© Д.В. Доржу, 2013
УДК 338.1 (571.52) + 338.109.8 Д.В. Доржу
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБДИКИ ТЫВА
Рассмотрены состояние и проблемы развития сельского хозяйства Республики Тыва в результате трансформации экономической системы, основные направления государственной поддержки в аграрной сфере.
Ключевые слова: Республика Тыва, депрессивный регион, государственная поддержка, сельское хозяйство, федеральные целевые программы.
Ш Щ роводимые в стране в 1990Л Л е годы аграрные реформы вызвали устойчивые, труднопреодолимые кризисные явления. Следствием трансформации экономической системы и отказа от централизованного планирования стали интенсивная демонополизация и развитие конкуренции, справиться с которыми большая часть отечественных сельскохозяйственных предприятий не могли. Кризисное состояние многих хозяйств усложнило трудоустройство и снизило занятость сельских жителей, следствием чего стало обострение социально-экономических проблем. Особенно негативно данные преобразования повлияли на те регионы, в которых сталкиваются различные этносы и культуры, каковым является Тува. Исторически сложившаяся система родово-клановых отношений, по сути, характеризует экономику республики как традиционную, которая существует наряду с общероссийскими рыночными условиями. При этом дотационный характер республиканского бюджета не позволяет Правительству республики самостоятельно поддерживать сферу государственного финансиро-
вания за счёт собственных средств на должном уровне.
Производство сельскохозяйственной продукции в Туве является материальной основой для развития всех отраслей народного хозяйства. Именно предприятия, представляющие собой семейно-родовую и индивидуально-частную форму хозяйствования на земле, остаются в республике основными производителями сельскохозяйственной продукции.
Сельское хозяйство республики представлено в основном экстенсивным, преимущественно отгонным животноводством и низкоэффективным растениеводством. Тува является зоной рискованного земледелия. Динамика годовых объемов валовой продукции в растениеводстве в значительной степени зависит от климатических условий. Из-за отсутствия средств на рекультивацию и проведение восстановительных работ состояние посевных площадей и пастбищ в 90-е годы ухудшилось. Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий сократились на 84,3 %. Противоречиво шёл и процесс реорганизации колхозов и совхозов.
Особенностью проведения аграрной реформы в Туве стал запрет на частную собственность на землю, что было определено решением Верховного Совета РФ, закреплено результатами республиканского референдума (1993 г.). Либерализация экономики выявили имевшиеся в хозяйствах республики диспропорции, устаревшую материально-техническую базу предприятий, неконкурентоспособность выпускаемой продукции. В 90-е гг. около 80 % розничного товарооборота республики обеспечивалось ввозимой продукцией, которая имела высокую себестоимость. Таким образом, зависимость качества и уровня жизни населения от других регионов стала исключительно высокой [1, с.54].
Экономические реформы в Туве имеют и такую особенность, как наличие больших семей у лиц коренной национальности, что обусловило более резкое, чем в целом по России, расслоение населения на богатых и бедных. Доля лиц моложе трудоспособного возраста здесь составляет 40 % (в Российской Федерации — 25 %). При высокой доле этой возрастной группы у населения Тувы больше возможности адаптироваться к рыночным условиям, так как молодежь более мобильна. Вместе с тем она не имеет опыта работы, не выдерживает конкуренции, что таит в себе потенциальный конфликт поколений на рынке труда. Другим фактором, затрудняющим адаптацию населения республики к рынку, является более низкий по сравнению со средним по России и Сибири уровень образования, что осложняло освоение рыночных навыков и правовых знаний.
По данным за 2011 год, Тува находится на 78 месте по уровню безработицы, который составил 18.4 %,
тогда как средний уровень по стране составил 6.6 %. Причем уровень безработицы выше среди сельских жителей (62 %) и наблюдается тенденция ее увеличения. Это объясняется тем, что работу здесь найти гораздо труднее, чем в городе: ограничена сфера приложения труда, плохо организовано производство и реализация сельхозпродукции, не столь развита инфраструктура.
Для экономики республики характерны высокие темпы снижения объемов производства, превышающие кризисный уровень; величина ВРП (валовой региональный продукт) на душу населения почти вдвое меньше среднероссийского значения. В республике уровень заработной платы явно недостаточен, следствием чего является сокращение покупательной способности населения и снижение темпов роста ВРП, рост криминализации отраслей сельского хозяйства, возникновение угрозы экономической безопасности региона [9].
Сельскохозяйственные организации республики характеризуются низким уровнем финансово-экономического состояния, что требует особого внимания к повышению их финансовой устойчивости. Как показала практика, основными недостатками действующего механизма оказания финансовой поддержки сельскому хозяйству являются: субъективизм в распределении трансфертов, отсутствие четких критериев оценки потребностей региона в бюджетных ресурсах, нецелевой характер предоставляемых средств, распыление Федеральной помощи.
