Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
курсанты военного вуза / факторы стресса / стрессоустойчивость

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бизяев С.М.

Профессиональная деятельность военнослужащих отличается большим количеством факторов, провоцирующих возникновение психоэмоционального напряжения, среди которых можно отметить ответственность, риск, дефицит времени, угрозу для жизни и здоровья и многие другие. В этой ситуации успех деятельности зависит не только от профессиональных навыков и умений сотрудников вооруженных сил, но и от их способности выдерживать высокие физические и психологические нагрузки, которые могут быть охарактеризованы как стрессоустойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-250-254 БИЗЯЕВ Сергей Михайлович,

NIION: 2018-0076-8/22-924 курсовой офицер-преподаватель

MOSURED: 77/27-023-2022-8-1122 Серпуховского филиала ВА РВСН

им. Петра Великого, e-mail: bizjaev.sergeyy@rambler.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Профессиональная деятельность военнослужащих отличается большим количеством факторов, провоцирующих возникновение психоэмоционального напряжения, среди которых можно отметить ответственность, риск, дефицит времени, угрозу для жизни и здоровья и многие другие. В этой ситуации успех деятельности зависит не только от профессиональных навыков и умений сотрудников вооруженных сил, но и от их способности выдерживать высокие физические и психологические нагрузки, которые могут быть охарактеризованы как стрессоустойчивость.

Ключевые слова: курсанты военного вуза, факторы стресса, стрессоустойчивость.

BIZYAEV Sergey Mikhailovich,

course officer-teacher Serpukhov branch of the VA RVSN named after Peter the Great,

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS DEVELOPMENT OF STRESS RESISTANCE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

Annotation. The professional activity of military personnel is characterized by a large number of factors that provoke the emergence of psycho-emotional tension, among which high responsibility, risk, lack of time, threat to life and health, and many others can be noted. In this situation, the success of the activity depends not only on the professional skills and abilities of the armed forces personnel, but also on their ability to withstand high physical and psychological loads, which can be characterized as stress resistance.

Key words: military university cadets, stress factors, stress resistance.

Начиная с работ Г. Селье, рассматривавшего реакцию организма на изменившиеся воздействия окружающей среды как общий адаптационный синдром или реакцию на стресс [17; 24], способность человека справиться с неблагоприятными воздействиями привлекает большое внимание ученых. В первую очередь это связано с увеличением факторов, вызывающих стресс, такие, как возросшие информационные нагрузки, экономическая и политическая нестабильность, приводящие к возрастанию напряженности в обществе. Указанные факторы являются общими для многих членов социума, но в исследованиях также были установлены дополнительные воздействия в профессиональной деятельности, особенно в той, которая связана с экстремальными условиями, то есть деятельностью, угрожающей жизни и здоровью сотрудника, таких как профессиональная деятельность военнослужащих, пожарных, сотрудников МВД и спецслужб,

спасателей МЧС. Изучению особенностей стрес-согенных ситуаций, связанных со спецификой этих профессий посвящено много работ [1; 5; 10; 11; 19; 21 и др.].

В исследованиях по стрессоустойчивости обычно затрагиваются и рассматриваются следующие вопросы: как сохранить моральное и физическое здоровье, какова будет реакция индивида в экстремальных условиях, как повысить работоспособность? Как в эмотивной ситуации повысить психическую устойчивость личности? Вопрос о стрессоустойчивости напрямую связан с профессиональной адаптацией человека в непростых условиях труда.

Жизнедеятельность курсантов военного вуза еще до начала военно-профессиональной деятельности связана с большим числом стрессо-генных воздействий, часть из которых является общими для молодых людей того же возраста и социального статуса.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

Обучение в военном вузе также выступает источником стрессов, с которыми курсанты первых курсов справляются с использованием защитных механизмов и копинг-стратегий, присущих старшеклассникам [8], что делает актуальным вопрос изучения и учета в профилактике стрессовых состояний возрастных и личностных особенностей курсантов [16].

