Научная статья на тему 'Типизация организационных инноваций как основа для их разработки и внедрения в систему управления компанией'

Типизация организационных инноваций как основа для их разработки и внедрения в систему управления компанией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ / ПРОЦЕССНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ / КОММУНИКАТИВНО-МОТИВАЦИОННЫЕ / ИННОВАЦИИ / STRUCTURALLY FUNCTIONAL / PROCESS AND LOGISTIC / INFORMATION AND TOOL / COMMUNICATIVE AND MOTIVATIONAL / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещеряков Илья Георгиевич

Предложена классификация организационных инноваций через укрупненный анализ системы управления. Рассмотрены типы организационных инноваций: структурно-функциональные, процессно-логистические, информационно-инструментальные, коммуникативно-мотивационные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typification of organizational innovations as the basis for their development and deployment in the campaign control system

Classification of organizational innovations through the integrated analysis of a control system is offered. Types of organizational innovations are considered: structurally functional, process and logistic, information and tool, communicative and motivational.

Текст научной работы на тему «Типизация организационных инноваций как основа для их разработки и внедрения в систему управления компанией»

И. Г. Мещеряков1

типизация организационных инноваций как основа для их разработки и внедрения в систему управления компанией

Решению проблем инновационной экономики посвящено множество публикаций (см., например [1, 2, 3, 5]). Для создания различных сочетаний технологических инноваций требуется применение разнообразных форм и методов организации деятельности, также имеющих ту или иную степень новизны, — организационно-управленческих инноваций. Действительно, можно ли, десятилетиями не меняя, не развивая внутреннее содержание форм и методов организации научно-технической и производственной деятельности, получать эффективные результаты? Очевидно, что данный вопрос является чисто риторическим. Исследователи инновационной деятельности [4, 7, 9] все чаще приходят к выводу, что, несмотря на специфику вопросов и задач организации как процесса, она является инструментом создания технологических инноваций.

Когда говорят о продуктовых (конструкторских) и технологических инновациях, предмет обсуждения оказывается достаточно очевидным даже не для профессионалов. Часто приходится объяснять только то, что новые материалы (как и иные новые изделия) относятся к продуктовым инновациям [6].

В отношении организационных инноваций все далеко не так однозначно. Даже не искушенный в теории и практике управления человек, пусть и на интуитивном уровне, понимает, что термин «организационные» используется как обобщающий для обозначения взаимосвязанных, но разных по содержанию инноваций, применяемых в сложных системах управления социальными организациями. Вопросы о том, что может подлежать обновлению в системе управления, т. е. может быть предметом инновации в системе управления организацией; как этот предмет исследуется, модернизируется и строится новый, с другими свойствами; как он внедряется в практику управления, являются крайне актуальными [8]. Без ответов на указанные вопросы практически невозможно целенаправленно создавать такого рода инновации и внедрять их в практику работы организаций.

Методологически верным представляется подход к классификации организационных инноваций через укрупненный анализ системы управления путем ее деления на ряд подсистем с явными отличительными признаками, которые сами по себе могут быть отдельными (хотя и взаимосвязанными) объектами исследования, модернизации и проектирования. Система управления может и должна быть представлена структурой, которую часто называют инвариантом самой системы, или упрощенной специфической моделью.

Мы знаем, что по мере роста, развития объекта управления должна изменяться и структура управления, которая вначале растет в горизонтальном направлении, а когда возможности такого роста оказываются исчерпанными, развивается в вертикальном направлении за счет увеличения уровней иерархии, но при этом «сжимается», по крайней мере на верхних ее уровнях, по горизонтали. На горизонтально-вертикальные изменения

1 Илья Георгиевич Мещеряков, и. о. заместителя генерального директора по капитальному строительству ОАО «Ленэнерго», е-mail: [email protected]

в структуре влияют изменения в наборе функций управления и их распределение по «исполнительным» элементам структуры, объем работ в рамках функций и, следовательно, количество «рабочих» элементов структуры по горизонтали и уровни ее иерархии. При этом могут быть выбраны разные способы разделения и агрегирования функций и, соответственно, разные типы структуры управления. Таким образом, структура и функции системы управления могут быть признаны (хотя и относительно) достаточно самостоятельными ее составляющими. При этом очевидны их жесткая взаимосвязь и взаимовлияние, что не позволяет рассматривать их изолированно друг от друга.

Тогда, по нашему мнению, следует выделить структурно-функциональную подсистему управления и, соответственно, структурно-функциональный тип организационных инноваций. Структура и функции управления в значительной степени предопределяют течение процессов управления, которые вне их остаются мертвой конструкцией. В то же время и логика процессов, которая может быть выстроена по-разному, влияет на организацию структуры и распределение функций между ее элементами.

Процессы управления, т. е. последовательность выполнения управленческих операций, почти всегда носят параллельно-последовательный характер и зависят от состава функций и объема выполняемых работ [10]. Процессы можно выстраивать, опираясь на функции, но не на структуру. В силу этого процессы, или логистика управления, обозначают и оптимизируют горизонтальные связи, без чего управление как таковое, тем более эффективное управление, невозможно.

Второй тип организационных инноваций в соответствии с сутью указанной подсистемы управления назовем процессно-логистическими инновациями. Двойное название принято потому, что, с одной стороны, каждый процесс включает объективный набор операций, выстроенных в цепочку, и при отсутствии какой-либо из них не может являться некоторой целостностью, т. е. процессом, дающим реальный, пусть и частный, результат, а, с другой — его маршруты (логистика) в структуре системы управления могут быть разными. Таким образом, процесс как набор операций и его маршрут в структуре — разные характеристики подсистемы. Отсюда и двойное название.

