Научная статья на тему 'Взаимодействие убеждения и внушения в процессе социализации и ресоциализации подростков и молодежи'

Взаимодействие убеждения и внушения в процессе социализации и ресоциализации подростков и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1682
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУШЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УБЕЖДЕНИЯ И ВНУШЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ / SUGGESTION IN THE PEDAGOGICAL PROCESS / THE INTERACTION OF SUGGESTION AND PERSUASION / SOCIALIZATION AND RESOCIALIZATION OF ADOLESCENTS AND YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоселова Алевтина Степановна, Косолапова Лариса Александровна

Реализация концептуальной идеи профессора И.Е. Шварца о закономерном взаимодействии методов убеждения и внушения, оптимизирующем педагогический процесс обеспечила возможность выявления закономерностей успешной социализации и ресоциализации подростков и молодежи, в частности в условиях принудительной социальной изоляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоселова Алевтина Степановна, Косолапова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PERSUASION AND SUGGESTION IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION AND RESOCIALIZATION OF ADOLESCENTS AND YOUNG PEOPLE

The implementation of the conceptual idea of Professor Schwartz IE about the regular interaction techniques of persuasion and suggestion, optimizing the pedagogical process provided the opportunity to identify patterns of successful socialization and resocialization of adolescents and young people in particular in conditions of forced social isolation.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие убеждения и внушения в процессе социализации и ресоциализации подростков и молодежи»

1. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

НАУЧНАЯ ШКОЛА «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УБЕЖДЕНИЯ И ВНУШЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 37.037

А.С. Новосёлова, Л.А. Косолапова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УБЕЖДЕНИЯ И ВНУШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

A.S. Novoselova, L.A. Kosolapova

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

INTERACTION OF PERSUASION AND SUGGESTION IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION AND RESOCIALIZATION OF ADOLESCENTS AND YOUNG PEOPLE

Реализация концептуальной идеи профессора И.Е. Шварца о закономерном взаимодействии методов убеждения и внушения, оптимизирующем педагогический процесс обеспечила возможность выявления закономерностей успешной социализации и ресоциализации подростков и молодежи, в частности - в условиях принудительной социальной изоляции.

Ключевые слова: внушение в педагогическом процессе, взаимодействие убеждения и внушения, социализации и ресоциализации подростков и молодежи.

The implementation of the conceptual idea of Professor Schwartz IE about the regular interaction techniques of persuasion and suggestion, optimizing the pedagogical process provided the opportunity to identify patterns of successful socialization and resocialization of adolescents and young people in particular -in conditions of forced social isolation.

Keywords: suggestion in the pedagogical process, the interaction of suggestion and persuasion, socialization and resocialization of adolescents and young people.

Своеобразие Пермской научно-педагогической школы составляет целостное отношение к личности воспитанника, воспринимаемого в единстве физиологической, психической и социальной сторон, во взаимовлиянии

© Новосёлова А.С., Косолапова Л.А., 2013

не только

деятельностной, эмоциональной, когнитивной сфер,

но и неосознаваемой составляющей психики.

Данная научная школа занималась разработкой концептуальной идеи о закономерном взаимодействии методов убеждения и внушения, оптимизирующем педагогический процесс в целом и развитие личности в частности.

Педагогическая концепция профессора Израиля Ефремовича Шварца о внушении в педагогическом процессе создавалась в период так называемой «оттепели» в идеологической жизни нашего государства.

В 60-е годы XX столетия в лоно науки возвращались многие идеи, отвергнутые в свое время по идеологическим причинам. К ним относится и разработка концептуальных идей о взаимодействии убеждения и внушения в педагогическом процессе.

Традиционно в педагогике тех лет явления убеждения и внушения считались несовместимыми, так как убеждение адресовано сознанию, а внушение обращено к бессознательной области психики. Считалось, что основное назначение внушения - это полное торможение сознания, расслабление воли до её подавления, что совершенно исключало внушение из методов педагогического воздействия на личность.

Упоминания о возможностях внушения, как отмечал И.Е. Шварц, обнаруживаются с древних времён, к этому явлению проявлялся большой интерес. Идея значимости внушения в педагогическом процессе находила подтверждение в высказываниях античных и средневековых философов, но И.Е. Шварц искал научные обоснования внушения. Первые попытки ученых осмыслить сущность этого явления сделаны с механических и метафизических позиций, они относятся к XVIII веку, периоду изучения феномена гипноза.