Деятельность военнослужащих достаточно жестко регламентируется различными уставами («Устав внутренней службы ВС РФ», «Дисциплинарный устав ВС РФ», «Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ» и др.), предъявляющими высокие требования к способности курсанта к самоорганизации в учебно-профессиональной деятельности и способности к разграничению личных и служебных взаимоотношений. Это создает необходимость рассматривать не только устойчивость военнослужащих к служебно-бое-вым, но и к организационным факторам, провоцирующим эмоциогенные реакции. Вместе с тем, устойчивость курсантов к стрессовым факторам организационного порядка в рядах Вооруженных сил РФ к настоящему времени нашла свое отражение только в некоторых научных работах [20], что делает изучение данного аспекта проблемы чрезвычайно актуальным.

Анализ системы подготовки курсантов военного вуза к профессиональной деятельности показывает, что недостаточная психологическая подготовка личного состава подразделений затрудняет процесс адаптации к реальным условиям несения службы [1-3; 5; 21]. Это может приводить к неоправданным потерям среди личного состава и создает угрозу срыва выполнения поставленных перед сотрудниками служебно-бое-вых задач.

Необходимость научного осмысления факторов, вызывающих стресс у военнослужащих, а также самого феномена стрессоустойчивости, с учетом специфики их военно-профессиональной деятельности, чрезвычайно актуальна. Анализ научных работ в этой области, их систематизация и выделение теоретико-методологических оснований для понимания стрессоустойчивости военнослужащих в ракетных войсках является целью данной работы.

Значительные потери человеческих и экономических ресурсов в случае неспособности профессионала справиться со стрессами обусловили большое число работ в этой области. Были раскрыты закономерности формирования устойчивости к стрессу сотрудников уголовно-исполнительной системы в работах М.Г. Дмитриевой, А.Д. Лебедева, Е.В. Распопина, формирования профессиональной готовности сотрудников правоохранительных органов к эффективной служебной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

деятельности в экстремальных ситуациях в работах И.И. Баишева, А.И. Иванова, Н.В. Николаевой, И.Н. Коноплевой. Научные работы Б.Ц. Бадмаева,

A.В. Барабанщикова, Л.Г. Лаптева, В.Н. Нуждина,

B.Г. Уткина и других ученых посвящены проблеме подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности.

Исследователи отмечают, что при выполнении служебно-боевых задач военнослужащие испытывают высокое психическое и физическое напряжение, связанное с угрозой жизни и здоровью, ограниченным временем на принятие решений, что может приводить к эмоциональной дезорганизации мышления и поведения и, как следствие, неоправданным решениям в опасных ситуациях (Ю.М. Захаров, Р.В. Кадыров, А.Г. Маклаков, Ю.И. Погодин, В.С. Новиков, А.Ф. Суховеев, В.С. Токарев, А.Ю. Фарафонов и др.).

В теоретическом плане в научных работах были предложены близкие по значению понятия «стрессоустойчивость», «жизнестойкость», «психологическая устойчивость», «психофизическая устойчивость», смыслообразующим для которых выступила способность личности перерабатывать во внутреннем плане воздействия, которые фактически или символически угрожают целостности человека. Мы считаем, что понятие «стрессоу-стойчивость» является наиболее общим, родовым понятием для способности человека справляться со стрессом. Кроме того, широкая практика научного изучения стрессогенных факторов в профессиональной деятельности военнослужащих также опирается на данный термин.

Выделяться в качестве специального предмета систематического исследования стресс стал после работ Г. Селье, который обратил внимание на сходство симптомов некоторых инфекционных болезней, и назвал ответ организма «общим адаптационным синдромом», в отечественных работах физиологов получивший определение «напряжения».

По Г. Селье, «...стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование» [24, с. 15]. Стресс-факторы, по мнению ученого, запускают одинаковую реакцию, которая позволяет актуализировать приспособительные возможности организма независимо от того, являются ли эти факторы положительными или отрицательными. Он выделял три стадии развития стресса, когда организм проходит путь от мобилизации до истощения.

