Научная статья на тему 'Государственная поддержка как механизм обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства республики Тыва'

Государственная поддержка как механизм обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE REPUBLIC OF TUVA / DEPRESSIVE REGION / STATE SUPPORT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доржу Долаана Викторовна

Республика Тыва, депрессивный регион, государственная поддержка, устойчивое развитие, сельское хозяйство В статье рассматриваются сущность и значение государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли экономики депрессивных регионов, приведены результаты анализа состояния аграрного сектора экономики и реализации государственных программ развития сельского хозяйства Республики Тыва, определены основные факторы, сдерживающие развитие и возможности государственной поддержки как механизма обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT AS MECHANISM OF PROVIDING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF THE REPUBLIC OF TUVA

In the article the essence and value of the state support of the agricultural branch of the economics of depressive regions is considered. The results of the analysis of the of economics’ agrarian sector’s condition and realization of state programs of the development of the Republic of Tuva’s agriculture are presented. The major factors constraining the development and possibilities of the state support as a mechanism of providing a sustainable development of the agriculture of the region are defined.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка как механизм обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства республики Тыва»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Республика Тыва, депрессивный регион, государственная поддержка, устойчивое развитие,

сельское хозяйство.

В статье рассматриваются сущность и значение государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли экономики депрессивных регионов, приведены результаты анализа состояния аграрного сектора экономики и реализации государственных программ развития сельского хозяйства Республики Тыва, определены основные факторы, сдерживающие развитие и возможности государственной поддержки как механизма обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства региона.

D. V. Dorzhu

State support as mechanism of providing sustainable development of

AGRICULTURE OF THE REPUBLIC OF TUVA

The Republic of Tuva, depressive region, state support, sustainable development, agriculture.

In the article the essence and value of the state support of the agricultural branch of the economics of depressive regions is considered. The results of the analysis of the of economics’ agrarian sector’s condition and realization of state programs of the development of the Republic of Tuva’s agriculture are presented. The major factors constraining the development and possibilities of the state support as a mechanism of providing a sustainable development of the agriculture of the region are defined.

Проблема развития сельскохозяйственного производства депрессивных регионов России имеет большое значение для страны, так как для этих регионов характерен глубокий спад сельскохозяйственного производства. Особое место в решении указанной проблемы принадлежит государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей таких регионов в целях их устойчивого развития.

Сельскохозяйственное производство осуществляется на определенной территории со специфическими агроклиматическими условиями, качественными и количественными параметрами земельных угодий, природных ресурсов, демографическими и иными социальными условиями. Исходя из этого, формируются системы ведения сельскохозяйственного производства, значительную долю в которых занимают мероприятия по воспроизводству природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, сохранению уклада сельского населения, охране окружающей природной среды. Игнорирование этих принципов устойчивого развития в сельском хозяйстве привело к сокращению масштабов и снижению эффективности производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Наиболее остро эти процессы происходят в депрессивных регионах, в частности в Республике Тыва, с пониженной мотивацией к инвестированию, где целесообразно использовать государственную поддержку, направленную на рациональное использование потенци-

ала сельского хозяйства при создании благоприятных социальных условий для сельского населения, а также на определение «точек роста» в развитии аграрного сектора экономики региона.

Сельское хозяйство республики представлено в основном экстенсивным, преимущественно отгонным животноводством и низкоэффективным растениеводством. Тува является зоной рискованного земледелия. Динамика годовых объемов валовой продукции в растениеводстве в значительной степени зависит от климатических условий. Из-за отсутствия средств на рекультивацию и проведение восстановительных работ состояние посевных площадей и пастбищ в 90-е гг. ухудшилось. Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий сократились на 84,3 %. Противоречиво шёл и процесс реорганизации колхозов и совхозов. Из-за недостатка кредитных ресурсов сдерживалось и развитие аратских и крестьянских хозяйств.

