Научная статья на тему 'Категории стратегического управления социально-экономическим развитием региона'

Категории стратегического управления социально-экономическим развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STEPИ SWOT-АНАЛИЗ / SOCIAL-ECONOMIC SYSTEM / REGIONAL POLICY / STRATEGIC MANAGEMENT / STEP- AND SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таточенко Тамара Викторовна, Байрамукова Елена Измаиловна

Наиболее важное значение, в хозяйственной, экономической, социальной и политической жизни страны имеют регионы. Предложенная классификация категорий стратегического управления социально-экономическим развитием региона позволяет четко определить ориентиры стратегического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regions play the most significant role in ménage, economic and political life of the country. The suggested classification of strategic management categories for region social-economic development allows determining the guidelines of strategic development clearly.

Текст научной работы на тему «Категории стратегического управления социально-экономическим развитием региона»

Эшомшсш ннуки

КАТЕГОРИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

РЕГИОНА

Е. И. Байрамукова, Т. В. Таточенко

CATEGORIES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF REGION SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT

Bairamukova E. I., Tatochenko T. V.

Regions play the most significant role in ménage, economic and political life of the country. The suggested classification of strategic management categories for region social-economic development allows determining the guidelines of strategic development clearly.

Key words: social-economic system, regional policy, strategic management, STEP- and SWOT-analysis.

Наиболее важное значение, в хозяйственной, экономической, социальной и политической жизни страны имеют регионы. Предложенная классификация категорий стратегического управления социально-экономическим развитием региона позволяет четко определить ориентиры стратегического развития.

Ключевые слова: социально-экономическая система, региональная политика, стратегическое управление, STEP- и SWOT-анализ.

УДК 332.021.8

Переход от административной экономики, к рыночной в условиях распада традиционных внешнеэкономических связей, затянувшийся кризис национальной экономики России, затронувший макроэкономические пропорции отраслей народного хозяйства, изменение политической системы общества, вертикали исполнительной власти и демократизации общества, усложнение классовых и национальных отношений в общественной жизни привели к усилению существовавших различий в социально-экономическом развитии регионов РФ.

Углубление социально-экономического неравенства регионов сопровождается военно-политическими конфликтами и экологическими катастрофами, ведет к истощению природных ресурсов, уничтожению среды обитания человека и животного мира. Осознание этих проблем в обществе привело к созданию концепции устойчивого стратегического социально-экономического развития, к пониманию необходимости сравнения уровней и тенденций развития отдельных экономических районов и регионов России. В настоящее время находятся в стадии формирования новые отношения между федеральным центром и субъектами РФ. Дифференциация уровней развития регионов России обусловлена не только объективными природно-климатическими, производственно-экономическими и социально-демографическими условиями. Это в значительной мере также результат принятия ошибочных

экономических решений, либо вообще отсутствия таковых.

В теории и практике государственного и муниципального управления основой социально-экономического и территориально-административного деления России являются следующие уровни: государственный, региональный и муниципальный.

Федеральные округа созданы Указом Президента РФ в мае 2000 г. и реформированы в 2009 г. (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, СевероКавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный). Восемь федеральных округов являются объектами централизованного управления в современной России; в отличие от экономических районов и ассоциаций федеральные округа и их руководящие органы законодательно наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им Президентом РФ (2).

Федеральные округа включают в свой состав субъекты РФ, различные по природному, экономическому и трудовому потенциалу, структуре хозяйства и уровню развития, производственной специализации и социальному составу.

В Российской Федерации выделяется 79 регионов, в числе которых: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 2 мегаполиса (Москва, Санкт-Петербург). Субъектов Российской Федерации насчитывается 89, в них дополнительно входят 10 автономных округов; они хотя и выделяются в государственном делении, но в экономическом планировании входят в состав краев и областей (2).

На различия в социально-экономическом развитии федеральных округов и регионов сильное влияние оказывают внешняя торговля и иностранные инвестиции. Их доли в экономике отдельных регионов заметно различаются, и в рамках нашего исследования вызывают особый интерес причины этих различий, возможности их исследования и моделирования. Рассмотрим основные из них более подробно.

Первая причина - структура экспорта и импорта экономики для регионов, специализирующихся на нефти и газодобыче, черной

металлургии, отраслях, ориентированных на внешний рынок, роль экспорта здесь очень велика. Экспортирующие отрасли привлекают и наибольшие объемы иностранных инвестиций, что особенно влияет на один из главных показателей экономического развития - валовой региональный продукт на душу населения. Максимальное значение показателя социально-экономического развития регионов России больше минимального в 24 раза, что соответствует разрыву между высокоразвитыми странами «золотого миллиарда» и слаборазвитыми странами с низким индексом развития человеческого потенциала.