В конце XIX века была предпринята новая попытка научного обоснования этого явления. В 1886 году на суггестологическом конгрессе во Франции Е. Берильон привел экспериментально установленные факты, свидетельствующие об эффективности применения внушения для исправления нравственных недостатков детей.

Под влиянием этих идей Международный конгресс по гипнотизму в 1889 году во Франции принял положение, которое определяло целесообразность изучения этого вопроса для применения коррекции развития личности. В данном документе отмечалось, что внушающее воздействие может быть эффективным способом против порочных инстинктов, привычек ко лжи, жестокости, воровству, лености, нечистоплотности, трусости и т.д.

Это были первые экспериментально подтвержденные факты, позволяющие сформулировать подход, над которым в последующем работал И.Е. Шварц. Безусловно, более всего его интересовали взгляды отечественных ученых XX века, которые касались проблем внушаемости личности и внушения: В.М. Бехтерева, Ф.В. Владимирского, А.Ф. Лазурского,

И.Р. Тарханова, Г.И. Россолимо, П.Я. Розенбаха, В.Н. Сперанского,

В.В. Срезневского и др.

Изучая проблему в широком плане, эти исследователи отметили возможность использования средств внушающего воздействия в целях положительной коррекции личности. Экспериментальное влияние этих средств подтвердил известный ученый А.А. Токарский. Он писал: «С помощью внушения может быть ослаблено влияние вредной привычки, могут быть внесены новые стремления, возбуждающие энергию старых, уже существующих» [18, с. 90]. А.А. Токарский еще в 1890 году в работе «Гипнотизм в педагогии» отвергал бытующее понятие о внушении как ослабляющем волю человека: «Здесь нет решительно никакого ослабления психической деятельности, и здесь совершенно нельзя отметить ослабление воли. Здесь - выигрыш, а не проигрыш» [18, с. 96]. Ученый утверждал, что силой внушения можно привить такие положительные качества, как «честность, трудолюбие и искоренить леность и нерадивое отношение к труду» [18, с. 90]. В изучении явления внушающего воздействия на личность значительная роль отводится В.М. Бехтереву. «На применение внушения в воспитании, - писал он в 1923 году, - следует смотреть как на один из воспитательных приемов, предназначенных наряду с другими способами для укрепления тех или других положительных сторон личности и исправления недостатков» [2, с. 40]. Вслед за В.М. Бехтеревым весомый вклад в развитие идеи использования внушения в целях коррекции личности внес

С.В. Кравков [6]. Он утверждал, что внушаемость - объективно существующий факт, и если это свойство не будет учитываться, то личность имеет гораздо больше шансов попасть под влияние вредных воздействий социальной среды. На этом исследование феномена внушения и его влияние на личность в России первой четверти ХХ века было приостановлено.

В семидесятые годы ХХ века эта проблема вновь привлекла к себе внимание ученых. Представители смежных с педагогикой наук, прежде всего психологи, вновь заговорили о возможности использования методов внушения в воспитании. В частности, В.Н. Куликов в 1971 году писал: «Умело используя суггестивные связи, можно влиять на отношения людей к труду и на сам труд, интенсифицировать физическую и умственную активность» [7, с. 40]. Автор довольно категорично заявляет, что «велика роль внушения как одного из методов воспитания и перевоспитания людей» [7, с. 40], что хорошие результаты может дать внушение при кризисных состояниях личности и социальной общности, в ситуациях, которые психологически и идеологически надламывают людей» [7, с. 39]. Другой ученый, Л.П. Гримак, утверждает, что «...в интересах личности вполне оправданны суггестопедические воздействия с целью формирования социально ценных установок, которые впоследствии могли бы стать сознательными мотивами деятельности» [4, с. 246].

Доминирующая отечественная философия рассматривала это явление с марксистских позиций - не отвергая как явление категорично и не поддерживая его. В последней трети XX века в философии появляются идеи о соотношении осознаваемого и неосознаваемого, утверждается наличие синергической связи этих явлений. По мнению ряда ученых, психика в целом

реагирует на воздействие внешней среды на разных уровнях осознаваемости, и в ней постоянно идет процесс взаимосвязи сознаваемого и несознаваемого тоже на разных уровнях взаимодействия (Ф.В. Басин, Д.И. Дуббовский, Г.И. Косицкий, В.С. Матвеев и др.).

