Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА'

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАХТОВЫЙ МЕТОД / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕНЕДЖЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупашева Екатерина Владимировна, Майер Владимир Викторович

В работе представлены результаты исследования компетенций менеджеров предприятий Севера Тюменской области с вахтовой организацией труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SPECIFIC PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A MANAGER

The article deals with the strategy of personnel management for oil and gas enterprises with the help of competence model of managers at the enterprises with watching organized labour in the North of Tyumen region.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА»

недостатков менеджеров, что при определенных обстоятельствах может иметь кумулятивный эффект. Помимо прочего, автор полагает, что реализация мероприятий по развитию карьеры менеджера в рамках концепции управления многообразием возможна лишь в том случае, если субъект (субъекты) управления имеет достаточный опыт и квалификацию.

Список литературы _

1. Александрова М. Факторы становления карьеры студента и преподавателя // Высшее образование в России. - 2007. - № 2. - С. 166-167.

2. Митюнина С. В. Модели профессиональной карьеры личности. Дисс. канд. соц. наук. - М., 2009. - С. 24.

3. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. / К. Поппер. - М.: Феникс, 1992.

4. Ткачева Н. А., Фокина А. Б. К вопросу о потенциале наставничества // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 193.

5. Устинова О. В., Пивоварова И. В. Карьера менеджеров как социально-профессиональной группы // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 651.

6. Устинова О. В., Утешев Р. С. Концептуальные основы управления карьерным ростом менеджера // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2 (29). - С. 219-222.

7. Утешев Р. С., Барбакова Е. В., Устинова О. В. Карьера как объект управленческого воздействия // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 657.

_ Сведения об авторах

Устинова Оксана Вячеславовна, к. соц. н., доцент, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, тел. 8(3452)683446, e-mail: [email protected]

Артюхов Андрей Викторович, зам. председателя Тюменской областной Думы, тел. 89224803977, e-mail: [email protected]

Ustinova O. V. Candidate of Science in sociology, assistant of the chair «Marketing and municipal management», Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)683446, e-mail: [email protected]

Artyukhov A. V., Deputy of chairman of the Tyumen region Duma, phone: 89224803977, e-mail: [email protected]_________________________________________________________________________________

УДК 005.32 (571.12)

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА* THE FORMATION OF SPECIFIC PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A MANAGER

Е. В. Чупашева, В. В. Майер

E. V. ^upasheva, V. V. Maier

Ключевые слова: вахтовый метод; компетенции; менеджер; профессиональная компетентность Key words: watching method; competence; manager; professional competence

В работе представлены результаты исследования компетенций менеджеров предприятий Севера Тюменской области с вахтовой организацией труда.

The article deals with the strategy of personnel management for oil and gas enterprises with the help of competence model of managers at the enterprises with watching organized labour in the North of Tyumen region.

Подготовку управленческих кадров принято рассматривать как один из факторов экономического прогресса наций. От качества деятельности руководителей и специалистов предприятий во многом зависит не только производительность труда и эффективность производства, но

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (Грант № 15-03-00367а)

9

и темпы экономического роста, конкурентные позиции продукции национальной индустрии на мировых рынках, глубина, сроки структурной перестройки экономики и общества.

Передовые системы менеджмента, методы и формы хозяйствования, освоения хозяйствующими субъектами инновационных подходов к управлению персоналом ставят новые задачи в вопросе личной эффективности руководителей в условиях глобализации.

Интеграционные процессы, ставка на инновационное развитие, изменение характера коммуникаций предъявляют новые требования к знаниям, навыкам, деловым и личным качествам управленцев.

Изменения в политической и экономической сферах как России в целом, так и Тюменского региона, требуют формирования и разработки программ по подготовке кадров, в которых будет учтена необходимость соответствия опережающего формирования профессиональных компетенций по отношению к требованиям рынка труда (особенно регионального), к внесению в новые государственные стандарты четких требований к профессиональным компетенциям менеджеров, это позволит качественно и оперативно решать вопрос востребованности и трудоустройства молодых специалистов.

