©Формирование стрессоустой-чивости сотрудника уголовно-исполнительной системы»;
2) формировать у курсантов знания о профессиональных стрессорах, умений, навыков их преодоления;
3) создать условия, способствующие формированию у курсантов вузов ФСИН стрессо-устойчивости;
4) формировать культуру противодействия стрессовым факторам у сотрудников уголовно -исполнительной системы;
5) разработать рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости у курсантов вузов ФСИН России.
Для реализации вышеуказанного требуется создать учебное, программно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации программы по формированию стрессоустойчи-вости, а также привлекать преподавателей, психологов, курсовых офицеров-воспитателей к участию в процессе формирования стрессоустойчивости курсантов.
Библиографический список
1. Вотинов А. А., Ощепкова О. В. Формирование стрессоустойчивости курсантов вуза уголовно-исполнительной системы средствами психологопедагогических дисциплин // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 4 (26) / 2017. С. 99-104 [in Russian].
2. Глотов В. А. Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных условиях // Молодой ученый. 2016. № 25 (129). С. 623-626 [in Russian].
3. Баламут А. Н. Психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях: учебное пособие. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013. 84 с. [in Russian].
4. Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндиви-дуальности учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1992. 12 с. [in Russian].
5. Лозгачева О. В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: дис. «канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004. 158 с. [in Russian].
6. Варданян Б. X. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 542-543 [in Russian].
7. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки истории труда оператора. М.: Наука, 1974. С. 138-172 [in Russian].
References
1. Votinov A. A., Oshchepkova О. V. Formirovanie stressoustojchivosti kursantov vuza ugolov-no-ispolnitel'noj sistemy sredstvami psihologopedagogicheskih discipline [Formation of stress resistance of university cadets of the penal system by means of psychological and pedagogical disciplines]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: a scientific and practical journal], 2016, no. 4 (26), pp. 99-104 [in Russian].
2. Glotov V. A. Rol' psihologicheskoj podgotovki sotrudnikov U1S k dejstviyam v ekstremal'nyh usloviyah [The role of psychological training of the employees of the U1S for actions in extreme conditions]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2016, no. 25 (129), pp. 623-626 [in Russian].
3. Balamut A. N. Psihologicheskaya podgotovka sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy k dejstviyam v ekstremal'nyh situaciyah: uchebnoe posobie [Psychological training of employees of the penitentiary system for actions in extreme situations]. Vologda, 2013, 84 p. [in Russian].
4. Subbotin S. V. Ustojchivost' k psihicheskomu stressu kak harakteristika metaindividual'nosti uchitelya. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk [Resistance to mental stress as a characteristic of a teacher's meta-individuality. Extended of candidate's of Psihology thesis]. Perm, 1992, 12 p. [in Russian].
5. Lozgacheva O.V. Formirovanie stressoustojchivosti na etape professionalizacii. Diss. kand. psihol. nauk [Formation of stress resistance at the stage of professionalization. Candidate's of Psihology thesis]. Ekaterinburg, 2004, 158 p. [in Russian].
6. Vardanyan B. H. Mekhanizmy regulyacii emocional'noj ustojchivosti [Mechanisms of regulation of emotional stability]. Kategorii, principy i metody psihologii. Psihicheskie process [Categories, principles and methods of psychology. Mental processes]. Moscow, 1983, pp. 542-543 [in Russian].
7. Zil'berman P. B. Emocional'naya ustojchivost' operatora [Emotional stability of the operator]. Ocherki istorii truda operatora [Essays on the history of the operator's work]. Moscow, 1974, pp.138-172 [in Russian].