Научная статья на тему 'Цели и критерии оценки развития сложных социально-экономических систем'

Цели и критерии оценки развития сложных социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигалова Н. Е.

В статье автор рассматривает методологические подходы к определению целей и критериев социально-экономического развития регионов, формулирует место определения проблемы в методологии исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PURPOSES AND CRITERION OF AN ESTIMATION OF DEVELOPMENT COMPLEX (DIFFICULT) SOCIALLY-ECONOMIC SYSTEMS

In clause the author considers (examines) toolkit of realization of the analysis of conditions socially-economic development of territory, is investigated organizational aspects of the decision of a problem.

Текст научной работы на тему «Цели и критерии оценки развития сложных социально-экономических систем»

THE METHODOLOGICAL APPROACHES TO REALIZATION OF THE ANALYSIS OF CONDITIONS SOCIALLY-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

N. Zhigalova

In clause the author considers (examines) the methodological approaches to definition of the purposes and criteria socially-economic development of regions, forms a place of definition of a problem in methodology of research.

ББК 65.9/2/04

Н.Е. Жигалова, доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ СЛОЖНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье автор рассматривает методологические подходы к определению целей и

критериев социально-экономического развития регионов, формулирует место определения проблемы в методологии исследования.

Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно неотделимо от развития социального. Социально-экономическое развитие включает в себя:

• рост производства и доходов;

• перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

• перемены в общественном сознании;

• перемены в традициях и привычках.

Помимо чисто экономических аспектов, развитие предполагает ряд социальных параметров, таких, как ценностные представления людей и степень общественного согласия по поводу основных ценностей, права собственности, религия, институциональные основы общества. Оценка социально-экономического развития обычно учитывает общезначимые ценности, разделяемые членами общества: национальная независимость, демократия, право на частную собственность, сохранение традиционных социальных институтов, социальное равенство, устранение бедности, всеобщее обучение, благосостояние. В разных странах и в разные исторические периоды общественные ценности, которые учитываются при оценке экономического развития, различны. В связи с этим различается и уровень развития по странам, регионам и историческим периодам.

Для оценки уровня социально-экономического развития на местном уровне точно так же, как и в случае с отдельной организацией или со страной в целом, необходимо исходить из целей и критериев этого развития.

Разработка системы научно обоснованных целей и критериев развития является ключевой проблемой организации любого эффективного управления, именно здесь кроются корни успеха или неудачи управляющих, но, к сожалению, именно этот элемент управления остается весьма слабо разработанным в теоретическом плане. Как

справедливо отмечают авторы В.Н. Волкова, В.А. Чабровский, проблема целеполага-ния традиционно оставалась вне поля зрения специалистов: подразумевалось само собой, что цели уже выбраны и заниматься этим вопросом совершенно необязательно.

По нашему мнению, категорию цели можно определить как разработанный с использованием научных методов и имеющий в своей основе учет объективных закономерностей развития образ (модель) будущего состояния - результата функционирования объекта целеполагания. Таким образом, цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим эту деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, разных возможностей человека и применяемых для достижения цели средств.

Различают стратегические (глобальные) и тактические (локальные) цели. Стратегическая (глобальная) цель определяет будущее качественное состояние системы на длительную перспективу, к достижению которого стремится общество. Тактические (локальные) цели определяют будущее состояние отдельных подсистем, имеют качественное измерение, но время их достижения ограничено текущим периодом, как правило, до одного года.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни всего населения. Поэтому процесс социально-экономического развития оценивается по трем важнейшим составляющим:

• повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

• создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

• увеличение степени свободы людей, в том числе экономической.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учитывались при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике они учитываются все больше.

Как и для целых стран, для регионов целесообразно разделять долгосрочные и краткосрочные цели экономического развития. Например, к краткосрочным целям развития можно отнести такие, как преодоление кризиса, достижение тех или иных показателей в следующем году или квартале, к стратегическим - обеспечение жильем по европейским нормам, преодоление излишней дифференциации доходов, повышение уровня образования, достижение среднеевропейского уровня ВВП на душу населения. Можно рассматривать как относительно самостоятельные цели, определяющие экономические, экологические, социальные и другие условия, обеспечивающие достойную жизнь и благосостояние людей.

Цель достаточно сложного объекта не может быть раскрыта с помощь одного критерия, а должна конкретизироваться, в общем случае, совокупностью качественных и количественных характеристик - целевых установок (ориентиров), целевых показателей, целевых нормативов. При этом качественную характеристику цели определяет целевая установка - вытекающий из объективных законов качественно выраженный ориентир общественного развития. Количественная определенность цели обеспечивается разработкой целевых показателей - количественных характеристик объекта целеполагания на определенный момент времени и целевых нормативов -значений целевых показателей, соответствующих требуемому научно обоснованному уровню конечного (желаемого) состояния объекта.

