Научная статья на тему 'Задачи высшей школы в формировании международных отношений в Узбекистане'

Задачи высшей школы в формировании международных отношений в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Икрамов Мурат Акрамович, Гулямов Саидахрор Саидахмедович, Шермухамедов Аббас Таирович

Дается анализ роли высшей школы в формировании международных отношений в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objectives of higher education in shaping international relations in Uzbekistan

The paper provides an analysis and recommendations on the role of higher education in shaping international relations in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Задачи высшей школы в формировании международных отношений в Узбекистане»

М.А.Икрамов1, С. С. Гулямов2, А. Т.,Шермухамедов3

ЗАДАЧИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ

Международное сообщество с большим интересом восприняло создание Национальной модели образования XXI века в Узбекистане.4 ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации многократно отмечали масштабность и перспективность образовательной реформы в Узбекистане на различных международных форумах. Интегрируясь в международное образовательное пространство, высшая школа Узбекистана, безусловно, испытывает на себе влияние общепризнанных тенденций и факторов развитая мирового высшего образования, где важнейшим элементом, обеспечивающим устойчивое развитие образовательного комплекса, становиться формирование системы управления знаниями.

Управление знаниями - это вид деятельности, который позволяет «трансформировать» все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность. Управление знаниями является синтезом управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента с использованием новых информационных технологий в управлении организациями [5, с.62-63].

Управление знаниями в высших учебных заведениях может включать в себя все применяемые подходы к созданию знаний, но требует определенных организационных усилий и существенно отличается от управления информационными потоками наличием конкретных целей. Основополагающей целью управления знаниями является формирование интеллектуального капитала вуза. Следует заметить, что отнесенные к человеческому капиталу «знания» являются не только основой для развития навыков, творческих способностей, культуры труда, формируют моральные ценности, обеспечивают качественные отношения с клиентами, но и являются сущностью патентов, товарных знаков, ноу-хау. [5, с.66-67]. Существуют разные классификации состава интеллектуального капитала, подразделяя его на внутренний, внешний и компетенцию (например, [2]). При этом к внутреннему капиталу относятся:

• организационная структура, принципы и правила взаимоотношений между работниками организации, административная система,

•электронные коммуникации и система электронного документооборота, знания и умение работников и студентов пользоваться электронным оборудованием, электронными системами и базами данных для обмена информацией и дистанционного обучения; результаты НИР и ОКР, внедренные в производство товаров и услуг, в том числе результаты учебной, учебно-производственной и научной деятельности учащихся;

• соответствие организационных процессов системе менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9000 - 2008, ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008) и рекомендациям ENQA;

• патенты и свидетельства о внедрении инноваций;

• гранты, полученные на выполнение образовательных услуг, проведение научных, конструкторских и иных работ [5, с.68]/

К внешнему капиталу относятся отношения с органами власти:

• приглашение профессорско-преподавательского состава к участию в работе государственных служб, ведущих научных школ, инновационных предприятий;

1 Мурат Акрамович Икрамов, ректор Ташкентского автомобильно-дорожного института, д-р экон. наук, профессор. е-таП: abbas_sh@mail.ru

2 Саидахрор Саидахмедович Гулямов, вице-президент АН Узбекистана, академик АН Республики Узбекистан, д-р экон. наук, профессор, е-таП: abbas_sh@mail.ru

3 Аббас Таирович Шермухамедов, начальник международного отдела, филиала Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова в Ташкенте, д-р физ.-мат. наук, профессор, е-mail: abbas_sh@mail.ru

4 Об образовании. Закон Республики Узбекистан. // Ведомости Мажлиса. Республии Узбекистан,

9, 1997.

• рейтинг учебного заведения, мнение потребителей, формирующее имидж организации;

• посетители сайта или портала университетского комплекса;

• отношения с потенциальными работодателями для учащихся, способствующие эффективному прохождению практик в период обучения и последующему трудоустройству;

• отношения с коммерческими организациями и производственными предприятиями, обеспечивающими коммерциализацию результатов НИР и ОКР.[5. стр.68]. А также участие в международной экономической жизни.