Изучение последней стадии - «истощения» - показало негативное влияние на здоровье и психологическое благополучие человека, снижение адаптационных возможностей организма (П. К. Анохин), а также выявило, что эта стадия может быть отложена по времени, если адаптационные

возможности организма тренируются. Этот факт был хорошо известен с древнейших времен, когда воспитание мужчин обязательно включало преодоление трудностей, страха и боли, а удобная и комфортная обстановка, в которой растет мужчина, рассматривалась как неподобающая [4].

Результаты исследований показали, что одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, связанная с изменением работы многих систем организма (эндокринной, вегетативной и других): С. Вожнер, Р. Розенфельд, Г. Селье, Ю.В. Татура, Д. Фонтана, Дж. Эверли и др.

Л. Е. Панин показал, что психоэмоциональная напряженность может проявляться на разных уровнях функционирования организма: метаболическом, эндокринном, физиологическом клиническом и психологическом [18].

В докторском исследовании А.Н. Мингалева всесторонне изучены факторы, обеспечивающие стрессоустойчивость сотрудников, чья деятельность связана с экстремальными ситуациями профессиональной деятельности: десантников и спасателей, и предложил методику оценки показателей физиологической стрессоустойчивости, основанную на оценке сердечного ритма в стрессовых ситуациях [12].

Постепенно фокус исследователей сместился с физических симптомов, имеющих биологическую природы, к психофизиологическим, в которых высокая доля принадлежит психологическим факторам. В концепции Р. Лацаруса подчеркивается специфика психологического стресса в отличие от его биологических и физиологических форм, что положило началу более детального изучения социокультурных, индивидуально-психологических предпосылок возникновения низкой резистентности к стрессовым воздействиям [23].

Вслед за Р. Лацарусом, В.А. Бодров считает, что стресс отражает особенности восприятия личностью окружающего миром и отражается в образе мыслей и стратегиях поведения [3].

Основным вектором изучения стрессоустойчивости в экстремальных видах деятельности становится поиск и классификация факторов, которые приводят к истощению адаптационных ресурсов организма [13]. Среди последних начинают выделяться, наряду с тревогой, конфликтами, имеющими внутриличностную природу, также и факторы, связанные с межличностными отношениями и организационными факторами, структурирующие профессиональные отношения [15]. Были выделены отельные группы стрессо-генных факторов и соответствующие им виды стресса, например, учебный, эмоциональный, спортивный, боевой [9].

Стрессоустойчивость в контексте профессиональных отношений рассматривается исследователями как способность человека противостоять факторам, взывающим напряжение и тревогу, используя свои личностные ресурсы [14; 22]. Наиболее общим способом противостояния жизненным и профессиональным трудностям называется адаптация, которую исследователи подразделяют на психическую адаптацию (Ю.А. Александровский, Ф.Б. Березин,) и на психофизиологическую (Ц.П. Короленко).

В исследовании А.Ю. Андриященко была убедительно раскрыта связь между успешностью военно-профессиональной деятельности военнослужащих и высоким уровнем их адаптационных способностей [1]. Снижение же способности адаптироваться к стрессогенным условиям на этапе обучения в военном вузе закономерно приводит к развитию невротических и иных расстройств у курсантов, как было показано в ряде работ [2; 12; 18].

Решение данной проблемы рассматривается в научной литературе в двух направлениях:

• отбор будущих курсантов, направленный на выявление молодых людей с уже имеющимся адаптационным запасом, хорошей физической подготовкой [5-7];

• создание в процессе обучения таких психолого-педагогических условий, которые бы позволили компенсировать имеющиеся недостатки в эмоциональной стабильности и нервно-психической устойчивости у всех без исключения курсантов [8; 10; 21].

