Научная статья на тему 'Влияние стиля педагогического общения на процесс психологической адаптации первоклассников к школе'

Влияние стиля педагогического общения на процесс психологической адаптации первоклассников к школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1454
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачатрян Наталья Львовна

Автор статьи рассматривает стиль педагогического общения учителя с учениками как важный фактор успешности процесса педагогической адаптации первоклассников к школе. Анализируются когнитивная, регулятивная, аффективная и духовная компоненты педагогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачатрян Наталья Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние стиля педагогического общения на процесс психологической адаптации первоклассников к школе»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Хачатрян Наталья Львовна

учитель начальной школы ГБОУ Школа №64 г. Москва

J ^

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

НА ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Л___________________________________________с

Аннотация. Автор статьи рассматривает стиль педагогического общения учителя с учениками как важный фактор успешности процесса педагогической адаптации первоклассников к школе. Анализируются когнитивная, регулятивная, аффективная и духовная компоненты педагогического общения.

Ключевые слова: педагогическое общение, психологическая и педагогическая адаптация первоклассников.

Проблема общения рассматривается во многих науках: педагогике, психологии, социологии, философии. Исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений.

Проблемой общения и процессом психологической адаптации первоклассников к школе занималось немало известных педагогов и психологов. Но о влиянии стиля педагогического общения учителя на успешность процесса педагогической адаптации первоклассников к школе в литературе изложено не достаточно. Поэтому эта проблема актуальна в настоящее время.

Практическая значимость в использовании данной информации:

• учителями начальных классов, с целью выбора наиболее продуктивного и более подходящего тому или иному учителю стиля педагогического общения;

• родителями будущих первоклассников, с целью ознакомления с процессом психологической готовности к школе и адаптации первоклассников;

• школьными психологами, с целью помочь им выбрать наиболее приемлемый стиль педагогического общения в дальнейшей работе.

Одной из разновидностей общения является педагогическое общение, которое состоит из следующих компонентов: когнитивный, регулятивный, аффектив-

ный, духовный. Специфика педагогического общения состоит в том, что оно осуществляется с целью передачи знаний от старшего к младшему поколению посредствам монологической и диалогической речи и требует построения научных категорий [1,4].

В младшем школьном возрасте ребёнок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Вопрос о поступлении шестилетних детей решается исходя из его психологической готовности к школе, которая включает в себя интеллектуальную, психологическую и мотивационную готовность.

Адаптация к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Успешность процесса психологической адаптации первоклассников к школе связана с общением между учителем и учениками, взаимоотношением между учащимися класса, состоянием здоровья ребёнка.

При отсутствии этих факторов может возникнуть процесс школьной дезадаптации. Причинами могут служить конфликты между учителем и учениками, противоречие традиционности и проективности в обучении, старые авторитарные подходы.

Стиль педагогической деятельности, отражая её специфику, включает стиль управления, стиль саморегуляции, стиль общения и когнитивный стиль учителя.

При этом под стилем общения, согласно В. А. Кан-Калику, понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающегося [2].

34

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Стили педагогического общения подразделяются на три общих вида: авторитарный, либерально-попустительский, демократический, каждый из которых имеет свою особенность и специфику.

При авторитарном стиле ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнёр. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют её только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность.

При демократическом стиле ученик рассматривается как равноправный партнёр в общении, коллега в совместном поиске знаний. Ученики часто испытывают состояние спокойной удовлетворённости, высокой самооценки.

При либеральном стиле учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организация и контроль деятельности учащихся осуществляется без системы. В классе неустойчивый микроклимат.

Для выбора наиболее приемлемого стиля педагогического общения могут помочь: методика для диагностики уровня школьной тревожности А. М. Прихожан [3], методика для диагностики мотивации учения и адаптации ребёнка в школе, методика С. Яковлева для определения стиля педагогического общения учителя с учениками [5].

В процессе психологической адаптации первоклассников к школе наиболее приемлемым является демократический стиль педагогического общения, стиль сотрудничества, так как он способствует повышению самооценки школьников, мотивации учения, снижению уровня тревожности связанной со школой, сплочённости коллектива.

Уважаемые коллеги, предлагаю и Вам определить стиль своего общения с учениками по методике С. Яковлева.

УДАЧИ!

Инструкция: Перед Вами серия из 14 утверждений, включающих требовательность и уважительное отношение к детям. Оцените по пятибалльной шкале, насколько каждое конкретное утверждение характеризует Ваше поведение, когда Вам приходится взаимодействовать с другими людьми.

• 5 баллов - часто

• 4 балла - скорее часто, чем редко

• 3 балла - иногда

• 2 балла - скорее редко, чем часто

• 1 балл - редко Тест-опросник

1. Действуете решительным образом

2. Стараетесь войти в положение другого человека

3. В различных ситуациях меняете голос, тактику и манеру поведения

4. Внимательно слушаете собеседника

5. Если на что-то решитесь, действуете до конца

6. Советуетесь с другими

7. Настойчиво объясняете, как надо что-либо делать

8. Отмечаете успехи других людей

9. Контролируете выполнение своих требований и поручений

10. Даёте возможность другим участвовать в принятии решения

11. Считаете себя знатоком

12. Поддерживаете чужую инициативу

13. Считаете, что отступление ведёт к потере лица

14. Стараетесь улаживать разногласия Суммируются все баллы в нечётных утверждениях

(Х) и все баллы в чётных утверждениях (У)

Если

• Х < 17 и У <17 - педагогический стиль не выбран

• Х >17 и У >17 - демократический стиль педагогического общения

• Х< 17 и У > 17- либеральный стиль педагогического общения

• Х> 17 и У< 17 - авторитарный стиль педагогического общения

Литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Уроки общения с ребенком // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.65-71.

2. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

3. Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст [Электрон. ресурс] URL: http://www. klex.ru/9a2 (Дата обращения: 1.08.2014).

4. Чигрина С. Г. Организация художественно-педагогического общения на уроках мировой художественной культуры // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С.58-70.

5. Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? О стиле педагогических отношений с учащимися // Учитель. 1999. № 1. С.64-69.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.