Научная статья на тему 'Особенности рынка профессиональных образовательных услуг в Республике Тыва'

Особенности рынка профессиональных образовательных услуг в Республике Тыва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОТРЕБНОСТИ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ / СТРУКТУРА ПРИЕМА И ВЫПУСКА УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / EDUCATION / EMPLOYMENT POTENTIAL / THE NEEDS IN THE WORKFORCE / THE STRUCTURE OF ADMISSION AND RELEASE OF VOCATIONAL EDUCATION / THE DISCLOSURE OF THE CREATIVE POTENTIAL OF THE FUTURE EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — . Севек Р.М.

На основе анализа особенностей рынка профессиональных образовательных услуг в Республике Тыва проводится оценка потребностей в трудовых ресурсах. Рассматривается структура приема и выпуска учреждениями профессионального образования для потребностей экономики Республики Тыва, делается вывод об адаптации системы профессионального образования республики к существующим социально-экономическим условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the professional educational services in the Republic of Tyva

Based on analysis of specific features of the market for professional educational services in the Republic of Tuva by assessing the needs in the workforce of the Republic of Tuva. Examines the structure of admission and release of vocational straining institutions to the needs of the economic Republic of Tyva, and concludes the adaptation of vocational education of the republic to the existing socio economic conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности рынка профессиональных образовательных услуг в Республике Тыва»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Р. М. Севек

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ПРОФЕССОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Республика Тыва имеет разветвленную систему образования, включающую учреждения дошкольного, общего и дополнительного образования. Основными элементами образовательной системы являются:

• преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты;

• образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и государственные образовательные стандарты;

• органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

• учреждения и организации, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

• общественные и государственно-общественные объединения (творческие союзы профессиональных ассоциаций и обществ, научные и методические советы и иные объединения).

На уровне высшего образования имеются три ступени. Поднявшись на одну из них (по образовательной программе длительностью не менее четырех лет), можно получить квалификацию бакалавра; на последующих двух - соответственно квалификацию специалиста или магистра. Программы подготовки специалиста и магистра не находятся в отношении «последующая - предыдущая». Различия между ними заключаются в том, что программа подготовки специалистов больше ориентирована на практическую деятельность, а программа подготовки магистров - на научно-педагогический вид деятельности выпускника. На самом верху этой иерархической лестницы находится послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре. Право поступления в аспирантуру имеют получившие квалификацию специалиста и магистра. Срок обучения в очной аспирантуре три года. Защитившие диссертацию получают первую ученую степень -кандидата наук [2]. Данная система характеризуется многоступенчатостью и многоуровневостью, преемственностью и взаимной обусловленностью, обеспечивает непрерывность образования и удовлетворение насущных и перспективных потребностей жителей республики, общества и государства.

Полноправными компонентами системы образования республики являются негосударственные учебные заведения профессионального образования (филиалы, представительства). Необходимо отметить, что сегодня негосударственные вузы не могут готовить специалистов по многим специальностям, поскольку им весьма сложно найти студентов, готовых оплатить свое обучение [1].

Цель развития системы образования республики - создание условий для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности. При этом система высшего образования должна перейти на новый качественный уровень - освоение инновационных форм образования при сохранении лучших традиций научной деятельности и преемственности научного знания [4]. В Республике Тыва разработан комплексный проект модернизации образования с учетом рекомендаций и модельных методик Министерства

1 Старший преподаватель Тывинского государственного университета. E-mail: Tgu-et@mail.i^K0H0MmecK0e возрождение России. 2010. № 1 (23)

образования и науки Российской Федерации, рекомендаций Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты Российской Федерации в части поддержки региональных комплексных проектов модернизации образования. Главной стратегической задачей является повышение качества подготовки специалистов для различных секторов экономики [3].

