Научная статья на тему 'Регион - централизующее ключевое звено существования государства'

Регион - централизующее ключевое звено существования государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Торопцев Е.Л., Таточенко Т.В.

Представлены категории стратегического развития и предложены этапы построения и реализации стратегии управления регионом. Показано, что одним из ключевых факторов социально-экономической политики в нашей стране и развитых государствах является регионализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регион - централизующее ключевое звено существования государства»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

УДК 332.142.2

РЕГИОН - ЦЕНТРАЛИЗУЮЩЕЕ КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО СУЩЕСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

Е. Л. ТОРОПЦЕВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных систем в экономике Ставропольский государственный университет E-mail: eltsgu@yandex.ru

Т. В. ТАТОЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем в экономике E-mail: ttatochehko@yandex.ru, tatochenko@rambler.ru Ставропольский государственный университет

Представлены категории стратегического развития, и предложены этапы построения и реализации стратегии управления регионом.

Показано, что одним из ключевых факторов социально-экономической политики в нашей стране и развитых государствах является регионализация.

Ключевые слова: стратегическое управление, социально-экономическая система, регион.

Экономическое и социальное развитие бывшего СССР в 1920-1980-хгг. основывалось на принципах планомерного и пропорционального планирования народного хозяйства, оптимального функционирования экономики, межотраслевого баланса и теории экономической эффективности. В условиях административной системы существовало директивное планирование показателей экономического и социального развития регионов (областей, городов) на основе социальных нормативов и межотраслевого баланса отраслей народного хозяйства. Эти функции реализовыва-

лись Госпланами СССР и РСФСР, а также плановыми комиссиями регионов. За прошедшие годы либеральных реформ система централизованного планирования экономики была разрушена и в современных условиях ее функции отданы органам регионального и муниципального управления субъектов РФ.

Переход от административной экономики к рыночной в условиях распада традиционных внешнеэкономических связей, затянувшийся кризис национальной экономики России, затронувший макроэкономические пропорции отраслей экономики, изменение политической системы общества, вертикали исполнительной власти и демократизации общества, усложнение классовых и национальных отношений в общественной жизни привели к усилению существовавших различий в социально-экономическом развитии регионов РФ.

Регионы образуют центральные, ключевые звенья и обеспечивают геополитически и материально существование России. Углубление со-

циально-экономического неравенства регионов сопровождается военно-политическими конфликтами и экологическими катастрофами, ведет к истощению природных ресурсов, уничтожению среды обитания человека и животного мира. Осознание этих проблем в обществе привело к созданию концепции устойчивого стратегического социально-экономического развития, к пониманию необходимости сравнения уровней и тенденций развития отдельных экономических районов и регионов России [3]. В настоящее время находятся в стадии формирования новые отношения между федеральным центром и субъектами РФ. Дифференциация в уровнях развития регионов России обусловлена не только объективными природно-климатическими, производственно-экономическими и социально-демографическими условиями. Это в значительной мере является результатом принятия ошибочных экономических решений, либо вообще отсутствия таковых.

В универсальном экономическом словаре под термином «регион» подразумеваются территориальные единицы, в том числе не субъекты Федерации (области, края, республики), отличающиеся друг от друга «... совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, в большинстве случаев сочетающихся с особенностями национального составанаселения» [1].

В теории и практике государственного и муниципального управления основой социально-экономического и территориально-административного деления России являются следующие уровни: государственный, региональный и муниципальный.

Федеральные округа созданы Указом Президента РФ в мае 2000 г. и реформированы в 2009 г. (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный). Восемь федеральных округов являются объектом централизованного управления в современной России. В отличие от экономических районов и ассоциаций федеральные округа и их руководящие органы законодательно наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им Президентом РФ [2].

Федеральные округа включают в свой состав субъекты РФ, различные по природному, экономическому и трудовому потенциалам, структуре хозяйства и уровню развития, производственной специализации и социальному составу.

Регион — это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся

такими основополагающими чертами, как комплексность, целостность, специализация, управляемость (т. е. наличие политико-административных органов управления).

Целостность региона означает рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей экономики, формирование устойчивых внутри- и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями, определенным образом жизни.

