Научная статья на тему 'Формирование стратегии социально-экономического развития территорий'

Формирование стратегии социально-экономического развития территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жигалова Н. Е.

В статье автором рассматриваются основные подходы к формированию стратегии и тактики комплексных преобразований в регионе; исследуются факторы, влияющие на выбор стратегии; выделяются концепции комплексного развития территориальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STRATEGY SOCIALLY-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

The brief summary: In clause the author considers (examined) the basic approaches to formation of strategy and tactics of complex transformations in region: the factors influencing a choice of strategy are investigated; the concepts of complex development of territorial formations (educations) are allocated

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии социально-экономического развития территорий»

Список литературы

[1] Волкова В.Н., Чабровский В.А. Цель: прогнозирование, анализ, структуризация. - СПб., 1995.-109 с.

[2] Гапоненко А.Л.. Панкрухина А.П. Обший и специальный менеджмент. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 568 с.

[3] Егоршин А.П. Стратегический план города: программа социально-экономического развития г. Кирова на период до 2010 года. - Н. Новгород: НИМБ, 2000. - 240 с.

[4J Елисеева И.И., Жихаревич Б.Л., Лимонов Л.Э., Овсиевич Б.Л. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга. - СПб.: Правительство; Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 1995. - 74 с.

[5] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. - СПб.: ИСЭП РАН, 1994.-87 с.

[6] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Конверсия и экономическая реформа: региональный аспект. - СПб.: ИСЭПРАН, 1993.- 177 с.

[7] Тодаро М. П. Экономическое развитие. - М.: 1997.

[8] Россия регионов: Материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород. 12- 13 октября 2000 года. - Н. Новгород: НИМБ, 2000. - 214 с.

[9] Рохчин В.Е. Стандарты качества жизни населения как инструментарий социальной политики // Регион: Политика. Экономика. Социология. - 1999. -№ 1-2. - С. 89-91.

THE PURPOSES AND CRITERION OF AN ESTIMATION OF DEVELOPMENT COMPLEX (DIFFICULT) SOCIALLY-ECONOMIC SYSTEMS

A'. Zhigalova

In clause the author considers (examines) toolkit of realization of the analysis of conditions socially-economic development of territory, is investigated organizational aspects of the decision of a problem.

ББК 65.9/2/04

Н.Е. Жигалова, доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

В статье автором рассматриваются основные подходы к формированию стратегии и тактики комплексных преобразований в регионе; исследуются факторы, влияющие на выбор стратегии; выделяются концепции комплексного развития территориальных образований.

В современных условиях от территориальных органов управления требуется целенаправленная концентрация сил в выборе стратегии и тактики комплексных преобразований в регионе в целом, а также обозначение границ компетенции органов власти и управления в принятии экономических решений, что определяет возрастание роли стратегического управления развитием регионов.

Стратегическое управление социально-экономическим развитием регионов требует:

- наличия стратегических целей;

- нацеленности на развитие региона и достижение конкурентных преимуществ;

Вестник В ГА ВТ

- сочетания элементов различных систем управления с преобладанием ситуаци-: иного подхода;

- упреждающего, а не реактивного характера процесса управления.

Таким образом, осуществление стратегического управления позволяет объектив-ас решать задачи развития региона и своевременно принимать меры, создающие ус--озия для их достижения.

Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социаль-- .-экономического развития в Российской Федерации" ставит в центр работ по стратегическому управлению социально-экономическим развитием страны, отдельных .-.бъектов Российской Федерации формирование долгосрочных концепций их развития. Закон определяет концепцию как систему представлений о стратегических целях я приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Анализ положения дел с разработкой долгосрочных концепций социально-экономического развития некоторых регионов показывает, что существенным факто-гом, тормозящим этот процесс, является слабость методологического и методическо-то обеспечения формирования таких документов.

Стратегическое управление предполагает наличие пяти элементов: умения смоде--•фовать ситуацию (выявить проблему); умения выявить необходимость изменения ,цеи развития); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения -спользовать в ходе изменений различные способы воздействия (методы управления); мения воплощать стратегию в жизнь (управление изменениями).

