Научная статья на тему 'Программа социально-экономического развития Нижегородской области как один из основных механизмов реализации Стратегического плана'

Программа социально-экономического развития Нижегородской области как один из основных механизмов реализации Стратегического плана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костына Н. Н.

Данная статья посвящена опыту Нижегородской области в разработке Стратегического плана Правительства и основным механизмам его реализации, в первую очередь, программе социально-экономического развития области. В статье приведен анализ основных проблем развития области и определена основная цель программы социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костына Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NIZHNY NOVGOROD AREA - THE BASIC MECHANISMS OF REALISATION THE STRATEGIC PLAN

The present article is devoted to experience of the Nizhniy Novgorod area in development of the Strategic plan of the Government and the basic mechanisms of its realisation, first of all, to the program of social and economic development of area. In article the analysis of the basic problems of development of area is given and the basic purpose of the program of social and economic development is determined.

Текст научной работы на тему «Программа социально-экономического развития Нижегородской области как один из основных механизмов реализации Стратегического плана»

FORMATION OF STRATEGY SOCIALLY-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

N. Zhigalova

The brief summary: In clause the author considers (examined) the basic approaches to for--anon of strategy and tactics of complex transformations in region; the factors influencing a . hoice of strategy are investigated; the concepts of complex development of territorial formations (educations) are allocated

УДК 332.145

H. H. Костына, аспирант, ВВАГС.

:•.' 3 950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 46.

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

Данная статья посвящена опыту Нижегородской области в разработке Стратегического плана Правительства и основным механизмам его реализации, в первую очередь, программе социально-экономического развития области. В статье приведен анализ основных проблем развития области и определена основная цель программы социально-экономического развития.

1. Стратегический план Правительства Нижегородской области по социально-экономическому развитию региона

.1. Общие положения

Стратегическое планирование состоит в выборе главных приоритетов развития т-ггиональной экономики. Посредством стратегического планирования определяются --та, по которым предстоит идти региону, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, на какие секторы экономики и гошественные структуры следует опираться.

Главное отличие стратегического планирования от всех других методов планирования - его принципиальная направленность во внешнюю среду, профессиональный стратегический анализ изменений своей внешней среды и выработка адекватных адаптивных реакций.

Наряду с учетом тенденций внешней среды, стратегическое планирование интег-тнрует все последние достижения в области методов планирования и, по сравнению с долгосрочным планированием, является значительно более сложным и многогранным.

1.2. Стратегический тан Правительства Нижегородской области

В Нижегородской области Стратегический план Правительства по социально-экономическому развитию области разрабатывается на основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 10.01.2002 г. № 2-р "О разработке Стратегического плана". В рамках этого распоряжения сформирован Общественный совет по

вопросам стратегического развития региона при Правительстве области, межведомственная рабочая группа по разработке Стратегического плана, разработаны планы мероприятий по разработке Стратегического плана, макет Стратегического плана.

В нашей стране накоплен определенный опыт разработки Стратегических планов и стратегий развития. Так, на федеральном уровне сформированы два подхода к Стратегии развития России до 2010 года: программа Грефа Г.О. и альтернативный проект группы Ишаева В. И. В регионах России разработаны Стратегические планы г. Санкт-Петербурга (1997 г.), Саратовской области (2000 г.), г. Кирова (2000 г.), Арзамасского района (1999 г.) и др. В 2001 году администрацией Нижегородской области была разработана «Стратегия действий».

Однако большинство Стратегических планов не реализованы, в основном, из-за отсутствия или недостаточной проработанности системы мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных стратегических целей, механизма реализации Стратегии, отсутствия мониторинга и контроля хода реализации Стратегического плана и др.

Главными характеристиками разрабатываемого в Нижегородской области Стратегического плана являются:

- комплексность (нацеленность на все стороны общественного развития);

- долговременность (расчет на многолетнее действие и на получаемый в будущем глубинный эффект);

- реалистичность (нацеленность на имеющиеся потребности и ресурсы);

- сопряженность с государственной стратегией.

