ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБШЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогическое общение, стиль педагогического общения, информационно-коммуника-
тивная деятельность, информационно-коммуникативная среда.
Формирование гражданского общества в России обусловливает необходимость становления современного поколения молодежи с активной жизненной позицией, способной к эффективной реализации в личностном, социальном и профессиональном планах.
Анализ государственных документов (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС ВПО-3) позволяет заключить, что на современном рынке труда востребованы инициативные, самостоятельные, творческие, уверенные в себе, способные к нестандартным решениям специалисты. Процесс подготовки будущего учителя сопряжен с формированием основополагающих компетенций: осознания социальной значимости профессии, мотивации к профессиональной деятельности, самосовершенствования и саморазвития личности специалиста и т. д. Вместе с тем в информационном обществе ведущей становится готовность к использованию современных информационных и коммуникационных образовательных технологий.
Становление личности учителя с активной жизненной позицией, эффективного в личностном и профессиональном плане, определяется его способностью к продуктивному общению в социуме, конструктивному взаимодействию со всеми субъектами педагогической деятельности.
В данной статье рассмотрены сущность стиля педагогического общения учителя, характеристики и формы его проявления, проанализированы результаты авторской диагностики стилей общения и деятельности будущего педагога, выявлены условия формирования стиля педагогического общения в информационно-коммуникативной деятельности студента в образовательном процессе высшей школы.
Трансляция культурного опыта человечества в педагогическом процессе опосредована личностью педагога (эмоционально-ценностными отношениями, социальными, личностными, нравственными позициями) и осуществляется по коммуникативно-образовательным каналам в процессе педагогической деятельности. Профессиональная деятельность педагога строится по законам общения.
Социально-психологическая сущность общения определяется процессом взаимодействия людей, человека с самим собой, окружающим миром и возникающими межличностными отношениями друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам, к самому себе [Ананьев, 1980, с. 65]. Психологическая природа «отношения» детерминирована наличием субъекта и объекта отношения. Воздействия объекта на субъект характеризуют реакцию человека на действительность в форме психических состояний, эмоций, мыслей, образов и др., которые отражаются в сознании как отклик на отношение. Воздействия субъекта на объект проявляются в избирательном отношении и выражают активное побуждение, сознательное нап-
равление действий, поступков в процессе отражения внешнего мира [Рубинштейн, 1998]. Отражение различных сторон действительности педагогом обусловливается материальными и духовными потребностями, системой его ценностей.
Реализация педагогических ценностей и целей деятельности в процессе педагогического общения достигается при условии сформированной педагогической направленности учителя. Специфика педагогической направленности заключается в смещении мотивации с предметной стороны труда педагога на психологическую — направленность на человека, ценностным ядром которой являются гуманистические, духовно-нравственные ориентиры учителя. Направленность педагога выражается в особенностях взаимодействия субъектов педагогического общения (субъ-ект-субъектное, субъект-объектное), реализуется в учебно-дисциплинарной и лич-ностно ориентированной модели общения, проявляясь в соответствующих стилях педагогической деятельности и общения.
Понятие стиля деятельности в педагогической профессии характеризуется широким пониманием: выделяют стили деятельности (руководства, взаимодействия, лидерства) [Маркова, Никонова, 1987; Бордовская, Реан, 2000; Кан-Калик, Ковалев, 1985 и др.], стили общения (Митина, 2004; [Кан-Калик, Ковалев, 1985; Реан, 2003]) и т. д.
Обращение к психолого-педагогической литературе по данной проблеме позволяет выявить важную тенденцию: понятие «стиль» трактуется в широком контексте; стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль, и стиль поведения учителя [Зимняя, 2007, с. 279—280].
Под индивидуальным стилем педагогической деятельности понимают совокупность требований профессии (нормы, функции, цели) и индивидуально-личнос-тных возможностей специалиста (педагогические взгляды, смыслы, установки, отношения, ценности, нравственные принципы, формы контроля, саморегуляции действий и состояний), которые обеспечивают профессиональную позицию учителя в решении педагогических задач, проявляющуюся на поведенческом уровне в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, организации действий.
Роль педагогического общения при этом определяется инструментальной, действенной ее стороной. Стиль педагогического общения — это целостная система операций общения, направленная на выполнение социально-ролевых и функциональных обязанностей, достижение целей и задач педагогической деятельности, отражает характер отношений педагога и обучающихся на основе социально-психологических особенностей взаимодействия.
