ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА В1991 - 2008 гг.
Образование, школы, реформа, региональная образовательная политика.
В статье рассматривается формирование образовательной политики в Республике Тыва в 1991—2008 гг., выделены этапы, тенденции и особенности ее формирования и развития. Автором анализируются такие направления государственной политики в сфере школьного образования, как развитие нормативно-правовой базы, разработка национально-регионального компонента, принятие различных республиканских программ, направленных на улучшение содержания и качества образования.
N.M. Ochur
Formation of regional educational policy IN THE REPUBLIC OF TUVA IN 1991-2008
Education, schools, reforms, regional educational policy.
This article considers the formation of the educational policy in the Republic of Tuva in 1991 - 2008, identifies the stages, tendencies and features of its formation and development. The author analyses such state policy directions in the sphere of school education as the development of laws and regulations, the development of the national and regional component, the adoption of various republican programmes directed to improving the content and quality of education.
В связи с распадом СССР и образованием Российской Федерации возникла необходимость изменения государственной политики в области школьного образования. Конституция Российской Федерации (1993), Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992), «Национальная доктрина развития образования в РФ»
(2000), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»
(2001) дали начало новому этапу развития образования в субъектах Российской Федерации. Принятие этих важных документов способствовало формированию региональной образовательной политики, отражающей особенности социально-экономического, политического и этнокультурного развития субъектов России. Не стала исключением и Республика Тыва, где также в конце XX в. начала формироваться и реализовываться региональная образовательная политика. Можно выделить три периода в ее развитии.
Первый этап охватывает 1990—1994 гг. В политической области — это был период суверенизации и демократизации: в 1990 г. принята Декларация о государственном суверенитете республики, в 1992 г. состоялись выборы первого Президента Республики Тыва, в 1993 г. была принята новая Конституция, в соответствии с которой создавались новые республиканские органы власти и местного самоуправления. В области экономики это был процесс смены форм собственности, спада промышленного и аграрного производства и углубления экономического кризиса. Ухудшение поло-
жения происходило и в социальной сфере: системы образования, здравоохранения и социальной защиты оказались без государственной поддержки.
Социальный кризис стал следствием экономического кризиса. Основным фактором негативных явлений для общества стала увеличивающаяся безработица, особенно высокая в сельской местности и среди молодежи. В Туве с 1992 по 1995 г. она выросла с 0,2 до 18,8 % [Республика Тыва: история в цифрах, 2011, с. 50]. Республика вышла на первое место среди сибирских регионов по уровню безработицы. Другими проявлениями кризиса явились падение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, ослабление духовности, формирование неблагоприятной общественной среды.
Деформации в области экономики, политики и идеологии, неудовлетворенность в сфере национального самосознания и межнациональные противоречия привели к усилению социальной напряженности в тувинском обществе, обострению межнациональных конфликтов, оживлению националистических, сепаратистских и шовинистских настроений. Традиционно доброжелательным, доверительным и уважительным отношениям народов был нанесен заметный ущерб. Началась массовая миграция нетувинского населения Тувы: в 1990 г. из республики уехало более 10 тыс. чел., в основном высококвалифицированные специалисты [Доржу, 2000, с. 249].
В данных условиях в наиболее сложном положении оказались общеобразовательные учреждения республики. Если Кызылский государственный педагогический институт и средние специальные учебные заведения получали финансирование из федерального бюджета, то школы были оставлены на скудном бюджете республики. Это привело к несвоевременной выдаче заработной платы учителям и другим работникам сферы образования, к значительному ухудшению кадрового потенциала школ и их материально-технической базы.
С формированием в Туве в начале 1990-х гг. новой системы государственной власти происходит разграничение полномочий между республиканскими и муниципальными органами государственной власти, что сказалось на организации управления системой образования, которая представляла собой вертикаль из трех уровней.
Первый уровень управления представляли образовательные учреждения, деятельность которых осуществлялась на основе их уставов. В своей учебно-методической и административной деятельности школы обладали широкой автономией. Второй уровень составляли кожуунные (районные) органы управления образованием. И третий уровень управления образованием — республиканский — был представлен Министерством образования Республики Тыва.
Одновременно с формированием управленческой структуры создавалась норма-тивно-правовая база функционирования системы образования республики. Важным шагом государственной политики в этом направлении стало принятие в декабре 1990 г. Закона «О языках в Тувинской АССР» [Закон Тувинской АССР..., 1991]. Для многонациональной республики, в которой тувинцы составляли 64,8 % из общего числа населения [Анайбан,1993, с. 16], принятие данного документа стало объективной необходимостью. Политика унификации и стирания национальных граней за годы советской власти привела к форсированным темпам распространения русского языка среди тувинцев. Они начали забывать родной язык, многовековые традиции и обычаи. Особенно это ярко проявлялось среди городских жителей, поэтому возникла необходимость законодательного закрепления, дальнейшего развития и усовершенствования родного тувинского языка.