Последнее нам представляется наиболее перспективным направлением работы, поскольку общеизвестно снижение психофизиологических показателей и показателей физической подготовленности поступающих в военные вузы. Доля курсантов со средними показателями адаптационных возможностей, нервно-психической устойчивости, теперь чрезвычайно высока, что делает необходимым совершенствование системы военно-профессиональной подготовки курсантов военных вузов.

Под термином «стрессоустойчивость» подразумевается комплекс приемов и манипуляций, которые позволяют нейтрализовать поражающее воздействие факторов стресса или же минимизировать его. Мы определяем стрессоустойчивость курсанта военного вуза как комплекс психофизиологических, личностных и когнитивных характеристик, которые позволяют сохранять оптимальное качество выполнения служебно-боевых задач, невзирая на экстремальные условия деятельности.

Резюмируя изложенное выше считаем необходимым сделать вывод о том, что изучение про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

фессионального стресса у военнослужащих является актуальной проблемой, которая еще не решена окончательно, поскольку в разных родах войск существуют разные стрессогенные факторы профессионального риска, которые не выявлены в полном объеме и не классифицированы.

Список литературы:

[1] Андриященко А.Ю. Адаптационные способности личности военнослужащего как фактор успеха его профессиональной деятельности // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2019. - № 3 (36). - С. 12-16.

[2] Баурова H.H., Рудой И.С. Прогностическая модель развития невротических расстройств у курсантов военных ВУЗОВ // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2012. - № 3. - С. 76-78.

[3] Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. - М.: Институт психологии РАН, 2006.

- 623 с.

[4] Большунова Н.Я., Кононова Т.А. Специфика военного характера // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 144-150.

[5] Гриценгер В.Р., Решетников В.А., Корше-вер Н.Г. и др. Физиологические аспекты подготовки военнослужащих. - Саратов: СГМУ, 1998. -191 с.

[6] Демьяненко Ю.К., Сорокин В.П. О направлении научных исследований по проблемам физической подготовки военнослужащих на современном этапе // Теория и практика физической подготовки. - 1995. - № 2. - С. 125-128.

[7] Кадыров P.M. Критерии проверки и оценки физической подготовленности военнослужащих.

- Л.: ВДКИФК, 1990. - 137 с.

[8] Каныгин Е.Б., Власова E.M., Блудова С.И. Стресс-менеджмент адаптивности старшеклассников и курсантов военных институтов (межрегиональные исследования в интересах силовых структур) // В сборнике: Подготовка специалистов силовых структур: проблемы, перспективы, тенденции развития // Сборник научных трудов. -Пермь, 2016. - С. 299-306.

[9] Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. - М.: Наука, 2009. - 943 с.

[10] Коломиец В. В. Технология формирования профессиональной готовности сотрудников дорожно-патрульной службы МВД России средствами физической подготовки: диссертация ... кандидата педагогических наук. - СПб., 2015. -157 с.

[11] Коноваленко Е.П., Морозов А.В. Формирование у иностранных обучающихся в образова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

тельных организациях высшего образования РФ пожарного профиля ценностного отношения к будущей профессии // В сборнике: Наука, образование, культура // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 31-ой годовщине Комратского государственного университета. - Комрат: КГУ, 2022. - С. 140-144.

[12] Мингалев А.Н. Стрессоустойчивость лиц, профессионально связанных с экстремальными ситуациями: дисс. ... докт. мед. наук. - Краснодар, 2012. - 190 с.

[13] Морозов А.В. Основы психологии. - М.: Академический Проект, 2005. - 356 с.

[14] Морозов А.В. Понимание природы психических процессов в отечественной психологической науке // Научный поиск. - 2015. - № 3.3. - С. 67-70.

[15] Морозов А.В. Управленческая психология. - М.: Академический Проект, 2005. - 288 с.

