Научная статья на тему 'Теория и технология саморазвития личности средствами физической культуры на основе теории синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике человека'

Теория и технология саморазвития личности средствами физической культуры на основе теории синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ВНУШЕНИЕ / SUGGESTION / УБЕЖДЕНИЕ / СИНЕРГИЯ ОСОЗНАВАЕМОГО И НЕОСОЗНАВАЕМОГО В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА / SYNERGY OF REALIZED AND NONCONSCIOUS IN A PERSON'S PSYCHE / PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT / PERSUASION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплетин А.А., Панченко С.Л.

В современных условиях развития общества особая роль в подготовке социально и профессионально компетентной, творчески активной, мобильной, способной к саморазвитию на любом этапе жизненного пути, ответственной и толерантной, физически и нравственно здоровой личности принадлежит системе физической культуры, физического воспитания и спорта. С переходом на компетентностную парадигму образования назрела необходимость модернизации в области образования, в том числе и области физической культуры. Реализация компетентностного подхода обусловила необходимость поиска путей и способов, отражающих единство и взаимосвязь педагогических систем в воспитании и развитии личности на основе всех сфер психики человека, представленных во взаимодействии средств и методов убеждения и внушения, что обусловливает формирование личности на основе единства биологического и социального и философской теории целостности личности. Материал. Теоретическое и экспериментальное обоснование педагогической системы саморазвития личности средствами физической культуры на основе теории осознаваемого и неосознаваемого в психике. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, моделирование, педагогический эксперимент. Результат. Теоретически и экспериментально обоснована педагогическая система «Саморазвитие личности средствами физической культуры на основе теории осознаваемого и неосознаваемого в психике», разработана комплексная педагогическая технология целостности личности, ориентированная на обеспечение единства двигательного и интеллектуального потенциала, физического и духовно-нравственного развития личности на основе компетентностного подхода, позволяющая сформировать у будущего специалиста (бакалавра) компетенцию творческого саморазвития средствами физической культуры и создать необходимые предпосылки для формирования собственной модели саморазвития личности и её реализации средствами физической культуры и спорта. Заключение. Разработка и внедрение комплексной педагогической технологии воспитания целостности личности, ориентированной на обеспечение единства двигательного и интеллектуального потенциала, физического и духовно-нравственного развития личности на основе компетентностного подхода, позволит сформировать у выпускника вуза компетенцию творческого саморазвития средствами физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оплетин А.А., Панченко С.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND TECHNOLOGY OF PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE ON THE BASIS OF THE THEORY OF REALIZED AND NONCONSCIOUS SYNERGY IN A PERSON’S PSYCHE

In modern conditions of society development special role in socially and professionally competent, creatively active, mobile, able to self-development at any life stage, responsible and tolerant, physically and morally healthy personality training belongs to the system of physical culture, physical upbringing and sport. With the transfer to a competence based paradigm of education there appeared a need for modernization in the sphere of education, including the sphere of physical culture. Competence based approach realization conditioned the necessity to search for the ways and methods, which reflect the unity and interaction of pedagogical systems in personality upbringing and development on the basis of all spheres of a person’s psyche, presented in cooperation of the means and methods of suggestion and persuasion. It conditions personality formation on the basis of biological and social unity and a philosophic theory of personality integrity. Material. Theoretical and experimental substantiation of personality self-development pedagogical system by means of physical culture on the basis of the theory of realized and nonconscious in psyche. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, modeling, pedagogical experiment. Result. Pedagogical systemPersonality self-development by means of physical culture on the basis of the theory of realized and nonconscious in psyche” is theoretically and experimentally substantiated, a complex pedagogical technology of personality integrity was created, which is oriented at unity provision of motional and intellectual potential, physical and spiritual-moral personality development on the basis of competence based approach. It allows to form a competency of a future specialist (bachelor) creative self-development by means of physical culture and helps to create necessary preconditions for own model of personality self-development formation, its realization by means of physical culture and sport. Conclusion. A complex pedagogical technology creation and introduction of personality integrity upbringing, oriented at unity provision of motional and intellectual potential, physical and spiritual-moral personality development on the basis of competence based approach, will help to form a competency of a creative self-development of a University graduate by means of physical culture and sport.