Критерий достижения цели - количественный показатель эффективности, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен в зависимости от показателя на минимизацию или максимизацию .остояния системы. Например, минимум затрат на производство продукции, макси-чум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др.

В практике регионального мониторинга используются адаптированные к его специфике разнообразные критерии и показатели, разработанные в разное время в смежных направлениях теоретического менеджмента.

Переосмысливаются, в частности, критерии развития, обоснованные античными мыслителями, предлагавшими использовать для этих целей феномен добродетели и морали. Не утратили своего значения критерии французских просветителей, ориентировавшихся на знания и технологические возможности общества. Анализируются позиции кибернетиков, считающих, что в качестве критериев развития могут быть использованы содержащаяся в общественной системе информация, степень ее упорядоченности, мера сложности. Современные исследователи связывают развитие с ин-тегративными свойствами системы, с выявлением ведущих факторов социально-экономических изменений.

Классификация целей - сложная задача, поскольку цель имеет качественную форму измерения, и можно сформулировать только достаточно общие признаки декомпозиции целей. Практическое значение имеет декомпозиция целей управления регионом по уровням управления. В качестве глобальной цели I уровня можно принять следующую - полное материальное благосостояние и всестороннее развитие личности населения региона. Глобальная цель II уровня разделяется на шесть основных стратегических целей в зависимости от сфер деятельности (макроподсистем).

1. Градостроительная цель. Комплексное развитие инфраструктуры региона на основе рационального использования территории и природных ресурсов, современной архитектуры, строительства, коммуникаций, коммунального хозяйства и соблюдения экологических стандартов.

2. Производственная цель. Всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства в продукции предприятий с высоким качеством при минимальных затратах и соблюдение пропорций в развитии ограслей материального производства.

3. Агропромышленная цель. Всемерное удовлетворение потребностей населения в сельскохозяйственных продуктах высокого качества по доступной цене и обеспечение пропорций развития отраслей АПК региона.

4. Социальная цель. Обеспечение всестороннего развития личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, заботы об уровне жизни, условиях труда и семьях, внедрения принципов социальной справедливости и демократизации общества.

5. Экономическая цель. Соблюдение пропорций планомерного развития региона на основе максимизации доходов бюджета, роста чистой прибыли предприятий, эффективного использования муниципального имущества, роста инвестиций, развития рыночных институтов и малого предпринимательства в регионе.

6. Управленческая цель. Развитие общественного самоуправления, соблюдение законности и правопорядка, обеспечение эффективного взаимодействия всех ветвей государственной власти в условиях демократизации общества.

Разные регионы и муниципальные образования отличаются друг от друга:

• по размерам экономической активности;

• по географическим характеристикам и природным ресурсам;

• по экономическим условиям, характеристикам и результатам деятельности агентов экономической активности;

• по социальной организации жизнедеятельности населения;

• по политическим условиям и эффективности деятельности органов местной власти.

Несмотря на различия, отличающие отдельные регионы, для оценки уровня их развития можно применять одни и те же критерии и показатели, общие методологические подходы и способы решения проблем.

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

Проблема - это противоречие в системе управления, которое содержит элементы новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий. Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры: масштаб, качество проблемы, определение проблемы, постановка проблемы.

Гюбшьные проблемы целесообразно связать с какой-либо макроподсистемой региона, подчеркнув тем самым значимость ее существования, например, проблема социальной сферы. В этом случае будет идти речь о совокупности проблем одной макроподсистемы. В свою очередь, каждая макроподсистема состоит из ряда подсистем -отраслей экономики. Так, социальная сфера включает образование, культуру, здравоохранение, физкультуру и спорт, социальное обеспечение.

Для более детального анализа проблем следует выделить локальные или тактические проблемы, которые показывают противоречия и нерешенные задачи внутри каждой отрасли экономики. Локальные проблемы более глубоко характеризуют внутреннее состояние какой-либо отрасли экономики, например, проблема в сфере образования - несвоевременная и низкая оплата труда учителей в школах.

Выявление и ранжирование проблем социально-экономического развития является сложной научной задачей. Концептуальной основой ее решения могут быть следующие этапы исследования:

1. В результате диагностического анализа показателей региона формируется перечень глобальных проблем социально-экономического развития.

2. По каждой глобальной проблеме разрабатывается анкета, включающая перечень локальных проблем развития, ранжирование которых позволяет выделить приоритеты социально-экономического развития.

3. Подготавливается экономико-статистический материал, раскрывающий динамику показателей региона или муниципального образования.

4. Формируется группа квалифицированных экспертов, способная провести ранжирование глобальных и локальных проблем регионального развития. В нее включаются руководители департаментов, крупных предприятий, организаций и консультанты разделов проекта (ученые).

5. Экспертная группа анализирует показатели региона и методом экспертных оценок проводит ранжирование социально-экономических проблем.

Планирование целей целесообразно осуществлять во всех временных горизонтах (25 лет, 10 лет, 5 лет, 1 год) с использованием трех основных методов планирования: директивное планирование ("сверху"), индивидуальное планирование ("снизу"), комбинированное ("сверху вниз").

