ная база была весьма скудной: нынешний спортзал № 1, отапливаемый дровами, и 100 пар лыж, стоящих сначала в вестибюле подъезда Главного здания на Менделеевской линии, а затем в подвале общежития (ныне в этом здании местком и бухгалтерия). Занятия по лыжному спорту проводились на территории Ботанического сада, а главным образом — на Неве» [Ленинградский университет. - 1975. - № 77 (2439)].
В апреле 1930 года Г.И. Овчинников ушел из университета на должность руководителя военной подготовки вузов Ленинграда и области и вместо кабинета военно-физической подготовки образовались кафедры военной подготовки и физической культуры.
Вывод: студенческий спорт в высших учебных заведениях Петрограда и в частности в университете снова начал свое развитие в 20 годы прошлого века и особенно с появлением в 1923 году организации «Спартак». Под эгидой комсомольских и профсоюзных организаций проводились различные соревнования, в том числе и между высшими учебными заведениями Ленинграда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлов, Б.А. История кафедры физической культуры / Б.А. Михайлов // Университет Олимпийский. Спортивный мир Санкт-Петербургского университета : сборник. - СПб. : Изд-во «Культурный фонд "Знаменитые универсанты СПбГУ", 2013. - С. 142-150.
2. Смирнов, В.Н. К вопросу об истории кафедры физической культуры Санкт-Петербургского университета / В.Н Смирнов // Вопросы физического воспитания студентов. -1996. - Вып. 25. - С. 16.
3. Суник, А.Б. Очерки отечественной историографии истории физической культуры и спорта / А.Б. Суник. - М. : Советский спорт, 2010. - 614 с.
REFERENCES
1. Mikhaylov B. A. (2013), "History of chair of physical culture", Collection: University Olympic. Sporting world of the St. Petersburg University, publishing house Cultural fund "Well-known University Students of St. Petersburg State University", pp. 142-150.
2. Smirnov, B.H. (1996), "To a question of history of chair of physical culture of the St. Petersburg university", Questions ofphysical training of students, Issue 25, pp. 16.
3. Sunik A.B. (2010), Sketches of a domestic historiography of history physical culture and sport, Soviet sports, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.09.2014.
УДК 796
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Аннотация
В статье рассматривается задача по созданию и формированию у студентов технологии компетенции саморазвития личности средствами физической культуры, в условиях вузовского образования. В процессе реализации программы и разработанной технологии по формированию компетенции саморазвития личности физическая культура выступает как платформа, на которой у студентов формируется потребность к максимальной самореализации и саморазвития. Компетент-ностный подход к исследованию такой проблемы определяет в целом его стратегию и тактику, сохраняя целостность формируемой системы и ценности формируемой личности.
Ключевые слова: физическая культура, студент, компетенция, саморазвития, экспериментальная программа, образовательная технология.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p101-105
PHYSICAL CULTURE IN THE PROCESS OF FORMATION OF THE INDIVIDUAL SELF-DEVELOPMENT COMPETENCE
Anatoly Aleksandrovich Opletin, the candidate pedagogical sciences, senior lecturer, Perm National Research Polytechnic University
Annotation
In the article, we consider the problem of creation and formation of the student's competence technology for the individual development by means of the physical culture, in conditions of the higher education. In the course of the program implementation and the developed technology for formation of the competence for self-development of the personality the physical culture acts as a platform on which the need in the maximum self-realization and self-development is formed among the students. Competence-based approach to research of such problem defines in general its strategy and tactics, keeping integrity of the formed system and values of the personality.
Keywords: physical culture, student, competence, self-development, pilot program, educational technology.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования компетенции саморазвития личности средствами физической культуры многогранна, требующая как теоретического, так и экспериментального исследования. Поскольку в нашей проблеме ведущей систематизирующей деятельностью выступает физическая культура, мы рассматриваем этот вопрос именно в этом аспекте. Физическая культура в вузах представлена как учебная дисциплина важнейший базовый компонент формирования, развития личности студента.
Концептуальное основание компетентностного подхода состоит в замене парадигмы преподавания на парадигму продуктивного обучения, которая определяется как образовательный процесс, побуждающий не только выполнять действия, но их оценивать, анализировать и программировать, готовность личности осуществлять активную физ-культурно-спортивную деятельность. Опираясь на многочисленные исследования в данной области [1], формирование компетенции развития личности средствами физической культуры мы связываем не только с развитием ума, воли, чувств, но и с социально-нравственным становлением личности. Мы исходим из следующего понятия компетенции развития личности, учитывая, что это рассматривается в реализации в образовательном процессе физического воспитания человека в условиях высшего учебного заведения. Компетенция саморазвития - это волевой процесс, качественного изменения личности, основанной на личностной активности студента, целенаправленный на осуществление себя в области физического, нравственного, социального саморазвития, личной ответственности и саморегуляции. Процесс самоактивизации всех личностных сил человека, включающий взаимовлияющую связь осознаваемой и неосознаваемой сфер психики, что проявляется в самоощущении и самовосприятии себя как «Я-реального» со стремлением к «Я-идеальному».