Текст научной работы на тему «Теория и технология саморазвития личности средствами физической культуры на основе теории синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике человека»

УДК:796.01 DOI 10.14526/01_1111_63

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ СИНЕРГИИ ОСОЗНАВАЕМОГО И НЕОСОЗНАВАЕМОГО В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

Оплетин А.А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической

культуры

Панченко С.Л. - старший преподаватель, аспирант Пермский национальный исследовательский политехнический университет

(ПНИПУ), Пермь Россия

THEORY AND TECHNOLOGY OF PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE ON THE BASIS OF THE THEORY OF REALIZED AND NONCONSCIOUS SYNERGY IN A PERSON'S

PSYCHE

Opletin A.A.- candidate ofpedagogics, associate professor ofphysical culture

department

Panchenko S.L. - senior lecturer, post-graduate Perm National Research Polytechnic University (PNRPU),Perm Russia

E-mail: opletin.a@yandex.ru

Ключевые слова: саморазвитие личности, педагогическая система, физическая культура, внушение, убеждение, синергия осознаваемого и неосознаваемого в психике человека.

Аннотация. В современных условиях развития общества особая роль в подготовке социально и профессионально компетентной, творчески активной, мобильной, способной к саморазвитию на любом этапе жизненного пути, ответственной и толерантной, физически и нравственно здоровой личности принадлежит системе физической культуры, физического воспитания и спорта. С переходом на компетентностью парадигму образования назрела необходимость модернизации в области образования, в том числе и области физической культуры. Реализация компетентностного подхода обусловила необходимость поиска путей и способов, отражающих единство и взаимосвязь педагогических систем в воспитании и развитии личности на основе всех сфер психики человека, представленных во взаимодействии средств и методов убеждения и внушения, что обусловливает формирование личности на основе единства биологического и социального и философской теории целостности личности.

Материал. Теоретическое и экспериментальное обоснование педагогической системы саморазвития личности средствами физической культуры на основе теории осознаваемого и неосознаваемого в психике.

Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, моделирование, педагогический эксперимент.

Результат. Теоретически и экспериментально обоснована педагогическая система «Саморазвитие личности средствами физической культуры на основе теории осознаваемого и неосознаваемого в психике», разработана комплексная педагогическая технология целостности личности, ориентированная на обеспечение единства двигательного и интеллектуального потенциала, физического и духовно -нравственного развития личности на основе компетентностного подхода, позволяющая сформировать у будущего специалиста (бакалавра) компетенцию творческого саморазвития средствами физической культуры и создать необходимые предпосылки для формирования собственной модели саморазвития личности и её реализации средствами физической культуры и спорта.

Заключение. Разработка и внедрение комплексной педагогической технологии воспитания целостности личности, ориентированной на обеспечение единства двигательного и интеллектуального потенциала, физического и духовно-нравственного развития личности на основе компетентностного подхода, позволит сформировать у выпускника вуза компетенцию творческого саморазвития средствами физической культуры и спорта.

Keywords: personality self-development, pedagogical system, physical culture, suggestion, persuasion, synergy of realized and nonconscious in a person's psyche.

Annotation. In modern conditions of society development special role in socially and professionally competent, creatively active, mobile, able to self-development at any life stage, responsible and tolerant, physically and morally healthy personality training belongs to the system of physical culture, physical upbringing and sport. With the transfer to a competence based paradigm of education there appeared a need for modernization in the sphere of education, including the sphere of physical culture. Competence based approach realization conditioned the necessity to search for the ways and methods, which reflect the unity and interaction ofpedagogical systems in personality upbringing and development on the basis of all spheres of a person's psyche, presented in cooperation of the means and methods of suggestion and persuasion. It conditions personality formation on the basis of biological and social unity and a philosophic theory of personality integrity.

Material. Theoretical and experimental substantiation of personality self-development pedagogical system by means of physical culture on the basis of the theory of realized and nonconscious in psyche.

Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, modeling, pedagogical ex periment.

Result. Pedagogical system "Personality self-development by means of physical culture on the basis of the theory of realized and nonconscious in psyche " is theoretically and experimentally substantiated, a complex pedagogical technology of personality integrity was created, which is oriented at unity provision of motional and intellectual potential, physical and spiritual-moral personality development on the basis of competence based approach. It allows to form a competency of a future specialist (bachelor) creative self-development by means of physical culture and helps to create necessary preconditions for own model of personality self-development formation, its realization by means of physical culture and sport.

Conclusion. A complex pedagogical technology creation and introduction of personality integrity upbringing, oriented at unity provision of motional and intellectual potential, physical and spiritual-moral personality development on the basis of competence based approach, will help to form a competency of a creative self-development of a University graduate by means of physical culture and sport.