Другая причина связана с экономико-географическим положением территории, анализируя которое можно сказать, что в менее благоприятном положении оказались регионы, удаленные от внешних границ страны. Слабая транспортная инфраструктура, высокие тарифы на перевозки затрудняют ввоз-вывоз товаров, резко снижают инвестиционную привлекательность.

Регионы, имеющие статус свободных экономических зон, и мегаполисы концентрируют в себе основные объемы внешнеторговых сделок. Инвестиционная привлекательность регионов также зависит от уровня квалификации рабочей силы, наличия научно-исследовательских центров, степени развития институтов рыночной экономики, инфраструктурной обеспеченности, покупательной способности населения, состояния экологии и уровня преступности, социальной напряженности. Этим требованиям отвечают прежде всего крупные по численности населения и экономическому потенциалу субъекты Федерации, которые относятся к высокоразвитым.

Регионы с высокой долей экспортных производств, большими объемами иностранных инвестиций оказались в России наиболее благополучными. Именно в этих регионах ниже уровень безработицы, выше доходы населения и региональных бюджетов, лучше финансируется социальная сфера.

Из вышесказанного следует, что различия в условиях формирования качества жизни населения регионов определяются эко-

номическими, социальными, географическими, территориальными, культурными факторами.

Достаточно полный анализ дифференциации регионов, их социально-экономического развития может строиться лишь на основе проведения множественных (использующих целые совокупности показателей) и объективных сопоставлений между ними. Мы провели исследование регионов, используя не только частные экономические и социальные показатели, но и их совокупности - интегральные показатели, исходя из концепции стратегического управления.

Решение многих региональных проблем невозможно без разработки и реализации концепции стратегического управления экономическими системами, в том числе и на базе современных методов экономико-математического моделирования и оптимизации. Генеральной стратегической целью современной социальной политики является повышение качества жизни населения; на ее реализацию должна быть направлена деятельность всей системы государственного управления. Организация жизнедеятельности населения тесно связана с проблемой работы органов управления всех уровней, и прежде всего органов местного самоуправления, поэтому результаты исследований качества жизни дают возможность придать управленческим решениям конкретные пространственно-временные параметры (1).

Стратегия в общем понимании и с нашей точки зрения - это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов.

Решение задач стратегического управления регионами обычно инициируют:

• перепроизводство - насыщение рынка товарами и услугами;

• требовательность - повышение уровня требований граждан к качеству продукции вследствие роста доходов и свободы выбора;

• инновационность - значительно улучшившиеся технические возможности выпуска новых товаров и услуг;

• динамичность - ориентация на сокращение сроков внедрения новой продукции, техники, технологий в связи с сокращением их жизненных циклов;

• диверсификация - повышение спроса на виды и уровни продукции и услуг, развитие новых видов экономической деятельности;

• дифференциация - нарастающее разнообразие потребностей населения и значительное увеличение ассортимента товаров и услуг;

• конкуренция - борьба организаций за свои сегменты рынка, потенциальный контингент потребителей и рост объемов товаров и услуг;

• аритмия спроса - изменения спроса потребителей рынка товаров и услуг в связи с сезонностью, нарушающие стабильность производства;

• падение спроса - сокращение спроса, ощутимое для производителей товаров и услуг ввиду снижения качества или роста цен;

• люмпенизация - рост полной и частичной безработицы населения и увеличение контингента с низким уровнем доходов и спросом;

• интервенция - международная конкуренция крупных зарубежных корпораций при попытке захвата национальных рынков.

Попробуем раскрыть сущность стратегического управления через совокупность основных категорий стратегического менеджмента (управления), на которые мы опирались в ходе исследования, классификация которых приведена на рисунке 1. Рассмотрим представленные на рисунке категории более подробно:

1. Разделы стратегического менеджмента включают основные теоретические составляющие стратегического управления: основы стратегического менеджмента, стратегическое планирование и управление реализацией стратегии. Каждый раздел содержит параграфы (подразделы), состав которых еще нельзя признать удовлетворительным с точки зрения теории управления.

2. Методология исследования - совокупность общих и специальных методов ис-

следования, применяемых в стратегическом менеджменте: системный анализ, STEP- и SWOT-анализ, целевое управление и др.

3. Этапы стратегического управления - составные элементы процесса исследования, разработки и реализации стратегии, начиная с диагностического анализа, формирования разделов стратегического плана по макроподсистемам и кончая управлением изменениями в регионе.

4. Макроподсистемы - крупные составные части региона, объединяющие взаимосвязанные отрасли экономики. Стадии жизненного цикла региона отражают основные этапы развития организации: зарождение, рост, зрелость и упадок. Их нельзя путать со стадиями жизненного цикла продукции и услуг, так как регион имеет свои специфические особенности.

