Научная статья на тему 'Управление инновациями в энергетике: проблема подготовки кадров'

Управление инновациями в энергетике: проблема подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭНЕРГЕТИКА / УПРАВЛЕНИЕ / КАДРЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIONS / ENERGY SECTOR / MANAGEMENT / PERSONNEL / COMPETENCE / LIFELONG EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубцов Николай Владимирович

Обоснована объективная необходимость инновационного развития энергетики России. Показана проблема обеспечения энергетических предприятий кадрами, способными управлять инновационными процессами. Проанализированы с позиций компетентностного подхода требования к профессиональным качествам работников, задействованных в инновационных проектах энергетики. Рассмотрены задачи и возможности системы непрерывного образования в энергетической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голубцов Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of innovations in the energy sector: the problem of personnel training

. The objective necessity of innovative development of the energy sector of Russia is grounded in the article. The author denotes the problem of supplying energy enterprises with personnel that is capable to manage innovative processes. From a position of the competence approach the author analyses requirements to professional qualities of employees who are involved in innovative projects in the energy sector. The ways of achievement of these requirements in the system of lifelong education in the energy sector are also examined in the article.

Текст научной работы на тему «Управление инновациями в энергетике: проблема подготовки кадров»

Н. В. Голубцов1

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ЭНЕРГЕТИКЕ: ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В условиях глобальной экономики центр тяжести конкурентной борьбы перемещается в сферу инноваций. При этом соперничество ведется не только в традиционных секторах высоких технологий (информации и связи, биотехнологиях и фармацевтике, авиации и космосе), но и в тех видах экономической деятельности, которые традиционно не укладываются в сферу наукоемких. Особо следует выделить технологическое соперничество в области энергетики, обусловленное ростом дефицита углеводородных ресурсов, усложнением условий их добычи и транспортировки, экологическими и климатическими проблемами. Поэтому уже сейчас деятельность мировых лидеров современной энергетики характеризуется последовательной реализацией стратегий освоения передовых научно-технических достижений, направленных на энерго- и ресурсосбережение, освоение новых методов разведки, добычи, транспортировки и хранения продукции, а также на использование альтернативных источников энергии [2, 3, 5, 6, 7, 11].

Такие катаклизмы, как экологическая катастрофа в Мексиканском заливе в 2010 г., подталкивают мировое сообщество к поиску альтернативных источников энергии. Поэтому необходимо успеть модернизировать российскую экономику, сделав ее менее зависимой от экспорта углеводородных ресурсов, до того, как иссякнут запасы нефти и газа или мировая экономика перейдет на альтернативные источники энергии.

«Будущее мировой энергетики определяется уже сегодня, - подчеркнул Президент РФ Д. А. Медведев в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2010 г. - Оно рождается в исследовательских центрах, в лабораториях. Научные открытия, технологические решения способны действительно изменить развитие человечества... Я бы не стал противопоставлять курс России на модернизацию развитию энергетики... Когда мы критикуем то, что сложилось в нашей экономике, мы говорим лишь о том, что Россия не может развиваться только за счет сырьевого роста.

Но в самих энергетических компаниях, в энергетике в целом очень серьезный потенциал инновационного развития».

Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определила в качестве основной задачи переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического развития, способной обеспечить рост конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировом рынках. Реализацию стратегии инновационного развития России, тормозит дефицит квалифицированных кадров. В работе [1] убедительно доказано, что подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями является залогом успешного развития любой организации. Это утверждение в полной мере относится и к специалистам энергокомпаний. При этом управление инновационными процессами в энергетике имеет свои особенности.

Рассмотрим электроэнергетику как объект управления, целями которого является ее инновационное развитие. По определению [8], электроэнергетика представляет собой развивающийся в масштабе всей страны высокоавтоматизированный комплекс электростанций, электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, объединенных технологическим циклом и централизованным оперативно-диспетчерским управлением. Поэтому цена управленческих решений в электроэнергетике может быть чрезвычайно высокой. Например, системные аварии, обусловленные стратегическими и текущими ошибками, могут иметь тяжелые последствия как для энергетической системы, так и для экономики страны в целом.