Методика программно-целевого управления позволяет проводить декомпозицию глобальных целей региона, муниципального образования до конкретных критериев качества жизни населения (около 100 критериев). При этом исходными данными для формирования целей являются:

• социально-экономическое положение региона;

• общая схема декомпозиции целей развития;

• схема классификации стратегических целей развития региона;

• схема взаимосвязи макроподсистем региона;

• классификация целей организации;

• схема декомпозиции целей человека;

• схемы классификации критериев эффективности по макроподсистемам.

Для оценки уровня развития региона можно использовать частные показатели, тражающие отдельные стороны экономического развития:

• валовый региональный продукт ВРП (абсолютная величина и на душу населе--ия) и темпы роста этих показателей;

• средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

• продолжительность жизни, уровень здоровья людей;

• уровень образования;

• уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного -.ользования;

• уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

• состояние окружающей среды;

• равенство возможностей людей в развитии малого бизнеса;

• обогащение культурной жизни людей;

• уровень физического здоровья:

• степень дифференциации доходов и т. п.

Особое значение в определении уровня экономического развития имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ на душу населения: валовый национальный доход (ВНТС). валовый внутренний продукт (ВВП), региональный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей.

Наиболее широко используемым видом данных при оценке экономического положения региона являются данные об уровне региональных доходов. Обычно речь в данном случае идет о показателе валового регионального внутреннего продукта 1ВРВП), хотя в некоторых юридических образованиях используется другой термин -валовой внутренний муниципальный продукт (ВВМП). Отражение в показателе ВРВП качества жизни является весьма условным по следующим причинам:

1) Данный показатель не отражает схемы распределения доходов.

2) Он включает стоимость ресурсов, используемых для покрытия отрицательных внешних эффектов экономической деятельности (например, очистку мест утечки нефти).

3) В данном показателе не находят отражения принципы структурной организации и эффективность стратегического планирования в системе государственного социального обеспечения и т. д.

Необходимо, однако, отметить, что именно ВРВП является наиболее широко признанным индикатором эффективности экономической деятельности из всех существующих на сегодняшний день.

Использование показателя ВРВП может оказаться весьма продуктивным при оценке относительных результатов экономической деятельности региона в долгосрочной перспективе. Данные, полученные в результате отраслевого разукрупнения ВРВП (что возможно почти во всех случаях), могут быть использованы при проведении анализа динамики долевого участия.

Перечисленный выше спектр целей и критериев заставляет по-новому посмотреть на проблему экономического развития регионов России.

Список литературы

[1] Волкова В.Н., Чабровский В.А. Цель: прогнозирование, анализ, структуризация. - СПб., 1995.-109 с.

[2] Гапоненко А.Л.. Панкрухина А.П. Обший и специальный менеджмент. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 568 с.

[3] Егоршин А.П. Стратегический план города: программа социально-экономического развития г. Кирова на период до 2010 года. - Н. Новгород: НИМБ, 2000. - 240 с.

[4J Елисеева И.И., Жихаревич Б.Л., Лимонов Л.Э., Овсиевич Б.Л. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга. - СПб.: Правительство; Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 1995. - 74 с.

[5] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. - СПб.: ИСЭП РАН, 1994.-87 с.

[6] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Конверсия и экономическая реформа: региональный аспект. - СПб.: ИСЭПРАН, 1993.- 177 с.

[7] Тодаро М. П. Экономическое развитие. - М.: 1997.

[8] Россия регионов: Материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород. 12- 13 октября 2000 года. - Н. Новгород: НИМБ, 2000. - 214 с.

[9] Рохчин В.Е. Стандарты качества жизни населения как инструментарий социальной политики // Регион: Политика. Экономика. Социология. - 1999. -№ 1-2. - С. 89-91.

THE PURPOSES AND CRITERION OF AN ESTIMATION OF DEVELOPMENT COMPLEX (DIFFICULT) SOCIALLY-ECONOMIC SYSTEMS

A'. Zhigalova

In clause the author considers (examines) toolkit of realization of the analysis of conditions socially-economic development of territory, is investigated organizational aspects of the decision of a problem.

ББК 65.9/2/04

Н.Е. Жигалова, доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

В статье автором рассматриваются основные подходы к формированию стратегии и тактики комплексных преобразований в регионе; исследуются факторы, влияющие на выбор стратегии; выделяются концепции комплексного развития территориальных образований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современных условиях от территориальных органов управления требуется целенаправленная концентрация сил в выборе стратегии и тактики комплексных преобразований в регионе в целом, а также обозначение границ компетенции органов власти и управления в принятии экономических решений, что определяет возрастание роли стратегического управления развитием регионов.

Стратегическое управление социально-экономическим развитием регионов требует:

- наличия стратегических целей;

- нацеленности на развитие региона и достижение конкурентных преимуществ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.