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие студенты Пермской академии искусства и культуры в количестве 70 человек, разделённых по 35 человек на контрольную и экспериментальную группы. Оценка уровня психоэмоционального напряжения осуществлялась по методике Спилбергера - Ханина. Определение конституциональных особенностей проводилось по методике И.В. Михайлова, уровня физического здоровья - по методикам Г.Л. Апанасенко, уровня специальных знаний и отношения к физической культуре, к саморазвитию, к готовности к саморазвитию проводилось по карте педагогического наблюдения - по А.А. Оплетину, способности к саморазвитию - по П.И. Андрееву.
Устойчивость нравственного выбора по А. С. Новосёловой. Саморазвивающей активности, произвольной психической саморегуляции по А. С. Новосёловой, А.А. Оплетину, Л. А. Титовой [2-6].
Наша исследовательская, экспериментальная работа по этой теме выявила наличие больших пробелов в знаниях студентов сущности, принципов, форм и методов в организации и осуществлении этого процесса. Исходный срез у занимающихся показал низкий уровень физического развития - 63%, слабый самоконтроль - 59%, инертное мышление -58%, эмоциональная неустойчивость, ситуативная зависимость - 60%, нежелание что-то изменять в себе, высокий показатель личностной тревоги - 72%,отсутствие самостоятельности в принятии решений - 81%. Низкий уровень сформированности компетенции саморазвития - 74%. Вместе с тем, зафиксировано наличие значительного потенциала, резервов для повышения эффективности этого процесса в условиях высшей школы. Так, у 45% студентов отмечено стремление к принятию нового. Половина студентов владеет самоконтролем - 49%. У 39% зафиксирован высокий уровень конкурентоспособности.
Цель исследования: разработка экспериментальной программы по формированию у студентов компетенции развития личности средствами физической культуры.
Задачи, решаемые в процессе реализации данной программой: образовательные, оздоровительные, развитие личностных качеств и формирование компетенции саморазвития.
Реализация программы проходила в два этапа. На первом - обновлено звено целе-полагания, где усилены воспитывающая и развивающая функции. В содержательную сущность программы, наравне с традиционными методами, введен новый модуль "Интегральный системный метод самосовершенствования с элементами йоги". В него вошли: универсальная разминка, растяжки, самомассаж, исцеляющие звуки, элементы медитации, дыхательная гимнастика и йога в виде нескольких асан [5]. Новый модуль призван не только расширить область физического развития студентов, но и пробудить силу личностного «Я», приобщить к овладению элементами самостоятельной работы над собой. Проведенные промежуточные срезы, сделанные по тем же методам, что и исходные, показали педагогический эффект в физическом развитии личности, в пробуждении стремления к освоению и управлению своим организмом.
На втором этапе был введен модуль (Российская отечественная система самообороны, педагогический аутотренинг и социально-педагогический тренинг), данный модуль стимулировал психическую активность студентов, фиксировал ведущую роль своего «Я», а так же создавал социально-нравственные установки на формирование компетенции саморазвития и будущую профессиональную деятельность. Одновременно разрабатывалась педагогическая технология реализации экспериментальной программы. Педагогическая технология по ведущему фактору - комплексная. По характеру усвоения -развивающая. По ориентации - саморазвивающая. По организации - урочно-клубная. По подходу - личностно-ориентированная, компетентностная. По способу реализации - взаимодействие методов убеждения и внушения. По прогнозированию - поэтапная. В ходе реализации программы по разработанной технологии, реализуя принцип индивидуализации в образовании, студенты приобщились к составлению личностной технологии саморазвития на основе рефлексии при педагогической поддержке по системе «Консультант».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
После внедрения экспериментальной программы и реализации её технологии были выявлены следующие показатели в области сформированности компетенций у контрольной группы, занимающейся по общей программе: низкий относительный уровень составили 55% студентов, средний относительный уровень - 45%, достаточно высокий - 10%. Тревожность осталась на прежнем высоком уровне - 70%, самоконтроль - 50%, саморегуляция - 51%, желают изменить в себе - 51% студентов. В экспериментальной группе,
занимающейся по экспериментальной программе, проявилась положительная динамика во всех показателях: низкий уровень сформированности компетенций у студентов составил 11%, средний относительный 36%, достаточно высокий 40%, проявился высший превосходный уровень у 13% студентов экспериментальной группы. Снизился высокий пограничный уровень тревожности до 40%, увеличилась область педагогической коррекции. Низкий уровень самоконтроля остался у 13% студентов, средний относительный у 25%, достаточно высокий уровень возрос до 48%, высший превосходный составил 14% от общего числа экспериментальной группы. Саморегуляция проявилась у 76% студентов. 85%студентов выявили желание, что-то изменить в своей, жизни, появилась цель.
