Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у курсантов военных вузов'

Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1576
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРЕСС-ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Серов А. Н.

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у будущих офицеров Вооруженных сил, предложены основные направления данной деятельности в период обучения курсантов в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the theoretical aspects of stress resistance forming among future Armed Forces officers. The main directions of this activity in the period of cadets' training in a military university are suggested.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у курсантов военных вузов»

А. Н. Серов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Работа представлена кафедрой психологии и педагогики Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (Военного института).

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент В. В. Мелетичев

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у будущих офицеров Вооруженных сил, предложены основные направления данной деятельности в период обучения курсантов в военном вузе.

The article considers the theoretical aspects of stress resistance forming among future Armed Forces officers. The main directions of this activity in the period of cadets' training in a military university are suggested.

Проблема стресса у специалистов различных областей профессиональной деятельности приобретает все более возраста -ющую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Возрастает количество возможных проблемных ситуаций, повышается профессиональная и личная ответственность за результаты и последствия деятельности.

Особую значимость проблема стрессоустойчивости приобретает сегодня применительно к профессиональной деятельнос-

ти военнослужащих. Это обусловлено спецификой военно-профессиональной деятельности, которая неизбежно связана с присутствием внешних и внутренних факторов (действующих постоянно или эпизодически), ее усложняющих, вызывающих развитие трудных состояний: стресса и эмоциональной напряженности, переутомления, депрессии и даже невротических состояний. Р. М. Грановская отмечает: «Психическое напряжение, неудачи, срывы, страх, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они, кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, порождают психические следствия эмоционального перенапряжения - неврозы»1 .

Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у курсантов военных вузов

Профессиональная деятельность в режиме психического и физического напряжения, чувства опасности свойственна военнослужащим. Им приходится довольно часто выполнять различные задачи в экстремальных условиях. Эти условия характеризуются присутствием и агрессивным воздействием на психику широкого спектра неблагоприятных, дискомфортных и угрожающих факторов, порождающих повышенный уровень психологического стресса (дистресса).

В экстремальных условиях нарушается привычный режим труда и отдыха человека. В тяжелых экстремальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми могут следовать переутомление, нервное истощение, полнейший срыв деятельности, аффективные реакции, психогении. Воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации. Это означает, что военнослужащие подвергаются не только физической угрозе, но и значительному риску возникновения особой группы нервно-психических расстройств, известной как посттравматические стрессовые состояния. По данным как зарубежных, так и отечественных исследователей, такие расстройства являются причиной срывов профессиональной деятельности, преждевременного увольнения, межличностных конфликтов, злоупотребления алкоголем и других негативных явлений.

Особую группу военнослужащих, подверженных влиянию различных стресс-факторов, составляют офицеры. По данным социологических опросов, проведенных в 2001 г. в России журналом «Карьера», офицеры Вооруженных сил Российской Федерации относятся к самым опасным профессиям - тем, где сотрудники чаще всего испытывают стресс на рабочем месте2. В связи с этим проблема формирования стрессоустойчивости у будущих офицеров в пе-

риод обучения в военно-учебном заведении приобретает в современных условиях боль -шое значение.

Работа по формированию стрессоустойчивости у курсантов военных вузов прежде всего предполагает изучение и ана-лиз стрессогенных факторов, присущих их предстоящей военно-профессиональной деятельности, поскольку возникновение стресса обусловливается не самой деятельностью, а именно факторами, ее сопровож-дающими и, соответственно, влияющими на человека. При этом при рассмотрении стресс-факторов применительно к деятель -ности офицера необходимо исходить из того, что он одновременно осуществляет и выполнение задач, определяемых его статусом как военнослужащего, и реали-зует функции руководителя воинского коллектива.

Несмотря на значительный интерес к проблеме стресса, единой классификации стрессогенных факторов нет. Общим для исследователей является положение о том, что в их качестве могут выступать экстремальные факторы социального, психологического, экологического и профессионального характера.

Обобщение проанализированных нами источников позволяет предложить следующую классификацию стресс-факторов применительно к военно-профессиональной деятельности.

По характеру психосоциальной мотивации выделяются:

1. Стрессоры повседневной напряженной профессиональной деятельности. Сюда входят особенности различных сфер деятельности, регламентируемые приказами, нормативными документами.

2. Стрессоры деятельности в экстремальных условиях. В данном случае речь идет о выполнении конкретных военно-профессиональных задач, связанных с риском, угрозой ит. п.

3. Стрессоры семейной жизни. В качестве стрессогенных факторов могут высту-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

пать развод, потеря близких людей, супружеские конфликты и т. д.