Инновации в электроэнергетике прежде всего связаны с изменением технологических процессов, а не конечной продукции. Это объясняется малой изменчивостью конечного продукта (электроэнергии и мощности2) и определенной прогнозируемостью спроса. В результате в

1 Николай Владимирович Голубцов, доцент кафедры электроснабжения Нижегородского высшего военно-инженерного командного училища, канд. техн. наук. E-mail.: nvg4@ya.ru

2 Потребители мощностью более 750 кВА расплачиваются за электроэнергию по двухставочному тарифу, предусматривающему плату за мощность, заявленную в часы максимума нагрузки (значит, мощность -товар) и за фактически потребленную по счетчику электроэнергию (электроэнергия - товар).

электроэнергетике обеспечиваются более быстрое освоение и высокая эффективность инновационной деятельности, чем в ряде наукоемких видов экономической деятельности. Напротив, элементы монополизма в электроэнергетике не мотивируют стремление к внедрению инноваций. Появление новых образцов отечественного и импортного электрооборудования влечет за собой потребность в инженерах-энергетиках, способных к постоянному обновлению специальных и общепрофессиональных знаний, умений и навыков, развитию профессиональных компетенций.

Для решения задач профессиональной деятельности выпускники энергетических специальностей должны обладать профессиональной компетентностью, которая представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для специалиста личностных качеств [9, 10, с. 54]. Понимая под компетенцией личную способность выпускника решать определенный класс профессиональных задач, полагаем, что компетентностный подход в подготовке студентов энергетических специальностей следует рассматривать как путь достижения востребованных современной энергетикой образовательных результатов системы высшего профессионального образования.

Для достижения компетенций, обеспечивающих возможность решения задач профессиональной деятельности в условиях инновационного развития энергетики, современномуинженеру требуются знания и умения, выходящие за рамки учебных программ. Формируемые в вузах компетенции не должны быть ориентированы только на технологические инновации. Не меньшее значение в условиях рыночной экономики имеют организационно-управленческие инновации, подразделяющиеся на организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические, маркетинговые и корпоративные [4, с. 111-144].

Инженеры-энергетики, специалисты другого профиля и руководители в энергокомпаниях одновременно выступают как объекты управления инновационными процессами и как субъекты управления. Инженеры, получившие профессиональную подготовку в вузах по направлению ГОС ВПО 140200 «Электроэнергетика», при изучении ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин овладевают теорией автоматического управления в системах электроснабжения. Окончив вуз, они должны уметь проектировать, монтировать, выполнять наладку и эксплуатировать системы автоматического управления и регулирования на объектах электроэнергетики. Кроме того, выпускники должны уметь управлять людьми (подчиненными). Не случайно ГОС ВПО включает в блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин психологию и педагогику

социологию, политологию, экономику и др. Сочетание технического и гуманитарного компонентов способствует получению синергетического эффекта их подготовки к профессиональной организационно-управленческой деятельности. Так, для обоснования решений задач электроснабжения студенты используют положения теории вероятности, теории массового обслуживания и математического программирования, теории надежности и живучести, другие положения прикладной математики и статистики, которые лежат в основе методов исследования операций. При изучении основ автоматического управления они овладевают знаниями законов теории регулирования, которые хоть и рассматриваются с ориентацией на системы электроснабжения, но справедливы для динамических систем всех видов, в которых имеется обратная связь. Энергетические предприятия и их подразделения как объекты управления являются динамическими системами с обратной связью.

Важно и то, что знание теории электротехники облегчает изучение и усвоение основ технологии управления, поскольку любые системы управления являются системами передачи и переработки информации. Технология же управления складывается из комплекса методов по обработке управленческой информации с целью принятия и реализации управленческих решений. В теории управления совокупность взаимодействующих источников, преобразователей и потребителей информации рассматривается как информационная цепь. А в основах теории информационных цепей много понятий, законов и формул, которые специалист, знающий цикл энергетических дисциплин, способен уяснить значительно быстрее специалиста, не владеющего теорией, излагаемой в этих дисциплинах. Например, информационные законы Ома и Кирхгофа по формулировкам и математическим выражениям аналогичны законам Ома и Кирхгофа в электротехнике.

Методы расчета последовательных и параллельных информационных цепей схожи с методами расчета соответствующих цепей в электротехнике и т. д.

