Научная статья на тему 'Формирование средствами физической культуры социально-нравственных, культурных и здоровьесберегающих установок у школьников и студентов, профессионально ориентированных на юридические специальности'

Формирование средствами физической культуры социально-нравственных, культурных и здоровьесберегающих установок у школьников и студентов, профессионально ориентированных на юридические специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ВНУШЕНИЯ И УБЕЖДЕНИЯ / СИНЕРГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ОСОЗНАВАЕМОГО И НЕОСОЗНАВАЕМОГО ПСИХИКИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЮРИДИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / METHODS OF SUGGESTION AND PERSUASION / THE SYNERGISTIC RELATIONSHIP THE CONSCIOUS AND UNCONSCIOUS MIND / SOCIAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / PROFESSIONAL ORIENTATION TO THE LEGAL PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Николай Леонидович

Взаимодействие методов внушения и убеждения на основе синергической связи осознаваемого и неосознаваемого психики выступает механизмом, обеспечивающим формирование социально-нравственных, культурных и здоровьесберегающих установок у школьников и студентов; средствами физической культуры с использованием социально-педагогического тренинга обеспечивается профессиональная ориентация на юридические специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев Николай Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION OF SOCIAL AND MORAL, CULTURAL AND HEALTH-SAVING EQUIPMENT USED BY PUPILS AND STUDENTS, PROFESSIONALLY ORIENTED FOR LAW SPECIALTIES

Interaction techniques of suggestion and persuasion based on synergy and the conscious the unconscious mind is a mechanism that provides the formation of sociomoral, cultural and health-systems in schoolchildren and students by means of physical culture with social and pedagogical training, career guidance is provided on the law profession.

Текст научной работы на тему «Формирование средствами физической культуры социально-нравственных, культурных и здоровьесберегающих установок у школьников и студентов, профессионально ориентированных на юридические специальности»

УДК 37.037.1

Н.Л. Пономарев

Нижегородская академия МВД России, г Нижний Новгород

ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ, КУЛЬТУРНЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСТАНОВОК У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЮРИДИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

N.L. Ponomarev

Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia,

Nizhny Novgorod

FORMATION BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

OF SOCIAL AND MORAL, CULTURAL AND HEALTH-SAVING EQUIPMENT USED BY PUPILS AND STUDENTS, PROFESSIONALLY ORIENTED FOR LAW SPECIALTIES

Взаимодействие методов внушения и убеждения на основе синергической связи осознаваемого и неосознаваемого психики выступает механизмом, обеспечивающим формирование социально-нравственных, культурных и здоровьесберегающих установок у школьников и студентов; средствами физической культуры с использованием социально-педагогического тренинга обеспечивается профессиональная ориентация на юридические специальности.

Ключевые слова: методы внушения и убеждения, синергическая связь осознаваемого и неосознаваемого психики, социально-педагогический тренинг, профессиональная ориентация на юридические специальности.

Interaction techniques of suggestion and persuasion based on synergy and the conscious the unconscious mind is a mechanism that provides the formation of sociomoral, cultural and health-systems in schoolchildren and students by means of physical culture with social and pedagogical training, career guidance is provided on the law profession.

Keywords: methods of suggestion and persuasion, the synergistic relationship the conscious and unconscious mind, social and pedagogical training, professional orientation to the legal profession

В основе кандидатской диссертации по теме «Формирование у подростков группы риска “барьера” к отрицательным влияниям среды как

© Пономарев Н.Л., 2013

||____ВЕСТНИК Ш ГПУ__________Серия № 1. Психологические и педагогические науки

средство предупреждения педагогической запущенности» [2] была положена концепция И.Е. Шварца о взаимодействии методов внушения и убеждения на основе синергической связи осознаваемого и неосознаваемого психики.

В работе обоснована необходимость выявления у подростков ранних отклонений в развитии и поведении. Выявлены и определены факторы, обусловливающие раннее проявление отклонений в поведении и развитии подростков. Модифицированы диагностические методики для выявления количественных и качественных показателей, определяющих степень риска перехода в категорию педагогически запущенных подростков. Разработаны уровни сформированности «барьера» к отрицательным влияниям среды. Разработан комплекс методов и средств на основе взаимодействия занятий физическими упражнениями со стимулирующим и воспитывающим влиянием педагогического аутотренинга, способного сформировать у подростков «барьер» к отрицательным влияниям среды. Теоретическая значимость представлена систематизацией различных подходов к решению проблемы предупреждения педагогической запущенности и обоснованием необходимости выявления факторов, влияющих на раннее проявление отклонений в развитии и поведении подростков. Раскрыта специфика понятий: «группа риска», «барьер» к отрицательным влияниям среды.

В диссертации в новых условиях экспериментально проверен обоснованный А.С. Новоселовой механизм перевода психологических установок личности в социальные на основе физкультурно-спортивной деятельности с целью саморазвития подростков группы риска.