На основании этого нами выделены доверительный (диалогический), игнорирующий (пренебрегающий), индифферентный (равнодушный) стили педагогического общения и деятельности. Основными критериями названных стилей выступили: отношения; позиции педагога и воспитанников; способы взаимодействия с личностью и коллективом; соотношение дисциплинарных и организационных воздействий; эмоциональный микроклимат; способ разрешения конфликтов; оценка ученика, тон, форма обращения (табл.). Данные критерии были положены в основу авторского теста-опросника на выявление стиля педагогического общения студента педвуза.
Таблица
Стили педагогического общения
Стиль общения Проявления стиля Характеристика стиля
1 2 3
Отношения Субъект-субъектные
Позиция педагога и воспитанников Взаимоуважение; дружеское взаимодействие с сохранением ролевой дистанции; высокий уровень духовно-нравственных ценностей и установок
н к о 0) V к Способы взаимодействия педагога с личностью и классом Индивидуальный подход к ребенку; диалог с обучаемыми; искренний интерес к личности воспитанника, к классу; открытость контактов; совместная творческая деятельность (содружество, сотворчество, содействие)
и о ч сб н Способ разрешения конфликтов Позиция целесообразного вмешательства на основе анализа причин возникновения конфликта для оказания помощи ребенку в познании себя, своего товарища, своего учебного класса
=к В к еЗ 0) н к Методы дисциплинарных и организационных воздействий Координация действий воспитанника на паритетных началах; просьба; приказ (редко); совет; рекомендация; оказание помощи при обращении ребенка; убеждение
п 0) я о К[ Эмоциональный микроклимат Учитель способен улавливать изменения в психологическом климате класса и гибко реагировать на них; мажорное настроение; эмоциональная устойчивость; стабильность; уравновешенность; поощрение инициативы учащихся
Оценка ученика, тон, форма обращения Доброжелательность, вежливость, справедливость, объективность, корректность, тактичность, разумная требовательность
Отношения Субъект-объектные
н В 2 сб и а> П ю 0) К 0) Позиция педагога и воспитанников Лидирующая позиция педагога, позиция подчинения воспитанников; между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь из-за произвольно и преднамеренно возведенного барьера общения
Способы взаимодействия педагога с личностью и классом Руководит действиями отдельных детей и класса силой требования, приказа; пренебрегает мнением личности воспитанника и класса; поверхностное отношение к запросам подопечных; жесткая регламентация деятельности, требовательность и упрямство; беспрекословное подчинение, диктат; отсутствие совместной увлеченности деятельностью, сотворчества
п а, =к к Способы разрешения конфликтов Позиция жесткого вмешательства в конфликт, подавление
2 & п о к Методы дисциплинарных и организационных воздействий Строгий контроль за деятельностью и поведением учеников; принуждение; требование; приказы в жесткой форме; просьба, которую нельзя не выполнить
К Эмоциональный микроклимат Нестабильный психологический микроклимат; неуравновешенность, напряженность, нервозность
Оценка ученика, тон, форма обращения Непреклонность и решительность в суждениях; публичная и резкая критика отстающих и нерадивых школьников; резкость и грубость в оценке и речи
Окончание табл.
1 2 3
Отношения Субъект-объектные
Позиция педагога и воспитанников Равнодушие к судьбе ребенка; отстраненность от обучаемых; педагогические функции сведены к информационному сообщению
Способы взаимодействия педагога с личностью и классом Поглощенность педагога собственными проблемами; проявляет си-
к а Ч туативный интерес к проблемам воспитанников и делам класса; предоставление полной свободы ребенку
О X Позиция нейтралитета — педагог старается не замечать и не вме-
СС 3 =к Способ разрешения конфликтов шиваться в столкновения воспитанников; позиция избежания: конфликт — показатель неудач в воспитательной работе с детьми, педагог не знает, как выйти из создавшейся
ситуации
к 0) Методы дисцип- Эпизодический контроль деятельности и поведения воспитанников;
п 0) линарных и орга-
г9< г& низационных воз- идет на поводу у детей; применяет уговоры
н ч к К действии
Эмоциональный Отсутствие психологического контакта; безынициативность и пас-
микроклимат сивность обучаемых
Оценка ученика, тон, форма обра- Мягкость, рассеянность, невнимание, безразличие
щения
Расположенность к стилям педагогического общения у будущих учителей исследовалась среди студентов II курса факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева (123 чел.). Показателем принадлежности к тому или иному стилю выступила частота выборов поведенческих ситуаций из 15 возможных (в пределах одного стиля): устойчивая - от 11 до 15, средняя - от 6 до 10, неустойчивая (или ситуативная) — до 5 выборов.