При разработке Стратегического плана за основу взята следующая последовательность действий: анализ факторов внешней и внутренней среды - выявление проблем - ранжирование по значимости - определение вариантов стратегии развития области, стратегических целей (приоритетов) - прогноз социально-экономического развития области - механизмы реализации Стратегического плана.

Механизмы реализации Стратегического плана включают:

1) программу социально-экономического развития области на среднесрочный период (распоряжение Правительства Нижегородской области от 16.02.2002 г. № 100-р);

2) план развития государственного сектора экономики: перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий; программу приватизации государственного имущества и приобретения имущества в государственную собственность и др.;

3) региональный (государственный) заказ на планируемый период (в отраслевом и территориальном разрезе);

4) адресную инвестиционную программу области;

5) мероприятия по развитию системы управления регионом.

Реализация указанных механизмов позволит:

• обеспечить управляемость и практическую реализуемость Стратегического плана;

• обеспечить комплексность Стратегического плана, многоуровневость в рамках единого социально-экономического пространства области;

• стимулировать процессы стратегического планирования в области на основе системного подхода и выделения приоритетов (программ, проектов, направлений и т. д.).

I Программа социально-экономического развития Нижегородской области

; . Общие положения

Г\тцность программно-целевого метода планирования состоит в отборе основ-з&сс целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке ; " ¿амоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансиро-$еном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства.

Целевая комплексная программа - документ, где отражены цель и комплекс —-гкзводственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, соци-ылных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эф-ое-сивным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, испол-2/гелям и срокам осуществления.

; Г. Основные этапы разработки программы социально-экономического развития И - негородской области

Программа социально-экономического развития Нижегородской области до 2005

- ;а разрабатывается на основании распоряжения Правительства области от 16.02.02. .V 100-р "О разработке среднесрочной программы социально-экономического разви-~шзГ при участии членов межведомственной рабочей группы по разработке Стратеги-ческого плана Правительства области.

Областная программа социально-экономического развития служит инструментом :-:г> лирования и управления региональной стратегией экономического, социального и ;."чно-технического развития и является одним из механизмов достижения стратеги--еских целей области, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных территориальных проблем.

Решение социально-экономических проблем Нижегородской области основывает-

на программно-целевом методе с учетом основных направлений Правительственной программы социально-экономического развития Российской Федерации на сред-зесрочный период, прогнозов социально-экономического развития Российской Феде--=иии и Нижегородской области, основных стратегических целей развития области, а ~гюке основных положений федеральной целевой программы "Сокращение различий • социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации" на 2002-2010 тл>1 и до 2015 года.

Программа социально-экономического развития Нижегородской области носит п: чплексный характер, в нее включаются мероприятия всех региональных и феде-гальных профамм, реализуемых на территории области, объекты капитального .тгоительства, финансируемые из федерального и областного бюджетов, наиболее важные инвестиционные проекты и некоммерческие мероприятия.

Разработка и принятие Программы социально-экономического развития области

- ?зволит упорядочить взаимодействие с федеральными ведомствами и, прежде всего, : Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов

- оссийской Федерации в части совместного финансирования объектов капитального : гроительства и наиболее значимых проектов, целевых программ, реализуемых на ерритории Нижегородской области.

В ходе реализации программы предполагается непрерывный процесс отбора про-5лем и корректировки программных мероприятий с учетом результатов их реализации и эффективности выполнения.

В работе с региональной программой выделяются следующие этапы:

1. Отбор проблем для программной разработки. Критериями в данном случае являются:

- значимость проблемы - возможность в результате положительного решения проблемы достичь ключевых для данного региона целей и тем самым существенно повлиять на всю социально-экономическую ситуацию в регионе;

- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;

- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы;

- обеспечение максимальной экономической и, прежде всего, бюджетной эффективности;

- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения.

2. Разработка проекта региональной программы в соответствии с планом осуществляется в определенной последовательности:

1) Составляется перечень наиболее важных проблем, выдается исходное задание на разработку программы, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2) Уточняются количественные параметры, характеризуются цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Основная цель программы, как правило, разрастается по отдельным ее составляющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внутреннюю структуру решаемой проблемы.