Программой в сфере национального образования Тывы была поставлена задача удовлетворения этнокультурных и этнообразовательных потребностей многонационального населения республики, расширения сети национальных учебно-воспитательных учреждений, создания условий для получения образования на родном языке в соответствии с законом Республики Тыва «Об образовании». В Тыве функционируют 177 общеобразовательных школ, в которых обучаются 66896 учащихся. В целях кооперации старшей ступени школы с учреждениями НПО открыты учебные группы ПУ-1, 6, 11 в селах Межегей, Бажын-Алаак,, Сукпак для обучения учащихся 9-11 классов профессиям сельскохозяйственного профиля.

Профессиональное образование Республики Тыва представлено тремя уровнями подготовки рабочих кадров и специалистов: начальным, средним и высшим.

Система начального профессионального образования включает 13 учреждений начального профессионального образования. В систему среднего профессионального образования входят 6 государственных учебных заведений и одно негосударственное.

В сфере высшего профессионального образования действуют Тывинский государственный университет, 10 филиалов и представительств вузов страны.

Учреждения профессионального образования республики готовят рабочие кадры и специалистов для различных отраслей. В 2000 г. было подготовлено 4850 чел., в 2001 -4967, в 2002 - 5210, в 2003 - 5526, в 2004 - 5634, в 2005 - 5598, в 2006 - 5723.

Потребность министерств, ведомств и органов местного самоуправления Республики Тыва в кадрах на период 2007-2009 гг. представлена на рис. 1.

Динамика изменения потребностей в

кадрах

// 4276 4500 - -

4000 I

3500 ^ /-Щ

3000 I

2500 -1

2000 -1

.500 ^ Il II

HpJ I fi. ]

2007 2008 2009

■ ВПО 1СПО ИНПО

Рис.1. Динамика изменений потребности в кадрах: ВПО, СПО, НПО - высшее, среднее и начальное профессиональное образование

Потребность в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров на 2009 г. в разрезе кожуунов Республики Тыва составила 1057 чел., из них 117 чел. в Кызыле (рис. 2).

Руководителями кожуунных администраций были заключены договоры с учебными заведениями республики на выделенные целевые места.

Проблеме потребности в высококвалифицированных и компетентных специалистах, способных эффективно реализовать инвестиционные проекты республики, посвящена работа М. К. Соян [8]. Поэтому целесообразно рассмотреть структуру приема и выпуска учреждениями профессионального образования Тывы специалистов, которые составят трудовой потенциал республики (определяется образовательным, квалификационным составом кадров, занятостью их в разрезе отраслей и видов экономической деятельности и т.

п.) [10].

Заявленная работодателями потребность в обучении по программам начального профессионального образования (дневное отделение, срок обучения - 1-4 года) составила 3795 чел., в том числе министерств и ведомств - 419 чел. (11 %), муниципальных образований - 3265 чел. (86 %), инвесторов - 111 чел. (3 %).

Рис. 2. Потребность в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров за 2009 г.

Наиболее востребованы рабочие специальности: в строительстве - 691 чел. (18,2 %), сельском хозяйстве - 408 чел. (10,7 %), общественном питании, торговле и производстве пищевой продукции - 405 чел. (10,6 %), по профессиям, общим для всех отраслей экономики, - 340 чел. (9 %), по должностям служащих - 200 (5,2 %).

Заявленная потребность в рабочих кадрах и специалистах с начальным профессиональным образованием в Барун-Хемчикском кожууне составляет 523 чел. (16 %), Каа-Хемском - 438 чел. (13,4 %), Тоджинском - 436 чел. (13,3 %), Эрзинском - 402 чел. (12,3

%), Кызылском - 246 чел. (7,5 %), Улуг-Хемском - 246 чел. (7,5 %), Тандинском - 202 чел. (6 %).

Согласно государственному заказу на подготовку кадров, потребность инвестиционных компаний на 2008 г. составила 132 чел. [8].

