Научная статья на тему 'Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования'

Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIVELY COMMUNICATION TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATIZATION OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Yarkovoy V. A.

Информатизация рассматривается как один из основ ных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и с переменами, обусловленным и развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Одной изглавных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nformatization is today examined as one of basic ways of modernization of the system of education. It is related not only to development of technique and technologies butalso, foremost, with changes, which are caused by development of informative society, information and ability to work with her becomes a basic value in which. Accordingly, one of main tasks of the modern system of education is development of projects and programs, assisting forming of man of modern society.

Текст научной работы на тему «Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования»

В.А Ярковой.1

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И

ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Современное высшее учебное заведение представляет собой сложную комплексную систему со всеми присущими ей характеристиками и атрибутами. В рамках вуза решается множество задач, включая чисто учебные вопросы, проблемы фундаментальной науки, сферу стратегического управления и массу других [3, 7, 8, 12 и др.].

Как один из основных путей модернизации системы образования сегодня рассматривается информатизация. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Соответственно, одной из главных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели.[4] При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации. [1, 2]

Следует отметить, что система высшего образования должна перейти на новый качественный уровень развития с освоением инновационных форм образования при сохранении традиций научной деятельности и преемственности научного знания [9].

Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления научных и образовательных программ на качественно новом уровне. Создание скоростных телекоммуникаций и разработка технологий реального времени дает возможность реализации моделей распределенной образовательной среды, построенной на технологиях удаленного доступа к информационным ресурсам и компьютерных средствах общения.[8] Несмотря на дефицит телекоммуникационных ресурсов, уже сейчас эти технологии прочно вошли в практику образовательных учреждений. Электронную почту, которая десять лет назад казалась значительным прогрессом в развитии коммуникационных технологий, сменили on-line технологии. А уникальные лабораторные экспериментальные и вычислительные комплексы

1 Вячеслав Анатольевич Ярковой, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, к.э.н. E-mail.: [email protected]

стали доступны благодаря средствам автоматизации и компьютерным технологиям управления на расстоянии.[12] Преимущества таких технологий очевидны. Они позволяют объединять материальные и вычислительные ресурсы образовательных и научных центров для решения сложных задач, привлекать ведущих специалистов и создавать распределенные научные лаборатории, организовывать оперативный доступ к ресурсам коллективного пользования и совместное проведение вычислительных и лабораторных экспериментов, осуществлять совместные научные проекты и образовательные программы.

Важным качеством современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является их универсальность, они могут быть основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом, основой в создании общего информационного пространства. [7, 11] Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Часто к ИКТ относят также технологии управленческого консультирования и проектирования бизнес и административных процессов, так как результаты проектирования, как правило, подразумевают использование компьютеров и электронной связи. Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во всё возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой стороны. Отсюда и двоякая роль ИКТ: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой - средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться в системах государственного управления и общественного самоуправления.

Обозначим основные дидактические требования, предъявляемые к информационно-коммуникационным технологиям в образовании с целью повышения эффективности их применения в образовательном процессе:

• мотивированность в использовании различных дидактических материалов;

• четкое определение роли, места, назначения и времени использования электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;

• ведущая роль преподавателя в проведении занятий;

• введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;

• соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;

• учет того, что введение в комплект учебных средств электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;

• обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;

• обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.

Реализация компетентностью подхода подготовки студентов [15] применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки. В силу этого следует рассматривать их в контексте целей образования и научного осмысления практики образовательной деятельности, исходя из принципов целесообразности и эффективности использования ИКТ в учебном процессе.

ИКТ расширяют возможности образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений. Использование лабораторного оборудования позволяет организовать в реальном времени постановку демонстрационного эксперимента, усиливающего понимание материала и его усвоение. Применение спутниковых технологий позволяет перейти на более высокую ступеньку использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий.

Применение ИКТ в системе образования актуализирует их коммуникативную составляющую. Проникновение компьютерных телекоммуникаций в сферу образования инициировало развитие новых образовательных технологий, когда техническая составляющая образовательного процесса приводит к сущностному изменению образования. Развитие компьютерных телекоммуникаций в образовании инициировало появление новых образовательных практик, что в свою очередь способствовало трансформации образовательной системы в целом. Границы образовательной сферы, локализованные институциональными,

временными и пространственными рамками были значительно расширены за счет внедрения телекоммуникационных технологий в образовательный процесс. Список литературы

1. Асаул, А. Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

2. Асаул, А. Н. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 252 с.

3. Асаул, А. Н. Внутренний кризис университетского менеджмент_образования / А. Н. Асаул, Л. Ф. Манаков // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2(20). - С. 70-81.

