УДК 37.037
А.А. Оплетин
Пермская государственная академия искусств и культуры, г. Пермь
САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ СИНЕРГИИ ОСОЗНАВАЕМОГО И НЕОСОЗНАВАЕМОГО В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА (ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ)
A.A. Opletin
Perm State Academy of Art and Culture, Perm
SELF-DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE BASED ON THE THEORY OF SYNERGY OF THE CONSCIOUS AND UNCONSCIOUS IN THE HUMAN PSYCHE (THEORY AND TECHNOLOGY)
Разработка комплексной педагогической технологии воспитания целостности личности, ориентированной на обеспечение единства двигательного и интеллектуального потенциала, физического и духовнонравственного развития личности на основе компетентностного подхода, позволит сформировать у выпускника вуза компетенцию творческого саморазвития средствами физической культуры и спорта.
Ключевые слова: саморазвитие личности, физическая культура, синергия осознаваемого и неосознаваемого в психике человека.
Development of an integrated educational technology education integrity of the individual, focused on ensuring the unity of the motor and intellectual capacity, physical and moral development of the individual competency-based approach will generate at the graduate competence creative self-development by means of physical culture and sports.
Keywords: personal self-development, physical education, the conscious and unconscious synergy in the human psyche.
В современных условиях развития общества особая роль в подготовке социально и профессионально компетентной, творчески активной, мобильной, способной к саморазвитию на любом этапе жизненного пути, ответственной и толерантной, физически и нравственно здоровой личности принадлежит системе физической культуры, физического воспитания и спорта. С переходом на компетентностную парадигму образования назрела необходимость
модернизации в области образования, в том числе и области физической культуры,
© Оплетин А.А., 2013
||____ВЕСТНИК Ш ГПУ__________Серия № 1. Психологические и педагогические науки
физического воспитания. Реализация компетентностного подхода обусловила необходимость поиска путей и способов, отражающих единство и взаимосвязь педагогических систем в воспитании и развитии личности на основе всех сфер психики человека, представленных во взаимодействии средств и методов убеждения и внушения, что обусловливает формирование личности на основе единства биологического и социального и философской теории целостности личности. Потребовалась модернизация образования и в области физической культуры. Многие учёные занимаются данной проблемой, но каждый в своей области исследования с разных сторон раскрывают модернизацию образовательного процесса. Нам близки работы ряда ученых. Так, Л.И. Костюнина (2013) раскрывает развитие двигательной, физической сферы личности и создания условий для более эффективного использования резервов организма; разрабатывает педагогическую концепцию, технологию совершенствования двигательных и интеллектуальных качеств. В.А. Магин (2008) в своём исследовании формирует мотивацию и потребность личности в освоении ценностей физической культуры и здорового образа жизни, стремление к самосовершенствованию и самореализации, развитие творческих способностей. Л.Б. Андрюшенко (2006) обеспечивает готовность к освоению основ физической культуры, создаёт педагогическую систему обладающей высоким уровнем компетентности личности, способной к самореализации, самосовершенствованию в области физической культуры в процессе профессионального становления. И.М. Воротилкиной (2007) разработана система развития самостоятельности в двигательной деятельности, направленной на совершенствование физического воспитания в образовательных учреждениях, обеспечивающих оптимальное психофизическое состояние человека, самоконтроль, самооценку, что увеличивает активность и самостоятельность в двигательной деятельности. А.В. Лотоненко (1998) создана педагогическая система формирования потребности в физической культуре молодёжи на основе теоретических и методологических подходов к организации процесса физкультурного воспитания в вузах нефизкультурного профиля на принципах гуманизма и демократии, развития целостного потенциала физической культуры, что способствует более осознанному формированию молодого человека в самовоспитании и самосовершенствовании. Анализ работ показал отсутствие единого мнения специалистов по вопросам модернизации высшего профессионального образования в области физической культуры, что не позволяет осмыслить её как целостную педагогическую систему и требует дальнейшей разработки этого вопроса на теоретическом, методологическом и практическом уровнях.
Одним из способов модернизации в области физической культуры мы видим создание педагогической системы саморазвития
и самосовершенствования личности как органически встроенный в общий процесс развития и формирования личности системы, способной формировать в учебно-воспитательном процессе ценностные физкультурно-спортивные компетенции и на их основе - компетентности личностного саморазвития
и самосовершенствования в области будущей профессии и в широком диапазоне ситуаций жизнедеятельности [1; 2].
Такой подход к организации нашего исследования обусловлен несколькими факторами:
- возрастными психологическими особенностями стремления студентов к самореализации и самоутверждению;
- потенциальными возможностями физической культуры;
- требованиями общества по формированию личности в условиях компетентностного образования не только физически развитой, образованной, конкурентоспособной, но и нравственно и социально воспитанной. Формирование личности специалиста в процессе освоения основ физической культуры в вузе обусловлено принципами объективного и субъективного характера, с воздействием на все сферы психики как осознаваемое и неосознаваемое.
В конце ХХ и в начале XXI века в связи с представленной философской теорией взаимовлияющей связи осознаваемого и неосознаваемого в психике человека в науке появились серьёзные исследования, направленные на выявление роли неосознаваемой сферы психики в области обучения и воспитания: школа
В.С. Мерлина - теория интегральной индивидуальности (1986); школа И.Е. Шварца и его учеников - внушение в педагогическом процессе (1971). Значимыми являются исследования социализации личности, основанной на теории синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике (А.С. Новосёлова, 2001); развития творческого потенциала учащихся (А.И. Санникова, 2001); внушения в области изучения иностранных языков (Л.К. Гейхман, 1989) и др. Данной проблеме посвящены работы социальных психологов (А.С. Ромен, 1973); исследования в области психологии личности (В.Н. Куликов, 1971); спортивной психологи (Б.А. Вяткин,1972) и др. Появились серьёзные работы в области спортивной педагогики (В. Бондарчук, 1999).
На основе изученного материала уточнена тема исследования, определены её методологические и теоретические основы, избран способ решения проблемы в контексте теории синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике человека на основе компетентностного подхода.
Авторская концепция решения поставленной проблемы заключается в методологическом и теоретическом обосновании принципиально нового подхода к созданию педагогической системы саморазвития личности средствами физической культуры по формированию спортивно физкультурных компетенций и компетенции саморазвития. Этому процессу способствуют принципиальные изменения в образовании, в понимании и представлениях о потенциале физической культуры, физического воспитания в развитии человека с точки зрения единства осознаваемого и неосознаваемого в психике его физической, духовнонравственной, социально-личностной и интеллектуальной сущности. Это создаёт предпосылки для расширения образовательно-развивающего, воспитывающего пространства с целью модернизации и моделирования различных вариантов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в условиях вузовского образования, обусловливающие формирование личностно-
||____ВЕСТНИК Ш ГПУ__________Серия № 1. Психологические и педагогические науки
ориентированной культуры поведения студента, обеспечивающей развитие и самосовершенствование его важнейших морально-волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за свои поступки, готовности к рациональному самоограничению, толерантности, творческому, осмысленному участию в учебно-тренировочном процессе, с целью личностного саморазвития и самосовершенствования; формирования компетенций в области физической культуры и компетентности в области саморазвития, с переносом сформированных компетенций на будущую профессиональную деятельность.
С точки зрения методологии основополагающим является требование обеспечения компетентностного подхода, в результате которого достигается чёткое осознаваемое субъектом качественное преобразование его кинезиологического, умственного, нравственного потенциала. Новая стратегия самосовершенствования личности состоит в предоставлении возможностей собственной оценки студентом его здоровьесберегающего, здоровьеформирующего, интеллектуальноразвивающего, нравственного аспектов. Это детерминирует необходимость и потребность в постоянном самоанализе и самооценке учебно-тренировочной деятельности и требует создания соответствующих педагогических условий, технологий, стимулирующих познавательную саморазвивающуюся активность студентов в процессе формирования компетентности саморазвития средствами физической культуры. Практическая реализация данного методологического положения находит своё конкретное выражение в разработке авторской программы «Саморазвитие личности средствами физической культуры», в написании учебнометодического пособия «Курс занятий по саморазвитию личности, направленный на профилактику у студентов тревожности, депрессии, астении» [1] и монографии «Саморазвитие личности студентов с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культуры» [2].
Теоретическое и экспериментальное обоснование педагогической системы «Саморазвитие личности средствами физической культуры на основе теории осознаваемого и неосознаваемого в психике» направлено на разработку комплексной педагогической технологии целостности личности, ориентированной на обеспечение единства двигательного и интеллектуального потенциала, физического и духовно-нравственного развития личности на основе компетентностного подхода. То есть технологии, позволяющей сформировать у выпускника вуза, будущего специалиста (бакалавра) компетенцию творческого саморазвития средствами физической культуры и создать необходимые предпосылки для формирования собственной модели саморазвития личности и её реализации средствами физической культуры и спорта.
Список литературы
1. Оплетин А.А. Курс занятий по саморазвитию личности, направленный на профилактику у студентов тревожности, депрессии, астении. - Пермь, 2012. - 84 с.
2. Оплетин А.А. Саморазвитие личности студентов с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культуры: моногр. -Пермь, 2012. - 190 с.