В Российской Федерации выделяются 79 регионов, в числе которых: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 2 мегаполиса (Москва, Санкт-Петербург). Субъектов Российской Федерации насчитывается 89, в них дополнительно входят 10 автономных округов; они хотя и выделяются в государственном делении, но в экономическом планировании входят в состав краев и областей [5].

На различия в социально-экономическом развитии федеральных округов и регионов сильное влияние оказывают внешняя торговля и иностранные инвестиции. Ихдоли в экономике отдельных регионов заметно различаются, и в рамках данной статьи вызывают интерес причины этих различий, возможности их исследования и моделирования. Рассмотрим основные из них более подробно.

Первая причина состоит в структуре экспорта и импорта для экономики регионов, специализирующихся на добыче нефти и газа, черной металлургии, отраслях, ориентированных на внешний рынок. Роль экспорта здесь очень велика. Экспортирующие отрасли привлекают и наибольшие объемы иностранных инвестиций, что особенно влияет на один из главных показателей экономического развития — валовой региональный продукт надушу населения. Максимальное значение показателя социально-экономического развития регионов России больше минимального в 24 раза, что соответствует разрыву между высокоразвитыми странами «золотого миллиарда» и слаборазвитыми странами с низким индексом развития человеческого потенциала.

Другая причина связана с экономико-географическим положением территории, анализируя которое можно сказать, что в менее благоприятном положении оказались регионы, удаленные от внешних границ страны. Слабая транспортная инфраструктура, высокие тарифы на перевозки затрудняют ввоз-вывоз товаров, резко снижают инвестиционную привлекательность.

Совершенно особый случай представляет собой Москва. Столичный статус, квалифицированные кадры, развитые транспортная и финансовая инфраструктуры привели к тому, что в городе оказалась сосредоточена большая доля финансовых ресурсов страны. Город с населением, составляющим 6 % населения страны, потребляет 32,1 % импорта и дает 24,2% российского экспорта при 16 %-ной доле в сумме валового регионального продукта. Москва создала своеобразный «оазис социального благополучия» и весьма привлекательную «витрину российского капитализма», хотя, с точки зрения авторов, такое неравномерное социально-экономическое благополучие ведет к росту социальной напряженности в связи с выделением москвичей в качестве некой «элиты общества», которая в глазах остальной России «живет за счетдругих».

Дифференциацию регионов можно оценить по объемам экспорта и импорта в расчете на душу населения. Средняя по регионам величина душевого экспорта в 2008г. составила 711 долл., импорта — 234 долл. В число лидеров по душевому импорту, помимо мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург) и свободных экономических зон (Республика Алтай, Калининградская область), входят Московская и Белгородская области. Самые низкие душевые показатели экспорта и импорта характерны для наименее развитых субъектов РФ (республики Адыгея, Дагестан, Марий Эл; Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, атакже Чукотский автономный округ) [4].

Регионы, имеющие статус свободных экономических зон, и мегаполисы концентрируют в себе основные объемы внешнеторговых сделок. Так, доля Северо-Кавказского региона в импорте более чем в 4 раза превышает его долю в населении, а Санкт-Петербурга — почти в 3 раза, что ведет к росту финансового благополучия этих территорий, расположенных на транспортных пересечениях.

Инвестиционная привлекательность регионов также зависит от уровня квалификации рабочей силы, наличия научно-исследовательских центров, степени развития институтов рыночной экономики, инфраструктурной обеспеченности, покупательной способности населения, состояния экологии и уровня преступности, социальной напряженности. Этим требованиям отвечают прежде всего крупные по численности населения и экономическому потенциалу субъекты Федерации, которые относятся к высокоразвитым.