Участие в международной экономической жизни и создание различных форм межгосударственных объединений имеют реальные преимущества, использование которых обеспечивает странам благоприятные условия по следующим позициям: более широкий доступ к различным видам ресурсов (материальным, трудовым, финансовым, научно-техническим); возможность оперировать на более широком рыночном пространстве; привилегированные условия для компаний этих стран и защита их (в определенных рамках) от конкуренции со стороны компаний третьих стран; согласованное решение странами-участницами сложных социально-экономических проблем (выравнивание условий развития отдельных регионов, безработица и т. п.), экологических, научно-технических и других проблем. Роль высшей школы в формировании международных отношений столь высока, но и сама система высшего образования должна перейти на новый качественный уровень развития с освоением инновационных форм образования при сохранении традиций научной деятельности и преемственности научного знания.[1. 10]

В рамках сотрудничества иностранные доноры оказывали и оказывают содействие в совершенствовании системы образования Узбекистана по следующим направлениям:5

Общее среднее образование

АБР • Подготовка и издание учебников • Внедрение арендной системы учебников 125 наименований учебников, уч.-метод, литературы тиражом около 4 млн. экз.

• Модернизация полиграфического оборудования • Снабжение высококачественной бумагой Выделено 20 млн. долл. США

ЮНИСЕФ • Создание, издание программ по дошкольному образованию • Приобретение мебели, учебных принадлежностей для учреждений • Выделено более 300 тыс. долл. США • 25 надомных детских садов оснащены

• Обучающиеся тренинги учителей, директоров и методистов • 30 тыс. долл. США

• Обеспечение школ Каракалпакстана и Хорезмской области учебными принадлежностями • 50 тыс. долл. США

ЮНЕСКО • Создание школ партнерства, налаживание связей с зарубежными общеобразовательными учебными заведениями • Создание Общественных центров образования для организации языковых, компьютерных, профориентационных курсов для учащихся, подготовки детей дошкольного возраста к школе и др. • 26 школ ЮНЕСКО установили партнерские связи с зарубежными учреждениями • В 7 школах ЮНЕСКО созданы Центры образования

5 www.edu.uz - образование в Республике Узбекистан

Учеба учащихся в американских школах сроком на один год 495 учащихся школ прошли обучение

Проект Милосердия Благотворительная помощь Помощь школам-интернатам для детей с умственными и физическими недостатками; детским домам

Правительство -Японии Малые гранты Правительства Японии на ремонт и оснащение школьным оборудованием 80 малых грантов на сумму более 4,5 млн. долл. США

Германия, общество «Германия-Узбекистан» Обеспечение специализированных школ с немецким языком обучения компьютерами и др. средствами 57 комплектов компьютеров, 4 принтера, 1 аппарат факсимильной связи, 300 дискет

Специальное профессиональное образование

Фонд «Устоз» и за счет др. ин. инвестиций Повышение квалификации преподавателей, аспирантов и докторантов за рубежом и в Узбекистане 394 преподавателей повысили квалификацию за рубежом

АБР (1999-2002) 1 млн. долл. США Разработка учебных материалов

АБР (2000-2004) 57 млн. долл. США • Закупка оборудования для ПК и АЛ • Повышение квалификации • Оборудуются 42 ПК и ЗАЛ

Правительство Японии (2002-2004) 58,8 млн. долл. США • Закуп оборудования для 50 с/хПК • Обучение за рубежом 50 директоров ПК и сотрудников

ТАСИС (1999-2001) 1,0 млн. евро • Оснащение ПК • Разработка учебных пособий • Повышение квалификации за рубежом • Оснащено 3 ПК • Учебные пособия по 6 направлениям • Повысили квалификацию 30 преп-лей, рук-лей ПК и ЦССПО

Южная Корея (1999-2001) 35 млн. долл. США • Оснащение ПК и АЛ • Повышение квалификации педагогических кадров • Оснащение ПК • Оснащено 200 ПК • Повысили квалификацию 240 педагогических кадров • Оснащено 8 ПК

ГТЦ, (1999-2002) 5,25 млн. евро • Разработка учебных пособий • Повышение квалификации за рубежом • Учебные пособия по направлениям ПК