Особенностью проведения аграрной реформы в республике стал запрет на частную собственность на землю, что было определено решением Верховного Совета РФ, закреплено результатами республиканского референдума (апрель 1993 г.). Земля могла только распределяться, общая площадь фонда перераспределения земель на начало 1994 г. составила 362,3 тыс. га, всё это привело к формированию смешанных форм собственности в сельском хозяйстве. Так, в 1993 г. 58,6 % валовой продукции отрасли было произведено в индивидуальных подсобных хозяйствах, 31,4 % — в государственных предприятиях, 10 % — в коллективных и 1,8 % — в аратских и крестьянских хозяйствах. Формирование рыночной инфраструктуры и механизмов либерализации экономики выявило имевшиеся в хозяйстве республики диспропорции, во многом устаревшую материально-техническую базу предприятий, неконкурентоспособность значительной части выпускаемой продукции. Так, в 90-е гг. XX в. около 80 % розничного товарооборота республики обеспечивалось ввозимой продукцией, которая имела высокую себестоимость. Таким образом, зависимость качества и уровня жизни населения от других регионов стала исключительно высокой [Балакина, Анайбан, 1995, с. 54].

Экономические реформы в Туве имеют и такую особенность, как наличие больших семей у лиц коренной национальности, что обусловило более резкое, чем в целом по России, расслоение населения на богатых и бедных. Доля лиц моложе трудоспособного возраста здесь составляет 40 % (в Российской Федерации - 25 % и Сибири в целом — 27 %). При высокой доле этой возрастной группы у населения Тувы больше возможности адаптироваться к рыночным условиям, так как молодежь более мобильна. Вместе с тем она не имеет опыта работы, не выдерживает конкуренции, что таит в себе потенциальный конфликт поколений на рынке труда. Другим фактором, затрудняющим адаптацию населения республики к рынку, является более низкий по сравнению со средним по России и Сибири уровень образования, что осложняло освоение рыночных навыков и правовых знаний.

Для экономики республики характерны высокие темпы снижения объемов производства, превышающие кризисный уровень; величина ВРП (валовой региональный продукт) на душу населения почти вдвое меньше среднероссийского значения. В республике уровень заработной платы явно недостаточен, следствием чего являются сокращение покупательной способности населения и снижение темпов роста ВРП, рост криминализации отраслей сельского хозяйства, возникновение угрозы экономической безопасности региона [Социально-экологическое..., 2008].

Обобщающим показателем депрессивного состояния региона является уровень безработицы. По данным за 2011 г., Тува находится на 78 месте по уровню безра-

ботицы, который составил 18.40 %, тогда как средний уровень по стране составил 6,60 %. Причем уровень безработицы выше среди сельских жителей (62 %) и наблюдается тенденция в сторону ее увеличения (в 2005 г. — 51 %, в 2009 г. — 60 %). Высокий уровень численности безработных на селе объясняется тем, что работу здесь найти гораздо труднее, чем в городе: ограничена сфера приложения труда, плохо организованы производство и реализация сельхозпродукции, не столь развита инфраструктура.

Таким образом, к основным проблемам развития сельских территорий, которые необходимо решать с помощью господдержки, относятся бедность сельского населения, отсутствие аграрного рынка труда, высокий уровень безработицы, неудовлетворительные условия труда и быта, недостаток и изношенность технических средств, высокая доля тяжелого физического труда, сложность в получении квалифицированного образования, уменьшение численности молодых кадров, обусловленные, как правило, отсутствием перспектив в развитии села, неудовлетворительными жилищными условиями, отсутствием квалифицированной медицинской помощи и т. п.

Все это предопределило необходимость государственной поддержки аграрного сектора экономики республики, усиления регулирующего воздействия государства на развитие агросферы в целях ликвидации его деградации, реализации комплекса мер по повышению эффективности функционирования хозяйствующих субъектов сельского хозяйства, создания условий для эффективного развития сельских территорий и повышения благосостояния сельхозтоваропроизводителей и членов их семей, формирования полноценной производственной и рыночной инфраструктуры. Решение этих задач позволит сформировать в регионе системы устойчивого развития сельского хозяйства.