Общая оценка потребностей в трудовых ресурсах Республики Тыва до 2015 г.с учетом реализации крупных инвестиционных проектов указывает на возможность открытия 7014 новых рабочих мест. Примерный план подготовки кадров для обеспечения эксплуатации железной дороги «Курагино-Кызыл» - 1976 чел., ТЭС - 378 чел., цементного завода в г. Шагонар - 400 чел., для разработки Элегестинского месторождения коксующихся углей -2831 чел., Кызыл-Таштыгского полиметаллического месторождения -1423 чел., для научного исследования и восстановления памятника федерального значения «Крепость Пор-Бажын» - 6 чел. [5, 7, 8].

По запросам Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва в 2008 г. учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования России было выделено 430 целевых бюджетных мест, в том числе вузами -342 места, ссузами - 88 мест. По результатам вступительных испытаний было зачислено 439 абитуриентов, в том числе 9 чел. на места с полным возмещением затрат.

В средние специальные учебные заведения республики и в Тывинский государственный университет в 2008 г. на очную форму обучения поступили 2226 чел., из них на бюджетной основе - 1458 чел., с полным возмещением затрат - 768 чел. При этом в университет поступили 752 абитуриента, из них на бюджетную форму обучения — 560 чел. (74 %). В средние специальные учебные заведения зачислены 1474 абитуриента, из них в Кызылский педагогический колледж — 180 чел, Ак-Довуракское педагогическое училище -36 чел., Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола - 114 чел., Кызылский автомобильно-дорожный техникум - 325 чел., Кызылское государственное медицинское училище - 180 чел., Тувинский сельскохозяйственный техникум - 255 чел., Кызылский техникум экономики и права - 384 чел.

По целевому набору в учебные заведения республики зачислены 441 чел., в том числе в Тывинский государственный университет - 33 чел., Кызылский автомобильно-дорожный техникум - 5 чел., Кызылский техникум экономики и права - 122 чел., Кызылское государственное медицинское училище - 120 чел., Тувинский сельскохозяйственный техникум - 30 чел., Кызылский педагогический колледж - 18 чел., Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола - 110 чел.

Поскольку на современном этапе развития рыночных отношений резко возрастает цена ошибок, допущенных в процессе подготовки и принятия управленческих решений, а эффективность управления компаниями все сильнее зависит от уровня квалификации, компетентности, опыта и деловых качеств [9] специалистов и менеджеров, рассмотрим структуру приема и выпуска специалистов учреждениями профессионального образования страны для потребностей экономики Республики Тыва.

По заявке Министерства образования в 2007 г. было выделено 1732 места в 134 российских учебных заведениях и 3 - в зарубежных. Из них 1045 целевых бюджетных мест и 189 платных мест выделено 109 высшими учебными заведениями; 28 средних специальных учебных заведений выделили 498 мест, в том числе 440 целевых бюджетных мест и 58 платных мест. В результате работы, проведенной Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Тыва и территориальными управлениями федеральных органов и органов исполнительной власти республики, по целевому набору 123 учебных заведения страны выделили 1654 места для абитуриентов из Республики Тыва на 2008 г., из них целевых бюджетных - 1619, а с полным возмещением затрат - 35 мест.

На 2009 г. по состоянию на 18 марта было выделено 39 целевых бюджетных мест в вузах Российской Федерации и зарубежных стран для абитуриентов Республики Тыва и 10 платных мест.

В 2008 г. медицинскими вузами России было выделено 200 целевых мест, при этом экзамены на 109 мест проводились по месту расположения вузов. Всего в медицинские вузы (Алтайский, Сибирский, Российский и Санкт-Петербургский государственные медицинские университеты и др.) было зачислено 172 абитуриента (71% госзаказа).