Перед системой образования стоят задачи: подготовить высококлассного специалиста, способного разбираться в той системе процессов и явлений, с которой связана его деятельность и не только профессиональная; подготовить человека, обладающего творческим интеллектом, то есть не просто знающего, понимающего, как изменить процесс или явление, а сформировать нравственно зрелую личность, способную оценить свою деятельность, ее последствия для других членов общества через собственную внутреннюю экспертизу нравственности, порядочности, ответственности.

Рыночные отношения в XXI веке обусловили развитие отраслей народного хозяйства России, которые дают прибыль в кратчайшие сроки, таких как топливно-энергетический комплекс. Но несмотря на пристальное внимание к функционированию его предприятий со стороны государства и лидеров отечественного частного бизнеса последствия мирового кризиса, охватившего подавляющее большинство производственных структур в разных странах, отразились на результатах деятельности российской нефтегазодобывающей отрасли. Такая ситуация сопровождается существенными переменами в управленческих взаимодействиях в организациях, во взаимоотношениях руководителей и подчиненных, менеджеров разных уровней и форм управления персоналом и производством.

В этой связи возникли новые подходы к оценке деятельности руководителей предприятий. В современной ситуации такая оценка осуществляется ими не просто на основе усвоенного объема специальных профессиональных знаний, а с позиций наличия у руководителей определенного набора компетенций, позволяющего им решать важные для производства тактические и стратегические задачи.

Особая роль руководителей в системе современного управления обусловливает необходимость приобретения ими специальных профессиональных знаний и навыков. Чтобы выпускник вуза, менеджер организации, был в будущем конкурентоспособным, мог вносить достойный вклад в решение социально-экономических проблем региона и страны, он должен отвечать определенным требованиям:

• общая подготовка (знание основ естественных, технических, гуманитарных, общественных наук);

• экономико-правовая подготовка (основы макро- и микроэкономики, финансы и кредит, статистика, бухгалтерский учет, аудит, информатика, экономический анализ, экономико-математические методы, налоги и налогообложение, правовые дисциплины);

• профессиональная подготовка в области менеджмента (управление, управление конкурентоспособностью, стратегический маркетинг, разработка управленческих решений, умение разрабатывать конкурентоспособные (качественные и эффективные) управленческие решения для условий высокой неопределенности и больших рисков);

• умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей, знание методов управления, методов общения, формирование коллектива, создание в нем нормального социально-психологического климата;

• способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать трудовую деятельность;

• умение пользоваться современной информационной техникой, четко формулировать устно и письменно свои мысли; умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности;

• поддерживать себя в хорошей форме, обучать персонал реализации программы (здоровье, знание, забота о ближнем).

Построение модели квалифицированного менеджера «увязывает» различную степень воздействия на него определенных групп условий и факторов образовательных, экономических, психологических, культурных, социально-демографических; служит ориентиром в организации процесса обучения по специальности с учетом требований Государственного стандарта базового уровня и способностей учащихся.

Модель выпускника-менеджера должна строиться также с учетом региональных требований рынка труда.

Поэтому, кроме общих компетенций, необходимых для успешного менеджера, в Тюменском индустриальном университете осуществляется формирование и эксклюзивных, необходимых для работы именно в северном регионе, компетенций, например: знания и умения учитывать криологические условия трудовой деятельности, позволяющие обеспечить устойчивость организации в высоких широтах циркумполярного региона, эффективное эколого-экономическое управление охраной окружающей среды; знания и умения учитывать национально-культурные особенности нашего региона.

Все вышеперечисленные знания менеджера имеют особенный, специфичный характер и не решаются в рамках традиционного подхода подготовки менеджеров.