Учебные программы могут не предусматривать изучение теории информационных цепей, но в рамках факультативных занятий, работы студенческих научных обществ полезно показать аналогию между информационными и электрическими цепями. Например, решив ряд задач по расчету информационных цепей управления, студенты смогут понять и учитывать в

профессиональной деятельности ригидность информационных цепей аналог индуктивности в электрических цепях. Так, в условиях реформирования электроэнергетики работники энергетических компаний, являющиеся элементами информационной управленческой цепи, могут проявлять консерватизм, упрямство, неспособность изменить алгоритм своих действий, ригидность. Все эти многообразные проявления качеств личности приводят к выработке в информационных цепях управления встречного информационного напряжения (противодействия управлению), уменьшающего напряжение управления так же, как это делают индуктивные элементы в электрических цепях. Составив и проанализировав дифференциальные уравнения переходных процессов в ригидных цепях, студенты видят, что ригидные цепи трудно поддаются перестройке, зато весьма стойки к помехам, вызывающим случайные кратковременные изменения тока управления, т. е. обеспечивают устойчивость систем управления. Следовательно, ригидность может быть как отрицательным, так и положительным фактором в зависимости от условий ее проявления. Поэтому в будущем, решая организационно-управленческую задачу, выпускник уже не станет однозначно оценивать, например, такое качество подчиненного, руководителя или коллеги, как консерватизм.

Таким образом, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда и рабочей силы, выпускники технических вузов кроме высокого уровня традиционной профессиональной подготовки должны обладать дополнительными профессиональными качествами. Поэтому целью современного высшего технического образования становится не подготовка узких специалистов-инженеров, а развитие личности каждого человека и расширение его профессиональной компетентности. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, инженерно-техническая подготовка, педагогическая техника, умения и навыки по рабочей профессии широкого профиля и др. Задачей профессиональной школы является также формирование компетентности, характеризующейся способностью решать нестандартные задачи на основе имеющихся знаний [9, 10, с. 63, 64].

Для обеспечения потребности энергетики в кадрах, способных управлять инновациями, в ИПКгосслужбы3 (точнее, в его структурном подразделении ВИПКэнерго)4 в 1998 г. создана и успешно функционирует первая в России кафедра «Управление инновационной и инвестиционной деятельностью в энергетике». Разработаны соответствующие учебные программы, проводятся семинары и деловые игры. В Концепции развития инновационной деятельности в электроэнергетике5 отмечается, что дефицит кадров, которые могут быть задействованы в инновационных проектах, в определенной степени может быть компенсирован за счет формирования так называемых гибридных структур, реализующих функции самовоспроизводства инновационных подразделений, в том числе подготовку необходимых кадров для собственных нужд. В гибридных структурах предусмотрено привлечение преподавателей вузов к инновационной деятельности энергетического бизнеса. С другой стороны, предлагается участие энергетического бизнеса в практическом обучении студентов с предоставлением материальной базы и квалифицированных сотрудников. Традиционной формой подобного сотрудничества является создание филиалов кафедр при энергокомпаниях и проектных групп. Как правило, гибридные формирования имеют матричную или сетевую организационную структуру типа инновационный инкубатор; сеть кадровых менеджмент-инкубаторов; учебные инженерно-инновационные центры (УИИЦ); КЭУ (Корпоративный энергетический университет) ЕЭС; корпоративный центр развития персонала энергокомпаний; «фабрика знаний» энергокомпаний. Все это позволит в кратчайший срок обеспечить и развить не только учебную базу повышения квалификации сотрудников в данной области, но и образования в целом [8, с. 12] (см. рисунок).

В 2002 г. приказом Министерства образования РФ от 15.10.2002 г. № 3594 было создано направление подготовки дипломированных специалистов «Инноватика». Правоведения образовательной деятельности по специальности «Управление инновациями» было предоставлено шести вузам. В 2008 г. состоялись первые выпуски инженеров-менеджеров по специальности 220601 - «Управление инновациями». В среднем 82% выпускников каждого вуза было трудоустроено по полученной специальности. В то же время подлинный профессионализм сейчас немыслим без постоянного обновления специальных и общепрофессиональных знаний, умений и навыков, без развития профессиональных компетенций. Реализация принципа непрерывного образования позволит

3 Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации государственных служащих».

4 Институт повышения квалификации энергетиков.

5 Разработана в соответствии с Приказом ОАО РАО «ЕЭС России» № 396 от 08.06.2007

обеспечить потребность в кадрах, способных возглавлять инновационные проекты в энергетике, овладеть компетенциями, соответствующими новым требованиям к персоналу.