Здесь уместно привести исторические аспекты сотрудничества вузов республики с зарубежными. Совместно с Лондонской школой экономики осуществляется проект Всемирного Банка по дистанционному образованию. По проекту ОИЕТ намечено оснащение 14 ПК и АЛ во всех областях Узбекистана и в г. Ташкенте современным учебно-лабораторным оборудованием,

компьютерами и множительной - издательской техникой, современными учебниками, учебными пособиями. Совместно с Баварским центром «Ост-Вест» Менеджмент трейнинг Гмбх (OWZ-Ваует) был создан Узбекско-Баварский Центр при ТГЭУ. Дрезднер Банк безвозмездно передал профессиональным колледжам 50 компьютеров. Ежегодно выделяются 20 мест для магистратуры в ВУЗах Японии. Японским Правительством ТИТЛП предоставлен грант на сумму 440 млн. японских йен для поставки оборудования. В ТашГИВ оборудован современный лингафонный кабинет (80.тыс.долл. США). ТашМА предоставлен грант на сумму 200тыс. долл. США для технического оснащения, УМЭД предоставлен грант на сумму 39 млн. долл. США для технического оснащения. Правительство Германии предоставил ТАСИ грант на сумму 34 000 евро для оборудования лабораторий. Немецкой фирмой Гейдельбер был предоставлен СамГИИЯ грант на сумму 500 000 евро для создания полиграфического центра. Ежегодно 20 чел. из Узбекистана обучались в ВУЗах Китая за их счет. По проекту ТАСИС-ТЕМПУС ТашМА получил грант на сумму 198.000 евро, ТГЭУ - 128.000 евро, СамГИИЯ - 425.000 евро, НУУз- 196.000 евро.

В целях организации зарубежных стажировок и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, поддержки изучения ими положительного опыта образования развитых зарубежных стран, ознакомления с новыми информационными и педагогическими технологиями вузы республики создают виртуальные библиотеки, центры инновационных технологий по разработке учебных материалов. Задача отечественных вузов заключается в подготовке к созданию мультимедийной профессиональной студии по подготовке учебных материалов и клипов.

Наша республика активно развивает систему образования на основании Национальной Программы подготовки кадров.6 Вместе с тем, по мере углубления рыночных реформ в условиях либерализации экономики в Узбекистане в ближайшей и среднесрочной перспективе предстоит дальнейшее улучшение сферы высшего образования, основанной на компетентностном подходе. [1, 7, 9].

Компетенция охватывает не только способности, требуемые для осуществления профессиональной деятельности, но и поведение, умение анализировать факты, принимать решения, передавать информацию и другие умения, необходимые для профессиональной деятельности. Человек, обладающий профессиональной компетенцией, владеет знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по какой-либо специальности, способен проявить автономность и гибкость при решении профессиональных проблем; умеет сотрудничать с коллегами в профессиональном окружении. Компетенция — это интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющих человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде. Профессионально грамотный специалист обладает специальными предметными знаниями (фактами, представлениями, понятиями и т. п.), умениями и навыками, а компетентный может эффективно использовать эти знания, умения и навыки для решения тех или иных проблем. Задача развития компетентности - включение имеющихся знаний, умений и навыков в практику жизни. Структура современного рынка труда выдвигает спрос на новые компетенции. [6, с.55].

Компетенцию в высших учебных заведениях необходимо рассматривать в двух аспектах:

1. Компетенция сотрудников, профессорско-преподавательского состава, обеспечивающая не только качественную передачу знаний, умений и навыков, но и формирование компетенций учащихся с учетом изменяющихся государственных стандартов и профессиональных требований, а также всего спектра экономических и производственных отношений с проекцией в будущее.

2. Компетенция, приобретаемая учащимися и демонстрируемая в процессе обучения, при прохождении практики и проявляющаяся в трудовой деятельности по выбранной специальности как результат компетенции профессорско-преподавательского состава и качественного материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса. [5, с. 68].

6 О национальной программе по подготовке кадров. Закон Республики Узбекистан.//Ведомости Мажлиса Республики Узбекистан, 11-12, 1997.