Используемые в качестве методологической основы идеи о социальной детерминированности развития личности, о синергической связи осознаваемого и неосознаваемого позволили нам предположить возможность нового механизма профессиональной ориентации подростков. Исследование продолжилось в русле формирования у подростков адаптивности, социально нравственных установок на основе социально значимой, импонирующей им физкультурно-спортивной деятельности с целью приобщения к специальностям юридической направленности. Используя интерес и тягу подростков, которые по незнанию в какой-то мере сами совершали правонарушения, к занятию единоборствами, используя стремление к профессиональной романтике служения закону, мы создали программу для подростков, желавших поступить в юридические вузы. Формировали эмоциональную устойчивость, волевые усилия, использовали социально-педагогический тренинг, разработанный А.С. Новоселовой, для создания социально-нравственных установок личности.

Экспериментальная работа проводилась в условиях взаимодействия средней школы и детско-юношеской спортивной школы. Такой подход позволил решить сразу несколько задач: приобщение к здоровому образу жизни подростков, развитие творческого потенциала у подростков в области физкультурно-спортивной деятельности, формирование социальнонравственных установок, способствующих выработке качеств личности, самоопределение подростков во взрослой самостоятельной жизни и в выборе

профессии. Педагогическая эффективность эксперимента была подтверждена результатами исследования, и на этом материале была опубликована монография «Допрофессиональная ориентация подростков на юридические специальности средствами физической культуры» [1]. Исследование получило признание в ГУ МВД России по Пермскому краю. Его результаты реализованы в работе соответствующих учреждений.

В настоящее время на основе результатов исследования, в частности, разработок по формированию у подрастающего поколения социальнонравственных, культурных и здоровьесберегающих установок, развивающих личность в целом, продолжена работа в вузе МВД России с курсантами, выбравшими юридические специальности.

В условиях продолжающейся реформы МВД и смены образовательной парадигмы в ведомственных вузах актуальной является проблема воспитания будущих профессионалов, не только защищающих правопорядок, но и стоящих на страже нравственных законов общества. Колоссальный социокультурный сдвиг направлен на преодоление противоречий между профессиональным образованием и рынком труда, на создание эффективного взаимодействия вузов с работодателями. Результаты образования должны стать приемлемыми для работодателей, а не только основываться на академических знаниях, умениях, навыках. Под результатами образования понимаются ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, которые описывают, что должен будет делать студент/выпускник по завершении всей или части образовательной программы.

Достижение диагностируемых, анализируемых результатов образования, определяет компетентностный подход. Компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Практическая реализация мотивов, знаний, умений, навыков выражает сущность компетентностного подхода в образовании. Различают общие (ключевые, надпрофессиональные, универсальные) и профессиональные компетенции. Особую роль среди социально-личностных компетенций исследователи отводят здоровому образу жизни, гражданственности, правопослушности, социальной ответственности.

Если профессиональные компетенции в области физической подготовки обучающихся вузов МВД России относительно легко диагностируются и имеют целевое предназначение правомерного применения силы, специальных средств и оружия, что само по себе имеет большое социальное значение, то ключевые компетенции (в контексте формируемых профессиональных) не обладают четким содержанием, структурой и не подкреплены диагностикой. Не разработаны уровни сформированности и степени проявления ключевых компетенций в области физической подготовки курсантов вузов МВД России. Не определены механизмы формирования физкультурных компетенций. Воспитание гражданственности, высокой степени правосознания, нравственной

||____ВЕСТНИК Ш ГПУ__________Серия № 1. Психологические и педагогические науки

устойчивости, социальной ответственности за свои действия (бездействия) будущих защитников закона без опоры на внутренние резервы человека в новых быстро меняющихся условия развития социума невозможны.

Сочетание методов убеждения и внушения, основанное на синергической связи осознаваемого и неосознаваемого психики в образовательном процессе (по И.Е. Шварцу) по-прежнему является актуальным. Комплекс методов и средств, именуемый социально-педагогическим тренингом

(по А.С. Новоселовой), в условиях образовательного учреждения закрытого типа (военные вузы и вузы МВД относятся именно к такому типу) становится не просто возможным, а необходимым для самовоспитания и саморазвития личности курсантов и их профессионального становления.

Концепция внушения в педагогическом процессе И.Е. Шварца находит развитие и новое воплощение при воспитании человека, гражданина, профессионала в области правоохранительной деятельности.

Список литературы

1. Пономарёв Н.Л. Допрофессиональная ориентация подростков на юридические специальности средствами физической культуры: моногр. / Перм. филиал НА МВД России. - Пермь, 2008. - 163 с.

2. Пономарёв Н.Л. Формирование у подростков группы риска «барьера» к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения педагогической запущенности (на материале физического воспитания): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999. - 17 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.