Сельскохозяйственные организации республики характеризуются низким уровнем финансово-экономического состояния, что требует особого внимания к повышению финансовой устойчивости всех форм хозяйствования в аграрном секторе экономики, включая субъекты малого предпринимательства. Как показала практика, основными недостатками действующего механизма оказания финансовой поддержки сельскому хозяйству депрессивных регионов являются: субъективизм в распределении трансфертов, отсутствие четких критериев оценки потребностей региона в бюджетных ресурсах, нецелевой характер предоставляемых средств, распыление федеральной помощи.

В последние годы государственная политика в области сельского хозяйства стала приобретать более позитивный характер, что подтверждается принятием Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», принятием Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», а также Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. В 2009 г. введена новая система поддержки сельского хозяйства регионов РФ за счет федерального бюджета, в которой предусматривается осуществление поддержки экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов РФ.

Переход к устойчивому развитию сельского хозяйства является длительным процессом, требующим больших усилий в социальной, экономической и экологической сферах. Для вывода аграрного сектора экономики из кризисного состояния требуются инвестиции для модернизации производства, освоения новых ресурсосберегающих технологий, повышения квалификации кадров, развития на этой основе ин-

новационной деятельности в сельском хозяйстве. Необходим системный подход к устойчивому развитию сельского хозяйства, односторонние меры государственной поддержки сельских товаропроизводителей, как показала практика, не приводят к повышению эффективности сельскохозяйственного производства, установлению связей с торговыми и перерабатывающими организациями, формированию самодостаточного рынка продовольствия, к повышению благосостояния населения.

Формирование механизма регулирования социально-экономического развития депрессивных территорий предполагает государственную поддержку посредством разработки федеральных целевых и региональных программ, обеспечивающих согласование национальных и региональных интересов и формирование современной управленческой культуры, учитывающей тип экономики, особенности менталитета и самобытности проживающего на его территории населения. Следует отметить, что в Республике Тыва действуют несколько федеральных целевых программ.

Начиная с 2008 г. в Туве реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения республики и устойчивого развития сельских территорий. Данная программа направлена на улучшение условий функционирования сельского хозяйства, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности агропромышленного комплекса, решение социальных задач.

Принимаются организационно-экономические меры по улучшению инновационного и инвестиционного климата в республике, по увеличению поставок (по системе федерального лизинга) племенного скота, техники и оборудования для животноводства в целях повышения генетического потенциала животных и улучшения условий их содержания. Поголовье крупного рогатого скота на 1 января

2011 г. в хозяйствах всех категорий, включая личные подсобные хозяйства, не состоящие на самостоятельном балансе, составило 224,7 тыс. гол., что в 5,5 раз больше по сравнению с уровнем 2000 г. Численность овец и коз увеличилась за этот же период в 2,5 раза, лошадей - почти в 3 раза [Отчет Правительства..., 2012].

Формирование эффективной системы государственной поддержки аграрной сферы экономики депрессивного региона позволит активнее воздействовать органам власти на развитие сельских территорий, обеспечить занятость сельского населения, повысить уровень жизни, возродить национальные традиции крестьянства в сельской местности. На решение этих задач была направлена деятельность правительства Республики Тыва, определены приоритеты в этой работе: развитие сельского хозяйства с созданием перерабатывающих предприятий, решение вопросов энергодефицита и развития транспортной инфраструктуры, создание новых рабочих мест. 13 марта 2008 г. на заседании российского правительства рассматривались наиболее значимые для республики вопросы социально-экономического развития и получили поддержку. Это стало стартом эффективной совместной работы республиканской и федеральной власти по решению ключевых проблем Тувы.