3) Формируется состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4) Рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программы. Производится оценка полных затрат ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) на реализацию программы. Проведение предусмотренных законодательством Российской Федерации экспертиз и согласований проекта программы. Государственную экспертизу проходят все крупные проекты, связанные с капитальным строительством.

3. Утверждение региональной программы. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 от № 184-ФЗ Программа социально-экономического развития области должна утверждаться законом Нижегородской области.

4. Утверждение перечня объектов региональной программы, включаемых в федеральную адресную инвестиционную программу либо предлагаемых к финансированию из фонда развития регионов.

5. Регистрация региональной программы в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 02.11.2001 № 424 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации".

6. Управление реализацией региональной программы и контроль за ходом ее выполнения. Предполагается проработка организации и формирования исполнительной дирекции программы.

При разработке и реализации программ должно быть учтено следующее:

- "гограммно-целевой метод дает хорошие результаты тогда, когда четко опреде-1= -д цель профаммы и имеющиеся ресурсы достаточны для реализации всей системы ■етеприятий в намеченные сроки;

- для отработки реалистичной программы необходимо иметь надежный научный а гроектный задел;

- реализация программы должна осуществляться под руководством одного орга-я -травления, имеющего полномочия распределения ресурсов между мероприятия-

- и внесения в программу корректив, связанных с изменением условий финансиро-вання или других условий, заложенных в программу;

- количество целевых программ должно быть ограничено с учетом как возможно-—-г их финансирования, так и возможностей органов управления по контролю за •.:дом их реализации.

7. Подведение итогов реализации и корректировка мероприятий региональной - граммы с учетом их эффективности.

Разработан проект программы, который в настоящее время проходит экспертизу и ::-тасование в структурных подразделениях Министерства экономики и развития ~тс длринимательства области. В программе на основе анализа и прогноза социально-жсномического развития области определены основные проблемы региона, цели, «;гсприятия, объемы и источники финансирования программы, ее эффективность.

. \ Основные проблемы социально-экономического развития Нижегородской об---:ти . Цель программы социально-экономического развития Нижегородской облети

На основании результатов анализа социально-экономического развития региона »¿явлены и обобщены основные проблемы развития области. Их можно условно под-

делить на три больших блока: социальные, производственные и финансовые.

Социальные проблемы:

- демографическая проблема. Устойчивая тенденция естественной убыли населе-ш, угроза деградации трудовых ресурсов;

- рост заболеваемости, в том числе социальными заболеваниями (туберкулез, ВИЧ. СПИД, наркомания, токсикомания, алкоголизм), связанный с ростом детской "стнадзорности и преступности;

- отсутствие условий для воспроизводства стратегически важных высококвалифицированных человеческих ресурсов (низкий уровень жизни работников образовали и здравоохранения; недостаточное количество рабочих мест для квалифицированного труда, высокий средний возраст работающих в реальном секторе экономики);

- низкий уровень доходов населения при высокой дифференциации населения по доходам и по отраслям экономики.

Производственные проблемы:

- федеральная экономическая политика не стимулирует развитие регионов с хпьшой долей обрабатывающей промышленности;

- структурный кризис, старение основных фондов и инженерной инфраструкту-

опережающий рост затрат на капитальный ремонт;

,\втор выражает благодарность отделу экономического анализа Минэкономики Нижегородской области (начальник отдела Воробьев В.А.) за предоставленные информационно-•>:алитические материалы но выявлению основных проблем социально-экономического разви-гия Нижегородской области.

- высокие издержки в сельскохозяйственном комплексе, вызванные как природ-но-географическими особенностями, так и сформировавшейся структурой агропромышленного комплекса;

- угроза деградации социальной сферы и инженерной инфраструктуры;

- исчерпывание фактора импортозамещения.