Для физиологического обоснования своей идеи И.Е. Шварц обратился к учению И.П. Павлова. Именно И.П. Павлов утверждал, что психика человека пестро складывается из сознательного и бессознательного [13, с. 105].

По утверждению другого известного современника И.Е. Шварца -физиолога П.В. Симонова, «взаимодействие неосознаваемых

и неконтролируемых сознанием этапов пронизывают всю работу мышления» [16, с. 73].

Наиболее важным для И.Е. Шварца было психологическое обоснование идеи внушения при влиянии на личность.

При наличии многих психологических школ, характеризующих это явление, его выбор пал прежде всего на учения Л.С. Рубинштейна (1957), А.И. Леонтьева (1989), К.К. Платонова (1982).

Л.С. Рубинштейн утверждал, что психологическое состояние личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности, оно включает в себя много неосознаваемых явлений. А.Н. Леонтьев, полностью признавая доминирование сознания в деятельности, отмечал, что осознаваемое и неосознаваемое не противоречат друг другу - это лишь разные формы. К.К. Платонов считал, что неосознаваемое - одна из подсистем уровня сознания.

Социальные психологи поддержали идею И.Е. Шварца о введении внушения в систему методов педагогического влияния, наравне и во взаимодействии с убеждением.

В.Н. Куликов прямо писал, что «педагогический аспект внушения может рассматриваться как один из методов воспитания» [7, с. 41].

Окончательно этот вопрос решить могла только педагогическая наука.

Итак, целесообразность, необходимость, важность применения внушения наравне с убеждением и во взаимосвязи с ним в педагогическом процессе показал И.Е. Шварц. Этому открытию посвящены труды ученого, в том числе пособие «Внушение в педагогическом процессе» [21]. В его трудах изложены основные идеи этой концепции.

И.Е. Шварц доказал, что внушение может быть педагогическим влиянием на личность. Эффективность этого влияния во многом зависит от индивидуального свойства личности - степени внушаемости.

На основе экспериментальных данных в педагогическом аспекте И.Е. Шварц определил внушаемость как динамичное свойство личности, выражаемое неосознанной реакцией на внушающее воздействие внешней среды. Оно детерминировано психическим состоянием личности в данный момент. По силе реагирования на внушение И.Е. Шварц определил три степени внушаемости личности: низкую, среднюю, высокую. Им разработана методика определения степени внушаемости.

И.Е. Шварц выявил важную зависимость (обратную) между степенью внушаемости и уровнем ее стремления к самовыражению.

Им выделен, по методу В.С. Мерлина [8], симптомокомплекс личности -трудновнушаемой и легковнушаемой, когда степень внушаемости может выражать вероятную связь между свойствами данной личности.

Другая важная идея концепции И.Е. Шварца заключается в определении механизма внушающего влияния на личность. Ответ на этот вопрос И.Е. Шварц считал кардинальным. Только найденный ответ, по его мнению, мог свидетельствовать о целесообразности внушающего влияния на личность в целях ее нравственной социализации.

Свое внимание И.Е. Шварц сосредоточил на теории установки по Р.Н. Узнадзе [19], рассматривая ее как неосознаваемую предуготованность к действию в определенной ситуации при наличии потребности со стороны среды и благоприятных условий. Внушение по этому механизму дает личностную установку предметного действия, Р.Н. Узнадзе утверждает, что система установок - именно тот механизм внушения, который наиболее точно выражает (при ее осознании в действии) взаимосвязь осознаваемого и неосознаваемого.

Но это психологический механизм. И.Е. Шварц обращается к физиологической основе механизма по А.А. Ухтомскому [20] и П.А. Анохину [1], т.е. к доминанте. По А.А. Ухтомскому, довольно длительное доминирование действия оформляется в доминанту. По П.А. Анохину, происходит процесс синтезирования, когда формируется система доминантных установок как целостная доминанта, которая может иметь определенную регулятивную направленность. При социальной деятельности установки становятся социальными доминантами, реализуя через потребности мотивацию взаимодействия осознаваемого и неосознаваемого.

Итак, механизмом внушения И.Е. Шварц определил доминанту. При взаимодействии убеждения и внушения формируется система доминантных установок личностных (для предметной деятельности), социальных при социальной деятельности и поведении. По И.Е. Шварцу, доминантные установки способны создаваться, протекать, реализовываться и, при неблагоприятных условиях, угасать.

