Научная статья на тему 'Формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры'

Формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE / REGION / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кельбах Валентин Сергеевич

Освещаются теоретические вопросы функционирования и практические аспекты формирования региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры. Современная региональная экономика рассматривается как информационная система с постоянно усложняющейся структурой. Выделены основные направления развития информационно-коммуникационной инфраструктуры на региональном уровне в современной России, определяются риски и возможности реформирования данной сферы общественной жизни региона. Особое внимание уделяется рассмотрению роли региональных информационных систем при переходе к инновационной экономике. Проанализирован значительный объем статистической информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the modern information-communication infrastructure

In article theoretical questions of functioning and practical aspects of formation of a regional information-communication infrastructure are taken up. The modern regional economy is considered as information system with constantly becoming complicated structure. The basic directions of development of an information-communication infrastructure at regional level in modern Russia are allocated, risks and possibilities of reforming of the given sphere of public life of region are defined. The special attention is given to consideration of a role of regional information systems in transition to innovative economy. In article the considerable volume of the statistical information is analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры»

Кельбах В. С.1

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Информационная экономика исторически формировалась параллельно развитию основ кибернетики и наследовала теоретические представления «качественного» этапа понимания роли информации в организации. Информация становится доминирующим предметом производственных и товарообменных отношений в экономике общества, во всех производственных сферах. Информация рассматривается как экономический ресурс, обретает не только внутреннюю стоимость в процессе производственных отношений (затратную), но и формируется как продукт в системах рыночного товарообмена. На фоне глобализации мировой экономики информация выступает не только как ресурс отдельных видов экономической деятельности и национальный ресурс, но и как предмет международных экономических отношений. В условиях информационной экономики доминирующим объектом труда, производственных отношений становится информация, имеющая количественное и стоимостное выражение. Переход к пониманию такой парадигмы информации в традиционных производственных и хозяйственных процессах компаний рассматривается как этап «информационной экономики» [7, с. 29-30].

В информационной экономике усложняется структура информации: кроме количественных (объем продукции и услуг в натуральном и стоимостном выражении) она включает в себя во все большей мере качественные показатели: ценность и полезность для потребителя, соответствие произведенной продукции запросам конкретных заказчиков и потребителей. Одновременно расширяются масштабы сбора и обработки информации на базе перехода от преимущественно национальных к глобальным информационным системам. В цифровом мире любой человек может стать катализатором больших изменений, а любая компания - двигателем инноваций. Интернет создал совершенно новый мир с большими возможностями для каждого.

В рыночной экономике изменяется характер информационных потоков: основная их часть сменила вертикальное направление (команды из центра, отчеты в центр) на горизонтальное (прямые связи автономных производителей и потребителей). Дерегуляция рынка телекоммуникаций, начатая в ЕС, США, Японии и Южной Корее, позволила кабельным, телефонным, сотовым и спутниковым компаниям конкурировать на рынках друг друга и снижать цены на свои услуги для потребителей. В то же время создаются информационные конгломераты, включающие как средства доставки (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т. п.), так и производителей информации (радиостанции, кино- и телестудии).

Важным качеством современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является их универсальность - они могут быть основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом; основой в создании общего информационного пространства [3]. ИКТ -это совокупность технологий, обеспечиваю щих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Часто к ним относят также технологии управленческого консультирования и проектирования бизнес- и административных процессов, так как результаты проектирования, как правило, подразумевают использование компьютеров и электронной связи. Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все возрастающих объемах знаниями и возможностями и масштабами их социального использования. Отсюда двоякая роль ИКТ: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой - средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые могут непосредственно использоваться в системах государственного управления и общественного самоуправления. Субъектами взаимодействия в области информатизационных услуг являются физические и юридические лица, государственные органы и муниципальные образования, выступающие в качестве

1 Валентин Сергеевич Кельбах, аспирант факультета географии и геоэкологии Санкт-Петербургского Государственного университета, e-mail: keilbachv@gmail.com

авторов, накопителей, владельцев или потребителей информации, программных средств, информационных технологий или услуг.

Информационно-коммуникационная инфраструктура включает:

• систему коммуникаций, вычислительных сетей и средств, обеспечивающих взаимодействие информационных объектов и технологий с помощью Интернета и других информационных сетей;

• программные средства;

• информационные средства и базы данных;

• систему подготовки кадров.

