НАРОДОСОХРАНЕНИЕ В СИСТЕМЕ
СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Анисимова Оксана Константиновна
доцент. Покровский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заведующий кафедрой экономики и менеджмента г. Покров, Россия. E-mail: [email protected]
Новиков Александр Иванович
доктор экономических наук, профессор. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», кафедра экономической теории
г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье показано, что в России сложилась неблагоприятная демографическая ситуация. Доказывается, что обеспечить социально-экономическое развитие страны и отдельных регионов возможно через реализацию мероприятий по сохранению численности населения.
Ключевые слова: стратегия; приоритеты; местное самоуправление; население; управление; государство
Код УДК: 314.1
Annotation. This article claims the demographic situation in modern Russia to be unfavorable. The authors prove that the social-economic development of the whole country and its regions is possible by means of realization of population preservation measures.
Keywords: strategy, priorities, local government; population; governance; state
Несмотря на концентрацию населения в крупных городах и мегаполисах, основная часть населения проживает в малых городах с численностью населения менее 100 тыс. жителей. Во Владимирской области малых городов, по данным всероссийской переписи населения 2010 г., насчитывается 20 городских поселений и муниципальных образований с общим числом жителей 450,6 тыс. человек [1].
В масштабах страны эти показатели характеризуются следующими данными (табл. 1). В результате реформы местного самоуправления и применения 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» многие малые города получили статус городского поселения [2].
Таблица 1
Численность населения России по типам муниципальных образований
Тип муниципального образования Количество муниципальных образований (% от общего количества) Количество населения (% от общего количества)
Городские округа 2,2 38,3
Городские поселения 7,2 16,1
Сельские поселения 82,2 35,2
Для этой категории поселений принципиальное значение имеет система стратегических ориентиров, которая позволит обеспечить их социально-экономическое развитие.
Наш анализ существующих проблем в социально-экономической сфере малых городов показал, что за годы реформ резко уменьшились инвестиции в социальную сферу, что привело к сужению воспроизводства материальной базы, износу основных фондов социальной инфраструктуры, а иногда ик их разрушению (особенно в малых городах и сельских поселениях) [3].
Сформировавшаяся муниципальная система не учитывает региональную и местную специфику, прежде всего особенности размещения народного хозяйства и расселения людей. Поселение не смогло стать инструментом не только развития, но даже выживания. В настоящее время всю работу по жизнеобеспечению территорий выполняют районные и региональные администрации. А это только укрепляет иждивенческие настроения населения и муниципальных чиновников, не позволяя сложиться подлинному самоуправлению. Город необходимо наделить адекватной муниципальной автономией, основанной на принципе самостоятельного развития и эксплуатации налоговой базы в интересах решения стратегических (модернизация, пространственное освоение) и тактических - социальных задач.
Большинство проблем управления городом возникает из-за отсутствия представления о городе как об объекте управления. Каждый город - это сложнейший социально-экономический организм, имеющий уникальные характеристики, особый характер отношений с внешней средой. Построение системы управления городом позволяет команде менеджеров наилучшим образом распоряжаться городскими ресурсами, выбирать основные инструменты управления, формировать социально-экономическую политику города. Город является сложной социально-экономической системой, состоящей из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных пяти макроподсистем (рис. 1):
• городское хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность города;
• производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства, производящие валовой городской продукт;
• социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения города;
• финансово-экономическая сферъ, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей города в виде бюджета города;
• управленческая сфера, включающая совокупность муни-ципальных органов власти и контроля в городе.
В состав каждой макроподсистемы входят 4-8 подсистем, обеспечивающих решение задач стратегического управления города. Каждая из крупных макроподсистем включает подсистемы, выделенные по признаку отрасли экономики (промышленность, транспорт, торговля, образование, культура и т.п.) или предмету управления (экономика, финансы, инвестиции, персонал, рыночные институты и т.п.).
• Законодательная деятельность;
• Исполнительная власть (администрация);
• Персонал;
• Правоохранительные органы;
• Органы государственного контроля
Стратегия развития; Маркетинг территории; Экология; Архитектура и градостроительство; Дороги и инженерные коммуникации; • ЖКХ
• Экономическое развитие;
• Финансы;
• Инвестиции;
• Налоги;
• Имущество и собственность;
• Рыночные институты;
• Внешнеэкономическая деятельность
Образование; Культура;
Физкультура, спорт и туризм;
Здравоохранение; Социальное обеспечение населения; Трудовые ресурсы и занятость населения
• Строительство;
• Транспорт;
• Связь и информация;
• Торговля, бытовое обслуживание и общественное питание;
• Наука и научное обслуживание
Рис. 1. Взаимосвязи макроподсистем муниципального образования [3]
Как известно, в финансово - экономической основе местного самоуправления значительную часть занимают налоги. Анализируя налоги, из табл. 2 видим, что городские поселения практически оказались в незавидном положении даже с городскими округами. Налог на доходы физических лиц поступает в поселение в размере 10%, у городского округа 30 %.