Именно результаты реализации компетенций выпускниками вузов, в том числе и в форме создания новых знаний [7], будет повышать конкурентоспособность узбекских компаний. Переход Узбекистана к рыночным отношениям, возникновение новых форм и методов трудовой деятельности постепенно привели к тому, что проблема повышения конкурентоспособности узбекских компаний становится все более актуальной и важной. За последние десятилетияэкономика развитых стран, настолько усложнилась, что эффективное упраление производственными процессами без применения новых методов и технических средствстало невозможным. Важной особенностью новой технологической революции является непрерывное усиление роли инноваций на основе разработки и внедрения инфокоммуникаций (информационно-коммуникационные технологий - ИКТ), эффективное использование которых в управлении компаниями обеспечивает их конкуренто[3, c/33] Без ИКТ и вообще без современных инноваций компании не смогут выжить в конкурентной борьбе. И в этом роль высшего образования велика.

Знание законодательств различных стран в области экономики, в частности бизнеса, знание иностранных языков является необходимым и в этом тоже роль высшей и международных организаций неоценима высока.

Список литературы

1. Капаров, Б. М. Образование - как важнейший ресурс экономики, основанной на знаниях/ Б. М. Капаров // Экономическое возрождение России. - 2007. - №1(11). - С. 12-16.

2. Культура организации: проблемы формирования и управления / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев. - СПб.: Гуманистика, 2006.

3. Маркасов, С. В. Инфокоммуникации и эффективность их использования/ С. В. Маркасов, К. М. Мкртчян // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 33-39.

4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

5. Пастухов, А. Л. Теоретические аспекты управления знаниями в университетском комплексе/ А. Л. Пастухов // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 62-71.

6. Петров, А. А. Наука и образование как элементы стратегии экономического роста России / А. А. Петров, М. В. Аристова // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 45-50.

7. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России/ М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - №1(15). - С. 50-55.

8. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. И. Рыбнов, О. А. Егорова, Т. М. Левченко; под ред. засл. деятеля науки РФ, д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 252 с.

9. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров; под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб.: Гуманистика, 2007. - 280 с.

10. Ярковой, В. А. Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования/ В. А. Ярковой // Экономическое возрождение России. - 2010. - №4(26). - С. 103106.

The list of the literature

1. Kaparov, B. M. Formation - as the major resource of the economy based on knowledge/ B. M. Kaparov // Economic revival of Russia. - 2007. - №1 (11). - P. 12-16.

2. Organizational culture: problems of formation and management/ A. N. Asaul, M. A. Asaul, P. Yu. Erofeev, M. P. Erofeev. - Saint-Peterburg.: Humanistica, 2006.

3. Markasov, S. V Info communications and effectiveness of their use/ S. V. Markasov, K. M. Mkrtchyan // Economic revival of Russia. - 2010. - №2(24). - P. 33-38.

4. Modernization of the economy through technological innovation / A.N. Asaul [and others]. - St. Petersburg: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.

5. Pastukhov, A. L. The theoretical aspects of knowledge management in university complex/ A. L. Pastukhov //Economic revival of Russia. - 2010. - №3(25). - P. 62-71.

6. Petrov, A. A. Science and education as elements of strategy of economic growth of Russia/ A. A. Petrov, M. V. Aristova // Economic revival of Russia. - 2010. - №1 (23). - P. 45-50.

7. Sergeeva, M. G. Training of economic profile through the development of a model of professional competence in the way of economic revival in Russia/ M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. - 2008. -№1(15).-P. 50-55.

8. Creation of knowledge and information infrastructures of businesses/ A. N. Asaul, E. I. Rybnov, O. A. Egorova, T. Levchenko., edited by honored. Scientist of the Russian Federation, Prof/ Econ. Sc. A. N. Asaul. -St. Petersburg: ANO «IPEV», 2010. - 252 p.

9. Management institution of higher learning in the innovation economy / A. N. Asaul, B. M. Kaparov, ed. Doctor of Economics, Professor. A. N. Asaul. - Spb.: Humanistica, 2007. - 280 p.

10. Yarkovoy, V A. Modern of informatively-communication technologies and their role in the system of education /V. A. Yarkovoy // Economic revival of Russia. - 2010. - №4(26). - P. 103-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.