В последние годы государственная политика в области сельского хозяйства стала приобретать более позитивный характер, что подтверждается принятием Федерального закона «О
развитии сельского хозяйства», реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», принятием Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы», а также Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. В 2009 г. введена новая система поддержки сельского хозяйства регионов РФ за счет федерального бюджета, в которой предусматривается осуществление поддержки экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов РФ.
Переход к устойчивому развитию сельского хозяйства является длительным процессом, требующим усилий в социальной, экономической и экологической сферах. Требуются инвестиции для модернизации производства, освоения новых ресурсосберегающих технологий, повышения квалификации кадров, развития на этой основе инновационной деятельности в сельском хозяйстве. Необходим системный подход к внедрению инноваций, односторонние меры государственной поддержки сельских товаропроизводителей, как показала практика, не приводят к повышению эффективности сельскохозяйственного производства, установлению связей с торговыми и перерабатывающими организациями, формированию самодостаточного рынка продовольствия, к повышению благосостояния населения. В аграрной экономике «формирование современной инновационной системы включает в себя внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, использование инновационных подходов к управлению агропромышлен-
ным комплексом региона, стимулирование участия агробизнеса в научных экспериментах и в инновационном развитии отрасли, а также стимулирование спроса сельхозпроизводителей на инновации (высокопроизводительную сельскохозяйственную технику и оборудование, удобрения и другие ресурсы)» [10].
Формирование механизма регулирования социально-экономического развития региона предполагает государственную поддержку посредством разработки федеральных целевых и региональных программ, обеспечивающих согласование национальных и региональных интересов и формирование современной управленческой культуры, учитывающей тип экономики, особенности менталитета и самобытности проживающего на его территории населения. В Республике Тыва действуют несколько федеральных целевых программ. Реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., охватывающая весь спектр направлений развития АПК, продовольственного обеспечения республики и устойчивого развития сельских территорий. Данная программа направлена на улучшение условий функционирования сельского хозяйства, увеличение объемов его производства, повышение эффективности комплекса, решение социальных задач.
Принимаются организационно-экономические меры по улучшению инновационного и инвестиционного климата в республике, по увеличению поставок (по системе федерального лизинга) племенного скота, техники и оборудования для животноводства в
целях повышения генетического потенциала животных и улучшения условий их содержания.Формирование эффективной системы государственной поддержки аграрной сферы экономики позволит активнее воздействовать органам власти на развитие сельских территорий, обеспечить занятость сельского населения, повысить уровень жизни, возродить национальные традиции крестьянства. Правительством Республики Тыва определены приоритеты в этой работе: развитие сельского хозяйства с созданием перерабатывающих предприятий, решение вопросов энергодефицита и развития транспортной инфраструктуры, создание новых рабочих мест.
В марте 2008 г. на заседании Правительства РФ рассматривались наиболее значимые для республики вопросы социально-экономического развития, это стало стартом совместной работы республиканской и федеральной властей по решению ключевых проблем Тувы.
На развитие агропромышленного комплекса республики в 2007—2011 годы направлено 2447,5 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 1375,6 млн рублей. В агропромышленном комплексе открыты 12 новых производств, проведена технологическая модернизация птицефабрики и тепличного комбината, построена молочнотоварная ферма, начато производство минеральной воды, травяных бальзамов. В отдельных районах республики запущены цех по переработке молока, мини-цех по производству войлока, выделке кожи [5].
Сельхозпроизводителям ежегодно субсидируется стоимость приобретаемых семян зерновых и кормовых
культур, затраты на овцеводство, племенное животноводство, оленеводство, табунное коневодство, возмещаются затраты на уплату банковских процентов по полученным кредитам. Всеми категориями хозяйств сельскохозяйственной сферы республики получены кредиты в объёме 3,8 млрд рублей, в том числе на инвестиционные цели 264 млн рублей, личными подсобными хозяйствами 3300 млн рублей. За счет кредитных средств закуплено поголовье мелкого и крупного рогатого скота, свиней, оленей, птицы; реконструировано 29 животноводческих помещений. Также был модернизирован парк сельскохозяйственной техники, приобретены машины и оборудование [5].
Сельскохозяйственный сектор экономики является одним из наиболее социально значимых. За 2007—2011 годы по республиканской целевой программе «Социальное развитие села» направлено 527,9 млн рублей, в том числе из федерального бюджета -354,3 млн рублей. Улучшили жилищные условия 1482 сельских семей. Введено 98,8 тыс. кв. метров жилья, приобретено квартир площадью 6,6 тыс. кв. м. в сельской местности.
Развитие отрасли направлено на увеличение производства продукции за счет повышения продуктивности всех видов животных, улучшения племенной работы, технологии содержания и кормления. В результате ожидается улучшение обеспечения населения республики продуктами питания. В настоящее время наблюдаются позитивные изменения в животноводстве, что происходит во многом за счет воспроизводства стада сельскохозяйственных животных. На 1 января 2012 года поголовье крупного рогатого скота в республике вы-
росло на 17,5 % по сравнению с 2007 годом, мелкого рогатого скота -на 24,9 %, свиней — на 40,1 %, лошадей - на 61 %, верблюдов - на 33 %, оленей на 12,8 % [5].