[16] Морозов А.В., Чебыкина А.В. Влияние сбалансированности критериев половой конституции на процесс адаптации личности к обучению в высшем военном учебном заведении // В сборнике: Психология XXI века: Психология как наука, искусство и призвание // Сборник научных трудов участников Международной научной конференции молодых учёных: В двух томах / Под научной редакцией А.В. Шаболтас, С.Д. Гуриевой. - СПб.: СПбГУ, 2018. - С. 535-542.

[17] Морозов А.В., Чебыкина А.В. Влияние стресса на профессиональную работоспособность и профессиональное долголетие специалистов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2011. - № 3-1. - С. 83-84.

[18] Панин Л.Е., Соколов В.П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. - Новосибирск: Наука, 1981. - 177 с.

[19] Распопин Е.В. Психологическая устойчивость к внешним и внутренним источникам стресса: на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы: дисс.... канд. псих. наук. -Екатеринбург, 2013. - 190 с.

[20] Шляпников А.В. Критерии проверки и оценки физической подготовки операторов РВСН: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1997. -26 с.

[21] Шойгу Ю.С., Гуренкова Т.Н., Кузнецова Т.Ю., Елисеева И.Н., Макарова О.Л., Матафонова Т.Ю., Павлова М.В. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. -М.: Смысл, 2007. - 319 с.

[22] Khayrutdinov R.R., Mukhametzyanova F.G.,Bashkireva T.V., Bashkireva A.V.,Morozov A.V.Stress Resistance of Personality in the Conditions of Development of Professional Activity // International

Journal of Higher Education. - 2020. - Vol. 9. - No. 8. - Pp. 100-104.

[23] LazarusR.S., Folkman S. Stress, Appraisal, andCoping. -NewYork, 1984. - 141 p.

[24] Selye H. The stress of life. - New York: McGraw-Hill, 1956. - 325 p.

Spisok literatury:

[1] Andriyashchenko A.Yu. Adaptacionnye sposobnosti lichnosti voennosluzhashchego kak faktor uspekha ego professional'noj deyatel'nosti // Pro-fessional'nyj proekt: idei, tekhnologii, rezul'taty. -2019. - № 3 (36). - S. 12-16.

[2] Baurova H.H., Rudoj I.S. Prognosticheskaya model' razvitiya nevroticheskih rasstrojstv u kursan-tov voennyh VUZOV // Mediko-biologicheskie i social'no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situaciyah. - 2012. - № 3. - S. 76-78.

[3] Bodrov V.A. Psihologiya professional'noj deyatel'nosti. Teoreticheskie i prikladnye problemy. -M.: Institut psihologii RAN, 2006. - 623 s.

[4] Bol'shunova N.Ya., Kononova T.A. Specifika voennogo haraktera // Sibirskij pedagogicheskij zhur-nal. - 2014. - № 3. - S. 144-150.

[5] Gricenger V.R., Reshetnikov V.A., Korshever N.G. i dr. Fiziologicheskie aspekty podgotovki voen-nosluzhashchih. - Saratov: SGMU, 1998. - 191 s.

[6] Dem'yanenko Yu.K., Sorokin V.P. O naprav-lenii nauchnyh issledovanij po problemam fizicheskoj podgotovki voennosluzhashchih na sovremennom etape // Teoriya i praktika fizicheskoj podgotovki. -1995. - № 2. - S. 125-128.

[7] Kadyrov P.M. Kriterii proverki i ocenki fizich-eskoj podgotovlennosti voennosluzhashchih. - L.: VDKIFK, 1990. - 137 s.

[8] Kanygin E.B., Vlasova E.M., Bludova S.I. Stress-menedzhment adaptivnosti starsheklassnikov i kursantov voennyh institutov (mezhregional'nye issledovaniya v interesah silovyh struktur) // V sbornike: Podgotovka specialistov silovyh struktur: problemy, perspektivy, tendencii razvitiya // Sbornik nauchnyh trudov. - Perm', 2016. - S. 299-306.