Была разработана антикризисная программа Правительства Республики Тыва, привлечены значительные ресурсы из федерального бюджета на антикризисные меры. Важной антикризисной мерой явилась реализация республиканской целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва», на которую направлено 384,3 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 362,5 млн. рублей. Однако ситуация на рынке труда республики остается слож-

ной. Уровень безработицы в республике пока еще выше, чем в среднем по России, хотя этот разрыв уже начал сокращаться.

На развитие агропромышленного комплекса республики в 2007—2011 гг. направлено 2447,5 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 1375,6 млн. рублей, республиканского — 1072 млн. рублей. В агропромышленном комплексе открыты 12 новых производств. В 2009 г. проведена технологическая модернизация птицефабрики «Енисейская», с 2010 г. возобновил работу тепличный комбинат, построена молочно-товарная ферма в с. Ильинка. Начато производство минеральной воды, травяных бальзамов. В Эрзинском, Улуг-Хемском и Сут-Хольском кожуунах запущено оборудование по выделке кожи. В Чеди-Хольском кожууне действует цех по переработке молока, в Дзун-Хемчикском и Монгун-Тайгинском кожунах запущен мини-цех по производству войлока [Отчет Правительства..., 2012].

Сельхозпроизводителям ежегодно субсидируются стоимость приобретаемых семян зерновых и кормовых культур, затраты на овцеводство, племенное животноводство, оленеводство, табунное коневодство, возмещаются затраты на уплату банковских процентов по полученным кредитам. Всеми категориями хозяйств сельскохозяйственной сферы республики получены кредиты в объёме 3,8 млрд. рублей, в том числе на инвестиционные цели 264 млн. рублей, личными подсобными хозяйствами 3300 млн. рублей. За счет кредитных средств закуплено 475 тыс. голов МРС, 33,2 тыс. голов КРС, свиней — 9 тыс. голов, оленей — 142 головы, птицы— 1,7 тыс. голов; реконструировано 29 животноводческих помещений.

Модернизирован парк сельскохозяйственной техники, приобретены: 41 трактор, по 16 посевных сеялок и пресс-подборщиков, 3 кормоуборочных комбайна, 49 сенокосилок, 12 тракторных прицепов и другой техники. За счет республиканского бюджета приобретено 200 голов племенного молодняка молочного направления и 600 голов племенного молодняка мясного направления герефордской породы. Для обновления стада завезено 100 голов оленей из Эвенкии [Эвенкийские олени..., 2009].

С целью сохранения и восстановления плодородия более 6 тыс. га почв произведена реконструкция 6-ти крупных оросительных систем.

Сельскохозяйственный сектор является одним из наиболее социально значимых секторов экономики республики. За 2007—2011 годы по республиканской целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» направлено 527,9 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 354,3 млн. рублей, республиканского бюджета — 173,6 млн. рублей. Улучшили жилищные условия 1482 сельские семьи. Введено 98,8 тыс. кв. метров жилья, приобретено квартир площадью 6,6 тыс. кв. метров в сельской местности. В кожуунах построены 7 фельдшерско-акушерских пунктов.

Наблюдаются позитивные изменения в животноводстве, что происходит во многом за счет воспроизводства стада сельскохозяйственных животных. На 1 января

2012 года поголовье крупного рогатого скота в республике составило 140,5 тыс. голов с ростом к 2007 году на 17,5 %, мелкого рогатого скота - 1065 тыс. голов с ростом на 24,9 %, свиней — 26,2 тыс. голов с ростом на 40,1 %, лошадей — 47,5 головы с ростом на 61 %, верблюдов - 189 голов с ростом на 33 %, оленей - 1778 голов с ростом на 12,8 % [Отчет Правительства..., 2012]. Развитие отрасли в современных условиях направлено на увеличение производства продукции за счет повышения продуктивности всех видов животных, улучшения племенной работы, технологии содержания и кормления. В результате ожидается улучшение обеспечения населения республики продуктами питания.

