Научная статья на тему 'Влияние стиля педагогического общения на здоровье и развитие младших школьников в процессе учебной деятельности'

Влияние стиля педагогического общения на здоровье и развитие младших школьников в процессе учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1599
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осолодкова Е. В.

В статье рассмотрены особенности авторитарного и гуманно-личностного стилей педагогического общения учителя и младшего школьника. Анализируются результаты влияния стилей педагогического общения педагога на здоровье, поведение и развитие младшего школьника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние стиля педагогического общения на здоровье и развитие младших школьников в процессе учебной деятельности»

Е.В. Осолодкова

к.п.н., доцент кафедры

математики, естествознания и методик обучения математики и естествознания Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

г. Челябинск, РФ

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности авторитарного и гуманно-личностного стилей педагогического общения учителя и младшего школьника. Анализируются результаты влияния стилей педагогического общения педагога на здоровье, поведение и развитие младшего школьника

Ключевые слова

Авторитарный стиль общения, гуманно-личностный стиль общения, младший школьник.

Стиль педагогического общения - это совокупность методов и приёмов общения, поведения педагога, характер взаимоотношений с воспитанниками В психолого-педагогической литературе существуют различные классификации стилей педагогического общения, которые не противоречат, а дополняют друг друга, показывая общение педагога с учащимися с разных сторон.

Л.Д. Столяренко выделяет автократический, авторитарный, демократический, игнорирующий, попустительский, непоследовательный стиль педагогического общения [4]. В. А. Кан-Калик выделяет такие стили как общение на основе высоких профессиональных установок педагога, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание [1]. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Галеном: «Сократ», «Руководитель групповой дискуссии, «Мастер», «Генерал, «Менеджер», «Тренер», «Гид».

Каждый стиль педагогического общения определённым образом влияет на личность учащегося, его здоровье и психологическую атмосферу урока.

Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Педагоги не позволяют учащимся - проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает непонимание детей, неадекватность оценок. Учитель часто применяет прямые требования: приказ, окрик, упрек, сарказм, указания, распоряжения, неуважительное отношение к ученику. Методы наказания у такого учителя - замечание, угроза; негативные оценочные суждения значительно преобладают над позитивными. Это объясняется отсутствием учета индивидуальных особенностей младших школьников.

В результате общение учителя с учащимися создает атмосферу нервозности, снижает познавательную активность младших школьников; ведет к конфликтности и недоброжелательности в отношениях между учителем и учащимися. Низкая степень доброжелательности по отношению к неуспевающим сверстникам, медлительным детям и фиксированность на их негативных оценках приводит к тому, что робкие и нерешительные дети, с ослабленным здоровьем, с низким уровнем умений и навыков ощущают дискомфорт в классе и школе.

В результате чего часто у медлительных детей появляется реакция отказа посещать школу, нарушение коммуникаций между медлительным учеником и учителем. Все это может привести медлительного ребенка к школьной дезадаптации [2].

Поведение ребенка в классе у такого педагога защитное, он подстраивается. Мотивы младшего школьника в таких условиях обучения - желание угодить, страх, спрятать свои «грехи», ненависть, агрессия.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070

У ребенка парализуется воля, возникает нежелание идти в школу, могут развиться неврозы, дидактогении, ятрогении. Авторитарный стиль общения прививает культ силы, формирует невротиков, заниженную самооценку у школьников.

Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т. п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.

Гуманно-личностный стиль общения предполагает, что учитель учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, часто применяет косвенные требования: просьба, пожелание, совет, предложение; положительные оценочные суждения. Учитель использует положительные оценочные суждения: одобрение, похвала, предвосхищающая оценка; отрицательные — в смягченной форме: порицание, выражение недоумения, возмущение.

В результате создаются благоприятные условия для развития и здоровьесбережения младших школьников, повышается их познавательная активность, дети чаще задают вопросы, смотрят в глаза собеседнику, более инициативны в общении с учителем и сверстниками. Ребенок в таких условиях чувствует себя комфортно, защищенно. Не боится высказывать свое мнение, свое отношение, отличающееся от того, что говорит учитель. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает личностные качества учеников. Основные методы воздействий: побуждение, советы, просьбы. На уроках таких учителей ученики чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет здоровье как учителей, так и учеников.

Этот стиль дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Положительное отношение и наличие доверия со стороны учителя и учащихся является благоприятным условием для сохранения здоровья детей в процессе обучения.

Дети младшего школьного возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на его замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной положительной поддержки и одобрения [ 3].

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Как показали исследования, они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического, и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на гуманно-личностный, демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Будет ли педагогическое общение оптимальным для сохранения здоровья детей зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Список использованной литературы:

1. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения [Текст]/ В. А. Кан-Калик. - М.: Роспедагентство, 1995.

2. Осолодкова Е.В. Особенности обучения медлительных детей в школе // Тр. междунар. конф. « Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики»/ НИЦ «Аэтерна». - Пермь, 2016.- С. 70-72.

3. Осолодкова, Е.В. Диагностика готовности и адаптация детей к обучению в школе: учебное пособие/ Е. В. Осолодкова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2016. -198 с.

4. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст]/ Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д.:Феникс, 2003. -544 с.

© Осолодкова Е.В., 2017

Н.Е. Отекина,

старший преподаватель ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» г. Тюмень, Российская Федерация

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация

В статье рассмотрены направления современной системы образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Одним из наиболее активно развивающихся направлений современной системы образования является реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Современному человеку необходимо постоянно учиться и узнавать что-то новое, чтобы оставаться эрудированным и разносторонним, а также востребованным специалистом в своей области. В наши дни образование легко получить из разных источников, используя компьютер и интернет.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дистанционное образование (ДО) является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. ДО позволит дать равные возможности при обучении школьников, студентов, гражданских и военных специалистов, безработных в любых районах страны и за рубежом за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, различных отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, а также центров повышения квалификации и других образовательных учреждений. ДО позволит получить основное или дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования (СДО) направлена на расширение образовательной среды в России.

Система электронного обучения представляет собой программный продукт, доступ в эту систему обучения осуществляется через интернет или по локальной сети, в свободном режиме или с авторизаций пользователей — по логину и паролю. Чаще всего для доступа в систему обучения используется интернет-браузер. Преподаватель размещает учебный материал, создает тесты с использованием встроенной системы тестирования учащихся. После этого, каждому пользователю предоставляется свой набор уроков для изучения. Результаты учебного процесса анализирует преподаватель, формируя ответы и просматривая результаты тестирования.

Система электронного обучения предоставляет такие возможности:

• Структурирование учебного материала по урокам и курсам.

• Каждому учащемуся, в зависимости от его должности, предоставляется свой набор уроков и курсов.

• Встроенный механизм тестирования позволяет проверить усвоенные знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.