Научная статья на тему 'Управлениe взаимодействием на региональном рынке образовательных услуг'

Управлениe взаимодействием на региональном рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EDUCATIONAL SERVICE / THE REGIONAL MARKET / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севек Руслана Монгушовна

Раскрывается формирующая роль и особенности рынка образовательных услуг. Основное внимание уделено проблемам взаимодействия субъектов рассматриваемого рынка, а также возможности использования современных моделей управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing the interaction at the regional market of educational services

The article reveals the formative role and features of the education market. The focus is on problems of interaction between actors of the market, as well as the possibility of using modern management models.

Текст научной работы на тему «Управлениe взаимодействием на региональном рынке образовательных услуг»

Р. М. Севек1

УПРАВЛЕНМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Возникновение и развитие рынка образовательных услуг в Российской Федерации, формирование современной системы организации образовательного процесса поставили перед участниками взаимодействия на рынках образовательных услуг и труда ряд проблем теоретического и практического характера, вызванных необходимостью адаптации к глобальным изменениям в сфере образования и реалиям рыночных отношений.

Рынок образовательных услуг, являясь частью национальной экономики, в научной литературе рассматривается как сложная социально-экономическая система и одновременно как совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью [1, 2, 3, 4, 8, 12, 13]. Отраслевые особенности рынка образовательных услуг связаны с различиями в их содержании, технологии и условиях оказания, в составе субъектов и объектов рынка этих услуг, а также в характеристиках взаимодействия субъектов в образовательном процессе.

Авторы, исследующие различные аспекты сферы образования, сходятся в том, что образовательная услуга по своей сути есть процесс единства обучения и воспитания [14] и одновременно - объект рыночных взаимоотношений различных экономических субъектов [1, 9]. Среди экономических субъектов рынка образовательных услуг можно выделить производителей и продавцов (государственные и частные учреждения высшего и среднего профессионального образования, компании - создатели элементов образовательных услуг, работники сферы образовательных услуг); потребителей - прямых (население, коммерческие организации, органы государственной власти) и косвенных (работодатели и государство), посредников и провайдеров (общественные и коммерческие организации, органы местного самоуправления), а также координаторов (органы государственной власти, регулирующие аккредитацию и лицензирование образовательных учреждений). Каждый из перечисленных участников реализует свои цели в сфере образования, что не только делает данных субъектов заинтересованными сторонами, но и подчиняет их действия рациональной логике рыночного поведения. Однако социальная направленность институциональной сущности процесса обучения позволяет классифицировать перечисленных субъектов рынка образовательных услуг скорее как социальных партнеров, чем как заинтересованные стороны товарно-рыночных отношений [11].

Рынок образовательных услуг может быть рассмотрен как составная часть рынка труда. Последний формирует запрос на работников востребованной специальности, владеющих определенными квалификационными навыками и компетенциями. На рынке образовательных услуг в процессе обучения на протяжении всей жизни (от получения первого высшего или среднего специального образования до повышения квалификации, переподготовки и пр.) такой запрос может быть удовлетворен. Основное взаимодействие на рынке образовательных услуг происходит между производителями услуг и прямыми

(население) и косвенными потребителями. Многообразные взаимосвязи между экономическими субъектами на этом рынке определяют разнообразие форм взаимодействия.

По направлению взаимосвязей можно выделить горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи характеризуют взаимодействие между образовательными учреждениями, занимающими одинаковый уровень в процессе оказания образовательных услуг и предоставляющими услуги одинакового образовательного стандарта: между вузами и бизнес-школами; между профессиональными училищами, колледжами и техникумами. В современных условиях значение горизонтальных связей усиливается.

1 Руслана Монгушовна Севек, стасрший преподаватель Тывинского государственного университета. E-mail: Tgu-et@mail.ru

Это обусловлено процессами «... интернационализации высшего образования и, в частности, мобильности студентов и трансграничной деятельности вузов. .Происходит диверсификация способов поставки образовательных услуг, где наряду с развитием мобильности студентов и преподавателей все большее развитие получают мобильность образовательных программ и мобильность образовательных институтов» [7]. По сути, речь идет об экспорте и импорте образовательных услуг в условиях развития экономики, основанной на знаниях. При этом разворачивается одновременная интернационализация рынка труда, а возрастающая потребность в квалифицированной рабочей силе приводит к увеличению доли частных фирм, предоставляющих образовательные услуги на международном рынке образовательных услуг.

Вертикальные связи (нисходящие и восходящие) отражают взаимодействие между экономическими субъектами, занимающими различные уровни в цепочке «производства» образовательной услуги. Такие связи возникают при взаимодействии образовательных учреждений с государственными структурами, осуществляющими аккредитацию и лицензирование деятельности профессиональных образовательных учреждений.

Вертикальные связи существуют также между некоммерческими организациями и органами местного самоуправления, выполняющими мониторинг в области образовательных услуг.

