Научная статья на тему 'Стиль педагогического общения как фактор развития личности подростка'

Стиль педагогического общения как фактор развития личности подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / сущность педагогического общения / стили педагогического общения / communication / the essence of pedagogical communication / styles of pedagogical communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Елена Викторовна

Статья посвящена актуальной проблеме общения подростков. Основное внимание в работе автор акцентирует на общение, сущность педагогического общения, выделяются и описываются типичные стили общения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION AS A FACTOR OF ADOLESCENT PERSONALITY DEVELOPMENT

The article is devoted to the actual problem of adolescent communication. The main focus of the author focuses on communication, the essence of pedagogical communication, highlights and describes the typical styles of communication.

Текст научной работы на тему «Стиль педагогического общения как фактор развития личности подростка»

УДК 37

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Сафронова Елена Викторовна.

г. Горно-Алтайск, Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж», воспитатель общежития, [email protected].

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме общения подростков. Основное внимание в работе автор акцентирует на общение, сущность педагогического общения, выделяются и описываются типичные стили общения.

Ключевые слова: общение, сущность педагогического общения, стили педагогического общения.

STYLE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION AS A FACTOR OF ADOLESCENT PERSONALITY DEVELOPMENT

Safronova Elena Viktorovna.

Gorno-Altaisk, Budgetary Vocational Educational Institution of the Republic of Altai "Gorno-Altai Pedagogical College", educator, [email protected].

Abstract. The article is devoted to the actual problem of adolescent communication. The main focus of the author focuses on communication, the essence of pedagogical communication, highlights and describes the typical styles of communication.

Key words: communication, the essence of pedagogical communication, styles of pedagogical communication.

Жизнь человека на всем ее протяжении проявляется в общении. Без общения немыслимо общество, организация, класс, группа. Способность общаться - главное приобретение человека в ходе эволюции.

Общение - сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в их совместной деятельности, обеспечивающий все многообразие жизнедеятельности и отношений личности. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком [1,с.135].

В подростковом возрасте развитие и формирование личности ребенка складывается в процессе совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми. Именно общение является ведущим видом деятельности на этой ступени развития и формирования ребенка. В это время складывается две

системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Хотя преобладающим является стремление общения со сверстниками, взаимоотношения подростка со значимыми взрослыми людьми могут помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Это зависит от того, насколько гибко близкие взрослые способны изменить ролевые позиции и реагировать на быструю смену настроения, что свойственно данному периоду развития детей.

В современном мире многие подростки предпочитают живому общению общение «виртуальное», приобретают зависимость от социальных сетей, от компьютерных игр, которые делает доступными мобильная связь. Свободный доступ в сети Интернет тиражирует негативную культуру. Агрессивная среда, в которой живут подростки и молодые люди влияют на их общение, используются сленг, нецензурная брань. Проблема неумения общаться со взрослыми и сверстниками стоит сегодня очень остро.

В связи с этим, педагогическое общение становится универсальным инструментом воздействия на личность подростка. Одной из приоритетных задач педагога является включение воспитанников в систему отношений на основе дружеского расположения, трансляция коммуникативных возможностей и педагогической культуры посредством стиля педагогического общения.

Антон Семенович Макаренко, рассматривая систему взаимоотношения педагога и воспитанников, неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Если ребенок с видит вокруг себя доброту, любовь и заботу, а не грубость и насилие, он воспринимает это как норму и сам следует ей. Это главное в жизни и поведении ребенка сегодня и взрослого человека - завтра.

Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, появление способности и познать самого себя как личность. 14-15-летний человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производное от каких-то внешних событий, а как состояния собственного "я". В этом подростку может помочь другой человек, понимающий его. Это должен быть педагог, воспитатель, обладающий определенными качествами, который ведет себя определенным образом. Высоко ценят ребята педагогов, сочетающих предъявление строгих требований с вежливостью.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет «учить» и «воспитывать», вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем [3, с.83].

Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств: объективно оценивать собственные возможности; владеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления внимания), культурой поведения,

общения; уважать, знать и понимать студента как другого, являясь организатором учебной деятельности обучаемых, выступая в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение.

В связи с высоким профессиональным выбором, особо ответственным является выбор стиля общения педагога с воспитанниками. Все люди различаются по стилю общения. Стиль общения определяет поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Выбор стиля педагогического общения и взаимодействия является особенно важным в деле воспитания и личностного формирования в подростковом возрасте.

Стиль педагогического общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива [2, с. 97].

Общепринятая классификация стилей педагогического общения выделяет три основных - авторитарный, деловой и либеральный.

К типичным стилям педагогического общения относятся:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога по отношению к педагогической деятельности. Такой стиль общения предполагает творческий подход и демократизм во взаимоотношениях О таких педагогах говорят: « За ними дети (студенты) буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Такое общение предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль воспитателя-наставника, является старшим товарищем, участником совместной учебной деятельности,

3. Общение - дистанция. Данный стиль педагогического общения один из самых распространенных. Во всех сферах прослеживается дистанция - авторитет и профессионализм, жизненный опыт и возраст. Его можно охарактеризовать как стиль « учитель - ученик».

4. Общение - устрашение. Этот стиль отмечает негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему педагога-воспитателя.

5. Общение - заигрывание. Этот стиль педагогического общения характерен для молодых преподавателей, которые стремятся к популярности.

В педагогической практике отличается сочетание нескольких стилей, правда, один из них всегда доминирует [3,с.90-91]. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

Таким образом, выбирая стиль педагогического общения, педагог должен ориентироваться на тот, который максимально влияет на взаимопонимание между взрослым и подростком, способствует их личностному развитию.

Библиографический список:

1. Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - М: Академия, 1998. - 176 с.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Электронный ресур] / В.А. Кан-Калик. - М., 1987. - 190 с. - Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/kankal/text.pdf (Дата обращения - 06.06.2019 г.).

3. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / С.Д. Якушева. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.