В.А Ярковой.1
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И
ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Современное высшее учебное заведение представляет собой сложную комплексную систему со всеми присущими ей характеристиками и атрибутами. В рамках вуза решается множество задач, включая чисто учебные вопросы, проблемы фундаментальной науки, сферу стратегического управления и массу других [3, 7, 8, 12 и др.].
Как один из основных путей модернизации системы образования сегодня рассматривается информатизация. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Соответственно, одной из главных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели.[4] При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации. [1, 2]
Следует отметить, что система высшего образования должна перейти на новый качественный уровень развития с освоением инновационных форм образования при сохранении традиций научной деятельности и преемственности научного знания [9].
Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления научных и образовательных программ на качественно новом уровне. Создание скоростных телекоммуникаций и разработка технологий реального времени дает возможность реализации моделей распределенной образовательной среды, построенной на технологиях удаленного доступа к информационным ресурсам и компьютерных средствах общения.[8] Несмотря на дефицит телекоммуникационных ресурсов, уже сейчас эти технологии прочно вошли в практику образовательных учреждений. Электронную почту, которая десять лет назад казалась значительным прогрессом в развитии коммуникационных технологий, сменили on-line технологии. А уникальные лабораторные экспериментальные и вычислительные комплексы
1 Вячеслав Анатольевич Ярковой, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, к.э.н. E-mail.: [email protected]
стали доступны благодаря средствам автоматизации и компьютерным технологиям управления на расстоянии.[12] Преимущества таких технологий очевидны. Они позволяют объединять материальные и вычислительные ресурсы образовательных и научных центров для решения сложных задач, привлекать ведущих специалистов и создавать распределенные научные лаборатории, организовывать оперативный доступ к ресурсам коллективного пользования и совместное проведение вычислительных и лабораторных экспериментов, осуществлять совместные научные проекты и образовательные программы.
Важным качеством современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является их универсальность, они могут быть основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом, основой в создании общего информационного пространства. [7, 11] Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Часто к ИКТ относят также технологии управленческого консультирования и проектирования бизнес и административных процессов, так как результаты проектирования, как правило, подразумевают использование компьютеров и электронной связи. Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во всё возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой стороны. Отсюда и двоякая роль ИКТ: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой - средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться в системах государственного управления и общественного самоуправления.
Обозначим основные дидактические требования, предъявляемые к информационно-коммуникационным технологиям в образовании с целью повышения эффективности их применения в образовательном процессе:
• мотивированность в использовании различных дидактических материалов;
• четкое определение роли, места, назначения и времени использования электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;
• ведущая роль преподавателя в проведении занятий;
• введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;
• соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;
• учет того, что введение в комплект учебных средств электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;
• обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;
• обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.
Реализация компетентностью подхода подготовки студентов [15] применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки. В силу этого следует рассматривать их в контексте целей образования и научного осмысления практики образовательной деятельности, исходя из принципов целесообразности и эффективности использования ИКТ в учебном процессе.
ИКТ расширяют возможности образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений. Использование лабораторного оборудования позволяет организовать в реальном времени постановку демонстрационного эксперимента, усиливающего понимание материала и его усвоение. Применение спутниковых технологий позволяет перейти на более высокую ступеньку использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий.
Применение ИКТ в системе образования актуализирует их коммуникативную составляющую. Проникновение компьютерных телекоммуникаций в сферу образования инициировало развитие новых образовательных технологий, когда техническая составляющая образовательного процесса приводит к сущностному изменению образования. Развитие компьютерных телекоммуникаций в образовании инициировало появление новых образовательных практик, что в свою очередь способствовало трансформации образовательной системы в целом. Границы образовательной сферы, локализованные институциональными,
временными и пространственными рамками были значительно расширены за счет внедрения телекоммуникационных технологий в образовательный процесс. Список литературы
1. Асаул, А. Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.
2. Асаул, А. Н. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 252 с.
3. Асаул, А. Н. Внутренний кризис университетского менеджмент_образования / А. Н. Асаул, Л. Ф. Манаков // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2(20). - С. 70-81.
4. Асаул, А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров. - СПб.: Гуманистика, 2007. - 280 с.
5. Бездудная, А. Г. Тенденции развития высшего образования США и России / А. Г. Бездудная // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 41-49.