В отличие от других видов производственной инфраструктуры издержки в сфере потребления информации в перспективе будут снижаться.2 М. Порат3 ввел информационную инфраструктуру в систему национальных счетов, разделив экономику на ряд секторов:

• сектор первичной информации, включающий отрасли, производящие компьютерную и телекоммуникационную технику и оказывающие рыночные информационные услуги;

• сектор вторичной информации, где осуществляются планирование, программирование, составление реестров (каталогов), маркетинг, сбор, обработка и распространение новых знаний и информации. Он включает частные компании, производящие информационные товары и услуги для рынка, и публичный сегмент - информационные службы правительства, органов местного самоуправления и некоммерческих организаций, предоставляющие информацию на некоммерческой основе, как правило, бесплатно. Дж. Гэлбрейт определил этот сектор как техноструктуру новой экономики. Результаты ее деятельности - стратегические планы, маркетинговые разработки, рекламный продукт, организационные проекты - представляют собой услуги особого рода: проданная информация поступает заказчикам, но в то же время остается в базе данных продавца. Информационные услуги делятся на информационно-коммуникационные, информационно-прикладные и информационно-коммерческие [9, с. 56];

• сектор, использующий информацию для производства товаров и рыночных услуг;

• производство общественных благ (образование, здравоохранение и т. д.);

• домохозяйства (производство информации для семейного потребления).

Анализ теоретических проблем функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры позволяет выделить основные направления ее развития на региональном уровне:

1. Подключение к широкополосному Интернету всех предприятий и организаций, в том числе образовательных, медицинских и социальных, а в перспективе - всех домохозяйств.

В Москве к 2004 г. насчитывалось 7 млн интернет-пользователей, что примерно равно числу постоянно зарегистрированных граждан, а в других городах, особенно в Сибири и на Юге, эта доля не превышала 34...35%. Уровень проникновения Интернета в регионах был в 5...6 раз ниже, чем в Москве и Петербурге (см. таблицу).

Таблица 1

Распределение пользователей Интернета

по регионам России (2004 г., %)

Регион Доля российской Интернет-аудитории Уровень проникновения Интернета среди жителей региона*

Москва и Московская обл. 37 19 (Москва)

Санкт-Петербург и Ленинградская обл. 10 14 (Петербург)

Остальная Россия 53 2,9

2 Infrastructure to 2030: telecom, land transport, water and electricity. - Paris, OECD, 2006. - 355 p.

3 Porat, M. The Information Economy. - Wash., 1977.

* - Недельная аудитория пользователей Интернета в общем числе жителей региона.

2. Распространение современных платежных, в том числе пластиковых, карт и терминалов для их обслуживания, безналичных расчетов; развитие системы продаж по каталогам с доставкой товаров на дом; развитие правовой базы электронного оборота (признание электронной подписи, чеков Интернет-магазинов для обмена и возврата товаров и т. д.).

В России практически все предприятия среднего и малого бизнеса имеют доступ к Сети, однако только 38% из них используют Интернет для развития бизнеса. Для большинства средних и малых предприятий информатизация сводится к использованию отдельных программных продуктов, поэтому, к примеру, малые предприятия обычно ограничиваются установкой программы «1С: Бухгалтерия» [5, с. 35].

Современные информационные системы на основе сбалансированной системы показателей позволяют перейти от процессно-ориентированного бюджетирования [2, с. 81] к процессному управлению, включая аутсорсинг сервисных функций, процессно-ориентированный учет затрат (АВС-метод), анализ безубыточности (Cost-volume-profit analyze) и эффективности управления активами и инвестициями в каждой бизнес-единице.

Внутрифирменную информацию в виде мультимедиа можно легко каталогизировать, сделать наглядной и привлекательной в использовании; кроме того, она доступна удаленным пользователям через электронные компьютерные сети. Эту информацию можно быстро и без больших затрат превратить в электронные издания, пригодные к распространению как с информационной, так и с коммерческой целью. Любой замысел, идея, вариант решения могут быть визуализированы на экране компьютерного дисплея в виде цветного рисунка, графика или схемы. Это способствует развитию интуиции, образного и концептуального мышления, умения мыслить алгоритмами. При новом - не словесном или табличном, а графическом отображении информации, в первую очередь экономической, нет надобности запоминать факты и детали - они остаются в памяти компьютера и привлекаются в процессе расчета. Компьютерная обработка информации позволяет выделить в ней главное, разработать концепцию управленческого решения.

3. Антимонопольное регулирование информационно-коммуникационной инфраструктуры, анализ доходов и рентабельности компаний, их налоговое стимулирование с целью снижения цен на общественно значимые услуги.

В России сектор ИКТ в последние годы лидировал по темпам развития. До 2009 г. темпы его роста, как правило, превышали 20 % в год, что намного выше темпов роста ВВП страны. Устойчивое и сбалансированное развитие коммерческих организаций инфокоммуникационного сектора неразрывно связано с увеличением количества абонентов и расширением перечня услуг [4, с. 83]. Этому способствует конкуренция частных компаний. «Мегафон» и «Вымпелком» еще в 2007 г. получили лицензии на 3G сети - основу мобильного Интернета и телевидения, потокового аудио, системы передачи данных. В России информационную инфраструктуру развивают такие крупные компании, как «Евросеть» (выручка в 2010 г. 62 млрд рублей по МСФО, EBITDA - 8,37 млрд рублей, чистая прибыль - 5,58 млрд рублей), принадлежащая Alpazo Ltd (50,1%) и «Вымпелкому» (49,9%).