Помимо направлений взаимодействия существуют роли взаимодействующих субъектов: покупатель - продавец; конкурент - партнер; пользователи общих ресурсов. В процессе взаимодействия роль покупателя (прямого и косвенного) образовательных услуг выполняют население, получающее образование; фирмы, покупающее образовательные услуги повышения квалификации/переподготовки своих сотрудников; государственные учреждения и органы исполнительной/законодательной власти, также покупающие образовательные услуги для своих работников или обслуживаемой части населения (безработных, инвалидов и др.). Роль продавца образовательных услуг напрямую выполняют многочисленные образовательные учреждения.

Значительный объем знаний передается населению (экономически активному и неактивному) в процессе консультирования (по вопросам налогообложения, открытия бизнеса, изучения иностранного языка и др.) при участии общественных организаций и частных фирм. В обществе, реализующем принципы экономики знаний, процесс передачи нелицензированных знаний получает все большее распространение. Участники такого взаимодействия выполняют роль конкурента)партнера, где конкурирующие за студентов и слушателей образовательные учреждения и организации, продвигающие новые формы знаний, трансформируются в социальных партнеров. Бывшие конкуренты, продолжая таковыми оставаться, осознают, что в роли партнеров они могут намного эффективнее решать общие проблемы. Обмен курсами и разработка совместных курсов силами межвузовских авторских коллективов позволяют снизить издержки формирования дорогостоящих, но актуальных электронных учебных курсов, использующих новые информационные образовательные технологии (е-1еат^) [7]. Подходы к организации процесса взаимодействия субъектов на рынке образовательных услуг в данном контексте, как минимум, связаны с созданием ресурсных центров и сетевых образовательных организаций.

Партнерское сотрудничество, взаимовыгодные отношения возникают у образовательных учреждений не только с корпоративными клиентами, но и с гражданами, желающими получить специальность и совершенствовать свою квалификацию в течение всей профессиональной деятельности.

Для субъектов рынка образовательных услуг также характерна роль пользователей общих ресурсов. Образовательные учреждения и иные обучающие структуры совместно приобретают информацию, технологии, осуществляют обучение, совместное финансирование, все чаще совместно покупают сырье и материалы. Одним из примеров является участие образовательных учреждений в кластерах - группах взаимосвязанных

технологической цепочкой компаний, поставщиков оборудования, специализированных услуг, а также вузов, бизнес-инкубаторов и других организаций, в процессе взаимодействия которых усиливаются конкурентные преимущества отдельных компаний и кластерав целом, налаживается выпуск инновационной продукции [5, 6].

Реализация роли пользователей общих ресурсов позволяет решать проблему асимметрии информации у населения о качестве предоставляемых образовательных услуг.

Сами образовательные учреждения хорошо проинформированы о сильных и слабых сторонах как своих, так и потенциальных конкурентов, однако такой информацией не обладает население даже при регулярном мониторинге образовательной деятельности силами общественных организаций и органов местного самообразования.

Появление новых форм взаимосвязей субъектов рынка образовательных услуг, новых видов деятельности образовательных учреждений обусловливает необходимость трансформации управления взаимодействием. Происходит трансформация целевых установок субъектов взаимодействия, технологий и инструментов управления деятельностью образовательных структур. Формируются новые образовательные бизнес-процессы, ориентированные на создание общих для продавцов, покупателей и социальных партнеров ценностей на взаимовыгодных условиях.

В перспективе становится возможным формирование стратегических альянсов в сфере образования [10]: партнерство школ, различных вузов, работодателей, местных органов государственной власти и управления, продвигающих государственные приоритеты в подготовке специалистов. Взаимоотношения в образовательном стратегическом альянсе существенно отличаются от обычных рыночных, когда вузы, продавая образовательные услуги, должны подстраиваться под сиюминутные запросы клиентов, подчас не соответствующие перспективным тенденциям рынка труда.

В связи с формированием новых подходов к управлению взаимодействием на рынке образовательных услуг возникает вопрос выбора стратегий, адекватных запросам экономики знаний. Ориентация выбора в пользу стратегий активного взаимодействия позволит учреждениям профессионального образования предоставлять качественные и доступные знания всем участникам рынка образовательных услуг, а органам государственной власти и управления гарантирует качественное выполнение национального проекта «Образование» и национальной стратегии в образовании и научной деятельности.

Элементами стратегии активного взаимодействия на региональном рынке образовательных услуг должны выступать активный мониторинг и последующий анализ запросов на образовательные услуги от рынка труда, населения и бизнес-структур, а также мониторинг адекватности вклада образовательных учреждений; прогнозирование развития регионального рынка труда и образовательных услуг; активное формирование приоритетных направлений развития образовательного пространства, образовательных услуг и современных форм взаимодействия участников рынка.