Журнал «Теоретическая экономика» №2, 2013 www.theoreticaleconomy.info
Таблица 2
Налоги, поступающие в доход поселениям и городским округам
Налоги, виды Поселение, % Городской округ, %
Местный налог - земельный 100 100
Местный налог - на имущество физических лиц 100 100
Отчисления от федеральных налогов и сборов, налог на доходы физических лиц 10 30
Отчисления от федеральных налога - единый с/х налог 30 60
Отчисления от федеральных единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 90
Госпошлина за совершение юридических действий 100
За выдачу разрешения на распространение наружной рекламы, за выдачу ордера 100
Практически для всех малых городов характерны следующие общие социально-экономические проблемы:
• недостаточная социальная ориентация экономической базы преобладающей части городов;
• низкий технологический уровень основной массы производственных объектов;
• слабое использование местных ресурсов и возможностей (более 30% малых городов располагают значительными рекреационными ресурсами, а используют их, по мнению специалистов, лишь 2%);
• утрата традиционных производственно - трудовых навыков населения, исчезновение самобытных производств - народных промыслов;
• рост числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве: молодежи; лиц предпенсионного возраста; кадров, освобождаемых в связи с сокращением объемов производства, закрытием предприятий, связанных с добычей и первичной переработкой топливных, минерально-сырьевых ресурсов;
• диспропорции в развитии производственной и непроизводственной сфер, отставание в развитии жилищно-коммунального хозяйства, невысокое качество городской среды.
Для малых городов характерен относительно низкий уровень развития городской среды. Состояние жилищно-коммунального хозяйства и инженерного оборудования, как правило, не соответствует санитарно-гигиеническим нормам проживания. Обеспеченность всеми видами благоустройства в малых городах не превышает обычно 60%, а твердое покрытие имеют лишь половина улиц и дорог.
В значительной части малых городов сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся существенной деформацией половозрастной структуры населения.
За редким исключением среда исторических городов находится в тяжелом состоянии, ценное историко-культурное наследие разрушается, многие памятники зодчества уже потеряны, а города лишаются своего индивидуального архитектурного облика и своеобразия.
Координация отраслей экономики на разных уровнях составляет прерогативу муниципального управления городом. Взаимосвязь подсистем может стать основой для системного анализа территории в поиске источников эффективности и повышения уровня социально-экономического развития территории на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан по критерию качества жизни населения.
В известной монографии «Стратегическое управление: регион, город, предприятие» [4] под «качеством жизни» населения понимается многофакторный, интегральный показатель, всесторонне характеризующий экономическое развитие общества, уровень материального благосостояния, медико-экологическое и духовное состояние конкретного человека, то есть народосохранение. В общем виде эта система в виде иерархии, включающей взаимосвязанные уровни, нами представлена на рис. 2. Этот обобщенный показатель рассматривается нами как векторное сложение частных факторов качества жизни и необходим: во временном разрезе - для оценки влияния проводимых социально-экономических преобразований на жизнь населения; по различным регионам страны - для учета различий в качестве жизни населения в регионах и возможной федеральной поддержке; по отдельным социально-доходным группам - для определения динамики экономической дифференциации общества и путей сглаживания социальных контрастов.
Рис. 2. Структура показателей народосохранения Журнал «Теоретическая экономика» №2, 2013 www.theoreticaleconomy.info
Переход российских городов к местному самоуправлению оставил открытыми множество вопросов, связанных с городским управлением. Необходимо четко определять главные функции городской администрации, критерии эффективности ее работы, критерии качества управления территорией. Одним из способов эффективного управления городом является разработка стратегии развития городом, которые методологически должны быть увязаны с этапами стратегического управления регионом.
Необходимо рассматривать стратегическое управление, в первую очередь, основываясь на социальной концепции, которая базируется на повышении уровня социально-экономического развития экономических систем на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан, а именно сбережения народа.
Полномочия местного самоуправления (МСУ) позволяют городским властям самостоятельно выстраивать политику перспективного развития города, используя при этом разнообразные управленческие технологии, но в то же время методологической основой концепции развития города должно являться планирование роста качества жизни населения и обеспечение таких пропорций развития сфер экономики города, которые способствуют достижению поставленных стратегических целей управления - народосохранения.
В сложившихся условиях реформирования МСУ задачу повышения уровня качества жизни населения и народосохранения необходимо решать через качественное предоставление муниципальных услуг, создание предпосылок и возможностей расширения сферы предоставления платных услуг населения на подведомственной территории.
Таким образом, главным ориентиром стратегии развития местного самоуправления должно выступать сохранение народа, для чего необходимо:
1) Закрепить в законах о местном самоуправлении, экономическом планировании, в бюджетном и налоговом законодательстве городскую муниципальную автономию, а также статус города как центра модернизации и развития, определить критерии городов применительно к соответствующему статусу;
2) Сохранить сельские и городские там, где реально существуют центры экономической жизни, - центры хозяйствования, транспортно-логистические центры и т. д.;
Территории, где нет самостоятельных экономических центров и сельское население в основном занято в городах, включить в муниципальные округа, привязанные к налогооблагаемой базе. Округа можно формировать на базе существующих районов, а в бывших поселениях создать «делегации» окружной власти, ТОСы [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Российский статистический ежегодник: Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2010. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
2. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.07.2010, № 1120-Р // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 33. - Ст. 4444.
3. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов [и др.]; под ред.: Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина; ОООН РАН, НИМБ. - 2-е. изд., доп. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. - 336 с.
4. Миронов Н.М. Детализация невозможна без укрупнения / Н.М. Миронов // Практика муниципального управления. - 2011. - № 9. - С. 14.