4. Организация в регионах и муниципалите тех государственно-общественного управления информационной инфраструктурой и создание электронного правительства.

Создание системы электронных государственных закупок в регионах (см. например [1]), единой государственной автоматизированной информационной системы контроля вывоза товаров с таможенной территории РФ, автоматизированного государственного регистра населения позволит гражданам заполнять налоговые декларации и получать необходимые справки через Интернет, а коммерческим организациям - представлять формы обязательной государственной отчетности «в одно окно». Электронные административные регламенты ограничат диапазон произвольных решений чиновников и создадут основу для оперативного контроля.

5. Участие региональных органов в создании глобальной системы защиты информации и проверке ее подлинности. Современные центры обработки информации имеют 5 уровней материальной, электронной и криптографической защиты.

Безопасность информационных и коммуникационных систем является неотъемлемой частью национальных оборонных стратегий. Киберпространство становится пятой сферой ведения войны после суши, моря, воздуха и космоса. Барак Обама сделал его одним из национальных приоритетов

США. Пентагон создал новое военное командование для защиты американских военных информационных сетей и развития своих наступательных возможностей.

ФСБ России обращает особое внимание на использование Интернета как универсального инструмента для привлечения и вербовки экстремистов, их обучения, планирования и координации террористической деятельности. Угрозу национальной безопасности России представляет использование Gmail, Skype и платежных систем, действующих в регионах РФ, зарубежных алгоритмов шифрования и кодирования, недоступных для расшифровки спецслужбами РФ.

Реформирование региональной институциональной и информационной системы позволяет создать современную инновационную инфраструктуру.

Список литературы

1. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 300 с.

2. Кайсаров, А. А. Системы информационного обеспечения финансового управления в компании / А. А. Кайсаров // Экономическое возрождение России. - 2011. - №3(29). - С. 76-82.

3. Кларк, К. Принципы коммутации в локальных сетях Cisco/ К. Кларк, К. Гамильтон. - М.: Вильямс, 2003. - 971 с.

4. Макаров, В. В. Инновационное развитие инфокоммуникационной компании/ В. В. Макаров, П. Л. Туфрин // Экономическое возрождение России. - 2011. - №3(29). - С. 83-92.

5. Маркасов, С. В. Инфокоммуникации и эффективность их использования/ С. В. Маркасов, К. М. Мкртчян // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 33-38.

6. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. - СПб: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

7. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. И. Рыбнов, О. А. Егорова, Т. М. Левченко. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 254 с.

8. Сухарев, А. И. Становление государственно-общественного управления информатизации. Информационная политика в регионе: между прошлым и будущим/ А. И. Сухарев. - Саранск, 2003.

9. Ярковой, В. А. Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации / В. А. Ярковой //Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 56-62.

10. Ярковой, В. А. Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования/ В. А. Ярковой // Экономическое возрождение России. - 2010. - №4(26). - С. 103-106.

11. Introduction to information systems: supporting and transforming business. /R. Rainer, E. Turban, R. Potter (ed.). Hobolen, N. L. - Publisher: John Wiley & Sons Inc., 2000. - 510 p.

The list of the literature

1. State enterprise in the building (stately building order)/ A. N. Asaul, V. A. Koshcheev. - SPb.: ANO «IPEV», 2009. - 300 p.

2. Kaisarov, A. A. Information Management System for financial management of the company/ A. A. Kaisarov // Economic revival of Russia - 2011. - № 3 (29). - P. 76-82.

3. Clark, K. Principles of switching in LANs Cisco/ K. Clark, K. Hamilton. - M.: Williams, 2003. - 971 p.

4. Makarov, V. V. Innovative development info communication company/ V. V. Makarov, P. L. Tufrin // Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 83-92.

5. Markasov, S. V. Info communications and efficiency of their use/ S. V. Markasov, K. M. Mkrtchyan // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 33-38.

6. Modernization of the economy based on technological innovation / A. N. Asaul, B. M. Caparov, V. B. Perevyazkin, M. K. Starovoitov. - SPb: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.

7. Creation of knowledge and information infrastructure of subjects pre-entrepreneurship / A. N. Asaul, E. I. Rybnov, O. А. Egorova, T. M. Levchenko. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. - 254 p.

8. Sukharev, A. I. The formation of public-public government information. Information policy in the region: between past and future/ A. I. Sukharev . - Saransk, 2003.

9. Yarkovoj, V. A. Main directions of development of information services in the Russian Federation/ V. A. Yarkovoj // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P. 56-62.

10. Yarkovoj, V. A. Modern information and communication tech-nology and their role in the education system/ V. A. Yarkovoj / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 103-106.

11. Introduction to information systems: supporting and transforming business. /R. Rainer, E. Turban, R. Potter (ed.). Hobolen, N. L. Publisher: John Wiley & Sons Inc., 2000. - 510 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.