Т. Н. Мацаренко
Электронный унебНикКОКиинновационная форма повышения квалификации преподавателей
УДК 378.046.4
Электронный учебник как инновационная форма повышения квалификации преподавателей
Т. Н. Мацаренко
Electronic textbook as an innovative form of teacher's advanced training
T. N. Мatsarenko
Аннотация. В статье представлена возможность повышения квалификации преподавателей в условиях динамичного развития системы образования, представлен поиск эффективных средств информационных технологии и компьютерных взаимодействий, который обеспечивает непрерывность профессионального развития, гибкость и мобильность подготовки современных специалистов. Одним из таких средств, получивших в последнее время распространение в образовательной практике, является электронный учебник частично или полностью заменяющий или дополняющий учебник и официально утвержденный в качестве данного вида издания. Электронный учебник является частью учебно-методического комплекса «Повышение квалификации педагогических кадров в области информационно-коммуникационных технологий». Обучение по данной программе является дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации), которое обеспечивает возможность осуществления профессиональной деятельности с использованием современных методов работы с информацией.
Abstract. The article presents the possibility of advanced training of teachers in the conditions of dynamic development of education system, the search of effective means of information technology and computer interactions is represented, which ensures the continuity of professional development, flexibility and mobility training of modern professionals. One of such means, which have received recently widespread in educational practice, it is an electronic textbook partially replace or supplement textbook and approved as given type of publication. Electronic textbook is part of the training
complex of "Advanced training of teaches of information and communication technologies ". Education of this Program is additional professional education (advanced training), which provides the ability to perform professional activities with the use of modern methods of work with information.
Ключевые слова: система повышения квалификации, электронный учебник, учебно-методический комплекс, компьютерные технологии, дидактические принципы, интернет, образовательный курс.
Keywords: advanced training system, electronic textbook, educational and methodical complex, computer technologies, didactic principles, Internet, training course.
Модернизация системы повышения квалификации педагогических работников на современном этапе характеризуется переосмыслением базовых ценностей в содержании, формах, технологиях и приобретает особую значимость: меняются цели, задачи, функции, обновляются их структуры и содержание, появляются новые виды учреждений дополнительного педагогического образования, оказывающие образовательные услуги. В России сложилась многоуровневая система повышения квалификации работников органов управления образованием, руководителей образовательных организаций и учителей. Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы выдвигаются «основополагающие принципы этой системы: сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием, непрерывность повышения квалификации на протяжении всего периода педагогиче-
Научно-теоретический журнал
39
Выпуск^ (27) • 2016
Научные сообщения
ской деятельности, согласованность и преемственность функционирования различных звеньев системы повышения квалификации, опережающий характер повышения квалификации с учетом перспектив развития образовательной системы, достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта» [1].
Современная система повышения квалификации все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, и прежде всего - оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет.
Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает положительные моменты: слушатели курсов повышения квалификации активно участвуют в процессе обучения, выдвигают свои точки зрения, моделируют реальные ситуации.
В современных условиях ставится актуальная задача создания и использования интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения на базе современных мобильных электронных устройств [2]. Электронный учебник - продукт образовательного характера, который воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса.
Сегодня сетью университетов и колледжей, обучающих дистанционным методом, покрыты пять континентов. № 1 (18) / 2014 (WDU), который зарегистрирован в России, Бельгии, Болгарии Казахстане и других странах мира. Университет готовит докторов (PhD) и магистров (МВА) международной квалификации в области информатизации.
Процесс создания и внедрения современных электронных учебников идет во всем мире, многие страны используют электронные учебники в образовательной практике. В Южной Корее с 2007 г. действует программа «Элек-
тронный учебник», в рамках которой разработана и применяется виртуальная интерактивная книга "Virtual interactive ubiquitous book" - 3D-учебник с использованием «дополненной реальности» (Augmented Reality), предполагающая сочетание изображений реальных объектов и дополняющая их текстовой или иной информацией и тем самым повышающая усвоение материала [3].