Распределение иностранных инвестиций между регионами РФ значительно дифференцировано

по регионам. Так, в число передовых регионов по доле иностранных инвестиций в процентах от их совокупного объема входят:

• Московская область — 4,26;

• Омскаяобласть — 3,92;

• Республика Татарстан — 3,82;

• Ленинградская область — 1,88;

• Челябинская область — 1,44;

• Красноярский край — 1,34;

• Нижегородская область — 1,32;

• Самарская область — 1,30;

• Ставропольский край — 0,32. Иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства в благополучные отрасли. Поэтому в списке регионов-лидеров оказались нефтедобывающие Сахалинская область, Республика Татарстан, нефтеперерабатывающая Омская область, Красноярский край с производством алюминия, Челябинская область с черной металлургией. Высокая доля Московской области объясняется тем, что при практически тех же самых преимуществах, что и у Москвы, все производственные расходы в области гораздо ниже, чем в столице.

Регионы с высокой долей экспортных производств, большими объемами иностранных инвестиций оказались в России наиболее благополучными. Именно в этихрегионах ниже уровень безработицы, выше доходы населения и региональных бюджетов, лучше финансируется социальная сфера.

Различие в уровне социально-экономического развития регионов зависит от их специализации по отраслевому фактору. Географическое расположение также отражается на развитии регионов. В последние годы все заметнее опережающее развитие западной части страны по сравнению с восточной.

Соотношение регионов по их долям в общероссийском объеме промышленного производства зависит не только от изменения физических объемов производства, но и от динамики цен производителей в различных отраслях. Различия между регионами в промышленном и сельскохозяйственном производствах в значительной степени определяют уровни денежныхдоходов и занятости населения.

По результатам выборочных обследований населения по проблемам занятости в 2008 г. в число регионов с высоким уровнем безработицы входили регионы современного СКФО: республики Ингушетия (32%), Северная Осетия — Алания (29%), Дагестан (26 %), Ставропольский край (24 %), атакже республики Калмыкия (20%), Бурятия (19%), Алтай (18 %)и ряд северных регионов.

Из сказанного следует, что различия в условиях формирования качества жизни населения регионов определяются такими факторами, как экономические, социальные, географические, территориальные, культурные.

Достаточно полный анализ дифференциации регионов, их социально-экономического развития может строиться лишь на основе проведения множественных (использующих целые совокупности показателей) и объективных сопоставлений между ними. Исходя из концепции стратегического управления, авторы провели исследование регионов, используя не только частные экономические и социальные показатели, но и их совокупности — интегральные показатели.

Решение многих региональных проблем невозможно без разработки и реализации концепции стратегического управления экономическими системами, в том числе и на базе современных методов экономико-математического моделирования и оптимизации. Генеральной стратегической целью современной социальной политики является повышение качества жизни населения. На ее реализацию должна быть направлена деятельность всей системы государственного управления. Организация жизнедеятельности населения тесно связана с проблемой работы органов управления всех уровней, и прежде всего органов местного самоуправления, поэтому результаты исследований качества жизни дают возможность придать управленческим решениям конкретные пространственно-временные параметры.

Стратегия в общем понимании и с точки зрения авторов — это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов.

Решение задач стратегического управления регионами обычно инициируют:

• перепроизводство — насыщение рынка товарами и услугами;

• требовательность — повышение уровня требований граждан к качеству продукции вследствие роста доходов и свободы выбора;

• инновационность — значительно улучшившиеся технические возможности выпуска новых товаров и услуг;

• динамичность — ориентация на сокращение сроков внедрения новой продукции, техники, технологий в связи с сокращением их жизненных циклов;

• диверсификация — повышение спроса на виды и уровни продукции и услуг, развитие новых видов экономической деятельности;

• дифференциация — нарастающее разнообразие потребностей населения и значительное увеличение ассортимента товаров и услуг;

• конкуренция — борьба организаций за свои сегменты рынка, потенциальный контингент потребителей и рост объемов товаров и услуг;

• аритмия спроса—изменения спроса потребителей рынка товаров и услуг в связи с сезонностью, нарушающие стабильность производства;

• падение спроса — сокращение спроса, ощутимое для производителей товаров и услуг ввиду снижения качества или роста цен;

• люмпенизация — рост полной и частичной безработицы населения и увеличение контингента с низким уровнем доходов и спросом;

• интервенция — международная конкуренция крупных зарубежных корпораций при попытке захвата национальных рынков.

При этом стратегическое управление (стратегический менеджмент) рассматривается как управленческая деятельность, направленная на достижение поставленных целей в условиях нестабильной и конкурентной рыночной среды, включающая диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии.