Другой причиной принятия документа стали межэтнические конфликты и усиливающиеся миграционные процессы на фоне углубления социально-экономического кризиса и политической суверенизации. В этих условиях Закон стал гарантом стабильности и развития этносоциальных процессов, укрепления дружбы и сотрудничества тувинского и русского народов, проживающих в республике. Закон о языках обеспечил регулирование вопросов, связанных с использованием в образовательной сфере государственного - тувинского - языка, а русский язык как язык межнационального общения наравне с государственным языком в полной мере функционировал и использовался в общественно-политической, социально-экономической, культурной жизни, общении между людьми.
В конце 80 - начале 90-х гг. XX в. назрела необходимость в разработке и создании региональных образовательных программ и концепций, ориентированных на удовлетворение национально-образовательных потребностей населения республики. Основаниями для изменения образовательной ситуации в регионе стали: пересмотр образовательных целей и задач; единообразие учебных планов и программ; неэффективность организации и состояния учебно-воспитательного процесса; ослабление национальной школы. В 1991 г. было принято Постановление Совета Министров Тувинской АССР «Об основных направлениях развития народного образования Тувинской АССР на 1991-2000 гг.» (ЦГА РТ. Ф. 270. Оп. 1. Д. 1448. Л. 25—38). Документ провозгласил следующие принципы региональной образовательной политики: развитие национальной школы на основе родной языковой среды; приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям народной педагогики; создание новых образовательных программ и краеведческих курсов; разнообразие типов образовательных учреждений; дальнейшая подготовка национальных кадров; научно-методическое обеспечение образовательных учреждений. Но как показала практика, для более эффективной реализации основных направлений развития образования республики необходимо было принять Закон «Об образовании».
Второй этап развития региональной образовательной политики охватывает 1995—1999 гг. Это было время постепенного выхода республики из политического и социально-экономического кризиса. Данный этап характеризовался снижением межэтнической напряженности, ослаблением миграционных процессов. В экономической области происходит оживление производства и торговли, связанные с развитием аратского (фермерского) хозяйства, средних и мелких предприятий разных форм собственности. Однако Тува по-прежнему оставалась дотационным регионом, доля федеральных субсидий составляла 90 % бюджета республики.
Важным событием второго этапа стало принятие в 1995 г. Закона «Об образовании» [Закон Республики Тыва..., 1995], который обеспечивал правовое регулирование в области образования граждан республики и определял основные понятия и принципы образования, а также механизм реализации прав граждан на образование. Статья 6 Закона рассматривала воспитание и обучение на родном языке как основу национально-культурного развития личности, давала возможность выпускникам общеобразовательных школ при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения Тувы сдавать экзамены не только на русском, но и на тувинском языке. Это было особенно важно для выпускников школ из отдаленных кожуунов с моноязычным населением. В остальном данный Закон повторял федеральный, включая создание условий для получения гражданами как бесплатных, так и платных услуг в области образования, развития вариативных учебных заведений и программ, предоставления социальных гарантий педагогическим работникам.
Модернизационные процессы, которые начались в российских школах, привели к разнообразию учебных программ и школьных учебников. В Туве были изданы учебники «Рассказы о Туве» (5 класс), «Родная речь» (2 класс), «История Тувы» (9 класс), «География Тувы» (8 класс), «Народоведение» (3-4 классы) и др. Но отсутствие единых требований и механизмов экспертизы привело к появлению учебных программ и учебников на региональном уровне, для которых было характерно увеличение объема общей информации, нередко в ущерб качеству. Попыткой упорядочить стихийные инновационные процессы, которые охватили школы в конце XX в., стала идея стандартизации. Разработка стандартов ступеней образования и национально-регионального компонента стала одним из направлений деятельности Министерства образования Республики Тыва.
Начиная с 1994—1995 учебного года школы Тувы стали работать по новому Базисному учебному плану, что дало возможность включить такие учебные предметы регионального компонента, как «Родной язык и литература», «История Тувы», «География Тувы», «Физическая культура и национальные виды спорта», «Народоведение», «Основы национальной культуры» [Марченко, 1995, с. 11]. Быстро включились в инновационные процессы и начали работать по программе «Народная педагогика», широко используя часы регионального компонента, школа-гимназия № 9 г. Кызыла, Целинная средняя школа Кызылского, Самагалтинская Тес-Хем-ского и Межегейская средняя школа Тандынского кожууна, а школа № 1 г. Тура-на Пий-Хемского кожууна выбрала в качестве направления учебно-воспитательной работы «Модель русской национальной школы». Однако было немало таких образовательных учреждений, которые использовали часы республиканского компонента не по назначению. Все это нарушало образовательную систему, мешало отрабатывать модель новой школы, выполнять требования стандарта.