Определение механизма позволило ученому решить еще одну важную задачу - создать классификацию методов влияния на личность в педагогических целях путем взаимодействия методов убеждения и внушения. Начинал он с дидактики. Им разработаны совершенно новые педагогические методы влияния на личность, обозначенные как релаксация.

Признавая как педагогическое явление гипнопедию - восприятие обучаемым информации репродуктивного характера в условиях естественного сна - И.Е. Шварц как педагог за основу брал урок, на котором учащиеся вводились в состояние релаксации (мнимое расслабление, подсознательное состояние, когда критичность психики и мозга были несколько снижены, но активно работала сверхпамять), давалась педагогическая информация:

иностранный язык, слова в довольно в большом количестве - 60-80 единиц. Они хорошо запоминались. Затем учащиеся выводились из релаксации, активно стимулировались с помощью убеждения, работали с запасом слов, реализуя их в деятельности. Это давало большой педагогический эффект в изучении иностранного языка. Попытки вводить другую информацию, требующую осмысления, эффекта не давали. Работала в основном репродукция: по истории хорошо запоминались времена и даты, по русскому языку - иностранные слова, не имеющие в русском языке правил.

В области воспитания в основе своей работают эти же закономерности, но технология другая, не менее эффективная.

Прежде всего успешно реализовывалась идея психогигиены: снятие усталости, тревоги, пограничных состояний, коррекция поведения в определенных ситуациях, преодоление стрессовых состояний, стимулирование уверенности, веры свои силы и т.д.

В целом система методов взаимосвязи убеждения и внушения выглядела следующим образом [9]:

- Дидактика - релаксопедия.

- Воспитание - прямое педагогическое внушение в системе общего

воспитательного воздействия: команды, приказы, наставления, т.е. то,

что не обсуждается, а просто принимается на веру и тут же или через некоторое время реализуется.

- Косвенное педагогическое внушение. Оно рассчитано на безоговорочное принятие информации в виде ситуаций, отражающих сущность определенного вида поведения или деятельности, но не напрямую, а через другую, похожую ситуацию. Это сложный метод, требующий высокого уровня педагогической техники. Применяется тогда, когда заведомо известно, что прямое обращение будет заблокировано.

- Самовнушение. Чаще всего применяется в самовоспитании и тренингах при решении задач саморазвития. Всегда идет от лица субъекта -от «Я». Учениками И.Е. Шварца и при его помощи разработаны требования к формулам самовнушения и общая схема: от «хочу» - «могу» - «делаю» -«нравится делать» до «хочу делать всегда». Исключается слово «должен», при неосознании или малом осознании оно может заблокировать всю систему.

- Педагогическое внушение, осуществляемое в целях нравственного и социального воспитания, организуемое в специальных формах:

• Психорегулирующая тренировка: система сеансов с введением человека в релаксацию, когда даются формулы прямого внушения, несущие воспитательную информацию для решения обозначенной проблемы. Чаще всего создаются доминантные установки на реализацию предметного поведения.

• Педагогический аутотренинг: основа для введения формул

самовнушения нравственного характера; формируются доминантные установки нравственного поведения.

• Социально-педагогический тренинг: сложная система

организационных форм, каждая из которых решает определённую задачу.

• Детские телевизионные передачи, в которых осуществляется педагогическое воздействие на аудиторию на основе методов убеждения и внушения.

Учениками И.Е. Шварца защищено около 50 диссертаций на степень кандидата педагогических наук. Концептуальные идеи о взаимовлияющей связи осознаваемого и неосознаваемого при решении сложных педагогических проблем легли в основу докторских диссертаций учеников И.Е. Шварца: Л.К. Гейхман, А.С. Новосёловой, А.И. Санниковой, И.Ю. Черепановой.

Рассматривая вклад научного направления А.С. Новосёловой в развитие педагогической теории и практики, проанализируем, какова исследовательская программа, единый замысел, объединяющий научные изыскания нескольких авторов; можно ли выделить одно или несколько понятий, выполняющих в данных работах ключевую роль; охарактеризуем методологическую основу исследований.

Целью масштабного, проведенного в период с 1974 по 1999 год, исследования А.С. Новосёловой было создание и реализация комплексной системы воспитательного влияния, основанной на синергетической связи осознаваемого и неосознаваемого в психике человека, педагогически оформленной в систему взаимодействия убеждения и внушения, позволяющей эффективно решать вопросы ресоциализации личности подростков и молодежи в условиях принудительной социальной изоляции [11].