6. Беляев, М. К. Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности / М. К. Беляев, М. В. Маркова // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1(19). -С. 38-50.
7. Васильев, В. Н. Федеральная научно-образовательная сеть RUNNet. Состояние и перспективы развития / В. Н. Васильев, Ю. В. Гугель, Ю. Л. Ижванов, А. Н. Тихонов, С. Э. Хоружников // Телематика_2004: тр. XI всероссийской науч._метод. конф. - 2004. - Т. 1. - С. 44-46.
8. Демкин, В. П. Научно-образовательная деятельность вузов в системе открытого и дистанционного образования/ В. П. Демкин, Г. В. Майер, Г. В. Можаева, Т. В. Трубникова. -Томск: Изд-во ТГУ, 2002.
9. Капаров, Б. М. Образование - как важнейший ресурс экономики, основанной на знаниях /Б. М. Капаров // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1 (11). - С. 12-17.
10. Макаров, В. В. Телекоммуникации России: состояние, тенденции и пути развития/В. В. Макаров. - М.: ИРИАС, 2007. - 296 с.
11. Маркасов, С. В. Инфокоммуникации и эффективность их использования/ С. В. Маркасов, К. М. Мкртчян // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2(24). - С. 33-38.
12. Пастухов, А. Л. Теоретические аспекты управления знаниями в университетском комплексе / А. Л. Пастухов // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 62-71.
13. Петров, А. А. Наука и образование как элементы стратегии экономического роста России / А. А. Петров, М. В. Аристова // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). -С. 4550.
14. Рагулин, П. Г. Информационные технологии: электронный учебник/ П. Г. Рагулин. -Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 208 с.
15.Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России /М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 50-55.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. Modernization of the economy through technological innovation / A. N. Asaul [and others]. - St. Petersburg: ANO «IPEV», 2008. - P. 606.
2. Asaul, A. N. Creation of knowledge and information infrastructures of businesses / A. N. Asaul [and others]. - St. Petersburg: ANO «IPEV», 2010. - 252 p.
3. Asaul, A. N. Internal crisis of the university management education / A. N. Asaul, L. Manakov // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 70-81.
4. Asaul, A. N. University management in the innovation economy / A. N. Asaul, B. M. Kaparov. -St.Petersburg: Humanistica, 2007. - 280 p.
5. Bezdudnaya, A. G. Trends in U.S. higher education and Russia / A. G. Bezdudnaya //Economic revival of Russia. - 2008. - № 1(15). - P. 41-49.
6. Beljaev, M. K. Methodology of adaptive quality management of educational activities / M. K. Belyaev, M.V. Markova // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1(19). - P. 38-50.
7. Vasiliev, V. N. Horuzhnikov SE Federal Research and Education Network RUNNet. Status and prospects of development / V. N. Vasiliev, Y. V. Gugel, J. L. Izhvanov, A. N. Tikhonov. Telematics-2004.
Proceedings of the XI All_Russian Scientific-Technical Conference. - 2004. - V. 1. - P. 44-46.
8. Demkin, V. P. Scientific and educational activities of universities in the system of open and distance education/ V. P. Demkin, G. V. Mayer, G. V. Mozhayeva, T. V. Trubnikov. - Tomsk: Published by TGU, 2002.
9. Kaparov, B. M. Formation — as the major resource of the economy based on knowledge /B. M. Kaparov // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P. 12-17.
10. Makarov, V. V. Telecommunications in Russia: state, trends and the ways of development/ V. V. Makarov. - M.: Irias, 2007. - 296 p.
11. Markasov, S. V. Info communications and effectiveness of their use / S. V. Markasov, K. M. Mkrtchyan // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2(24). - P. 33-38.
12. Pastukhov, A. L. The theoretical aspects of knowledge management in university complex/A. L. Pastukhov // Economic revival of Russia. - 2010. - №3 (25). - P. 62-71.
13. Petrov, A. A. Science and education as elements of the strategy for economic growth of Russia / A. A. Petrov, M. V. Aristov // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 45-50.
14. Ragulin, P. G. Information Technology: Electronic Textbook/ P. G. Ragulin. - Vladivostok: Far Eastern State University TIDOT, 2004. - 208 p.
15. Sergeeva, M. G. Training economic profile by developing a model of professional competence in the way of economic revival of Russia / M. G. Sergeeva / / Economic revival of Russia. - 2008. -№ 1 (15). - P. 50-55.