Исследуя подготовку профессионалов для Арктики и Субарктики, особое внимание необходимо уделять проблеме качества подготовки профессионалов-управленцев, способных при разработке и принятии решений учесть специфику и возможные риски в управляемых организациях [2].

Значительную специфику и сложности в управленческие механизмы вносит использование именно нетрадиционных технологий организации производства и, в первую очередь, вахтового метода, масштабы применения которого продолжают ежегодно возрастать.

Успех деятельности любой фирмы во многом связан с качеством человеческих ресурсов, поэтому компетентные работники, прежде всего менеджеры, рассматриваются сегодня как основные активы компании.

Поэтому существует глубокая социальная потребность в исследовании компетентности управленческого персонала, осуществляющего руководящую деятельность на предприятиях в северных регионах, где значительная часть производства опирается на вахтовую организацию труда.

Автором было проведено исследование на нефтегазовых предприятиях, базирующихся в ЯНАО, и разработаны модели профессиональной компетентности для большинства управленческих должностей этих северных предприятий. Исследования показали, что наиболее значимыми характеристиками профессиональной компетентности менеджеров являются: способность успешно осуществлять управленческие функции не только в обычных, но и в сложных кризисных ситуациях; степень освоения инновационных, социальных, экономических и психологических управленческих технологий; ценностные ориентиры; социально-коммуникативная компетентность [3].

При экспертном опросе наибольшее количество баллов получили следующие специфические профессиональные знания и функциональные компетенции, которые необходимо развивать успешному менеджеру, работающему вахтовым методом:

• социальная и профессиональная адаптация руководителя по прибытии на вахту;

• социальная и профессиональная адаптация руководителя при смене коллектива в условиях частой сменяемости состава работников;

• интернальность, развитая интеллектуальная сфера, творческий потенциал, высокая эрудиция, позволяющая действовать в ситуации частой информационной неопределенности, замкнутости производственного процесса или цикла;

• развитые коммуникативные навыки, постоянная активность в тесных социальных контактах;

• эмоциональная устойчивость в условиях вахтового режима труда и отдыха;

• умение осуществлять управленческую деятельность и разрешать организационные, в том числе межэтнические, конфликты в условиях многонациональных коллективов, складывающихся из представителей коренного населения, пришлого населения советского периода и проточного населения, не связывающего своих планов с постоянным проживанием на территории Севера;

• способность осуществлять управленческую деятельность при высокой интенсивности труда, обусловленной как организационными и экономическими предпосылками вахты, спецификой суммирования рабочего времени, так и ориентацией подчиненных через эффективную социально-экономическую систему мотивации и стимулирования на напряженный труд;

• умение принимать управленческие решения в условиях удаленности от основной производственной и социально-бытовой инфраструктуры;

• способность действовать в социальной изоляции, вызванной оторванностью от привычной обстановки: семьи, родителей, друзей;

• умение управлять персоналом (производством) в условиях частой сменяемости вахтового состава работников, придерживаясь принципов существующей организационной культуры и транслируя эти принципы [3].

Именно эти компетенции необходимо формировать у будущих менеджеров уже во время учебы в университете.

Важнейшими субъектами освоения Крайнего Севера в предстоящий период становятся, по мнению многих экспертов, не промышленные корпорации, а университеты. Именно в них формируется инновационный потенциал экономики знаний, научные направления, необходимые северным регионам, готовятся кадры, ориентированные на северную специфику. Университет, с одной стороны, является составной частью местного сообщества и рынка труда, владеет спецификой северного региона, с другой — реализует приоритеты федеральной образовательной и инновационной политики, то есть одновременно работает на двух уровнях, что придает ему необходимую гибкость.

К числу приоритетов регионального вуза необходимо отнести его научную и международную составляющие, позволяющие подготовить конкурентоспособных специалистов не только для российского, но и международного рынка труда в нефтегазовой сфере [1].

Анализ ситуации, сложившейся в Тюменской области, свидетельствует о том, что спрос на получение образовательных услуг в сфере экономики и менеджмента не снижается, и население по-прежнему уверено, что знания, полученные в образовательных учреждениях разного уровня по этим отраслям, необходимы, актуальны и будут востребованы в будущем.

Проблема энергетической безопасности, а значит, и перспектива сбалансированного развития многих, в том числе ведущих стран мира, обострила борьбу за ресурсы циркумполярных и арктических регионов. Повышение интереса к Арктике подразумевает не только развитие исследований, но и подготовку высококвалифицированных кадров. На первый план выходит задача формирования личности с высоким уровнем профессиональной компетентности, способной адаптироваться к экономическим и социальным изменениям. Только качественная подготовка по востребованной профессии делает человека незаменимым на рынке труда.

Список литературы _

1. Белоножко М. Л. Качество образования и удовлетворенность процессом обучения в вузах нефтегазового профиля / А. Н. Силин, С. Ю. Фролов // Управление, 2015. - № 4 (10) - С. 84-89.

2. Силин А. Н. Социальные проблемы Арктического региона: монография / А. Н. Силин.-Тюмень, 2016.-242 с.

3. Чупашева Е. В. Социологический анализ компетенций менеджеров северных предприятий с вахтовой организацией труда: монография / Е. В. Чупашева. -Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. - 192 с.

_Сведения об авторах

Чупашева Екатерина Владимировна, к. с. н., доцент кафедры Маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, тел. 89199525832, e-mail: [email protected]

Майер Владимир Викторович, д. с. н., доцент, проректор по учебно-методической работе, Национальный исследовательский горный университет, г. Санкт-Петербург, тел. +79088742271, e-mail: [email protected]

СИupasheva E. V., Candidate of Sciences in Sociology, associate professor, Department of Marketing and municipal management, Industrial University of Tyumen, phone: 89199525832, e-mail: [email protected]

Maier V. V., Doctor of Sociology, Vice-Rector in charge of Educational and Methodological Work, National Mineral Resources University (Mining University), e-mail: [email protected], phone +79088742271

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

УДК 338.4

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FARMS OF THE SOUTH OF THE TYUMEN

REGION (BY THE SOCIOLOGICAL RESEARCH RESULTS)

О. М. Барбаков, С. М. Киричук

O. M. Barbakov, S. M. Kirichuk

Ключевые слова: сельское хозяйство; социологическое исследование; фермерское хозяйство; агропромышленный комплекс; сельское население Key words: аgriculture; sociological research; farms; agro-industrial complex; rural population

В статье представлен анализ результатов социологического исследования по проблемам развития сельского хозяйства юга Тюменской области, на основе чего были определены основные направления решения проблем развития фермерских хозяйств как основы сельского хозяйства в российских регионах.

The article presents an analysis of the results of the sociological research about the development of agriculture of the South of the Tyumen region, on the basis of which were determined the main directions of solving the problems of development of farms as the foundation of agriculture in the Russian regions.

Продовольственная проблема тесно связана с проблемами села и агропромышленного комплекса, и носит не только экономический, но и ярко выраженный социальный характер. Отказ от собственного сельского хозяйства подрывает экономическую безопасность современной России, лишая собственного продовольственного обеспечения населения. Особенно это явно проявилось в условиях импортозамещения продукции, которое ясно доказало тот факт, что для России кардинально не подходит путь стран, которые на определенном этапе своего развития вообще отказались от продовольственного сельского хозяйства и перешли на импорт продовольствия. Поэтому развитие сельского хозяйства, а также становление и эффективное развитие современных форм жизнедеятельности на селе являются приоритетом экономического развития России [1].

Одной из таких форм является фермерское хозяйство. Оно решает не только задачи, связанные с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, но и увеличивает занятость в сельской местности, дает возможность сельским жителям за счет самообеспечения улучшить комфортность своей жизни, а следовательно, сохранить свой уклад и не думать о переезде в город.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.