Впервые в данном исследовании была предложена педагогическая концепция ресоциализации социально неадаптивной личности в условиях временной принудительной социальной изоляции, позволяющая с помощью взаимодействующих методов убеждения и внушения влиять на психику человека в целом, активизируя всю его психическую деятельность. «Внушение, активизируя сферу неосознаваемого, нормализует психогенные психические состояния, преодолевает “барьеры” сопротивления воспитанию, пробуждает стремление к самообразованию, создает социально-нравственные установки поведения. Убеждение на основе осмысления реализовавшихся внушенных установок формирует мотивацию самоопределения личности в общественной жизни свободного социума, что подтверждено результатами исследования» [11, с. 11].

Впервые был теоретически обоснован механизм взаимодействия убеждения и внушения при решении воспитательных задач, создающий возможность перевода психологической личностной установки, по Н.Д. Узднадзе (созданной путем внушения), в социальную установку личности в процессе специально организованной деятельности под влиянием методов убеждения.

Впервые было определено место внушающего влияния в процессе ресоциализации личности, представленного в качестве педагогической технологии. На первом этапе данного процесса доминирует внушение,

направленное на преодоление социально-нравственных установок. На втором внушение и убеждение выступают в равном соотношении, формируя социальные установки поведения и создавая благоприятные условия для их реализации в деятельности, воспитывая мотивацию социального самоутверждения. На третьем этапе доминирует убеждение, приобщая социально неадаптивную личность к самовоспитанию.

Разработанная педагогическая теория послужила основой создания научно обоснованного педагогического инструментария.

А.С. Новосёловой был предложен и экспериментально проверен комплекс методов и средств, основанный на взаимодействии убеждения и внушения, организационно оформленный как социально-педагогический тренинг, позволяющий в процессе ресоциализации личности включить её в активную деятельность собственного социально-нравственного преобразования.

Социально-педагогический тренинг - это сложная система различных организационных форм, когда каждая из них решает свою конкретную задачу, работая на окончательный результат: аутотренинг воспитания - массовый вариант (внушение перед отходом ко сну) - занятия в кабинете педагогического аутотренинга - закрепляющее самовоспитание в группах или индивидуально. В отличие от других форм в релаксации даются не только формулы прямого внушения, но и ситуации (косвенное внушение), и на последнем занятии -формулы самовнушения, большая часть которых составляется заранее самим занимающимся. Социально-педагогический тренинг рекомендован для решения задач ресоциализации неадаптивных подростков (исследования, выполненные под руководством А.С. Новосёловой), а также для самосовершенствования в определенной области, например, для адаптации студентов к учительской профессии (исследование Л.С. Шубиной, выполненное под руководством И.Е. Шварца).

А.С. Новосёловой, Т.П. Гавриловой, А.А. Оплетиным, Н.Л. Пономарёвым, Л.А. Титовой разработаны программы социально-педагогического тренинга, направленные на социальное пробуждение и самопреобразование неадаптивной личности, на формирование её социально-нравственных установок поведения и деятельности. Предложена технология реализации программы тренинга.

Включение социально-педагогического тренинга в воспитательную систему учреждения, безусловно, требовало проведения основательного психолого-педагогического всеобуча сотрудников, содержание которого также было разработано.

Весь процесс ресоциализации личности неадаптивной молодежи был нацелен на формирование у них готовности к нравственно-социальному утверждению, самоопределению и саморазвитию в условиях свободного социума.

Вместе с тем отметим, что в своей докторской диссертации А.С. Новосёлова опирается в качестве методологической основы не только на концепцию взаимодействия убеждения и внушения в педагогическом процессе.

Значимыми являются также принцип социальной детерминированности поведения человека, разделяемый в последующем всеми её аспирантами, идея гуманно-духовных ценностей человека, составляющих органический комплекс формирования его как личности.

В работах аспирантов А.С. Новосёловой [3; 5; 12; 14; 15; 17] это проявляется в том, что в качестве методологической основы исследования будет выбрана не только теория синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике, но и следующие направления:

- деятельностный подход к развитию личности, теория опосредованного влияния мира на развитие личности (Т.П. Гаврилова);

- философские положения о ведущей роли активности личности в её нравственно-социальном становлении, положение о единстве сознания и деятельности (Л.А. Титова);

- идея самоценности личности, ее способности к самостоятельному жизненному самоопределению (А.А. Оплетин);

- синергетический подход (Т.В. Ромашкина);

- личностно-ориентированный гуманистический подход к личности, теория личностно-ориентированного воспитания и обучения (Т.П. Гаврилова, Л.А. Титова, Т.В. Ромашкина, Е.Г. Коротаева).

