1.5. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НАУКОЕМКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
УДК 371.64/.69
О СТРУКТУРЕ И СОСТАВЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
В.М. Делик, Л.В. Каверина, Е.С. Косинов
Основной целью данной работы является анализ существующих систем электронного обучения и наиболее распространенных технологий управления электронным обучением, а также требования, предъявляемые к структуре и составу электронных учебно-методических комплексов. Перечислены необходимые потребительские характеристики при выборе программного обеспечения для дистанционного обучения. В статье описываются электронные учебники, электронные учебно-методические комплексы, мультимедийные учебники и авторские программы. Компьютерный учебник должен соединять в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения. В статье перечислены позитивные факторы в пользу мультимедиа учебников. Такими факторами являются лучшее и глубокое понимание изучаемого материала, значительное сокращение времени обучения, лучшее запоминание материала (полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения).
Ключевые слова: электронное обучение, электронный учебно-методический комплекс, авторские программные продукты.
В настоящее время интерес к электронному обучению неуклонно возрастает. В отечественных вузах разработано большое количество курсов, ориентированных на использование информационно-коммуникационных технологий в обучении. Анализируя накопленный опыт работы в системе открытого дистанционного образования, можно утверждать, что наилучшим решением проблемы методического и дидактического обеспечения курсантов и слушателей, обучающихся по дистанционным технологиям, и существенным при традиционных формах обучения, является создание электронных учебно-методических комплексов [1].
Эффективность электронного обучения (ЭО) существенно зависит от используемой в нем технологии электронного обучения, возможности и характеристики которой должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы ЭО. Сложное в использовании программное обеспечение не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении.
Успешное внедрение электронного обучения основывается на правильном выборе
программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям. Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и администратора, который должен контролировать установку, настройку программного обеспечения и результаты обучения. При выборе программного обеспечения для дистанционного обучения, независимо от его уровня, необходимо учитывать следующие потребительские характеристики [2]:
- надежность в эксплуатации;
- совместимость;
- удобство использования;
- модульность;
- обеспечение доступа.
Каждая из этих характеристик важна для достижения успеха.
Общепринятого определения понятия «электронный учебник» пока не существует, несмотря на наличие стандартов на электронные учебники, однако признается, что электронный (компьютерный) учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел. Электронный учебник или курс обычно содержит три составляющих: презентационная часть, в которой излагается основная
информационная часть курса, упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания, и тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний студента. Компьютерный учебник должен соединять в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума [3].
К настоящему времени сформировались определенные требования, отличающие качественный электронный учебно-методический комплекс и определяющие его содержание, оформление, методические и программно-технические требования к самому комплексу и к его компонентам.
Наиболее полным считается комплекс, содержащий следующие составляющие [4]:
- аннотацию к курсу, в которой даны краткие сведения об издании, его преимуществах и кому оно адресовано;
- рабочая программа, которая формируется на основе Государственного образовательного стандарта специальности, на основе типовой программы по данной дисциплине. Рабочая программа учебной дисциплины в общем случае должна включать следующие разделы: цели и задачи учебной дисциплины, место дисциплины в структуре основной образовательной программы, требования к результатам освоения дисциплины, Методические рекомендации по организации изучения дисциплины, распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий, содержание разделов и тем;
- тематический план включает в себя: распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий, план изучения дисциплины по видам учебных занятий, перечень литературы по дисциплине, организационно-методические указания, взаимосвязь с другими дисциплинами;
- руководство по изучению дисциплины (методические указания для самостоятельной работы), включающее в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала и выполнению практических заданий; указания для обучаемых по рациональной технологии усвоения учебного материала на заданном уровне, по рациональному чередованию и использованию всего комплекса учебно-методических материалов, основной и дополнительной литературы;
- учебник, который представляет собой изложение теоретического учебного материала дисциплины, отобранного в соответствии с рабочей программой и структурированного на методические дозы (модули, блоки, учебные единицы);
- практикум, предназначенный для выработки умений и навыков применения теоретических знаний, полученных при изучении учебника, с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок;
- лабораторный практикум, который обеспечивает углубление и закрепление полученных теоретических знаний, обучение методам экспериментальных и научных исследований, привитие навыков обобщения и анализа полученных результатов, работы с виртуальными моделями аппаратуры и измерительных приборов;
- тесты, реализующие функции контроля для перехода от одного блока к другому и для проверки хода и результатов теоретического и практического усвоения курсантами учебного материала;
- справочник, содержащий справочные данные, таблицы, определения, глоссарий по дисциплине;
- электронную библиотеку дополнительной литературы и дополнительных материалов по дисциплине, которая может быть дополнена аудио/видео материалами, образовательными Интернет-ресурсами.
Ключевую роль в создании мультимедийных учебников играет методическое обеспечение разработок. Мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов и т.п.
Психологи и преподаватели говорят, что каждый из нас обучается по-разному - некоторые лучше обучаются на слух, другие являются зрительными или тактильными обучающимися. Обучение с использованием аудиовизуальных
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (22), 2013
средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения; учебный материал, дидактически подготовленный специалистами, ориентируется на индивидуальные способности учащихся.
К числу существенных позитивных факторов, которые говорят в пользу такого способа получения знаний, относятся лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала, мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний, значительное сокращение времени обучения, лучшее запоминание материала (полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения) и др.
Авторские программные продукты представляют собой чаще всего некоторые локальные разработки, направленные на изучение отдельных предметов или разделов дисциплин. Они специально разработаны для преодоления тех затруднений, с которыми сталкиваются преподаватели при использовании языков программирования. Эти программы обычно позволяют преподавателю самостоятельно разрабатывать содержимое учебного курса на основе визуального программирования. Преподаватель должен заботиться только о том, чтобы поместить необходимую информацию в нужное место. Эта информация в виде фрагмента текста, иллюстрации или видеофрагмента помещается на экран с помощью мыши.