ВЫВОДЫ
В процессе реализации программы и разработанной технологии по формированию компетенции саморазвития личности физическая культура выступает как платформа, на которой у студентов формируется потребность к максимальной самореализации и саморазвития. Компетентностный подход к исследованию такой проблемы определяет в целом его стратегию и тактику, сохраняя целостность формируемой системы и ценности формируемой личности, что соответствует идее гармонии, определяющей с одной стороны «нерасчлененность» человека и его психики, с другой - «нерасчлененность» телесного и духовного в его воспитании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К.Д. Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 36-41.
2. Манжелей, И.В. Физическая культура: компетентностный подход / И.В. Манжелей. -СПб. : Тюмень, 2011. - 182 с.
3. Маркина, Т. А. Формирование профессиональной компетентности студентов института физической культуры в процессе изучения педагогических дисциплин / Т.А. Маркина ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 1995. - 110 с.
4. Оплетин, А.А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. -2013 - № 10. - С. 13-17.
5. Оплетин, А.А. Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащегося (на материале физического воспитания) / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 2. - С. 20-23.
6. Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту : монография / С.А. Хазова. - М. : Изд-во «Академия Естествознания», 2010. -91 с.
REFERENCES
1. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Kim Joun Dil (2011), "Competence approach to the design of individual educational trajectories physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-41.
2. Mangala, I.V. (2011), Physical culture: competence approach, publishing house "Tyumen", St. Petersburg.
3. Markina, T.A. (1995), Formation of professional competence of students of the Institute of physical culture in the process of study ofpedagogical disciplines, publishing house "RGUFK", Moscow.
4. Opletin, A.A. (2013), "Development the competence of individual development of students by means of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 13-17.
5. Opletin, A.A. (2007), "Pedagogical technology of social and moral development of the individual student (on the material of physical education)", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 20-23.
6. Khazova, S.A. (2010), Competence competitive specialist in physical culture and sport: monograph, publishing house "Academy of natural science", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.09.2014.
УДК 613.95/.96
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ-СИРОТ 8-18 ЛЕТ
Игорь Геннадьевич Павельев, соискатель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар (КГУФКСТ, Краснодар)
Аннотация
В статье представлены данные, характеризующие возрастную динамику показателей физического развития. Проанализированы основные компоненты физического развития детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях призрения и в обычных семьях. Также представлена сравнительная характеристика выявленных показателей. С целью объективизации полученных научных фактов о состоянии процесса физического развития детей и подростков-сирот и учащихся, воспитывающихся в семейных условиях, анализировались данные обследования в возрастном диапазоне 8-18 лет.
Ключевые слова: физическое развитие, дети и подростки-сироты, обычные школьники. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p105-109
AGE DYNAMICS OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENT-ORPHANS AGED 8-18 YEARS
Igor Gennadyevich Pavelyev, the competitor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Annotation
The article presents data characterizing the age-related dynamics of the indexes of physical development. The author analyzed the main components of the physical development of children and adolescents living in care institutions and at home. It presents also the comparative characteristics of the identified indicators. To evaluate the scientific facts about the state of the process of physical development of the children-orphans and students living in family conditions the author analyzed the survey data in the age range from 8 to 18 years.
Keywords: physical development, children and adolescent-orphans, ordinary students.
ВВЕДЕНИЕ
Основными характеристиками, отражающими физическое состояние человека, по мнению многих ученых, являются показатели физического развития [2, 5, 6]. Это обстоятельство привело к необходимости анализа в данной статье основных компонентов физического развития детей и подростков-сирот.
Процесс развития ребенка осуществляется на основе генетической программы, предопределяющей биологические изменения организма (морфологические свойства, функциональные и умственные возможности и социальные программы). Качество реализации генетического потенциала развития в первую очередь определяется уровнем и гармонией физического развития. Ведущими параметрами, дающими представления о состоянии физического развития человека, считаются длина и масса тела и некоторые расчетные показатели, сопоставляющие их [1].
МЕТОДИКА
Методом антропометрии по общепринятым методикам изучались тотальные размеры тела и их производные (индекс Кетле, индекс Рорера), характеризующие взаимо-