Разработанная теория, выявленные механизмы и базирующийся на этом комплекс методов и средств, основанный на взаимодействии убеждения и внушения, организационно оформленный как социально-педагогический тренинг были успешно применены для решения таких сложных проблем, как:

- профилактика и преодоление педагогической запущенности посредством формирования основ нравственной устойчивости подростков (Т.П. Гаврилова);

- формирование барьера к отрицательному влиянию среды у подростков группы риска (Н.Л. Пономарёв);

- социальное воспитание подростков с затруднениями общения (Л.А. Титова);

- социально-нравственное саморазвитие личности (А.А. Оплетин);

- формирование у учащихся социально-нравственных ценностных ориентаций (Т.В. Ромашкина);

- воспитание гражданственности у старшеклассников (Е.Г. Коротаева).

Для решения данных педагогических задач привлекались разные виды

деятельности:

- общественно полезный производительный труд (Т.П. Гаврилова);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- физическая культура и занятия спортом (А.А. Оплетин,

Н.Л. Пономарёв, Л.А. Титова);

- изучение информатики в условиях общеобразовательной школы (Т.В. Ромашкина);

- познавательная деятельность на уроках русской словесности и внеурочная социально значимая деятельность (Е.Г. Коротаева).

Выявленные закономерности подтвердили свою эффективность не только в закрытых исправительных заведениях, но и в общеобразовательных школах, колледжах, гимназиях, в условиях взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования детей, взаимодействия школы и городского социума.

Таким образом, перед нами единая исследовательская программа, разносторонне изучающая процесс ценностно-смыслового становления личности, находящейся на разных этапах развития (от уровня дезадаптации до готовности к саморазвитию), осуществляемая в различных педагогических средах с использованием единого воспитательного инструментария.

Какова теоретическая значимость исследований, выполненных под руководством профессора А.С. Новосёловой?

- Раскрыта специфика понятия нравственная устойчивость для подросткового периода развития личности, обоснована возможность формирования основ нравственной устойчивости у благополучных и педагогически запущенных подростков (Т.П. Гаврилова);

- доказано, что основы нравственной устойчивости можно сформировать в подростковом периоде развития личности в достаточно стойкое образование, существенно влияющее на ее развитие и выступающее в качестве эффективного средства предупреждения педагогической запущенности (Т.П. Гаврилова);

- обоснована необходимость выявления у подростков ранних отклонений в развитии и поведении, обусловливающих возникновение педагогической запущенности (Н.Л. Пономарёв);

- выявлены и определены факторы, обусловливающие раннее проявление отклонений в поведении и развитии подростков (Н.Л. Пономарёв);

- раскрыта специфика понятий «группа риска», «барьер

к отрицательным влияниям среды» (Н.Л. Пономарёв);

- уточнено понятие «подростки с затруднениями общения» (Л.А. Титова);

- доказано, что комплексная двухкомпонентная педагогическая технология социального воспитания, основанная на синергетическом подходе сотрудничества неравновесных систем (школьный класс и спортивная секция) при взаимодействии традиционных и нетрадиционных методов влияния на личность, способствует успешному решению задач социального воспитания подростков с затруднениями общения в классных коллективах (Л.А. Титова)

- уточнено понятие «саморазвивающая активность» (педагогический аспект), адаптировано понятие «психическая саморегуляция», представленное как «произвольная психическая саморегуляция», основанная на взаимодействиях методов убеждения и внушения в области социально-нравственного развития. (А.А. Оплетин);

- разработана и экспериментально проверена структурно-полифункциональная модель учебного процесса физического воспитания,

позволяющего реализовать комплекс задач исследования в процессе социальнонравственного саморазвития (А.А. Оплетин);

- научно обоснована педагогическая технология социальнонравственного саморазвития личности учащихся на занятиях физической культуры и на её основе - создание учащимися своей индивидуальной личностной технологии саморазвития (А.А. Оплетин);

- разработана содержательная сущность уровней сформированности социально-нравственных ценностных ориентаций (Т.В. Ромашкина);