г

Начало образовательных траекторий

<

Довузовский период

Разделение ценностей инновационной культуры

V

I уровень

5Z

Базовая компетентность в области ИД для социальной и профессиональной деятельности

Начало траекторий профессионального

II уровень

типа

Вузовский период

Бакалавр в сфере ИД, специалист по ИД

Начало траектории прикладного типа профессиональной деятельности одного типа

Завершение траектории ценностного

III уровень

Начало траектории академического типа профессиональной деятельности одного типа

Менеджер инновационных проектов

Г

Организатор малого инновационного бизнеса

Послевузовский период

I

1

Магистр инноватики

Кандидат наук

IV уровень

Менеджер ИД

J

V уровень

<

Топ-менеджер

Доктор наук

I

VI уровень

Совершенствование профессиональной деятельности,

Рис. 1. Модель системы непрерывного образования в области инновационной деятельности (ИД)

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями -залог успешного развития компании / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. -

2009. - №1(19). - С. 3-7.

2. Асаул, А. Н. Возобновляемые источники энергии: состояние и перспективы / А. Н. Асаул // Труды вольного экономического общества России. - 2008. - Т. 94(23). - С. 173-180.

3. Асаул, А. Н. Инновационные направления развития возобновляемых источников энергии / А. Н. Асаул // По пути к возрождению: переход России на инновационный путь развития: науч. тр. Российской науч.-практ. конф. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - С. 78-84.

4. Введение в инноватику: учеб. пособие / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ»,

2010. - 320 с.

5. Данилевич, Я. Б. Энерго- и ресурсосбережение - условие и фактор экономического возрождения / Я. Б. Данилевич, А. Н. Коваленко // Экономическое возрождение России. -2006. - №2(8). - С. 8-15.

6. Ерофеев, П. Ю. Особенности и основные направления ресурсосбережения в концепции устойчивого развития экономики/ П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2006. - №2(8). - С. 21-26.

7. Ерофеев, П. Ю. Особенности и основные направления ресурсосбережения в концепции устойчивого развития экономики / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2006. - №3(9). - С. 31- 32.

8. Капаров, Б. М. Образование - как важнейший ресурс экономики, основанной на знаниях /Б. М. Капаров // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1(11). - С. 12- 16.

9. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России / М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 50- 55.

10. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России / М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). - С. 63- 68.

11. Якутин, Ю. В. Энергетическая безопасность страны в условиях глобализации хозяйственной жизни / Ю. В. Якутин // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 7-11.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Training of engineers [ managers n management of innovations — a company guarantee of successful development / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - №1 (19). - P. 3-7.

2. Asaul, A. N. Renewable energy sources: state and perspectives / A. N. Asaul // Proceedings of the Free Economic Society of Russia. - 2008. - V. 94 (23) - P. 173-180.

3. Asaul, A. N. Innovative directions of development of renewable energy / A. N. Asaul // On the road to recovery: Russia's transition to an innovative way of development: Sci. Tr. Russian scientific-practical conference. - St. Petersburg.: ANO «IPEV», 2007. - P. 78-84.

4. Introduction in the innovation: Tutorial / A. N. Asaul [and others]. - SPb.: ANO «IPEV»,

2010. - 320 p.

5. Danilevich, Ja. B Energy - and recourses saving - a condition and the factor of economic revival/ Ja. B. Danilevich, A. N. Kovalenko // Economic revival of Russia. - 2006. - №2 (8). - P.8-15.

6. Erofeev, P. Ju. Features and the basic directions resource savings in the concept of a sustainable development of economy/ P. Ju. Erofeev // Economic revival of Russia. -2006. -№2(8). - P. 21-26.

7. Erofeev, P. Ju. Features and the basic directions resource savings in the concept of a sustainable development of economy / P. Ju. Erofeev // Economic revival of Russia. -2006. -№3(9). - P. 31-32.

8. Kaparov, B. M. Formation - as the major resource of the economy based on knowledge / B. M. Kaparov // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1(11). - P. 12-16.

9. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia / M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. - 2008. -№ 1(15). - P. 50-55.

10. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia / M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2(16). - P. 63-68.

11. Jakutin, Ju. V. Country's energy security in the context of globalization of economic life/Ju. V. Jakutin // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1(15). - P. 7-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.