Однако положение в сельском хозяйстве республики остается сложным. Это обусловлено такими факторами, как низкая обеспеченность сельскохозяйственной техникой и запасными частями, минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений, недостаточная развитость системы сельской кредитной и потребительской кооперации, снижение плодородия земель, низкое качество содержания сельскохозяйственных угодий, сокращение их площадей, нарушение традиционного уклада жизни сельского населения, низкий уровень жизни в сельской местности, способствующий оттоку квалифицированных кадров и мол одежи. Производство сельскохозяйственной продукции в республике значительно ниже среднероссийского уровня.
Республика испытывает трудности с ведением селекционной работы, что связано с сокращением государственной поддержки племенного дела и распадом в подавляющем большинстве крупных сельскохозяйственных предприятий. Для Тувы с ее сельскохозяйственно-животноводческой специализацией в аграрном
секторе восстановление селекционно-племенной работы является первостепенной задачей, ее решение позволит прекратить спад производства продукции в животноводстве [3, с.36].
Таким образом, в современных условиях уровень поддержки сельского хозяйства не связан с объемами и эффективностью производства, а определяется возможностями бюджета территорий. Система государственной поддержки должна быть гибкой, с помощью дотаций необходимо осуществлять поддержку отраслей, обеспечивающих воспроизводственный потенциал сельского хозяйства и имеющих большое социальное значение. Даже при изменении экономической политики процесс восстановления потребует длительного промежутка времени, значительных вложений. Такая стратегически важная отрасль, как сельское хозяйство, от которой напрямую зависит продовольственная безопасность страны, нуждается в значительных инвестициях на модернизацию и расширение производства. Это особенно важно в связи со вступлением России в ВТО для того, чтобы отечественная продукция могла успешно конкурировать с зарубежной. Поэтому без государственной поддержки и новых направлений ее оказания невозможно будет развивать АПК [7].
1. Балакина Г.Ф., Анайбан З.В. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы. - Новосибирск: Наука, 1995. 140 с.
2. Балакина Г.Ф. Стратегии развития депрессивного региона / Отв. ред. докт. экон. наук С.В. Парамонова. - Кызыл: Ту-вИКОПР СО РАН, 2009. 344 с.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Доклад Председателя Правительства Республики Тыва Кара-оола Ш.В. О результатах за 2007 год и основных направлениях деятельности на период до 2010 года. Кызыл, 2008. 151 с.
4. Концепция аграрной политики России в 2000- 2005 годах. — М., 2005.
5. Отчет Правительства Республики Тыва о результатах деятельности за 20072011 годы // Тувинская правда, 2012, 24 апреля.
6. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы». // ЬИр:ЬаБе. garant.ru
7. ^р//^Ып{огт.ги/Аналитический центр.
8. Республика Тува в цифрах и фактах: занятость и безработица относительно других регионов http://www.tuvastat.ru/
9. Социально-экономическое положение Республики Тыва за 2007 год. Отчет Правительства Республики Тыва // Тувинская правда, 2008, 31 января №11.
10. Карпусь Н.П. Совершенствование направлений и механизма стимулирования инновационной активности агробизнеса в регионах РФ.// Региональная экономика: теория и практика. Научно-практический и аналитический журнал. 2011, №2. и'.из
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Доржу Долаана Викторовна — аспирант, Российский университет дружбы народов, [email protected]
- ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ
ГОРНОГО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО БЮЛЛЕТЕНЯ
(ПРЕПРИНТ)
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРУДА
И КАПИТАЛА В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАЗРАБОТКЕ
РОССЫПНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ЗОЛОТА
Петросов А.А. — доктор технических наук, профессор,
Иванов В.А. — аспирант,
Московский государственный горный университет, [email protected]
Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — 2012. — № 12. — 16 с.— М.: Издательство «Горная книга».
Рассмотрено влияние расхода трудовых ресурсов на технико-экономические показатели разработки золотоносной россыпи, определены области эффективного взаимодействия затрат труда и капитала.
Ключевые слова: экономико-математическое моделирование, производственные функции, краткосрочные трудовые и постоянные ресурсы, эффективность производства.
PRODUCTION FUNCTIONS OF INTERACTION OF WORK
AND THE CAPITAL IN THE COURSE OF PRODUCTION WHEN
DEVELOPING ROSSYPNY GOLD DEPOSITS
PetrosovA.A., Ivanov V.A.
Influence of the expense of a manpower on technical and economic indicators of working out of a gold-bearing scattering is considered, areas of effective interaction of expenses of work and the capital are defined.
Key words:еconomic-mathematical modelling, production functions, short-term labour and constant resources, production efficiency.