- обоснованы критерии выбора ценностей-целей для формирования у учащихся ориентаций на них в процессе обучения информатике, с учетом возрастных особенностей развития (Т.В. Ромашкина);

- выявлены оптимальные педагогические условия организации

образовательного процесса, ориентированного на формирование социальнонравственных ценностных ориентаций в процессе обучения информатике (Т.В. Ромашкина);

- уточнены, раскрыты и обоснованы понятия: «дискретность

социального воспитания»; «акмеологическая зрелость личности» в соответствии с уровнем возрастного развития школьников; «предметное поведение»; «социально-педагогическое партнерство»; «гражданское воспитание»; «воспитание» и «социум» как «открытые» (Е.Г. Коротаева);

- обосновано введение в образовательный процесс традиционных

и нетрадиционных методов воспитания (Е.Г. Коротаева);

- разработаны принципы социально-педагогического партнерства, способствующие педагогической эффективности решения проблемы исследования (Е.Г. Коротаева);

- обоснована и раскрыта содержательная сущность и структура

понятия «гражданственность» как интегративного личностного образования с учетом возрастного развития личности старшеклассников (Е.Г. Коротаева );

- создана типология воспитанности учащихся по критерию доминирования в их деятельности ключевых качеств гражданственности (Е.Г. Коротаева).

Каков вклад исследований научного направления А.С. Новосёловой в обеспечение качества образования в Пермском крае?

Во-первых, это критериальная и диагностическая база для проведения мониторинговых исследований эффективности процесса воспитания, а именно:

- выявлены критерии степени проявления свойств, лежащих в основе нравственной устойчивости личности, таких как гуманность, чувство долга и личной ответственности, нравственной убежденности, сознательности, общественной направленности (Т.П. Гаврилова);

- разработаны уровни сформированности «барьера» к отрицательным влияниям среды (Н.Л. Пономарёв);

- созданная на основе данных изучения личности типология подростков с затруднениями общения в коллективе позволяет выявить характер и причины проявления трудностей, что существенно расширяет поле предупреждения различных форм педагогической запущенности (Л.А. Титова);

15

модифицированы методики диагностирования степени проявления свойств, лежащих в основе нравственной устойчивости личности и уровня ее сформированности: метод независимых характеристик, рисовально-

символический тест (Т.П. Гаврилова);

- модифицированы диагностические методики для выявления количественных и качественных показателей, определяющих степень риска перехода в категорию педагогически запущенных подростков (Н.Л. Пономарёв);

- создана диагностическая карта динамического целевого педагогического наблюдения, фиксирующая процесс формирования у учащихся социальнонравственных ценностных ориентаций (Т.В. Ромашкина).

Во-вторых, вклад в повышение качества образования внесли разработанный для исследования методический инструментарий и непосредственные результаты опытно-поисковой работы ученых научного направления А.С. Новосёловой, например:

- разработан и применен комплекс методов и средств по формированию

основ нравственной устойчивости личности у благополучных и педагогически запущенных подростков в процессе общественно полезного труда, включающий в себя: трудовые игры, ситуации морального выбора

и усложнения деятельности, эмоциональное стимулирование, педагогический аутотренинг, общефизическую подготовку с элементами восточных единоборств (Т.П. Гаврилова);

- разработан и применен комплекс педагогических методов и средств по формированию у подростков группы риска «барьера» к отрицательным влияниям среды (Н.Л. Пономарёв);

- научно обосновано методическое сопровождение для участников социально-педагогического взаимодействия по совместному решению проблем социализации школьников в области гражданского воспитания (Е.Г. Коротаева).

Наконец, в-третьих, практическая значимость проведенного комплекса исследований заключается в продуктах исследования, адресованных педагогам, а именно:

- в разработке и реализации методических рекомендаций по взаимодействию классных руководителей и учителей физической культуры, спецкурса для студентов факультета физической культуры педагогического университета; во внедрении авторской педагогической технологии, способствующей социальному воспитанию подростков с затруднениями общения в классных коллективах (Л.А. Титова);

- предоставлении модернизованной программы физического воспитания для средних образовательных учреждений, включении в нее нетрадиционных методов в виде двух модулей («Интегральный системный метод самосовершенствования с элементами йоги» и «Социальнопедагогический тренинг»), призванных в процессе взаимодействия стимулировать психическую активность учащихся в решении задач социальнонравственного саморазвития личности, как в области физического развития, так

и социально-нравственного становления; а также в разработке методического пособия и рекомендаций в качестве указаний к её реализации (А.А. Оплетин);

- предоставлении педагогам образовательных учреждений методических рекомендаций по реализации созданной педагогической технологии формирования у учащихся ориентаций на социально-нравственные ценности (Т.В. Ромашкина);

- создании и внедрении в практику методических рекомендаций для педагогов образовательных учреждений, студентов и аспирантов педагогических вузов по определению типов воспитанности старшеклассников на основе доминирования в их деятельности ключевых качеств гражданственности (Е.Г. Коротаева).