Компания Apple в 2012 г. представила средство для разработчиков образовательного контента, позволяющего конвертировать авторские учебные материалы в формат электронного учебника, поддерживающего функции: мгновенный поиск нужной информации, масштабирование фотографий и иллюстраций, вращение интерактивных трехмерных моделей, осуществление быстрого перехода к нужной главе прикосновением к миниатюрам страниц, автоматическая смена ориентации верстки с вертикальной на горизонтальную, наличие всплывающих толкований слов, возможность делать заметки на полях, выделять участки текста цветом, создание кратких выдержек, создание опросников для закрепления прочитанного, возможность установления обратной связи с преподавателем.
В США с 2012 г. продолжается реализация государственной инициативы The Digital Textbook Collaborative, в рамках которой уже в ближайшей перспективе предполагается обеспечение каждого американского школьника современными электронными (цифровыми) учебниками, доступ к которым можно получать через переносной компьютер, планшетный компьютер или иное современное устройство.
Как показывает опыт, персональные компьютеры, оснащенные электронными учебниками, действительно становятся ассистентами преподавателей и учителей, принимая на себя огромную рутинную работу по проверке и оценке знаний обучаемых.
До сих пор основными создателями электронных учебников являются программистские коллективы, для которых важно заявить о себе в качестве разработчиков мультимедийных продуктов. Но создатели электронных учебников не задумываются о том, как можно использовать разработанный продукт в учебном процессе, предлагая богато иллюстрированный электронный учебник: гипертекст, гипермедиа, индексы, разнообразные средства навигации и
Научно-теоретический журнал
40
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Т. Н. Мацаренко
Электронный унебниккакинновационная форма повышения квалификации преподавателей
т. д. К сожалению, разработанный продукт не используется педагогами и учителями.
Проблему повышения уровня квалификации и профессиональной компетенции педагогов можно решать посредством опыта создания электронного учебника.
Электронный учебник - это методический комплекс, предназначенный для изучения курса материала. Он является интегрированным средством, содержащим теорию, практику, задачи и другие компоненты. Используя компьютерные технологии, преподаватель, один раз грамотно создав свой учебник, может постоянно обновлять и пополнять его без дополнительных временных и материальных затрат. Кроме того, автор может в своем издании дать ссылки на дополнительную информацию, находящуюся в интернете. Преподаватель в любое время суток может передать учебник ученикам, разослав его по электронной почте или по скайпу. Также сделать его общедоступным для своих учеников, загрузив его в интернет. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности (иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания), обеспечивает многовариантность, мно-гоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов [4]. При создании электронного учебника педагогам необходимо учитывать, что он должен содержать минимум текста, потому что длительное чтение текста с экрана компьютера утомительно и снижает восприятие новой информации. Электронный учебник должен содержать как можно больше графических изображений, т. к. усвоение и восприятие информации при чтении иллюстративных учебников намного выше. Инновацией в его создании можно считать оригинальность программы, адаптацию программы для различных категорий специалистов, применение тренингов, их элементов, органично вносимых в другие формы работы со слушателями.
Благодаря компьютерным технологиям в электронных учебниках преподаватель может использовать не только текст учебного пособия и статичные картинки, но использовать звук, видеофрагменты, анимационные вставки, трехмерные динамические модели [5]. Это позволяет заинтересовать обучаемого изучаемым предметом, сделать материал более наглядным.
К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, следует отнести [6]:
- принцип активности;
- принцип самостоятельности;
- принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
- принцип мотивации;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип эффективности.
В связи с этими принципами средства учебного назначения, которые используются в образовательном процессе, должны обеспечивать возможность: индивидуализировать подход к обучаемому и дифференцировать процесс обучения; контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью; обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности обучаемого; демонстрировать визуальную учебную информацию; моделировать и имитировать процессы и явления; прививать умение в принятии оптимальных решений; повысить интерес к процессу обучения; передать культуру познания.
Создание электронного учебника является трудоемким процессом.