Важнейшим элементом стратегии активного взаимодействия на рынке образовательных услуг являются финансовые инструменты, позволяющие привлечь финансовые ресурсы для реализации стратегии [14]. Среди опробованных в практике российских вузов и предлагаемых к использованию региональными учреждениями профессионального образования можно выделить образовательные вексельные займы, накопительное страхование образования, региональное финасирование территориальных заказов на подготовку специалистов, активный образовательный фандрайзинг и формирование эндаумент-фондов поддержки региональных вузов, участие в кластерных инициативах, коммерциализацию научных разработок, активное участие в международных и всероссийских конкурсах и программах, региональное финансирование консультаций и занятий с репетиторами.

Наиболее целесообразным инструментом реализации мероприятий по привлечению финансовых ресурсов может быть методология ведомственных целевых программ (ВЦП), позволяющая привлечь ведомственные ресурсы и проконтролировать их целевое

использование для достижения запланированных текущих и конечных результатов конкретной программы.

Эффективное управление взаимодействием на рынке образовательных услуг является условием устойчивого развития экономики региона и высокого уровня удовлетворения потребностей всех слоев населения в качественных услугах при сохранении доминирующей роли государственной образовательной политики.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Повышение роли государства в развитии национальных систем высшего образования/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 4 (10). - С. 311.

2. Асаул А. Н. Подготовка кадров высшей квалификации в сфере архитектуры и строительства/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. -2007. - № 3(13). - С. 311.

3. Бездудная, А. Г. Тенденции развития высшего образования в США и России/ А. Г. Бездудная // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1 (15). - С. 41-49.

4. Беляев, М. К. Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности/ М. К. Беляев, М. В. Маркова // Экономическое возрождение России. - 2009. -№ 1 (19). - С. 38-51.

5. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - №2(12). - С. 75-86.

6. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. -№4(14). -С. 68-82.

7. Гороховатская, Н. В. Международный рынок образовательных услуг и национальные стратегии экспорта образования/ Н. В. Гороховатская. - Режим доступа http://russia.edu.ru/news/ events/3933/

8. Капаров, Б. М. Образование - как важнейший ресурс экономики, основанной на знаниях/ Б. М. Капаров // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1 (11). - С. 12-16.

9. Капаров, Б. М. Повышение конкурентоспособности современного вуза на основе теории самоорганизации/ Б. М. Капаров // Экономическое возрождение России. -2006. - №3(9). -С. 25-30.

10. Мохначев, С. А. Управление конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг/ С. А. Мохначев // Экономика. - 2007. - № 307. - С. 116-120.

11. Песоцкая, Е. В. Этологический подход к управлению рынком образовательных услуг/Е. В. Песоцкая // Экономическое возрождение России. - 2004. - №1. - С. 41-46.

12. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения /М. Г. Сергеева //Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). - С. 63-68.

13. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России / М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1 (15). - С. 50-55.

14. Асаул, А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров; под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб.: Гуманистика, 2007. - 280 с.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Rising of a role of the state in development of national systems of higher education/A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2006. - № 4 (10). - P. 3-11.

2. Asaul, A. N. A top skills professional training in architecture and building sphere/ A. N. Asaul //Economic revival of Russai. - 2007. - № 3(13). - P. 3-11.

3. Bezdudnaya, A. G. Directions for Higher Education United States and Russia/ A. G. Bezdudnaya //Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - P. 41-49.

4. Belyaev, M. K. Methodology of adaptive quality management of educational activities /M. K. Belyaev, M. V. Markova // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1 (19). - P. 38-51.

5. Voynarenko, M. P. Cluster model of a business association in Ukraine/ M. P. Voynarenko // Economic revival of Russia. - 2007. - №2(12). - P. 75-86.

6. Voynarenko, M. P. Cluster model of a business association in Ukraine/ M. P. Voynarenko //Economic revival of Russia. - 2007. - №4(14). - P. 68-82.

7. Gorokhovatskaya, N. V. The international market of educational services and the national export strategy of education/ N. V. Gorokhovatskaya. - Access mode http://russia.edu.ru/news/events/3933/

8. Kaparov, B. M. Formation - as the major resource of the economy based on knowledge /B. M. Kaparov // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P. 12-16.

9. Kaparov, B. M. Improving the competitiveness of a modern university on the basis of the theory of self-organization / B. M. Kaparov // Economic revival of Russia. - 2006. - №3(9). - P. 25-30.

10. Mokhnachev, S. A. Managing competitiveness of high school in the education market / S. A. Mokhnachev // Ekonomic. - 2007. - P. 116-120.

11. Pesotskaja, Е. V. The Etological approach to management of the market of educational services /E. V. Pesotskaja // Economic revival of Russia. - 2004. - №1. - P. 41-46.

12. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia / M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. -2008. - № 2(16). - P. 63-68.

13. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia / M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - P. 50-55.

14. Asaul, A. N. Management of the higher educational institution in conditions of innovative economy / A. N. Asaul, B. M. Kaparov; under the editorship of doc. econ. sci. prof. A. N. Asaul. -SPb.:Humanistica. - 2007. - 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.