Большинство опрошенных обнаружили склонность к доверительному стилю, при этом 62 % участников имеют устойчивое отношение, 29 % указали на средний показатель, 9 % опрошенных имеют неустойчивую позицию. Высокой устойчивости к игнорирующему и индифферентному стилям среди студентов обнаружено не было. На проявления игнорирующего стиля указали 39 % респондентов (средний показатель), 61 % выявили неустойчивую склонность. К индифферентному стилю студенты — будущие учителя обнаружили среднюю склонность (37 %), 63 % опрошенных выявили неустойчивую расположенность. Отсутствие склонности ко всем трем стилям проявили 38 % студентов.
Согласно полученным данным, к доверительному стилю расположено большинство опрошенных, между тем вызывает озабоченность факт средней склонности к игнорирующему и индифферентному стилям и ситуативности в отношении доверительного стиля либо отсутствия склонности к какому-либо стилю. Вероятно, это свидетельствует о неустойчивости занимаемой студентами позиции, определяемой педагогической направленностью, в центре которой находится личность воспитанника; о несформированных представлениях об индивидуальном профессиональном стиле деятельности и общения, его значении в педагогическом процессе и продуктивном применении в педагогической практике.
Обнаруженные данные указывают на необходимость создания соответствующих условий коммуникативной практики, способствующих формированию индивидуального профессионального стиля деятельности и общения, профессионально-пе-
дагогической направленности, обращенной к личности воспитанника. Реализация коммуникативной практики будущего педагога рассматривается нами в условиях информационно-коммуникативной деятельности в образовательном процессе вуза.
Обращение к информационно-коммуникативной деятельности определяется широким спектром информационных и коммуникативных действий в профессии педагога, первые из которых обеспечивают познавательную и преобразующую деятельность на основе рациональных и практических действий с информацией, направленных на ее понимание, адекватную интерпретацию, отображение, оценку, передачу (информационное взаимодействие) и творческое использование в профессиональной деятельности. Коммуникативные действия определяются сущностью педагогической коммуникации: коммуникативное взаимодействие с целью обмена сведениями; коммуникативные отношения, определяющие стиль деятельности и общения педагога с воспитанниками; коммуникации, обеспечивающие передачу педагогически целесообразной информации с использованием различных знаковых систем [Колесникова, 2007].
Под информационно-коммуникативной деятельностью рассматриваем деятельность, сущность которой определяется информационными (рациональные и практические операции с информацией) и коммуникативными компонентами (взаимодействие, отношения и коммуникация специалиста с субъектами образования, с окружающей действительностью). Данная деятельность содержит в структуре информационные, коммуникативные, организаторские действия учителя и выполняет информационную, коммуникативную, конструктивную функции профессии.
Информационно-коммуникативная деятельность педагога определяется совокупностью когнитивного, мотивационного и деятельностного аспектов: духовнонравственной, ценностно-смысловой сферой специалиста (направленность, мировоззрение, ценностные ориентации), знанием природы информационных и коммуникативных процессов и отношений, развитой информационной рефлексией, информационным творчеством и активным информационно-коммуникативным поведением.
Реализация информационно-коммуникативной деятельности студента в образовательном процессе предусматривает наличие информационно-коммуникативной среды как системы влияний и условий развития личности. Последние определяются образовательным информационно-коммуникативным пространственным окружением на основе средств ИКТ, обеспечивающих формирование профессионально-педагогической направленности будущего учителя, становление индивидуального стиля деятельности и общения. Информационно-коммуникативная среда как интегрированная многокомпонентная система включает информационно-образовательную и культурную среду вузовской библиотеки, содействующую формированию духовно-нравственных аспектов, активной гражданской позиции личности, творческого потенциала, продуктивной коммуникации как в процессе общения с книгой, так и через интерактивные мероприятия (форум, обсуждения и голосования в режиме on-line, Интернет-конференции и т. д.) [Чачко, 2004].
Целостная информационно-коммуникативная среда определяется наличием субъектов и объектов (источники учебной информации, инструменты учебной деятельности; средства коммуникации) на основе применения ИКТ.
Таким образом, процесс формирования стиля педагогического общения будет реализован в информационно-коммуникативной деятельности в образовательном процессе высшей школы при условии включения студентов в дополнительный курс проектной деятельности на материале психолого-педагогических дисциплин;
участия их в коммуникативном тренинге, актуализирующем самопознание и рефлексию поведения, моделирования педагогической индивидуальности будущего учителя, освоения ими методик самовоспитания личности; включения в профессионально значимую творческую деятельность в условиях вузовской библиотеки.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. 288 с.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2007. 384 с.
4. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 9—16.
5. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога / ред. В.А. Сластенин. М.: Академия, 2007. 336 с.
6. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 40—48.
7. Реан А.А. Стили педагогического общения // Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. №6. С. 61-69.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. 702 с.
9. Чачко А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: науч.-метод, пособие. М., 2004. 88 с.