С позиции системного подхода регион как объект стратегического управления можно рассмотреть как совокупность шести взаимосвязанных макроподсистем:

- региональное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность региона;

- производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства (кроме АПК), производящие валовой региональный продукт;

- агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесное хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник регионального богатства;

- социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения региона;

- финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей региона в виде бюджета региона;

- сфера государственных органов, включающая совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти и контроля в регионе.

И в состав каждой макроподсистемы входят 4-8 подсистем региона, обеспечиваю-

щих решение задач стратегического управления. Каждая из крупных макроподсистем включает в себя подсистемы, выделенные по признаку отрасли народного хозяйства промышленность, транспорт, торговля, образование, культура и т. п.) или предмету вправления (экономика, финансы, инвестиции, персонал, рыночные институты и т. п.).

Управление отраслями экономики на разных уровнях (регион, город) составляет це_ прерогативу функционального управления регионом.

Факторы, влияющие на выбор стратегии региона, могут быть разделены на четы-ла- Ре группы:

1. Внешние факторы, вытекающие из социально-экономического положения страны, федерального округа (7 округов России), крупного экономического района (в гт: России известно 11 экономических районов) и конкретного региона (республика,

край, область). Эти факторы выявляются в результате БТЕР-анализа и определяют степень внешнего воздействия на экономическое и социальное состояние района.

2. Стадии жизненного цикла региона, а именно: новые зарождающиеся регионы, например, в зоне нефте- и газоразработок; быстрорастущие регионы, динамика развития которых определяется бюджетообразующим предприятием, например, ГАЗ в 40-х и 90-х годах в Нижегородской области; регионы в стадии зрелости, именно к ним относится большая часть регионов России; регионы в стадии стагнации, к ним относятся удаленные от центра слабые сельскохозяйственные регионы с небольшой численностью населения («глубинка»), регионы, ориентированные на угледобычу и ВПК.

3. Конкурентная позиция региона России. Предложена новая классификация для позиционирования регионов по конкурентным возможностям: регион - лидер в России по всем основным показателям («лев»); регион, находящийся на вторых ролях в России («тигр»); регион, быстроразвивающийся, но пока находящийся на третьих ролях («пантера»); регионы слабые и бесперспективные, живущие на дотациях («крот»). Такая классификация позволяет достаточно четко позиционировать регион по ведущим отраслям экономики.

4. Альтернативы будущего развития позволяют разработать стратегию в нескольких вариантах, в зависимости от состояния внешней среды (БТЕР-анализ) и внутренней среды региона (5\УОТ-анш1из). Можно выделить три главных варианта (альтернативы) развития:

1) Пессимистичный, когда имеет место сложное экономическое состояние региона, наличие ресурсов и доходы бюджета не позволяют вести расширенное производство и главная цель заключается в недопущении спада и стагнации отраслей экономики. В этом варианте целесообразно применять стратегии «тушения пожара», «отступления», «партизанской войны», «сокращения» и «ликвидации».

2) Реалистичный вариант наиболее целесообразен для положения, когда регион находится в стадии зрелости, на вторых или третьих ролях в регионе («пантера») и, несмотря на кризисное состояние экономики, удерживает свои позиции на достигнутом уровне, обеспечивая необходимый уровень жизни населения. Для этого следует применять стратегии «фокусирования», «дифференциации», «сбора урожая», «ответного удара», «обороны и укрепления».

3) Оптимистичный, когда доходы бюджета и наличные ресурсы, твердое социально-экономическое положение региона и высокий уровень жизни населения позволяют осуществлять расширенное воспроизводство и проводить агрессивную маркетинговую политику, сохранять лидирующее положение в отдельных отраслях экономики.

Предложенные стратегии развития крупных макроподсистем региона необходимы для принятия альтернативных управленческих решений по выводу из кризиса отдельных отраслей народного хозяйства в зависимости от состояния внешней среды и наличных ресурсов. Стратегии нужны для разработки целевых комплексных программ развития экономики, прежде всего, в тех направлениях, где регион имеет конкурентное преимущество в России или экономическом районе.