Категории стратегического управления

Разделы - стратегического менеджмента

Основы стратегического менеджмента

Стратегическое планирование

Управление реализацией стратегии

Стадии жизненного цикла региона

Зарождение (создание)

Рост (развитие)

Зрелость (стабилизация)

Упадок (ликвидация)

Виды стратегического развития

Наступление-активное завоевания рынка

Оборона — укрепление рыночных позиций

Ликвидация -постепенный уход с рынка

_|

Положение на национальном рынке

«Пев» На первых ролях 30-50 %

«Тигр» На вторых ролях 10-20 %

«Волк» На третьих ролях 5-10 %

«Лисица» На четвертых ролях 1-5 %

«Крот» На пятых роляя до 1 %

Рисунок 1. Категории стратегического развития

5. Виды стратегий развития - виды обобщающих моделей поведения организации на ближайшую перспективу. В теории стратегического управления известно более 20 типовых стратегий, которые мы собрали в восемь групп: эталонные, функциональные, отраслевые и др.

6. Положение па национальном рынке - позиции региона (пять разновидностей в зависимости от доли на национальном рынке) (4).

Большое значение в стратегическом управлении региональной системой имеют пять составляющих представленных на рисунке 2.

Рисунок 2. Составляющие стратегического управления

Умение смоделировать ситуацию (выявление проблем управления) позволяет установить долгосрочные направления развития и указывает на намерение региона занять определенные позиции на национальном рынке. Поиск обоснованных ответов на вопросы: «Каково наше видение будущего развития региона?», «Что мы намерены сделать и чего добиться?» заставляет руководителей региона определять направления развития на10-25 лет вперед.

Умение выявить необходимые изменения (формулирование целей) заключается в идентификации направлений развития региона. Идеальным является тот случай, когда установленные руководством задачи работают достижение долгосрочных целей.

Долгосрочные цели показывают руководству, что необходимо делать, чтобы регион занял такое положение, которое позволило бы ему хорошо работать в течение длительного времени. Краткосрочные цели связаны с результатами, которые руководство намерено получить в ближайшее время.

Умение разработать стратегию изменений (выбор базовых стратегий) подразумевает решение главной управленческой проблемы: как достичь необходимых результатов с учетом положения региона и его перспектив. Цели - это «результаты», а стратегия - «средство» их достижения. Стратегия - это последовательность действий, которому должны следовать руководители для достижения генеральных целей. Разработка стратегии начинается с анализа внутреннего и внешнего положения региона. Только после того как руководители получат результаты анализа внешней и внутренней среды существования, они будут готовы к разработке обоснованной стратегии достижения финансовых и стратегических результатов. Неправильные результаты анализа или их отсутствие значительно повышает риск того, что будут предприняты непродуманные действия, имеющие долговременные последствия.

Умение использовать различные способы воздействия (реализация стратегии) состоит в том, чтобы запустить стратегию и получить необходимые результаты в планируемое время. Чтобы правильно установить, что должно быть сделано для внедрения и умелой реализации стратегии и получения хороших результатов, требуется высокая квалификация. Реализация стратегии - это, в основном, практическая административная задача, включающая в себя следующие аспекты:

• совершенствование структуры управления региона, способного успешно использовать стратегию;

• разработку финансового плана, направляющего ресурсы в важнейшие для стратегического успеха области;

• проведение поддерживающей стратегию политики и введение практики постоянного совершенствования;

• создание соответствующей мотивации для граждан региона, которая стимулировала бы энергичное достижение поставленных целей;

• увязывание системы вознаграждения с результатами достижения поставленных целей;

• создание такой культуры управления и делового климата, которые способствовали бы успешной реализации стратегии;

• создание такой внутренней системы поддержки, которая позволяла бы персоналу отраслей экономики эффективно выполнять свою стратегическую функцию;

• введение системы внутреннего лидерства, необходимой для управления про-

движением стратегии вперед и постоянного улучшение ее реализации.

Умение вносить коррективы в стратегию (управление изменениями) обусловлено появлением новых обстоятельств, необходимостью проведения корректирующих действий. Могут потребоваться изменения долгосрочных направлений развития, сужение или расширение управленческого видения будущего курса отраслей экономики и сфер деятельности. Критерии могут быть завышены или занижены в зависимости от накопленного опыта и перспектив. Основные этапы стратегического управления региона показаны на рисунке 3.