Финансовые проблемы:

- необязательность вышестоящих бюджетов, в частности, по финансированию объектов капитального строительства, задолженности со стороны федерального бюджета за выполненные работы и услуги в отраслях оборонно-промышленного комплекса по государственному оборонному заказу 2000-2001 гг. и авансовых платежей по государственному оборонному заказу 2002 г.;

- ухудшение финансового состояния крупных и средних предприятий области;

- снижение доли территориального бюджета в распределении общих налоговых поступлений по уровням бюджетной системы;

- возрастание нагрузки на территориальный бюджет вследствие большой изношенности непроизводственных фондов и инженерной инфраструктуры, роста потребности финансирования социальных мероприятий и др.

В связи с этим программа социально-экономического развития Нижегородской области направлена на решение ключевых социально-экономических проблем региона и повышение на этой основе уровня и качества жизни населения, развитие производственного, трудового и интеллектуального потенциала области.

2.4. Основные инструменты реализации программы

Основными инструментами реализации программы являются нормативно-правовые акты, определяющие принципы, нормы и правила разработки программных мероприятий, их реализации и оценки эффективности.

К ним относятся:

- Положение о порядке определения приоритетов финансирования мероприятий федеральных и региональных целевых программ, объектов капитального строительства и формирования бюджетных заявок для государственной поддержки;

- Положение об адресной инвестиционной программе Нижегородской области;

- Положение о перечне целевых программ предлагаемых к финансированию из областного бюджета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Положение о технико-экономическом обосновании целевых программ и программных мероприятий, предлагаемых к финансированию;

- другие документы, разрабатываемые в соответствии с планами законотворческой и нормативной работы Правительства и Законодательного собрания Нижегородской области.

Таким образом, в Нижегородской области Стратегический план Правительства, Программа социально-экономического развития области, адресная инвестиционная программа, план развития государственного сектора экономики на планируемый период, региональный (государственный) заказ рассматриваются руководством как комплекс взаимосвязанных документов, подчиненных единой цели - решение ключевых социально-экономических проблем региона и повышение на этой основе уровня и качества жизни населения, развитие производственного, трудового и интеллектуального потенциала области.

т*сок литературы

Склеральный Закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представи-ю--:ъ:\) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера-ж> от 06.10.99 № 184-ФЗ.

I >2*он РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического -^з-тия Российской Федерации» от 20.07.1995 № 115-ФЗ.

?1 Закон Нижегородской области «О прогнозировании и программах социально-ч: -омического развития области» от 05.07.1996 № 39-3.

- Закон Нижегородской области «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородца области» от 08.10.2001 № 207-3.

г' Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ в Россий--<: ?. Федерации. - М.: Министерство экономики Российской Федерации, Институт микроэкономики, 1994.-76 с.

- Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / Рук. авт. колл. и отв. ред.

- " Гранберг. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2000. - 435 с.

Черныш Е.А., Молчанова Н.П., Новикова А.А., Салтанова Т А. Прогнозирование и планиро-5лг;йе в условиях рынка. - М., 1999. - 152 с.

THE PROGRAM OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NIZHNY NOVGOROD AREA - THE BASIC MECHANISMS OF REALISATION THE STRATEGIC PLAN

N.N. Kostyna

The present article is devoted to experience of the Nizhniy Novgorod area in development of the Strategic plan of the Government and the basic mechanisms of its realisation, first of all, to the program of social and economic development of area.

In article the analysis of the basic problems of development of area is given and the basic purpose of the program of social and economic development is determined

УДК 656.072

И. Г. Ильюшенко, ведущий специалист по маркетингу, ВГАВТ. 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сегментированием потребителей рынка услуг пассажирского транспорта г. Нижнего Новгорода. Выделены современные направления сегментирования. Более подробно рассмотрен один из возможных методов сегментирования применительно к рынку услуг в матрице «Качество/Стоимость». Приведена интерпретация матрицы применительно для рынка услуг пассажирского транспорта.

Сегментирование рынка транспортных услуг имеет свои специфические особенности, вызванные тем, что, во-первых, услуга представляет собой особый вид товара -нематериальную и не сохраняемую продукцию; во-вторых, услуги пассажирского -ранспорта как товара связаны, прежде всего, с их общественным характером. Общественный характер транспортных услуг выражается в том, что их получают одновременно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.