Архитектурно □ строительными вузами было выделено 26 целевых бюджетных мест, из них на РПК - 15 мест (Санкт-Петербургский и Новосибирский государственные архитектурно-строительные университеты), по месту расположения - 11 мест (Томский государственный архитектурно-строительный университет и Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия). В республиканскую приемную комиссию было подано 98 заявлений (конкурс - 6,5 чел. на место), зачислено 14 человек. Технические вузы выделили для абитуриентов из Республики Тыва в 2008 г. 120 целевых бюджетных мест, из них ВПК - 68, РПК - 30 (Московский институт стали и сплавов), по месту расположения вуза - 22 места. В ВПК и РПК абитуриентами было подано 180 заявлений (конкурс в технические вузы - 1,8 чел. на место), зачислен 71 человек (Московский государственный горный университет, Сибирский федеральный университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники и др.).

Транспортные вузы в 2008 г. выделили 90 целевых бюджетных мест, в том числе Федеральное агентство по железнодорожному транспорту - 26 (в Уральском государственном, Сибирском, Иркутском и Омском государственных университетах путей сообщения), для приема студентов по программам высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета. Зачислено 79 абитуриентов.

Конкурс в технологические вузы остается низким. Так, Кемеровским технологическим институтом пищевой промышленности для Республики Тыва было выделено 16 целевых бюджетных мест, а подано лишь 14 заявлений. Зачислены 14 человек. Восточносибирским государственным технологическим университетом (Улан-Удэ) было выделено 13 целевых бюджетных мест, подано 7 заявлений, зачислены 7 абитуриентов.

Сельскохозяйственными вузами было выделено 70 мест, в том числе на ВПК - 50, на РПК - 2, по месту расположения вуза - 18. Было подано 142 заявления (на ВПК - 134, на РПК - 8). Конкурс в сельскохозяйственные вузы составил 3,2 чел. на место. Зачислены 96 чел, из них ВПК и РПК рекомендованы к зачислению 93 чел. (Московская государственная сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, Московский государственный университет природообустройства, Красноярский государственный аграрный университет и др.), по месту расположения вуза - 3 чел. Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу ВПК (36 чел.), было предложено обучение с полным возмещением затрат.

Педагогическими вузами было выделено 74 целевых бюджетных места, из них на ВПК - 15, РПК - 41, по месту расположения вуза - 18. В ВПК и РПК было подано 164 заявления (конкурс - 2,9 чел. на место), зачислены 39 абитуриентов.

Вузами физической культуры и спорта (Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург),

Дальневосточная государственная академия физической культуры (Владивосток), Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (Омск) было выделено 12 мест, подано 15 заявлений (конкурс - 1,3 чел. на место), зачислено 14 чел.

В 2008 г. гуманитарные вузы выделили 41 место: Государственная полярная академия (Санкт-Петербург) - 23 целевых бюджетных места и четыре вуза - 18 целевых бюджетных мест с выездом за пределы республики. Было зачислено 53 чел., в том числе 17 на места с полным возмещением затрат.

Из-за перенасыщения рынка труда специалистами в области юриспруденции, экономики, финансов и бухгалтерского учета Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва уменьшило число заявок о выделении целевых мест в юридические и экономические вузы.

Экономическими вузами было выделено 19 целевых бюджетных мест (в 2007 г. -29), в том числе РПК - 4, по месту расположения вуза - 15. Было подано 28 заявлений, из них абитуриентами из г. Кызыла - 24, кожуунов - 4. Зачислено 13 человек.

Зарубежные вузы выделили 13 бюджетных мест, в том числе Кыргызско-турецкий университет «Манас» - 6 мест, Международный казахско-турецкий университет им. Х. А.

Ясави - 4, Министерство образования Турецкой Республики в рамках Большого учебного проекта - 3. Зачислены 17 абитуриентов.

Средние специальные учебные заведения Российской Федерации выделили 726 мест, из них целевых бюджетных - 719, с полным возмещением затрат - 7. Архитектурно-строительные ссузы выделили 9 мест, педагогические - 48, технологические - 40, технические - 12, транспортные - 40, медицинские - 160, сельскохозяйственные - 143, экономические - 132; ссузы культуры и искусства - 131, гуманитарные - 11 мест. В итоге в средние специальные учебные заведения Российской Федерации зачислено 769 чел., из них на целевое бюджетное обучение - 756 чел., с полным возмещением затрат - 13.