Таким образом, проведенный анализ результатов диссертационных исследований, выполненных под руководством профессора А.С. Новосёловой, позволяет утверждать, что перед нами самостоятельное научное направление, выстроенное на методологии деятельностного, аксиологического подходов, опирающееся на теорию синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике и концепцию взаимодействия убеждения и внушения в педагогическом процессе; оно основывается на самостоятельной исследовательской программе и вносит существенный вклад в развитие педагогической теории и практики, позволяет совершенствовать образовательный процесс в учреждениях разных типов.

Концепция Израиля Ефремовича Шварца до сих пор остается инновационной. Им не до конца разработана идея симптомокомплекса личности на основе степени внушаемости. У него была идея разработки самости личности в процессе своего самосовершенствования с помощью методов взаимодействия убеждения и внушения и т.д. Многие идеи ученого ждут своих исследователей.

Список литературы

1. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: избр. тр. - М.: Наука, 1979. - 454 с.

2. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. - Пг.: Время, 1923. - 40 с.

3. Гаврилова Т.П. Формирование основ нравственной устойчивости подростков в процессе общественно полезного производительного труда как условие профилактики и преодоления педагогической запущенности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1997. - 16 с.

4. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. - М.: Наука, 1978. - 272 с.

5. Коротаева Е.Г. Воспитание гражданственности у старшеклассников в условиях взаимодействия школы и городского социума (на материале уроков русской словесности): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2011. - 22 с.

6. Кравков В.С. Внушение (Психология и педагогика внушения). - М.: Русский книжник, 1924. - 45 с.

7. Куликов В.Н. О внушающем воздействии тренера на волевое усилие спортсмена // Психопрофилактика в спорте: тез. докл. обл. науч.-практ. конф. 27-29 мая 1971 г. - Иваново, 1971. - С. 39-41.

8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Просвещение, 1986. - 254 с.

9. Новоселова А.С. Концептуальные идеи И.Е. Шварца о взаимодействии убеждения и внушения в образовательном процессе // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (1-2 июня 2009 г., г. Пермь). Ч. 1 / под ред. Л.А. Косолаповой, Н.Г. Липкиной, Г.Ф. Похмелкиной; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь: ПГПУ, 2009. - С. 5-10.

10. Новосёлова А.С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных: моногр. - Пермь, 1998. - 87 с.

11. Новосёлова А.С. Теория и практика ресоциализации личности социально неадаптивной молодёжи (на примере режимных воспитательных учреждений): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 1999. - 42 с.

12. Оплетин А.А. Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащихся колледжа (на материале физического воспитания): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2004. - 21 с.

13. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 4. - М.: АН СССР, 1951.

14. Пономарёв Н.Л. Формирование у подростков группы риска «барьера» к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения педагогической запущенности (на материале физического воспитания): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999. - 17 с.

15. Ромашкина Т.В. Формирование у учащихся 8-9 классов социальнонравственных ценностных ориентаций в процессе изучения информатики в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Ижевск, 2006. - 25 с.

16. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно эмоциональные аспекты. - М., 1975.

17. Титова Л.А. Социальное воспитание подростков с затруднениями общения в условиях классного коллектива общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2005. - 19 с.

18. Токарский А.А. Гипнотизм в педагогии // Вопросы философии и психологии. - 1890. - Кн. 4. - С. 88-112.

19. Узнадзе Р.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961. - 210 с.

20. Ухтомский А.А. Избранные труды. - М.: Наука, 1978. - 360 с.

21. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе: учеб. пособие для спец. курса / Перм. гос. пед. ин-т. - Пермь, 1971. - 304 с.

22. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе // Учитель. Книга о профессоре Израиле Ефремовиче Шварце / сост. Н.Г. Липкина, Л.А. Косолапова, А.И. Санникова, Б.М. Чарный. - Пермь: Книжный мир, 2009. - С. 79-387.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.