На федеральном уровне сформированы два подхода к стратегии развития России на период до 2010 года. В правительственном варианте ("программе Грефа") основной упор делается на развитии существующих подходов - "сценарии модернизации, основанной на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность". Позиция альтернативного проекта (группы Ишаева В.И.) предлагает обеспечить решение приоритетных задач экономики РФ на основе привлечения рентных платежей (от природной ресурсной ренты), а также провести реформу доходов (и уже на ее основе осуществлять пенсионную и жилищно-коммунальную реформы).

Разработка стратегии развития региона является сложной научно-практической -й^зчей, которая может быть решена совместными усилиями государственного, ча-г-.чого (предпринимательского) и неправительственного секторов. На начальном гтапе процесса разработки стратегии определяются конкретные люди, государствен--з.е организации, частные коммерческие и производственные предприятия, организа-зи по защите прав человека, научно-исследовательские группы, учебные заведения, , также другие фуппы, имеющие непосредственный интерес в социально-гномическом развитии территории.

Квалификация и ресурсы каждой группы являются основой успеха разработки гтратегии. Такое взаимодействие может быть как в виде неформального сотрудничества на базе рабочих групп, так и в форме регионального органа развития в местной ¿тчинистрации или формирования официально зарегистрированного общества с уча-с ~ием муниципальных организаций и частных компаний.

Это создает условия для параллельного осуществления двух процессов:

а) процесса «социализации» органов власти региона, что сделает их более откры-т!ими для общественности и повысит их восприимчивость к общественному мнению;

б) процесса мобилизации интеллектуальных ресурсов общественности для реше-зия проблем, стоящих перед регионом, и создания канала общения между обществом :■•: органами власти.

В процессе разработки стратегии определение перспектив развития региона являйся особенно важным. Во-первых, оно позволяет сформулировать предпочтения общественности и их понимание органами власти. Во-вторых, оно требует разработки •гитериев оценки влияния на реализацию стратегии таких факторов, как окружение г-егиона и его характеристики. Без предварительного определения перспектив разви-тия региона проведение такой оценки характеристик региона не было бы возможным, анализ, имеющей своей целью выработку заключения о положении региона, остался бы описательной и объяснительной процедурой, что было бы явно недостаточно для объективации целей стратегического развития.

Известно, что регионы и муниципальные образования в процессе своего развития функционирования выполняют две основные функции. С одной стороны, они выступают в качестве относительно самостоятельных целостных систем, реализующих Т'> нкиию обеспечения качества жизни населения на уровне, не ниже принятого в обществе социального стандарта. В то же время, крупные регионы являются подсистемами российской экономики, выполняющими определенные специальные функции в системе общегосударственного разделения труда. Такой подход к рассмотрению двуединой функции регионов позволяет сформировать общие для них две целевые установки развития. Одна из них связана с обеспечением необходимого качества жизни населения, другая - с выполнением некоего "общественного заказа", вытекающего из сложившейся (и перспективной) системы общероссийского разделения труда.

Таким образом, главные целевые ориентиры перспективного развития регионов в общем виде определены, но пути их реализации - стратегии, конечно, могут быть различными. Именно для разработки научно обоснованных частных стратегий реализации главных целевых ориентиров регионального социально-экономического развития и необходимо обоснование стратегического выбора региона, приоритетов его развития.

Стратегический выбор региона мы определяем как совокупность приоритетных функций, выполняемых регионом в рассматриваемой перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение главных целей его комплексного социально-экономического развития.

Можно выделить несколько подходов (концепций) к проблеме комплексного развития регионов: их развитие как самообеспечивающегося хозяйства; технологический подход, предусматривающий тесные производственные связи между отраслями и

предприятиями; использование гармоничного взаимодействия всех элементов отраслевой структуры хозяйства, целостности и рационального сочетания отраслей; воспроизводственный подход, отражающий социальные приоритеты; экономико-географический подход, обосновывающий формирование территориальных социально-экономических систем.

Необходимым условием научного обоснования стратегического выбора региона, концепции его социально-экономического развития в целом является опора на выявленные внутренние закономерности его развития. Соединение этих тенденций с результатами анализа стартовых условий социально-экономического развития и оценкой внешних условий составляют достаточные условия для формирования научно обоснованной концепции социально-экономического развития региона.