Рисунок 3. Этапы стратегического управления

Стратегия должна трансформироваться вследствие корректировки долгосрочных направлений развития, установления новых целей или изменения условий внешней среды. Поиск путей более успешной реализации стратегии также является непрерывным процессом. Одни стратегические задачи решаются легко, другие никак не поддаются решению. Реализация стратегии возможна при совместном воздействии всей совокупности управленческих решений и множества поэтапных действий, выполняемых различными целевыми группами и отдельными лицами. Пересмотр финансовых планов, изменение политики, реорганизация, кадровые изменения, совершенствование учебного процесса, культурные мероприятия - все эти и другие действия являются типичными управленческими инструментами, используемыми для реализации стратегии развития региона (3). Важную роль в решении перечисленных задач играют математические и инструментальные методы.

Основываясь на вышеизложенном материале и на базе проведенного анализа в процессе исследования, мы подошли к процессу разработки стратегического плана путем формулирования целей, моделей и критериев управления, анализа проблем и среды определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития.

Цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников эффективности и повышения уровня социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан.

Разработка стратегического плана развития региона является сложной научно-практической задачей, которая может быть решена совместными усилиями высшего руководства региона и крупных ученых в области экономико-математического моделирования и регионального управления.

Нами разработана методика программно-целевого управления, позволяющая проводить декомпозицию глобальных целей региона до конкретных критериев качества

жизни населения региона (около 100 критериев).

Исходными данными для исследования целей являются: социально-экономическое положение региона; общая схема декомпозиции целей развития; схема классификации стратегических целей развития региона; схема взаимосвязи макроподсистем региона; классификация целей организации; схема декомпозиции целей человека; схемы классификации критериев эффективности макроподсистем.

Концептуальной основой выявления и ранжирования проблем социально-экономического развития выступают следующие этапы исследования:

1. В результате диагностического анализа показателей региона формируется перечень глобальных проблем социально-экономического развития.

2. По каждой глобальной проблеме разрабатывается анкета, включающая перечень локальных проблем развития, ранжирование которых позволяет выделить приоритеты социально-экономического развития.

3. Готовятся экономико-статистические материалы, раскрывающие динамику показателей региона.

Формируется группа квалифицированных экспертов, способная провести ранжирование глобальных и локальных проблем развития региона. В нее включаются руководители департаментов региона, крупных предприятий и организаций и ученые-консультанты, ответственные за разделы проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Экспертная группа анализирует показатели региона и методом экспертных оценок проводит ранжирование социально-экономических проблем региона.

5. Методом ранговой корреляции проводится обработка экспертных оценок и определяются ранги важности и средние баллы глобальных проблем.

6. Результаты ранжирования проблем используются для проведения так называемого «Аукциона стратегических идей управления», позволяющего сформулировать альтернативные идеи и определить пути решения глобальных и локальных проблем развития региона.

Для решения проблем развития региона был разработан в рамках исследования «банк идей управления», предусматривающий набор альтернативных решений с освещением опыта их применения и экономического обоснования эффективности предлагаемых мер. «Банк идей» разработан по шести крупным макроподсистемам региона, а внутри них - по подсистемам (отраслям народного хозяйства) и локальным проблемам. Всего предлагаемый средний сбор должен включать более 500 идей развития региона.

Путем автоматизированной выборки идей из «банка данных» можно подобрать перечень альтернативных решений и провести их экономическое обоснование на предмет последующего использования в разработке стратегии. Научное изучение внешней среды (макросреды) осуществляется на основе комплексного социального, технического, экономического и практического анализа (от сокр. англ. STEP) (5).

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, мы пришли к выводу, что процесс стратегического планирования - это процесс формирования мыслей и целей, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы системы в будущем. При этом сущность процесса планирования, стратегии сводится к поиску ответов на вопросы: «Каково настоящее положение региона и ситуация, в которой он находится?», «В каком положении руководство региона предпочтет видеть его в будущем?», «Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели?», «Что и как нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?», «Как следует управлять реализацией стратегии?». Предложенные в работе модели помогают не просто ответить на эти вопросы, а позволяют построить модель стратегического управления региональной социально-экономической системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ганопольский М. Г. Устойчивое развитие региона: вопросы методологии // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2005. № 1.

2. Напреенко В. Г., Нариньяни А. С., Смирнов Е. П. Моделирование региональной экономики: новый уровень качества и безопасности. Финансы, экономика, безопасность. М., 2005.

3. Степанова М. В. Региональная экономика. М.: Инфра-М, 2008.

4. Яковец Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 2007.

5. Яковец Ю. В., Кузык Б. Н. Стратегия инновационно-технологического прорыва. М.: МФК, 2007.

Об авторах

Таточенко Тамара Викторовна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем в экономике. Сфера научных интересов - модели и методы разработки региональных социально-экономических систем. tatochenko@rambler.ru

Байрамукова Елена Измаиловна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», соискатель кафедры информационных систем в экономике. Сфера научных интересов -модели и методы разработки стратегий развития региональных социально-экономических систем. ttatochehko@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.