4. Стрессоры морально-нравственного характера угрызения совести, ответственность за жизнь и здоровье людей, за выполнение задачи и т. п.

5. Стрессоры социальных условий смешанного происхождения. Это, прежде всего изоляция от привычного окружения, связанная с изменением (потерей) значимых социальных связей.

Вышеуказанные стрессоры могут отличаться между собой по времени действия и по характеру воздействия на психику военнослужащего.

По времени действия могут быть:

1. Стрессоры с кратковременным действием (от нескольких часов до нескольких суток): вызывающие тревогу и страх; неприятные физические ощущения; темпа и скорости (необходимость переработать большой поток информации и принять решение, необходимость проявить предельную скорость и быстроту движения); отвлечения внимания; неудачных действий.

2. Стрессоры с длительным действием (от нескольких месяцев до нескольких лет): длительные нагрузки, порождающие усталость (продолжительные дежурства, связанные с определенным риском и опасностью, охрана ценностей, особых объектов, необходимость постоянно выполнять требования начальников в ограниченные сроки и т. д.); изоляции (связанные с длительным отрывом от семьи и привычных условий, командировки в напряженных условиях и др.); ведение длительных боевых действий.

По характеру воздействия на органы чувств можно назвать:

1. Стрессоры визуально-психического ряда (смерть на глазах близких, сослуживцев, взрывы; вид трупов, крови и др.).

2. Стрессоры слухового ряда (стрельба).

3. Стрессоры осязательно-обонятельного ряда (запахи газа и трупов, холод, жара, электрический ток и др.).

Данная классификация стрессогенных факторов довольно условна, и в каждой конкретной области эти факторы могут переплетаться и воздействовать на личность в комплексе, что свойственно для профессиональной деятельности военнослужащих.

К основным стресс-факторам деятельности военных руководителей относятся следующие:

1. Факторы стресса вне воинского коллектива - изменения в обществе; изменения в личной жизни.

2. Групповые факторы стресса - неудовлетворительный социально-психологический климат в коллективе; наличие конфликтов с начальниками, сослуживцами, подчиненными.

3. Факторы стресса внутри воинского коллектива - нереализованные возможности по управлению своей деятельностью и служебным ростом; характер выполняемой работы; недостатки организационной структуры; стрессогенный стиль управления; временной фактор.

Знание названных факторов позволяет организовывать целенаправленную работу по формированию стрессоустойчивости, навыков управления стрессами у будущих офицеров.

Как показывают теоретические и экспериментальные исследования, стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обу-ченности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях. Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии), основанные на его личном опыте и психологических ресурсах. К данному типу личностных ресурсов обычно относят уровень когнитивного развития, особенности Я-концепции и уровня самоконтроля, а также психологические особенности личности, обеспечивающие стрессо-устойчивость3.

О становлении и развитии критериев по отбору детей для профессионального обучения..,

В числе наиболее значимых характеристик личности, обеспечивающих стрессо-устойчивость, исследователи называют: личную тревожность, определяющую уровень переживаний напряженности любой экстремальной деятельности; локус контроля; психологическую выносливость (устойчивость) и самооценку. Наша исследовательская работа показывает, что эти характеристики необходимо дополнить такими характеристиками, как нервно-психическая устойчивость и адаптационные возможности военнослужащего.

Поскольку перечисленные характеристики являются динамическими образованиями, важно в период обучения курсанта в ввузе организовать целенаправленную и систематическую работу по их формированию и развитию, что повысит его устойчивость к воздействию стрессо-генных факторов в предстоящей военно-профессиональной деятельности. Данную работу правомерно рассматривать в качестве первого направления формирования стрессоустойчивости у будущих офицеров.

Вторым направлением является обучение их управлению стрессом. При этом под управлением стрессом понимается совокупность стратегий, методов и приемов, позволяющих человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров либо свести это воздействие к минимуму. Сам процесс управления можно представить несколькими вариантами:

1) до появления стресса главные усилия необходимо сосредоточить на проблемах его профилактики;

2) после появления стресса главное внимание уделяется мерам активного противодействия стрессу;

3) в острой стрессовой ситуации осуществляются меры первоочередной самопомощи.

Реализация данных направлений позволит в значительной степени повысить стрессоустойчивость будущих офицеров как военнослужащих, военных руководителей, что, в свою очередь, неизбежно отразится на повышении качества выполнения ими обязанностей по должностному предназначению.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб., 2000. С. 237.

2 Аргументы и факты. 2001. № 48.

3 Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.