Стратегический выбор региона - это, в конечном счете, весьма ответственное управленческое решение, а принятие решений сопряжено с риском. Поэтому следование принципу минимизации риска означает, что в процессе формирования стратегического выбора оцениваются различные риски, обусловленные выполнением регионом тех или иных приоритетных функций в будущем. Характеристики прогнозируемых рисков должны быть учтены при сравнительном анализе вариантов стратегического выбора региона.

По нашему мнению, при организации работ, связанных с формированием стратегического выбора региона, следует исходить из следующих принципиальных положений.

Во-первых, главным целевым ориентиром всех работ является повышение качества жизни населения города до уровня, нижняя граница которого определена системой минимальных государственных социальных стандартов.

Во-вторых, в условиях местного самоуправления стратегический выбор в значительной мере определяется величиной и эффективностью использования его собственного социально-экономического потенциала.

В-третьих, эффективность прогнозно-аналитических работ, связанных с выбором и обоснованием приоритетных функций, которые он будет реализовывать в перспективе, в значительной мере определяется наличием полной и достоверной информации о закономерностях функционирования региона и стартовых условиях его социально-экономического развития.

Список литературы

[1] Бутов В.И., Люлька О.Ф. Стратегия регионального экономического развития. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2000. - 20 с.

[2] Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2000. - 292 с.

[3] Гжегож Горжелак. Разработка стратегического плана экономического развития для муниципального образования или региона // Курс «Городское управление» для региона Европы и Пен-тральной Азии - Украина - 2002. - С. 21-38

[4] Егоршин А.П. Стратегический план города: программа социально-экономического развития г. Кирова на период до 2010 года. - Н. Новгород: НИМБ, 2000. - 240 с.

[5] Елисеева И.И., Жихаревич Б.Л., Лимонов Л.Э., Овсиевич Б.Л. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга. - СПб.: Правительство; Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 1995. - 74 с.

[6] Россия регионов: Материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород. 12-13 октября 2000 года. - Н. Новгород: НИМБ, 2000. - 214 с.

[7] Россия регионов: Материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород. 12-13 октября 2000 года. - Н. Новгород: НИМБ, 2000. - 214 с.

[8] Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации / Под ред. В.Е. Рохчина, С.Ф. Жилкина. - Санкт-Петербург, 1999. - 182 с.

FORMATION OF STRATEGY SOCIALLY-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

N. Zhigalova

The brief summary: In clause the author considers (examined) the basic approaches to for--anon of strategy and tactics of complex transformations in region; the factors influencing a . hoice of strategy are investigated; the concepts of complex development of territorial formations (educations) are allocated

УДК 332.145

H. H. Костына, аспирант, ВВАГС.

:•.' 3 950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 46.

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

Данная статья посвящена опыту Нижегородской области в разработке Стратегического плана Правительства и основным механизмам его реализации, в первую очередь, программе социально-экономического развития области. В статье приведен анализ основных проблем развития области и определена основная цель программы социально-экономического развития.

1. Стратегический план Правительства Нижегородской области по социально-экономическому развитию региона

.1. Общие положения

Стратегическое планирование состоит в выборе главных приоритетов развития т-ггиональной экономики. Посредством стратегического планирования определяются --та, по которым предстоит идти региону, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, на какие секторы экономики и гошественные структуры следует опираться.

Главное отличие стратегического планирования от всех других методов планирования - его принципиальная направленность во внешнюю среду, профессиональный стратегический анализ изменений своей внешней среды и выработка адекватных влаптивных реакций.

Наряду с учетом тенденций внешней среды, стратегическое планирование интег-тнрует все последние достижения в области методов планирования и, по сравнению с юлгосрочным планированием, является значительно более сложным и многогранным.

1.2. Стратегический тан Правительства Нижегородской области

В Нижегородской области Стратегический план Правительства по социально-экономическому развитию области разрабатывается на основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 10.01.2002 г. № 2-р "О разработке Стратегического плана". В рамках этого распоряжения сформирован Общественный совет по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.