Приоритетной государственной задачей на среднесрочную и долгосрочную перспективу является формирование научно ориентированной модели национальной экономики, основанной на знаниях и наукоемких технологиях. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования также определен социальный заказ государства на воспитание образованного, нравственного и предприимчивого человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Государству, обществу в целом сегодня нужны не только высококвалифицированные профессионалы, важно сформировать у молодых людей высокие духовно-нравственные принципы, стойкие жизненные ориентиры, стремление к служению Отечеству. Для эффективной реализации поставленной задачи требуется адаптация системы профессионального образования республики к социально-экономическим условиям. Реалии российского рынка труда требуют резкого повышения профессионализма, полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, усиления личной ответственности за социальную реализацию собственного предназначения и за решение конкретных проблем.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Повышение роли государства в развитии национальных систем высшего образования/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 4 (10). - С. 3-11.

2. Бездудная, А. Г. Тенденции развития высшего образования США и России/ А. Г. Бездудная // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1 (15). - С. 41-49.

3. Беляев М. К. Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности/ М. К. Беляев, М. В. Маркова // Экономическое возрождение России. - 2009. -№ 1 (19). - С. 38-51.

4. Капаров Б. М. Образование - как важнейший ресурс экономики, основанной на знаниях/ Б. М. Капаров // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1 (11). - С. 12-16.

5. Лебедев, В. И. Минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва и перспективы его освоения/ В. И. Лебедев, М. Ф. Лебедева, Н. И. Лебедев // Экономическое возрождение России. -2009. - № 3 (21). - С. 66-73.

6. Севек В. К. Причины, сдерживающие развитие капительного строительства в Республике Тыва/ В. К. Севек // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3 (21). - С. 73-76.

7. Сергеева М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России /М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1 (15). - С. 50-55.

8. Соян М. К. Реализация инвестиционных проектов и трудовой потенциал в Республике Тыва / М. К. Соян // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3 (21). - С. 79-81.

9. Туренко, Б. Г. Формирование кадров руководителей и специалистов: методологические аспекты развития/ Б. Г. Туренко // Экономическое возрождение России. -2007. - № 1 (11). - С. 46-48.

10. Шалмуев, А. А. Основные составляющие потенциалов регионального развития / А. А. Шалмуев // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 4 (10). - С. 57-61.

The list of the literature

1. Асаи1, A. N. Increase of a state role in development of national systems of higher education. // Economic revival of Russia. - 2006. - № 4 (10). - P. 3-11.

2. Bezdudnaya, A. G. Tendens of development of higher education of the USA and Russia.// Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - P. 41-49.

3. Beljaev, M. K, Markova M. V. Methodology of adaptive quality management of educational activity//Economic revival of Russia. - 2009. - № 1 (19). - P. 38-51.

4. Kaparov, B. M. Education - as a major resourced based economy to knowledge. // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P. 12-16.

5. Lebedev, V. I., Lebedev M. F., Lebedev N. I. Mineral potential of the Republic of Tuva and the prospects of its development. // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - p. 66 -73.

6. Sevek, V. K. The reasons constraining development of capital construction in Republic Tyva. //Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - p. 73 - 76.

7. Sergeeva, M. G. Training experts of an economic profile by means of working out of model of professional competence on a way of economic revival of Russia//Economic a revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - p. 50 - 55.

8. Sojan, M. K. Realisation of investment projects and labour potential in republic Tyva. //Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - p. 79 - 81.

9. Turenko, B. G. Formation of shots of heads and experts: methodological aspects of development// Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - p. 46 - 48.

10. Shalmuev, A. A. The basic components of potentials of regional development. // Economic revival of Russia. - 2006. - № 4 (10). - P. 57 - 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.