Третий период региональной образовательной политики начался с 2000 г. В политической области данный этап характеризовался приведением Конституции Республики Тыва в соответствие с Конституцией Российской Федерации, с выборами главы Правительства. В хозяйственной области начались стабилизация и оживление производства, постепенное сокращение безработицы, укрепление экономических связей с другими регионами. Основными задачами социальной политики республиканского правительства стали повышение уровня жизни населения, снижение безработицы, обеспечение социальных гарантий. Улучшение экономических показателей и стабилизация в аграрном секторе положительно сказывались на социальной сфере, и в первую очередь на образовании. В 2003-2004 учебном году образование стало одним из основных направлений расходования бюджетных средств республики. Удельный вес расходов на образование в объеме расходов бюджета республики в 2003 г. составил 31,7 %, в 2002 г. - 28,9 %, в 2001 г. -30 % [О состоянии системы..., 2004, с. 4]. Были увеличены расходы на строительство объектов образования. В 2004 г. были сданы пристройка к Государственному лицею, школа № 4 в г. Ак-Довурак, малокомплектная школа в селе Адыр-Кежик.
Деятельность республиканского Министерства образования в рассматриваемый период была направлена на реализацию Постановления Правительства РТ «О мероприятиях по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. в Республике Тыва» [Постановление Правительства ..., 2002] и Республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Тыва до 2010 г.» [Постановление Великого Хурала ..., 2005]. Главными задачами, которые ставились в документах, были: повышение качества образования, внедрение в систему образования современных инновационных технологий, укрепление мате-
риально-технической и учебной базы, нормативно-правовое обеспечение, организованное проведение эксперимента по переходу к единому государственному экзамену, восстановление функций воспитания как важнейшего компонента педагогического процесса. Данные подходы к образованию соответствовали основным положениям Национальной доктрины образования и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
Следующим направлением модернизации образования в Туве стала реализация Приоритетного национального проекта «Образование» в образовательных учреждениях республики. Важным стало принятие ряда Республиканских целевых программ: «Тувинский язык», «О развитии кадрового потенциала в свете основных направлений социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2012 г.». Особенно своевременным стало принятие Республиканской целевой программы «Русский язык в Республике Тыва на 2008-2010 гг.» [Постановление Правительства..., 2007]. Разработка программы была обусловлена недостаточным уровнем владения русским языком коренными жителями республики, что привело к сужению сферы его применения в образовательной, политической, культурной и предпринимательской деятельности и снижению профессионального уровня работников во всех сферах народного хозяйства. Программа была направлена на улучшение качества преподавания русского языка в национальных школах, повышение квалификации учителей русского языка и литературы, разработку и издание учебно-методических комплексов по русскому языку, создание конкурентоспособности выпускников школ республики при поступлении в ссузы и вузы России, а также при прохождении воинской службы в рядах Российской армии юношами тувинской национальности.
Таким образом, формирование региональной образовательной политики в Республике Тыва в 1991—2008 гг. шло в несколько этапов. На каждом этапе решались и реализовывались определенные задачи. Меры, принятые Правительством РТ, республиканским Министерством образования, органами местного самоуправления по развитию системы общего образования и решению проблем в образовательной сфере способствовали позитивным изменениям в области образования.
Список сокращений
ЦГА РТ — Центральный государственный архив Республики Тыва.
Библиографический список
1. Анайбан З.В. Проблема билингвизма в Туве // Башкы (Учитель). Научно-популярный и методический журнал Министерства образования и науки Республики Тыва. 1993. № 3. С. 14-17.
2. Доржу З.Ю. Этнополитическая ситуация в Туве // Этносоциальные процессы в Сибири: тематич. сб. / под ред. Ю.В. Попкова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. Вып. III. 267 с.
3. Закон Тувинской АССР «О языках в Тувинской АССР» // Тувинская правда. 1991. 22 янв.
4. Закон Республики Тыва «Об образовании» // Тувинская правда. 1995. 10 авг.
5. Марченко Л. К вопросу о базисном плане, образовательных стандартах и введении их в педагогическую практику // Башкы (Учитель). Научно-популярный и методический журнал Министерства образования и науки Республики Тыва. 1995. № 1. С. 9-12.
6. О состоянии системы непрерывного общего и начального профессионального образования в 2003 — 2004 учебном году и об основных направлениях развития образования на 2004 - 2005 учебный год: аналитический доклад. Кызыл, 2004. 75 с.
7. Республика Тыва: история в цифрах: статист, сб. / Тывастат. Кызыл, 2011. 241 с.
8. Постановление Великого Хурала РТ от 18 мая 2005 г. № 1312 ЗП-1 «Развитие образования в Республике Тыва до 2010 г.».
9. Постановление Правительства РТ от 17 декабря 2002 г. № 969 «О мероприятиях по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. в Республике Тыва».
10. Постановление Правительства РТ от 7 ноября 2007 г. № 992 «Русский язык в Республике Тыва на 2008-2010 гг.».