[9] Kitaev-Smyk L.A. Psihologiya stressa. Psi-hologicheskaya antropologiya stressa. - M.: Nauka, 2009. - 943 s.

[10] Kolomiec V.V. Tekhnologiya formirovaniya professional'noj gotovnosti sotrudnikov dorozhno-pa-trul'noj sluzhby MVD Rossii sredstvami fizicheskoj podgotovki: dissertaciya ... kandidata pedagogich-eskih nauk. - SPb., 2015. - 157 s.

[11] Konovalenko E.P., Morozov A.V. Formirovanie u inostrannyh obuchayushchihsya v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obra-zovaniya RF pozharnogo profilya cennostnogo otnosheniya k budushchej professii // V sbornike: Nauka, obrazovanie, kul'tura // Materialy Mezhdunar-odnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyash-

chennoj 31-oj godovshchine Komratskogo gosudarst-vennogo universiteta. - Komrat: KGU, 2022. - S. 140-144.

[12] Mingalev A.N. Stressoustojchivost' lic, professionals svyazannyh s ekstremal'nymi situaci-yami: diss. ... dokt. med. nauk. - Krasnodar, 2012. -190 s.

[13] Morozov A.V. Osnovy psihologii. - M.: Akademicheskij Proekt, 2005. - 356 s.

[14] Morozov A.V. Ponimanie prirody psihich-eskih processov v otechestvennoj psiholo-gicheskoj nauke // Nauchnyj poisk. - 2015. - № 3.3.

- S. 67-70.

[15] Morozov A.V. Upravlencheskaya psihologiya. - M.: Akademicheskij Proekt, 2005. - 288 s.

[16] Morozov A.V., Chebykina A.V. Vliyanie sbalansirovannosti kriteriev polovoj konstitucii na process adaptacii lichnosti k obucheniyu v vysshem voennom uchebnom zavedenii // V sbornike: Psihologiya XXI veka: Psihologiya kak nauka, iskusstvo i prizvanie // Sbornik nauchnyh trudov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uch-yonyh: V dvuh tomah / Pod nauchnoj redakciej A.V. Shaboltas, S.D. Gurievoj. - SPb.: SPbGU, 2018. - S. 535-542.

[17] Morozov A.V., Chebykina A.V. Vliyanie stressa na professional'nuyu rabotosposobnost' i pro-fessional'noe dolgoletie specialistov // Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i ergonomiki. - 2011. - № 3-1. - S. 83-84.

[18] Panin L.E., Sokolov V.P. Psihosomatich-eskie vzaimootnosheniya pri hronicheskom emocion-al'nom napryazhenii. - Novosibirsk: Nauka, 1981. -177 s.

[19] Raspopin E.V. Psihologicheskaya ustojchi-vost' k vneshnim i vnutrennim istochnikam stressa: na primere sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sis-temy: diss.... kand. psih. nauk. -Ekaterinburg, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 190 s.

[20] Shlyapnikov A.V. Kriterii proverki i ocenki fizicheskoj podgotovki operatorov RVSN: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 1997. - 26 s.

[21] Shojgu Yu.S., Gurenkova T.N., Kuznecova T.Yu., Eliseeva I.N., Makarova O.L., Matafonova T. Yu., Pavlova M.V. Psihologiya ekstremal'nyh situacij dlya spasatelej i pozharnyh / Pod obshchej red. Yu.S. Shojgu. - M.: Smysl, 2007. - 319 s.

[22] Khayrutdinov R.R., Mukhametzyanova F.G.,Bashkireva T.V., Bashkireva A.V.,Morozov A.V.Stress Resistance of Personality in the Conditions of Development of Professional Activity // International Journal of Higher Education. - 2020. - Vol. 9. - No. 8. - Рр. 100-104.

[23] LazarusR.S., Folkman S. Stress, Appraisal, andCoping. -NewYork, 1984. - 141 p.

[24] Selye H. The stress of life. - New York: McGraw-Hill, 1956. - 325 p.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.