4. Асаул, А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров. - СПб.: Гуманистика, 2007. - 280 с.

5. Бездудная, А. Г. Тенденции развития высшего образования США и России / А. Г. Бездудная // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 41-49.

6. Беляев, М. К. Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности / М. К. Беляев, М. В. Маркова // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1(19). -С. 38-50.

7. Васильев, В. Н. Федеральная научно-образовательная сеть RUNNet. Состояние и перспективы развития / В. Н. Васильев, Ю. В. Гугель, Ю. Л. Ижванов, А. Н. Тихонов, С. Э. Хоружников // Телематика_2004: тр. XI всероссийской науч._метод. конф. - 2004. - Т. 1. - С. 44-46.

8. Демкин, В. П. Научно-образовательная деятельность вузов в системе открытого и дистанционного образования/ В. П. Демкин, Г. В. Майер, Г. В. Можаева, Т. В. Трубникова. -Томск: Изд-во ТГУ, 2002.

9. Капаров, Б. М. Образование - как важнейший ресурс экономики, основанной на знаниях /Б. М. Капаров // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1 (11). - С. 12-17.

10. Макаров, В. В. Телекоммуникации России: состояние, тенденции и пути развития/В. В. Макаров. - М.: ИРИАС, 2007. - 296 с.

11. Маркасов, С. В. Инфокоммуникации и эффективность их использования/ С. В. Маркасов, К. М. Мкртчян // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2(24). - С. 33-38.

12. Пастухов, А. Л. Теоретические аспекты управления знаниями в университетском комплексе / А. Л. Пастухов // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 62-71.

13. Петров, А. А. Наука и образование как элементы стратегии экономического роста России / А. А. Петров, М. В. Аристова // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). -С. 4550.

14. Рагулин, П. Г. Информационные технологии: электронный учебник/ П. Г. Рагулин. -Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 208 с.

15.Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России /М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 50-55.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Modernization of the economy through technological innovation / A. N. Asaul [and others]. - St. Petersburg: ANO «IPEV», 2008. - P. 606.

2. Asaul, A. N. Creation of knowledge and information infrastructures of businesses / A. N. Asaul [and others]. - St. Petersburg: ANO «IPEV», 2010. - 252 p.

3. Asaul, A. N. Internal crisis of the university management education / A. N. Asaul, L. Manakov // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 70-81.

4. Asaul, A. N. University management in the innovation economy / A. N. Asaul, B. M. Kaparov. -St.Petersburg: Humanistica, 2007. - 280 p.

5. Bezdudnaya, A. G. Trends in U.S. higher education and Russia / A. G. Bezdudnaya //Economic revival of Russia. - 2008. - № 1(15). - P. 41-49.

6. Beljaev, M. K. Methodology of adaptive quality management of educational activities / M. K. Belyaev, M.V. Markova // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1(19). - P. 38-50.

7. Vasiliev, V. N. Horuzhnikov SE Federal Research and Education Network RUNNet. Status and prospects of development / V. N. Vasiliev, Y. V. Gugel, J. L. Izhvanov, A. N. Tikhonov. Telematics-2004.

Proceedings of the XI All_Russian Scientific-Technical Conference. - 2004. - V. 1. - P. 44-46.

8. Demkin, V. P. Scientific and educational activities of universities in the system of open and distance education/ V. P. Demkin, G. V. Mayer, G. V. Mozhayeva, T. V. Trubnikov. - Tomsk: Published by TGU, 2002.

9. Kaparov, B. M. Formation — as the major resource of the economy based on knowledge /B. M. Kaparov // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P. 12-17.

10. Makarov, V. V. Telecommunications in Russia: state, trends and the ways of development/ V. V. Makarov. - M.: Irias, 2007. - 296 p.

11. Markasov, S. V. Info communications and effectiveness of their use / S. V. Markasov, K. M. Mkrtchyan // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2(24). - P. 33-38.

12. Pastukhov, A. L. The theoretical aspects of knowledge management in university complex/A. L. Pastukhov // Economic revival of Russia. - 2010. - №3 (25). - P. 62-71.

13. Petrov, A. A. Science and education as elements of the strategy for economic growth of Russia / A. A. Petrov, M. V. Aristov // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 45-50.

14. Ragulin, P. G. Information Technology: Electronic Textbook/ P. G. Ragulin. - Vladivostok: Far Eastern State University TIDOT, 2004. - 208 p.

15. Sergeeva, M. G. Training economic profile by developing a model of professional competence in the way of economic revival of Russia / M. G. Sergeeva / / Economic revival of Russia. - 2008. -№ 1 (15). - P. 50-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.