Актуальность. В современных условиях подготовке социально и профессионально развития общества особая роль в компетентной, творчески активной,

мобильной, способной к саморазвитию на любом этапе жизненного пути, ответственной и толерантной, физически и нравственно здоровой личности принадлежит системе физической культуры, физического воспитания и спорта. С переходом на компетентностную парадигму образования назрела необходимость модернизации в области образования, в том числе и области физической культуры. Реализация компетентностного подхода обусловила необходимость поиска путей и способов, отражающих единство и взаимосвязь педагогических систем в воспитании и развитии личности на основе всех сфер психики человека, представленных во взаимодействии средств и методов убеждения и внушения, что обусловливает формирование личности на основе единства биологического и социального и философской теории целостности личности. Потребовалась модернизация образования и в области физической культуры. Многие учёные занимаются данной проблемой, но каждый в своей области исследования с разных сторон раскрывают модернизацию

образовательного процесса. Нам близки работы ряда ученых. Так, Л.И. Костюнина (2013) раскрывает развитие двигательной, физической сферы личности и создания условий для более эффективного использования резервов организма; разрабатывает педагогическую

концепцию, технологию

совершенствования двигательных и интеллектуальных качеств. В.А. Магин (2008) в своём исследовании формирует мотивацию и потребность личности в освоении ценностей физической культуры и здорового образа жизни, стремление к самосовершенствованию и

самореализации, развитие творческих способностей. Л.Б. Андрюшенко (2006) обеспечивает готовность к освоению основ физической культуры, создаёт

педагогическую систему обладающей высоким уровнем компетентности личности, способной к самореализации, самосовершенствованию в области

физической культуры в процессе профессионального становления. И.М. Воротилкиной (2007) разработана система развития самостоятельности в

двигательной деятельности, направленной на совершенствование физического воспитания в образовательных

учреждениях, обеспечивающих

оптимальное психофизическое состояние человека, самоконтроль, самооценку, что увеличивает активность и

самостоятельность в двигательной деятельности. А.В. Лотоненко (1998) создана педагогическая система формирования потребности в физической культуре молодёжи на основе теоретических и методологических подходов к организации процесса физкультурного воспитания в вузах нефизкультурного профиля на принципах гуманизма и демократии, развития целостного потенциала физической культуры, что способствует более осознанному формированию молодого человека в самовоспитании и самосовершенствовании. Анализ работ показал отсутствие единого мнения специалистов по вопросам модернизации высшего профессионального образования в области физической культуры, что не позволяет осмыслить её как целостную педагогическую систему и требует дальнейшей разработки этого вопроса на теоретическом, методологическом и практическом уровнях.

Одним из способов модернизации в области физической культуры мы видим создание педагогической системы саморазвития и самосовершенствования личности как органически встроенной в общий процесс развития и формирования личности системы, способной

формировать в учебно-воспитательном процессе ценностные физкультурно-спортивные компетенции и на их основе -компетентности личностного саморазвития и самосовершенствования в области будущей профессии и в широком диапазоне ситуаций жизнедеятельности [1; 2].

Такой подход к организации нашего исследования обусловлен несколькими факторами:

- возрастными психологическими особенностями стремления студентов к самореализации и самоутверждению;

- потенциальными возможностями физической культуры;

- требованиями общества по формированию личности в условиях компетентностного образования не только физически развитой, образованной, конкурентоспособной, но и нравственно и социально воспитанной. Формирование личности специалиста в процессе освоения основ физической культуры в вузе обусловлено принципами объективного и субъективного характера, с воздействием на все сферы психики как осознаваемое и неосознаваемое.

В конце ХХ и в начале XXI века в связи с представленной философской теорией взаимовлияющей связи

осознаваемого и неосознаваемого в психике человека в науке появились серьёзные исследования, направленные на выявление роли неосознаваемой сферы психики в области обучения и воспитания: школа В.С. Мерлина - теория интегральной индивидуальности (1986); школа И.Е. Шварца и его учеников -внушение в педагогическом процессе (1971). Значимыми являются исследования социализации личности, основанной на теории синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике (А.С. Новосёлова, 2001); развития творческого потенциала учащихся (А.И. Санникова, 2001); внушения в области изучения иностранных языков (Л.К. Гейхман, 1989) и др. Данной проблеме посвящены работы социальных психологов (А.С. Ромен, 1973); исследования в области психологии личности (В.Н. Куликов, 1971); спортивной психологии (Б.А. Вяткин,1972) и др. Появились серьёзные работы в области спортивной педагогики (В. Бондарчук, 1999).