Такие разработки являются незаменимым средством для активизации и интенсификации подачи учебного материала во время аудиторных занятий и для самостоятельной работы обучаемых.
Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения; учебный материал, дидактически подготовленный специалистами, ориентируется на индивидуальные способности учащихся. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения; гиперсреда позволяет расширить возможности информационного воздействия на пользователя и вовлекает обучаемого непосредственно в процесс обучения.
К числу существенных позитивных факторов, которые говорят в пользу такого способа получения знаний, относятся [5] лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала, мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний, значительное сокращение времени обучения, лучшее запоминание материала (полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения) и др.
Литература
1. Компьютерные технологии в высшем образовании I А.Н. Тихонов, В.А. Садовничий [и др.]. М.: Изд-во МГУ, 2004.
2. Козлова Г.А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения (по материалам зарубежных публикаций): дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
3. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1997.
4. Концепции системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.: Изд-во Рос. ИИИИСИ, 2003.
5. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003.
References
1. Komp'yuternye tekhnologii v vysshem obrazova-nii / A.N. Tikhonov, V.A. Sadovnichiy [i dr.]. M.: Izd-vo MGU, 2004.
2. Kozlova G.A. Didakticheskaya effektivnost' komp'yuterizatsii obucheniya (po materialam za-rubezhnykh publikatsiy): dis. ... kand. ped. nauk. M., 2005.
3. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy ispol'zova-niya EVM v vuzovskom obuchenii: uchebnoe po-sobie. M.: Izd-vo MGU, 1997.
4. Kontseptsii sistemnoy integratsii informatsion-nykh tekhnologiy v vysshey shkole. M.: Izd-vo Ros. IIIISI, 2003.
5. Bashmakov A.I., Bashmakov I.A. Razrabotka komp'yuternykh uchebnikov i obuchayushchikh sistem. M.: Filin", 2003.
THE STRUCTURE AND COMPOSITION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX
V.M. Delic, L.V. Kaverina, E.S. Kosinov
The main purpose of this paper is to analyze the existing e-learning technologies and the most common e-lear-
ning management, as well as the requirements for the structure and composition of electronic teaching materials. In paper enumerated consumer characteristics when choosing software for distance education. The article describes the electronic books, electronic teaching-learning systems, multimedia tutorials and authoring software. Computer textbook should combine the properties of conventional textbooks, reference books, book of problems and laboratory training. Education with audio-visual presentation of
complex information is the most intense form of training. This article describes the positive factors in favor of multimedia textbooks. These factors are better and deeper understanding of the material being studied, a significant reduction in training time, better storage material (knowledge remain in memory for a longer period of time and later restored easier to apply in practice after a brief repetition).
Key words: e-learning, e-training complex, original software.
УДК 004.9
РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА: WEB-САЙТ «ИТ-ЗАКАЗЫ СТУДЕНТАМ-ИНФОРМАТИКАМ»
В.Ю. Лыскова, К.А. Фирсова
В статье кластерный подход рассматривается как условие реализации социального партнерства для обеспечения студентов-информатиков актуальными темами исследований. Для поиска интересных тем и заказчиков создан web-сайт «ИТ-заказы студентам-информатикам». В качестве актуальных тем исследований для студентов-информатиков рассматривается разработка и оказание информационных услуг основным потребителям ИТ-услуг в регионе. К социальным партнерам авторы относят бизнес сообщества, некоммерческие организации. Определен список основных услуг для каждой группы социальных партнеров. В статье обоснована необходимость создания информационного ресурса базы данных заказов, в которой заказчики ИТ-потребностей региона оставляют свои заказы. Приводится функциональная и структурная схема сайта, описаны основные возможности реализации сайта на CMS Joomla и компонента JS Jobs. Рассмотрены содержание ключевых разделов web-сайта «Новое задание», «Добавить резюме» и работа с ними.
Ключевые слова: кластерный подход, высшее образование, студенты-информатики, информационная услуга, Joomla, web-сайт.
Обеспечение студентов-информатиков актуальными темами исследований в рамках дипломных и курсовых работ в условиях кластерного подхода [1, 2] предполагает триаду: студент - научный руководитель -социальный партнер, а следовательно, разработку и практическую реализацию социального партнерства и социального заказа (ИТ-заказа) как максимально согласованного взаимодействия вуза: с федеральными и местными органами власти, общественными организациями, бизнесом и рынком труда.
В государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 г.) - распоряжение от 20 октября 2010 г. № 1815-р.» одной из главных задач является предоставление гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных технологий [3].
Информационная услуга - это совершение в указанной законом форме информационной деятельности по доведению информационной продукции до потребителей с целью удовлетворения их информационных потреб-
ностей. В качестве актуальных тем исследований для студентов-информатиков мы рассматриваем разработку и оказание информационных услуг основным потребителям ИТ-услуг в регионе, к которым мы относим:
- бизнес-сообщества (официально зарегистрированные или имеющие юридический статус предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью);
- некоммерческие общественные организации, к которым мы относим школы, вузы, колледжи и др.;
- другие пользователи (частные лица и лица, имеющие другой статус).
Проведенный анализ показал, что представителями «бизнес-сообщества» востребованы следующие ИТ-услуги: разработка макетов дизайна Интернет-сайтов, локализация системных ресурсов, резка и оптимизация графики, монтаж динамического информационного содержания и т.д. Представителям «системы образования», как правило, необходимы такие информационные услуги как: разработка УМК, разработка ЭУП, верстка сайтов, разработка презентаций и т.д.