Научная статья на тему 'Механизм формирования барьера к отрицательным влияниям среды у подростков группы риска'

Механизм формирования барьера к отрицательным влияниям среды у подростков группы риска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пономарев Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования барьера к отрицательным влияниям среды у подростков группы риска»

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ БАРЬЕРА К ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ВЛИЯНИЯМ СРЕДЫ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

Канд. пед. наук Н.Л.Пономарев

Пермский филиал МВД России

В профилактических целях предупреждения несовершеннолетними правонарушений нами условно выделена группа риска. К ней мы относим подростков, для которых характерен симбиоз проявления эмоционально-волевой нестабильности, нравственной неустойчивости и межличностной дезадаптации. Данная категория подростков отличается от педагогически и социально запущенных тем, что им присущи незначительные отклонения в поведении и развитии. Эти отклонения часто относят к трудностям подросткового периода развития, но при определенных условиях отрицательные свойства личности могут стать устойчивыми и явиться факторами риска перехода подростка в категорию правонарушителей.

Воспитательное воздействие на подростков с девиантным поведением затруднено вследствие различных психологических барьеров. Обращение к сознанию малоэффективно (А.Г.Ковалев, А.С.Новоселова, И.Е.Шварц). Возникает проблема обращения к сознанию и пробуждения активности подростка путем частичного обращения к сфере неосознаваемого через приемы педагогического внушения. Взаимодействие убеждения и внушения дает больший педагогический эффект в трудных случаях воспитания.

В подростковом возрасте, когда самосознание только формируется, в поведении и деятельности доминируют элементы эмоций, неосознаваемая сфера открыта для негативного влияния. В качестве механизма формирования эмоционально-волевой стабильности и нравственной воспитанности, составляющих барьер к отрицательным влияниям среды, предложено взаимодействие убеждения и внушения, основанное на взаимовлияющей связи осознаваемого и неосознаваемого в психике. В основе этого механизма лежит теория установки Д.Н.Узнадзе.

По теории Д.Н.Узнадзе, установка — это пред-уготовленность к определенному способу поведения в определенных условиях при наличии востребования ее со стороны среды. По утверждению Н.Д.Уз-надзе, установка неосознаваема, но в процессе реализации она осмысливается и становится личностной. Это первичная психологическая установка, регулирующая в основном предметное поведение.

А.Г.Асмолов трактует установку как “установку действия”, т.е. признает ее окончательную сфор-мированность в процессе деятельности, где она осмысливается, осознается и только тогда является регулятором поведения и деятельности (1). А.Г.Асмолов создал предпосылки для формирования социальной установки. Он отмечает, что механизм фор-

мирования психологической и социальной установок одинаков. Это дало основание рассмотреть возможность перевода, при определенных условиях, психологической установки в социальную.

Установки формируются на основе механизма доминанты. По теории А.А.Ухтомского, доминантная установка способна быть стойкой, формироваться и угасать в благоприятных для этого условиях.

Одним из важных является вопрос перевода созданных доминантных неосознаваемых установок в осознаваемые, на основе которых формируются социальные установки. Осознаваемая установка формируется путем обращения к сознанию через убеждение. Неосознаваемая — путем влияния на неосознаваемую сферу, т.е. внушением.

В педагогическом аспекте важно заявление

В.Н.Мясищева о том, что доминантную установку можно не только сформировать, но при необходимости угасить: “Уничтожение доминанты проводится путем внушения” (2, 120). А.С.Новоселова отмечает, что взаимодействие убеждения и внушения создает целостную установку (3).

Механизм доминантной установки имеет важное значение для нашего исследования. В процессе социализации личности важно начинать создание первичной психологической установки, рождающей уверенность в своих силах, воспитывающей стремление тормозить себя, желание стать лучше, что-то изменить в себе. Психологические установки, которые в этом процессе осмысливаются, оцениваются, включаясь в опыт предметного поведения, становятся, по сути, установками действия.

Формируя заданные установки, начиная с психологической, и доводя ее до доминантной социальной установки, мы адресуемся к той части психики, где осознаваемое и неосознаваемое находится в диалектическом единстве.

В нашем исследовании речь идет о педагогике не только развития и формирования, но и преодоления, где мы получаем возможность путем внушения гасить негативные установки и создавать заданные, положительные, социальные.

Представленный механизм доминантных установок может быть использован для решения самых разных педагогических задач. Используя этот механизм, мы разработали программу преодоления эмоциональной неустойчивости, несформированности волевых усилий, слабой нравственной воспитанности и межличностной дезадаптации у подростков группы риска и воспитания положительных свойств личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. — М., 1979.

2. Механизмы доминанты. — Л., 1967.

3. Новоселова А. С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных: (Теория и технология). — Пермь: Государственный педагогический университет, 1998.

4. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966.

5. Ухтомский А.А. Доминанта как фактор поведения: Собр.соч. — М.,1950.

6. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. — Пермь, 1971.

78

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2001, №2 (16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.