В качестве рекомендаций это процесс необходимо разбить на следующие этапы [7]:
1) оценка аудитории, для которой разрабатывается данный учебник,
2) сбор и подготовка текстовой и графической информации,
3) подготовка содержания,
4) непосредственное создание электронного учебника.
Для структуры, созданного педагогом, образовательного курса необходимо:
- определить основные цели, устанавливающие, что обучаемые должны изучить,
- конкретизировать поставленные цели, определив, что обучаемые должны уметь делать,
- спроектировать деятельность обучаемого, которая позволит достичь целей.
Таким образом, можно утверждать, что применение новых инновационных форм в педагогической деятельности как опыт создания электронного учебника будет решающим фактором не только для развития творчества и инициативы, но и для повышения уровня квалификации и профессиональной компетенции педагогов.
Научно-теоретическийжурнал 41 (Выпуск2 (27) •2016
Научные сообщения
Библиографический список:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 годы. - М., 2013.
2. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. - М. : Федеральный институт развития образования, 2012. - 84 с.
3. Босова Л. Л. Электронный учебник нового поколения: понятие, структура, требования / Л. Л. Босова. - М. : ФГАУ «ФИРО», 2013.
4. Хожиев А. Х. Особенности, преимущества и эффективность электронных учебников по специальным дисциплинам, применяемых в профессиональных колледжах / А. Х. Хожиев // Молодой ученый. - 2012. - № 2. -С. 311-313.
5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ (дата обращения: 12.06.2016).
6. Асаул А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров ; под ред. д. э. н., проф. А. Н. Асаула. - СПб. : Гуманистика, 2007. - 280 с.
7. Явич М. П. Электронный учебник, его преимущества и недостатки [Электронный ресурс] / М. П. Явич // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 10. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/ 10/16884 (дата обращения: 12.06.2016).
References:
1. The state program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020 [Go-sudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovanija" na 2013-2020 gody]. М., 2013.
2. Electronic textbooks: recommendations for the development, implementation and use of interactive multimedia electronic of textbooks' new generation for general education on the basis of today's mobile electronic devices [Jelektronnye uchebniki: rekomendacii po razrabotke, vnedreniju i ispol'zovaniju interaktivnyh mul'timedijnyh jelek-tronnyh uchebnikov novogo pokolenija dlja obsh-hego obrazovanija na baze sovremennyh mobil'nyh jelektronnyh ustrojstv]. M. : The Federal Institute of Education Development, 2012. 84 p.
3. Bosova L. L. Electronic textbook of new generation: concept, structure, requirements [Jelek-tronnyj uchebnik novogo pokolenija: ponjatie, struktura, trebovanija] / Federal State Autonomous Institution of the Federal Institute of Educational Development, Moscow, 2013.
4. Hazhiyev A. H. Features, advantages and effectiveness of electronic textbooks of special disciplines, used in professional colleges // Young scientist [Osobennosti, preimushhestva i jeffektivnost' jelek-tronnyh uchebnikov po special'nym disciplinam, primenjaemyh v professional'nyh kolledzhah // Mo-lodoj uchenyj], 2012, N 2, pp. 311-313.
5. Information and communication technologies in education [Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii]. [Web resource: http://www.ict.edu.ru/].
6. Asaul A. N. Kaparov B. M. Institution of higher education management in the innovation economy ed. by Doctor of Economics, Professor. A. N. Asaul [pravlenie vysshim uchebnym zavede-niem v uslovijah innovacionnoj jekonomiki pod red. d. je. n., prof. A. N. Asaula]. St. Petersburg : Gumanistika, 2007. 280 p.
7. Yavich M. P. Electronic textbook, its advantages and disadvantages // Modern scientific research and innovation [Jelektronnyj uchebnik, ego preimushhestva i nedostatki // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii], 2012, N 10. [Web resource]. Accessed mode: http://web. snauka.ru/issues/2012/10/16884.
Научно-теоретический журнал
42
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров