Научная статья на тему 'Проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса республики Тыва'

Проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГУБЕРНАТОРСКИЙ ПРОЕКТ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / AGRICULTURE / HUMAN RESOURCES / GOVERNOR''S PROJECT / STATE FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назыноол Адыгжы Окур-оолович

В данной статье рассматривается проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса (АПК) Республики Тыва. Перечислены сельскохозяйственные образовательные организации, выделяющие целевые места республике. Рассмотрена статистика кадров, занятых в сфере АПК республики. Перечислен ряд факторов препятствующих формированию кадрового состава, предложены меры по решению проблем кадрового обеспечения АПК республики. Приведены общие итоги реализации губернаторского проекта «Одно село один продукт», а также проблемы препятствующие развитию проекта. В статье рассмотрены изменения в законодательных актах Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий и повышения мобильности трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of staffing of agro-industrial complex of the Republic of Tyva

This article deals with the problem of staffing of AIC (agro industrial complex) of the Republic of Tuva. The author listed agricultural educational organizations that provide target site Republic, reviewed statistics personnel employed in the agricultural sector of the Republic, lists a number of factors hindering the formation of personnel, proposed measures for the solution of problems of personnel maintenance of agriculture of the Republic. The paper shows the overall results of the implementation of the governor's project "One village one product"; the problems hindering the development of the project. The article examines changes in the legislative acts of the Russian Federation on issues of assignment and payment of pensions and the program on "increasing labor mobility".

Текст научной работы на тему «Проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса республики Тыва»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6• Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

Проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса республики Тыва

Назын-оол А.О. 1

1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск, Россия

В данной статье рассматривается проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса (АПК) Республики Тыва. Перечислены сельскохозяйственные образовательные организации, выделяющие целевые места республике. Рассмотрена статистика кадров, занятых в сфере АПК республики. Перечислен ряд факторов препятствующих формированию кадрового состава, предложены меры по решению проблем кадрового обеспечения АПК республики. Приведены общие итоги реализации губернаторского проекта «Одно село один продукт», а также проблемы препятствующие развитию проекта. В статье рассмотрены изменения в законодательных актах Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий и повышения мобильности трудовых ресурсов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агропромышленный комплекс, кадровое обеспечение, губернаторский проект, продовольственная безопасность государства.

The problem of staffing of agro-industrial complex of the Republic of tyva

Nazyn-ool A.O. 1

1 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Reshetnev University), Russia

Введение

Развитие АПК для современной России является одной из первоочередных задач государства, поскольку от него зависит продовольственная безопасность государства. Немаловажной задачей государства является обеспечение здоровья населения, которое напрямую зависит от потребляемой пищи. В настоящее время проблема кадрового обеспечения высококвалифицированными специалистами в АПК республики Тыва стоит достаточно остро. Высокий уровень профессионализма сотрудников с высокой производительностью труда необходим для эффективного агропромышленного производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Очевидно, что ключевыми факторами модернизации АПК являются: технологический уровень;

АННОТАЦИЯ:

система управления и кадровый потенциал. Кадровое обеспечение АПК сегодня выступает стратегической задачей государственного масштаба. Стратегия поддержки сельского хозяйства России представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. 15 апреля 2014 года Министерством промышленности и торговли России была разработана программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [1].

Кадровое обеспечение в АПК Республике Тыва

В республике существует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса, куда входят Тувинский государственный университет, Тувинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Тувинский сельскохозяйственный техникум и средние профессиональные училища в городе Кызыле и в селах Балгазын и Сарыг-Сеп. Кроме того, Правительством республики оказывается поддержка в виде предоставления целевых мест в профессиональные образовательные организации высшего образования нашей страны. В 2017 году в сельскохозяйственных образовательных организациях было выделено: в Российском государственном аграрном университете - МСХА имени К.А. Тимирязева 37 мест; в Красноярском государственном аграрном университете - 18 мест; в Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте - 16 мест; в Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова - 18 мест. Проходят встречи представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва со студентами, обучающимися в аграрных вузах. Обсуждаются актуальные про-

ABSTRACT:_

This article deals with the problem of staffing of AIC (agro industrial complex) of the Republic of Tuva. The author listed agricultural educational organizations that provide target site Republic, reviewed statistics personnel employed in the agricultural sector of the Republic, lists a number of factors hindering the formation of personnel, proposed measures for the solution of problems of personnel maintenance of agriculture of the Republic. The paper shows the overall results of the implementation of the governor's project "One village - one product"; the problems hindering the development of the project. The article examines changes in the legislative acts of the Russian Federation on issues of assignment and payment of pensions and the program on "increasing labor mobility".

KEYWORDS: agriculture, human resources, governor's project, state food security

JEL Classification: J43, J49, M50 Received: 09.01.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Nazyn-ool A.O. ([email protected])

CITATION:_

Nazyn-ool A.O. (2019) Problemy kadrovogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Tyva [The problem of staffing of agro-industrial complex of the Republic of Tyva]. Ekonomika truda. 6. (1). - 321-330. doi: 10.18334/et.6.1.39749

блемы, с которыми сталкиваются студенты, министерством оказывается помощь в решении проблем. Одна из встреч проходила в городе Красноярске 26 февраля 2016 года, где состоялся Кадровый форум специалистов АПК с участием руководителей и представителей органов власти в сфере АПК Красноярского края, Республик Хакасия и Тыва. Также в форуме приняли участие представители сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий и других организаций [2, 4].

В отрасли сельского хозяйства республики трудятся около 9 тысяч человек. А население республики составляет более 318 тысяч человек. В 2018 г. проводилось выборочное обследование рабочей силы населения в возрасте от 15 лет и старше. В данном возрасте численность рабочей силы с февраля по апрель 2018 года составила 119,5 тыс. человек, в их числе 106,0 тыс. человек, или 88,7% рабочей силы были заняты в экономике, а 13,5 тысяч человек (11,3%) -безработные, стоящие на учете центра занятости. В марте 2018 г. замещение рабочих мест в организациях выглядело следующим образом: удельный вес внешних совместителей составил 1,6%, лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, - 1,2%. Нежелание работать молодых специалистов в сельском хозяйстве связано с рядом причин, таких как:

1) отсутствие экономической стабильности в аграрном секторе;

2) органы управления АПК не эффективно вовлечены в вопросы набора и трудоустройство выпускников;

3) ухудшение или отсутствие социальной инфраструктуры в сельской местности;

4) отсутствие сотрудничества между школами и аграрными учебными заведениями, которые обеспечивают подготовку дальнейшего выбора профессий в сфере АПК [3, с. 24].

5) неэффективно разработана система кадровой безопасности, которая обеспечивала бы защищенность персонала организации от разнообразных угроз и активную защиту самой организации.

По статистическим данным, на предприятиях сельского хозяйства остаются трудиться всего 20 % выпускников высших учебных заведений соответствующих специальностей. Текучесть кадров, как и сменяемость руководителей предприятий, продолжает оставаться высокой. Это связанно с плохо организованным подбором персонала, следствием которого является низкая корпоративная сплоченность и низкая трудовая дисциплина. В настоящее время в республике среди руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий только 58% имеют высшее образование, среднее

ОБ АВТОРЕ:_

Назын-оол Адыгжы Окур-оолович, аспирант кафедры экономики труда и управления персоналом, аспирант (a-nazynoo10mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Назын-оол А.О. Проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Республики Тыва // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 321-330. сЫ: 10.18334М.6.1.39749

специальное - 42%. Около 80% сельскохозяйственных предприятий не имеют экономистов и бухгалтеров требуемой квалификации. Сельскохозяйственные предприятия республики нуждаются в таких ключевых специалистах, как: зоотехники - 15 человек, ветеринарные врачи, агрономы и инженеры по механизации сельского хозяйства -18 человек [4, 5].

Для решения проблем кадрового обеспечения АПК необходимо разработать совместно с Министерством сельского хозяйства и Правительством республики ряд первоочередных задач кадрового обеспечения аграрного сектора:

1) разработать систему мониторинга и прогнозирования потребности в трудовых ресурсах, обеспечивающих эффективную реализацию стратегии развития АПК на период до 2030 года [6, с. 42];

2) совместная подготовка кадров с работодателями, представителями бизнеса и социальными партнерами. Следует обеспечить взаимодействие образовательных учреждений и работодателей посредством заключения трехсторонних договоров со студентами и дальнейшее их трудоустройство в сельской местности. Должна быть предусмотрена возможность прохождения практики, получения стипендии за счет будущего работодателя.

Необходимо взаимными усилиями снабдить учебные заведения современной сельскохозяйственной техникой, обеспечивающей непрерывное, а главное менее затратное производство сельскохозяйственной продукции. Как показывает практика, огромные затраты уходят на энергетические и производственно-технологические процессы;

3) изменений требует и система организации учебного процесса. В бюджет учебных заведений можно привлечь дополнительные финансовые ресурсы за счет специфики учебных заведений, посредством производства продукции выращенной на учебных полях и лабораториях учебных заведений. Улучшения требует инфраструктура аграрных образовательных учреждений, необходимо строить новые и реконструировать старые учебно-лабораторные корпуса, библиотеки, столовые и студенческие общежития [7, с. 7] (РугЫкоуа г йт., 2017; р. 7);

4) не менее важной проблемой является довузовское воспитание детей, последствием которого является нежелание работать и жить в сельской местности. Для решения этой проблемы необходимо организовать в школах классы с аграрным уклоном, с приоритетом дальнейшего поступления в сельскохозяйственные вузы и ссузы;

5) нежелание молодежи трудится в сельской местности связано с низким темпом развития сельских территорий и социально-демографической политики на селе. Очевидно, что для решения этой проблемы необходимо развитие объектов сельской социальной инфраструктуры, в том числе объектов культурно-бытового назначения для населения всех возрастов. Реформ требует и система социальной защиты кадров сельского хозяйства и сохранение здоровья селян. Для повышения стимула к трудовой деятельности необходим привлекательный социальный пакет, куда входят: достойная заработная плата; дополнительные стимулирующие выплаты в виде единовременной

помощи и ежемесячных доплат к заработной плате; обеспечение жильем. Удельный вес сельского строительства введенного жилья в республике составляет всего 23,3 %. Должны быть соблюдены все условия трудового законодательства, которые, к сожалению, в настоящее время не соблюдаются многими работодателями, включая профилактику профессиональных заболеваний и травматизма на производстве, необходимо развивать объекты здравоохранения и неотложной медицинской помощи;

6) неэффективно разработана мера льгот и поощрений работникам в сфере АПК, что тем самым ухудшает мотивацию кадров к работе. Для решения этой проблемы следует внести изменения в Налоговый кодекс РФ, такие как: минимизация или отмена налогов на средства, затраченные на обучение персонала; обеспечение налоговых льгот предприятиям, оказывающим необходимую материальную поддержку для расширения учебно-материальной базы аграрных образовательных учреждений [8, с. 86];

7) кадровым службам необходимо разработать стратегию формирования кадрового обеспечения. На сегодняшний день проблема кадрового обеспечения является достаточно изученной, имеются различные теоретические методы. Однако нет практического применения для создания эффективного менеджмента трудовых ресурсов АПК республики. Не проводится оценка деятельности персонала АПК [9, 10] (Бе1уаеу);

8) необходимо государством разработать систему субсидий и кредитования для сельскохозяйственных предприятий и для физических лиц, желающих создавать и развивать фермерские, аграрные хозяйства.

Губернаторский проект «одно село один продукт»

Для развития АПК Республики Тыва Правительством с 2013 г. реализуется губернаторский проект «Одно село один продукт», которые включает изучение и выявление ресурсов каждого муниципалитета, открытие и развитие производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Сельчане самостоятельно выбирают вид предпринимательской деятельности и производимые товары, поскольку сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность тесно взаимосвязаны и являются сферами деятельности АПК. Целью проекта является развитие малого и среднего предпринимательства, а также сельского бизнеса на основе конкурсного отбора и выделения субсидий и грантов из федерального и республиканского бюджетов.

Правительством республики поставлены следующие основные задачи:

1) стимулирование предприимчивости населения на уровне каждого села;

2) финансовая поддержка производства и переработки продукции сельского хозяйства;

3) развитие предприятий малого и среднего предпринимательства;

4) поступление дополнительных доходов в республиканский бюджет

В рамках проекта проводятся выставки местных производителей, а также другие мероприятия республиканского и всероссийского уровня. Участникам проекта помогают с брендированием товаров, дают различные консультации по приданию качества по улуч-

шению товара и продвигают на республиканский и межрегиональный рынок. В республику приглашаются инвесторы из представителей муниципалитетов и предпринимателей из соседних регионов: Республики Хакасия, Красноярского Края и Новосибирской области. Проводятся «круглые столы» с участием заинтересованных сторон.

24-26 мая 2013 года состоялась первая выставка губернаторского проекта «Одно село - один продукт». Главой Правительства Шолбаном Кара-оолом была поставлена задача, задействовать как минимум 124 участника из сельских поселений. Были представлены 165 проектов по производству широкого спектра товаров: продукты питания, одежда, обувь, изделия из кожи и меха, мебель, сувениры, корма для животных. Первый оборот в рамках проекта составил 1,4 млн рублей. За первый год реализации проекта объем налоговых поступлений в бюджет республики составляет 5,4 млн рублей, за 10 месяцев на территории сельских населенных пунктов республики созданы 482 рабочих места. Однако трудности возникают в организационно-правовых отношениях, связанных с недостаточной осведомленностью участников проекта. Также трудности возникают с составлением бизнес-планов.

Министерством экономики Республики Тыва сообщается: за 3 месяца 2017 года в рамках реализации губернаторского проекта находилось 149 проектов, в результате которых достигнуты следующие показатели:

• создано 54 новых рабочих мест, из числа безработных граждан трудоустроено 22 человека;

• объем производства продукции составил 27,2 млн рублей;

• налоговые поступления составили 2,2 млн рублей

• кластер по производству молочной продукции принес доход в размере 4134,5 тыс. руб., сбор молока от населения достиг 35,1 тонн на сумму 702 тыс. руб.;

• кластер по производству мяса обеспечил порядка двух тысяч тон, в т.ч. 8 видов мясных полуфабрикатов на сумму 1474 тыс. руб.;

• кластеру по производству семян зерновых под урожай 2017 года было выделено 1600 га земли;

• в I квартале 2017 года ООО «Тыва-Войлок» участвовало в конкурсе на Грант Главы Правительства Республики Тыва для приобретения дополнительного оборудования для производства войлока. Со II квартала планировалсь закуп шерсти у населения;

• в рамках кластера по переработке рыбы ИП Никитину Д.О. были предоставлены безхозные объекты: жилой дом с баней, складское помещение, располагающиеся на берегу озера Тере-Холь;

• кластер по лесопереработке и производству строительных материалов принес 2353,3 тыс. руб.;

• кластер по туризму представлен следующими проектами: ГУП Мараловодческое хозяйство «Туранское» за 1 квартал 2017 года было реализовано пантопро-дукции на сумму 17,9 тыс. руб., предоставлено платных услуг населению 202

единицы на сумму 162,0 тыс. руб. Для развития рекреационной зоны аржаана1 Ажыг-Суг ИП Кара-Сал Э.Ч. создано 5 рабочих мест со среднемесячной заработной платой 1 работника 15 000 рублей. ИП Имажап А.А. начал благоустройство аржаана (целебного источника) «Тарыс», строительство спортивных площадок на территории аржаана;

• кластер по переработке дикоросов СПоК «Сизимский» Гусев В.И. реализовал продукции за 1 квартал 2017 года в следующих объемах: молоко - 1600 тонн, сметана - 550 кг, творог - 650 кг, масло сливочное - 80 кг, мясо говядины - 2500 кг, картофель - 5 тонн, морковь - 500 кг, капуста - 300 кг, лук - 120 кг, малина -740 кг, смородина - 500 кг, орех - 200 кг, грибы - 600 кг, квашеная капуста - 200 кг. За 1 квартал 2017 года произведено продукции на сумму 1669,3 тыс. рублей, уплачено 87,0 тыс. руб. налогов. До 31 декабря 2017 года заключены договоры со следующими организациями и учреждениями: «Дерзиг-Аксынский психоневрологический интернат», Школа-интернат для детей с нарушением слуха, Кызылский дом-интернат для престарелых и инвалидов, дом ребенка г. Кызыла, республиканская детская больница Каа-Хемская ЦКБ. Для реализации продукции в г. Кызыле имеется магазин «Сизимский».

По данным Министерства экономики, как отметила министр экономики Тывы Елена Каратаева, за первое полугодие в регионе создано 267 субъектов малого предпринимательства. В рамках проекта «Одно село - один продукт» за весь период его реализации с 2013 по 2016 годы в республике появилось 160 предпринимательских стартап-проектов, создано в общей сложности 1744 новых рабочих мест, из них в 2016 году - 87. Всего на реализацию проекта за 4 года была направлена господдержка участникам проектов в размере 884,5 млн рублей, из них в 2016 году - 24,5 млн рублей. Совокупный объем продукции и услуг составил 749,7 млн рублей, из них в 2016 году - 253,8 млн рублей (рост к 2015 году на 24,8%, к 2013 году - рост в 2,1 раза).

Итого произведено 142 вида продукции, в том числе:

• в молокоперерабатывающей - 24 вида, всего 17 предприятий;

• в мясоперерабатывающей - 52 вида, всего 13 предприятий;

• в рыбопереработке - 10 видов, 9 участников;

• в переработке дикоросов - 17 видов, 3 участника;

• в розливе воды и чайных напитков - 2 вида, 2 предприятия;

• в производстве национальных продуктов питания - 2 видов, 3 предприятия;

• в производстве овощной продукции - 10 видов, 16 хозяйств;

• в производстве стройматериалов - 25 видов, 16 предприятий.

В 2016 году доходы регионального и муниципальных бюджетов в виде налогов увеличились в 2,3 раза к уровню 2013 года и составили 15,2 млн рублей. Процесс реализации проекта принес в бюджет республики за 4 года 46,4 млн рублей.

1 Аржаан - целебный источник.

В итоге проект позитивно отразился на развитии отдельных отраслей экономики и социальных показателях, в том числе и на сельском хозяйстве.

В результате реализации проекта в 2016 году к уровню 2013 года:

• снизилось на 12% количество официально зарегистрированных безработных с 5982 в 2013 г. до 5319 в 2016 г.;

• увеличился на 30 % объем производства цельномолочной продукции, в 2016 г. он составил 4347 тонн, в 2013 году - 3345,7 тонн;

• увеличилось на 10,3% производство кондитерских изделий и составило в 2016 г. 966,26 тонн, в 2013 г. - 876,15 тонн;

• увеличилось на 43,2% производство мяса и полуфабрикатов, что составило 411,03 тонн;

• увеличилось на 29,2% производство колбасных изделий и составило 200,3 тонн.

Валовая продукция сельского хозяйства Республики Тыва в 2016 году увеличилась

на 18,5% к уровню 2013 года и составила 6 424,3 млн рублей, в том числе в животноводстве - 5 331,6 млн рублей, в растениеводстве - 1 092,7 млн рублей. Росту объема продукции способствовали правительственные меры по повышению доступности для местных товаропроизводителей системы государственных закупок, благодаря которым участники получили в 2016 году от бюджетных учреждений заказы на 9,6 млн рублей. За весь период реализации проекта участники проекта были обеспечены местной продукцией путем проведения закупок на общую сумму в 27,5 млн рублей.

Для реализации произведенной продукции при поддержке правительства республики созданы 6 крупных сельскохозяйственных рынков в Кызыле и кожуун-ных2центрах, на этих площадках были организованы ярмарки. За 2016 год проведено 752 ярмарки, что в 1,6 раза больше по сравнению с 2015 годом.

Для поддержки участников проекта в 2013-2016 годах проведено 5 республиканских выставок-ярмарок, товарооборот которых составил более 20 млн рублей. В них приняли участие более 756 местных товаропроизводителей. Начато строительство овощехранилища в Кызылском кожууне и оптово-логистического центра в г. Шагонар Улуг-Хемского кожууна, которые введены в эксплуатацию в 2017 году [11].