На основе изученного материала уточнена тема исследования, определены её методологические и теоретические

основы, избран способ решения проблемы в контексте теории синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике человека на основе компетентностного подхода.

Выводы

Авторская концепция решения поставленной проблемы заключается в методологическом и теоретическом обосновании принципиально нового подхода к созданию педагогической системы саморазвития личности средствами физической культуры по формированию спортивно-физкультурных компетенций и компетенции саморазвития. Этому процессу способствуют

принципиальные изменения в

образовании, в понимании и представлениях о потенциале физической культуры, физического воспитания в развитии человека с точки зрения единства осознаваемого и неосознаваемого в психике его физической, духовно-нравственной, социально-личностной и интеллектуальной сущности. Это создаёт предпосылки для расширения

образовательно-развивающего, воспитывающего пространства с целью модернизации и моделирования различных вариантов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в условиях вузовского образования, обусловливающих формирование

личностно-ориентированной культуры поведения студента, обеспечивающей развитие и самосовершенствование его важнейших морально-волевых и нравственных качеств:

целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за свои поступки, готовности к рациональному

самоограничению, толерантности,

творческому, осмысленному участию в учебно-тренировочном процессе с целью личностного саморазвития и

самосовершенствования; формирования компетенций в области физической культуры и компетентности в области саморазвития, с переносом

сформированных компетенций на

будущую профессиональную

деятельность.

С точки зрения методологии основополагающим является требование обеспечения компетентностного подхода, в результате которого достигается чётко осознаваемое субъектом качественное преобразование его кинезиологического, умственного, нравственного потенциала. Новая стратегия самосовершенствования личности состоит в предоставлении студенту возможности собственной оценки его здоровьесберегающего,

здоровьеформирующего, интеллектуально-развивающего, нравственного аспектов. Это детерминирует необходимость и потребность в постоянном самоанализе и самооценке учебно-тренировочной

деятельности и требует создания соответствующих педагогических условий, технологий, стимулирующих

познавательную саморазвивающуюся активность студентов в процессе формирования компетентности

саморазвития средствами физической культуры. Практическая реализация данного методологического положения находит своё конкретное выражение в разработке авторской программы «Саморазвитие личности средствами физической культуры», в написании учебно- методического пособия «Курс занятий по саморазвитию личности, направленный на профилактику у студентов тревожности, депрессии, астении» [1] и монографии «Саморазвитие личности студентов с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культурой» [2].

Теоретическое и экспериментальное обоснование педагогической системы «Саморазвитие личности средствами физической культуры на основе теории осознаваемого и неосознаваемого в психике» направлено на разработку комплексной педагогической технологии целостности личности, ориентированной

на обеспечение единства двигательного и интеллектуального потенциала,

физического и духовно-нравственного развития личности на основе компетентностного подхода. То есть технологии, позволяющей сформировать у выпускника вуза, будущего специалиста (бакалавра), компетенцию творческого саморазвития средствами физической культуры и создать необходимые предпосылки для формирования собственной модели саморазвития личности и её реализации средствами физической культуры и спорта.

Литература

1. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №2(35). - С. 28-38. http ://elibrary .ru/item.asp?id=21744097. DOI 10.14526/01_1111_04

2. Оплетин, А. А. Курс занятий по саморазвитию личности, направленный на профилактику у студентов тревожности, депрессии, астении / А. А. Оплетин. - Пермь, 2012. - 84 с.

3. Оплетин, А. А. Саморазвитие личности студентов с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культуры : монография / А. А. Оплетин. - Пермь, 2012. - 190 с.

References

1. Aftimichuc О.Е. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2(35), pp. 28-38, available at: http:// elibrary .ru/item. asp?id=21744097. DOI 10.14526/01_1111_04

2. Opletin A. A. Kurs zanyatii po samorazvitiyu lichnosti, napravlennyi naprofilaktiku u studentov trevozhnosti, depressii, astenii [A course of lessons on personality self-development, directed at anxiety, depression, asthenia prevention among students], Perm, 2012, 84 p.

3. Opletin A. A. Samorazvitie lichnosti studentov s pomoshch'yu universal'noi sistemy razminki na zanyatiyakhfizicheskoi kul'tury ]Students' personality self-development with the help of a universal system of warming-up at physical culture lessons], Perm, 2012, 190 p.

Статья поступила в редакцию: 6.11.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.