Попробуем раскрыть сущность стратегического управления через совокупность основных категорий стратегического менеджмента (управления), на которые авторы опирались в ходе исследования и классификация которых приведена на рис. 1.

Разделы стратегического менеджмента включают основные теоретические составляющие стратегического управления: основы стратегического менеджмента, стратегическое планирование и управление реализацией стратегии. Каждый раздел содержит параграфы (подразделы), состав которых еще нельзя признать удовлетворительным с точки зрения теории управления.

Методология исследования представляет собой совокупность общих и специальных методов исследования, применяемых в стратегическом менеджменте: системный анализ, STEP- и SWOT-анализы, целевое управление и др.

Этапы стратегического управления — это составные элементы процесса исследования, разработки и реализации стратегии, начиная с диагностического анализа, формирования разделов стратегического плана по макроподсистемам и кончая управлением изменениями в регионе.

Рис. 1. Категории стратегического управления

Макроподсистемы — это крупные составные части региона, объединяющие взаимосвязанные отрасли экономики. Стадии жизненного цикла региона отражают основные этапы развития организации: зарождение, рост, зрелость и упадок. Их нельзя путать со стадиями жизненного цикла продукции и услуг, так как регион имеет свои специфические особенности.

Виды стратегий развития — это виды обобщающих моделей поведения организации на ближайшую перспективу. В теории стратегического управления известно более 20 типовых стратегий, которые авторы собрали в группы: эталонные, функциональные, отраслевые и др.

Положение на национальном рынке — это позиции региона (пять разновидностей в зависимости отдоли на национальном рынке).

Большое значение в стратегическом управлении региональной системой имеют пять его составляющих, представленных на рис. 2.

Умение смоделировать ситуацию (выявление проблемы управления) позволяет установить долгосрочные направления развития и указывает на намерение региона занять определенные позиции на национальном рынке. Поиск обоснованных ответов на вопросы: «Каково наше видение будущего развития региона? Что мы намерены сделать и чего добиться?» заставляет руководителей региона определять направления развития на10—25 лет вперед.

Умение выявить необходимые изменения, формировать цели заключается в идентификации направлений развития региона. Идеальным является тот случай, когда установленные руководством

Рис. 2. Составляющие стратегического управления

задачи включают достижение долгосрочных целей. Долгосрочные цели показывают руководству, что необходимо делать, чтобы регион занял такое положение, которое позволило бы ему хорошо работать в течение длительного времени. Краткосрочные цели связаны с результатами, которые руководство намерено получить в ближайшее время.

Умение разработать стратегию изменений (выбор базовых стратегий) подразумевает главную управленческую проблему: как достичь необходимых результатов с учетом положения региона и его перспектив. Цели — это «результаты», а стратегия — «средство» их достижения. Стратегия — это последовательность действий, которому должны следовать руководители для достижения генеральных целей. Разработка стратегии начинается с анализа внутреннего и внешнего положения региона. Только после того, как руководители получат результаты анализа внешней и внутренней среды существования, они будут готовы к разработке обоснованной стратегии достижения финансовых и стратегических результатов. Неправильные результаты анализа или их отсутствие значительно повышает риск того, что будут предприняты непродуманные действия, имеющие долговременные последствия.

Умение использовать различные способы воздействия (реализация стратегии) состоит в том, чтобы запустить стратегию и получить необходимые результаты в планируемое время. Чтобы правильно установить, что должно быть сделано для внедрения и умелой реализации стратегии, а также получения хороших результатов, требуется высокая квалификация. Реализация стратегии — это, в основном, практическая административная задача, включающая в себя следующие аспекты:

• совершенствование структуры управления региона, способного успешно использовать стратегию;

• разработку финансового плана, направляющего ресурсы в важнейшие для стратегического успеха области;

• проведение поддерживающей стратегию политики и введение практики постоянного совершенствования;

• создание соответствующей мотивации для граждан региона, которая стимулировала бы энергичное достижение поставленных целей;

• увязывание системы вознаграждения с результатами достижения поставленных целей;

• создание такой культуры управления и делового климата, которые способствовали бы успешной реализации стратегии;

• создание такой внутренней системы поддержки, которая позволяла бы персоналу отраслей экономики эффективно выполнять свою стратегическую функцию;

• введение системы внутреннего лидерства, необходимой для управления продвижением стратегии вперед и постоянное улучшение ее реализации [6].