Изменения в федеральном законе в 2018 году

Начиная с 1 октября 2018 года, в России стартовала программа повышения мобильности трудовых ресурсов. Государством предоставляется поддержка для безработных граждан, желающих переселится в сельскую местность. В программе могут участвовать все субъекты Российской Федерации. Субъекты смогут утвердить дополнительные меры финансовой поддержки для безработных граждан и для членов их семей, желающих переехать и работать в сельской местности по направлению службы занятости. Минимальный срок трудового договора составляет до двух лет. Для жела-

2 Кожуун - наименование муниципальных районов в Республике Тыва.

ющих переехать и работать в сельской местности государством возмещаются расходы на переезд, оплатят подъемные. Кроме того, механизм предоставления финансовой поддержки работодателю в возмещении его затрат на привлечение работников-переселенцев будет упрощен. Изменения произошли и в законодательных актах РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий. Начиная с 1 января 2019 г., ожидается увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии на 25% пенсионерам, имеющим стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет [12, с. 1, 5].

заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из данных экономических показателей можно сделать вывод о том, что проект «Одно село один продукт» способствует экономическому развитию Республики Тыва. Он стал эффективной формой развития сельского хозяйства, а также стимулирует население республики к предпринимательской деятельности. Одной из самых острых проблем для успешного развития проекта является инфраструктурная проблема, связанная с нехваткой энергетических мощностей. Не хватает инженерно-технических кадров, технологов, экономистов, которые обеспечивали бы эффективное и непрерывное производство продукции.

Развитие агропромышленного комплекса для современной России является одной из первоочередных задач государства, поскольку от него зависит продовольственная безопасность государства. К сожалению, на сегодняшний день в магазинах мы видим большое количество продуктов питания импортного производства. Огорчает, что граждане потребляют даже картошку импортного производства. Огромные поля нашей необъятной страны «пустуют», отрасли необходимы реформы. Поэтому в АПК нужны грамотные и сильные специалисты.

Остается надеяться, что благодаря программе занятости и изменениям в пенсионном законодательстве, изменится ситуация на рынке труда в АПК РФ.

ИСТОЧНИКИ:

1. Правительство РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ ( дата обра-

щения: 07.09.2018 ).

2. Министерство образования и науки Республики Тыва. [Электронный ресурс].

URL: http://monrt.ru ( дата обращения: 03.09.2018 ).

3. Агро Сибирь. Красноярск 2017 г. №6 (129)

4. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва. [Электронный ресурс]. URL: http://mcx.rtyva.ru ( дата обращения: 03.08.2018 ).

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по

Республике Тыва. [Электронный ресурс]. URL: https://tuvastat.gks.ru ( дата обращения: 21.09.2018 ).

6. Экономика сельского хозяйства №9 2017. Научно производственный ежемесячный

журнал

7. Пыжикова Н.И. и др. Формирование кадрового потенциала сельского хозяйства

Красноярского края. - Красноярск: Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2017. - 154 с.

8. Достижение науки и техники АПК. 12, декабрь, 2017, том 31

9. Беляев С. Агрессивный рекрутинг: Партизанские методы подбора персонала. HR-

portal. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/agressivnyy-rekruting-partizanskie-metody-podbora-personala ( дата обращения: 07.08.2018 ).

10. Бизнес-разведка: законные методы и запрещенные приемы. Hr-portal.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/biznes-razvedka-zakonnye-metody-i-zapreshchennye-priemy ( дата обращения: 04.08.2018 ).

11. Сайт Правительства Республики Тыва. [Электронный ресурс]. URL: http://gov.tuva. ru ( дата обращения: 07.09.2018 ).

12. Информационно-аналитическая газета для налогоплательщиков. Налоговые Вести Красноярского края №16 (428), октябрь 2018

REFERENCES:

Pyzhikova N.I. i dr. (2017). Formirovanie kadrovogo potentsiala selskogo khozyaystva Krasnoyarskogo kraya [Formation of personnel potential of agriculture of the Krasnoyarsk territory] Krasnoyarsk: Krasnoyar. gos. agrar. un-t. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.