Однако положение в сельском хозяйстве республики остается сложным. Это обусловлено такими факторами, как низкая обеспеченность сельскохозяйственной

техникой и запасными частями, минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений, недостаточная развитость системы сельской кредитной и потребительской кооперации, снижение плодородия земель, низкое качество содержания сельскохозяйственных угодий, сокращение их площадей, нарушение традиционного уклада жизни сельского населения, низкий уровень жизни в сельской местности, способствующий оттоку квалифицированных кадров и молодежи. Производство сельскохозяйственной продукции в республике значительно ниже среднероссийского уровня. Потребность в сельскохозяйственной продукции покрывается в основном за счет ввоза ее из близлежащих регионов.

Республика испытывает большие трудности с ведением селекционной работы. Охват искусственным осеменением коров в хозяйствах всех категорий Российской Федерации составляет 71 %, в Республике Тыва — 1 %. Одними из основных причин такого положения являются сокращение государственной поддержки племенного дела и распад в подавляющем большинстве крупных сельскохозяйственных предприятий. Племенные и генофондные хозяйства республики имеют лицензии на разведение и держание тувинских короткожирнохвостых овец и коз шерстной породы, лошадей, оленей тувинской популяции, маралов. Однако выделяемые им финансовые дотации недостаточны. Поэтому для Тувы с ее сельскохозяйственноживотноводческой специализацией и преобладанием животноводства в аграрном секторе восстановление селекционно-племенной работы является первостепенной задачей. Ее решение позволит прекратить спад производства продукции в животноводстве, поэтому нужны срочные меры по государственному регулированию и поддержке племенного дела [Доклад..., 2008, с. 36].

Подводя итоги, можно отметить, что государственная поддержка депрессивных регионов является важным механизмом обеспечения устойчивого и безопасного развития страны в целом. На примере Республики Тыва видно, что государственная поддержка должна строиться с учетом объективных социально-экономических трудностей, переживаемых сегодня регионом: бедность и безработица, существенные диспропорции в развитии республики с другими регионами, порождающие и углубляющие социальные противоречия, провоцирующие межэтнические конфликты. Необходимо учесть и нерешенность комплекса проблем становления здесь подлинной многоукладности, незрелости рыночных институтов, неподготовленности управленческих работников, не способных правляться с решением задач, выдвигаемых все усложняющейся хозяйственной практикой, то есть, всё то, что невыгодно отличает республику от других российских территорий. Необходимо формирование эффективной системы государственной поддержки аграрной сферы ее экономики. Это позволит активнее воздействовать органам власти на развитие сельских территорий, обеспечить занятость сельского населения, повысить уровень жизни, возродить национальные традиции крестьянства в сельской местности и тем самым обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства республики.

Библиографический список

1. Балакина Г.Ф., Анайбан З.В. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы. Новосибирск: Наука, 1995. 140 с.

2. Балакина Г.Ф. Стратегии развития депрессивного региона / отв. ред. д-р эконом, наук С.В. Парамонова. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2009. 344 с.

3. Доклад Председателя Правительства Республики Тыва Кара-оола Ш.В. О результатах за 2007 год и основных направлениях деятельности на период до 2010 года. Кызыл, 2008. 151 с.

4. Отчет Правительства Республики Тыва о результатах деятельности за 2007—2011 годы // Тувинская правда. 2012. 24 апр.

5. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». 1Л1Ь: Ы1|):Ьа*е. garant. га

6. Республика Тува в цифрах и фактах: занятость и безработица относительно других регионов. 1Л1Ь: Ьйр://\¥\¥\¥. 1иуа*1а1. га/

7. Социально-экономическое положение Республики Тыва за 2007 год. Отчет Правительства Республики Тыва // Тувинская правда. 2008. № 11 31 янв.

8. Эвенкийские олени пропишутся в Тыве // Тувинская правда. 2009. 22 сент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.