Умение вносить коррективы в стратегию (управление изменениями) обусловлено появлением новых обстоятельств, необходимостью проведения корректирующих действий. Могут потребоваться изменения долгосрочных направлений развития,

Диагностический анализ социально-экономического положения региона

1

Формирование стратегии развития региона

Синтез инновационных проектов социально-экономического развития регионом

Региональное ] хозяйство у ----— \ I / Социальная [ сфера / — —,

Производственная сфера

Стратегический план региона

Агропро-

мышленный

комплекс

Целевые комплексные программы

макроподсистем региона

_''_

Годовые планы социально-экономического

развития региона

_^'_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление реализацией стратегического плана региона

Рис. 3. Этапы построения и реализации стратегии управления регионом

сужение или расширение управленческого видения будущего курса отраслей экономики и сфер деятельности. Критерии могут быть завышены или занижены в зависимости от накопленного опыта и перспектив.

Основные этапы построения и реализации стратегии управления регионом показаны нарис. 3.

Стратегия должна трансформироваться вследствие корректировки долгосрочных направлений развития, установления новых целей или изменения условий внешней среды. Поиск путей более успешной реализации стратегии также является непрерывным процессом. Одни стратегические задачи решаются легко, другие никак не поддаются решению. Реализация стратегии возможна при совместном воздействии всей совокупности управленческих решений и множества поэтапных действий, выполняемых различными целевыми группами и отдельными лицами.

Пересмотр финансовых планов, изменение политики, реорганизация, кадровые изменения, совершенствование учебного процесса, культурные мероприятия — все эти и другие действия являются типичными управленческими инструментами, используемыми для реализации стратегии развития региона. Важную роль в решении перечисленных задач играют математические и инструментальные методы.

Основываясь на изложенном материале и на базе проведенного анализа в процессе исследования, авторы подошли к понятию стратегического планирования как к процессу разработки стратегического плана путем формулирования целей, моделей и критериев управления, анализа проблем и среды определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития.

Цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников эффективности и повышения уровня социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан.

Разработка стратегического плана развития региона является сложной научно-практической задачей, которая может быть решена совместными усилиями высшего руководства региона и крупных ученых в области экономико-математического моделирования и регионального управления.

С позиции системного подхода регион как объект стратегического управления представляет собой совокупность шести взаимосвязанных макроподсистем:

• региональное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность региона;

• производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства (кроме агропромышленного комплекса), производящие валовой региональный продукт;

• агропромышленный комплекс, включающий сельское хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник регионального богатства;

• социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения региона;

• финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей региона в виде бюджета региона;

• управленческая сфера, включающая совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в регионе.

В состав каждой сферы входят 4—8 подсистем региона, выделенные по признаку отрасли эко-

номики (промышленность, транспорт, торговля, образование, культура и т. д.) или предмету управления (экономика, финансы, инвестиции, персонал, рыночные институты и т.д.).

Управление отраслями экономики на разных уровнях (регион, город) составляет прерогативу функционального управления регионом, которое позволяет научно обосновать состав макроподсистем региона на основе теории организации и спроектировать новую систему управления.

Список литературы

1. Большой экономический словарь / под ред.

A. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. М.: Институтновой экономики, 1999. 1248 с.

2. Ганопольский М. Г. Устойчивое развитие региона: вопросы методологии // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2005, № 1.

3. Гапоненко А. Л. Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во РАГС, 2009. 208 с.

4. Напреенко В. Г., Наринъяни А. С., Смирнов Е. П. Моделирование региональной экономики: новый уровень качества и безопасности. Финансы, экономика, безопасность, 2009.

5. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексное исследование проблем устойчивого развития: идеи и результаты / под ред.

B. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. Изд. 2-е. М.: Academia, 2007, 416 с.

6. Степанова М. В. Региональная экономика. М.: Инфра-М, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.