Следующей (третьей) подсистемой системы управления организацией является информационно-инструментальная. Управляя организацией, необходимо иметь достаточный (в рамках возможного) уровень информированности о ее внешней и внутренней среде. Чтобы это условие выполнялось и сбор, обработка, анализ, агрегирование, хранение и передача (получение) информации происходили вовремя и в соответствии с функциональной принадлежностью, необходимо иметь технические средства, объединенные каналами передачи (получения) информации, и программное обеспечение определенной архитектуры. Все эти элементы непрерывно совершенствуются, в этой сфере постоянно создаются инновации.

Однако автоматизированные системы управления не могут ни задавать цели, ни проводить качественный анализ, ни принимать ответственные решения — они вообще не могут выполнять творческую работу. Все это делают люди, которым для работы с информацией нужна не только компьютерная программа, но и всевозможные методики, регламенты, правила и т. п. Без них невозможно построить модель выбора решений, а значит, нельзя ни оптимизировать и/или регламентировать эти решения, ни обеспечить эффективное управление организацией [11]. Инновации в сфере работы с информацией, которые являются инструментами проведения с ней всех необходимых операций, будем называть информационно-инструментальными.

Представленные выше подсистемы системы управления организацией обычно относят к формальным, т. е. предполагается, что в них действуют люди, но не рассматриваются

поведенческие и «отношенческие» аспекты их деятельности. Это значит, что не рассматриваются коммуникативно-субъективные, мотивационные аспекты управления, стимулы эффективной работы, их влияние на качество управления и на отношения управления (корпоративную культуру, стиль управления и т. п.).

Вместе с тем человеческие отношения в процессе управления оказывают определяющее влияние на качество решения творческих и стратегических задач с высоким уровнем неопределенности, а их решение является скорее искусством, основанным на системе ценностей, интересах, интуиции и профессионализме, и часто осуществляется в рамках неформальной структуры и неформальных регламентов. «Ткань» этих отношений, их плохо формализованное «устройство» являются неотъемлемой самостоятельной подсистемой любой системы управления рукотворной социальной организации. Это значит, что в этой подсистеме (как и в остальных) могут создаваться и использоваться присущие только ей инновации. Инновации четвертого типа в соответствии с названием рассматриваемой подсистемы управления можно назвать коммуникативно-мотивационными («отношенческими»).

Дальнейший анализ системы управления организацией показывает, что выделить еще какую-либо ее подсистему, существенно отличающуюся от представленных, невозможно. Тогда организационные инновации, следуя предложенной логике их выделения, сводятся к четырем типам (см. рисунок).

Типы организационных инноваций

Классификация организационных инноваций дает, на наш взгляд, достаточно точное представление о том, в каких областях и подсистемах управления они могут использоваться, и, следовательно, открывает путь к их целенаправленной разработке и модернизации.

список литературы

1. Асаул, А.Н. «В России должны быть созданы все условия для «умных» инвестиций и в производство, и в развитие высоких технологий»/А. Н. Асаул/ /Экономическое возрождение России. — 2011. — № 4 (30). — С. 4-7.

2. Асаул, А.Н. Высокотехнологический комплекс: определение экономического роста страны/А. Н. Асаул//Экономическое возрождение России. — 2008. — № 3 (17). — С. 3-7.

3. Асаул, А.Н. Модернизация России на основе собственной идентичности/А. Н. Асаул// Экономическое возрождение России. — 2011. — № 1 (27). — С. 4-6.

4. Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности/А. Н. Асаул//Успехи современного естествознания. — 2010. — № 10. — С. 105-105.

5. Асаул, А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики/ А. Н. Асаул//Экономическое возрождение России. — 2009. — № 4 (22). — С. 3-6.

6. Введение в инноватику/А. Н. Асаул [и др.]. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. — 280 с.

7. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства/ А. Н. Асаул [и др.]. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. — 280 с.

8. Модернизация экономики на основе технологических инноваций /А. Н. Асаул [и др.]. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. — 606 с.

9. Организация предпринимательской деятельности/А. Н. Асаул. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. — 336 с.

10. Петров, В.М. Управление инновационным предприятием: Вопросы теории и практики/В. М. Петров, А. Н. Маслов. — СПб.: Геликон Плюс, 2011. — С. 21-40.

11. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства/А. Н. Асаул [и др.]. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. — 254 с.

The list of the literature

1. Asaul, A.N. «Russia must be all the conditions for» smart «investments in production and development of high technologies» /A. N. Asaul//The economic revival of Russia. — 2011. — № 4 (30). — P. 4-7.

2. Asaul, A.N. High-tech complex: definition of economic growth/A. N. Asaul//The economic revival of Russia. — 2008. — № 3 (17). — P. 3-7.

3. Asaul, A. N. Modernization of Russia on the basisof its own identity/A. N. Asaul//The economic revival of Russia. — 2011. — № 1 (27). — P. 4-6.

4. Asaul, A. N. The Organization of entrepreneurial activity/A. N. Asaul//Successes of modern science. — 2010. — № 10. — P. 105-105.

5. Asaul, A.N. The problems of innovative development of the domestic economy/A. N. Asaul// The economic revival of Russia. — 2009. — № 4 (22). — P. 3-6.

6. Introduction to Innovation/A. N. Asaul [and other]. — SPb.: ANO «IPEV», 2010. — 280 p.

7. Patterns and trends of modern business/A. N Asaul [and other]. — SPb.: ANO «IPEV», 2008. —

280 p.

8. Modernization of the economy based on technological innovation/A. N. Asaul [идр.]. — SPb.: ANO «IPEV», 2008. — 606 р.

9. The Organization of entrepreneurial activity/A. N Asaul. — SPb.: ANO «IPEV». 2009, — 336 p.

10. Petrov, V. M. Managing innovative company. Theory and practice/V. M. Petrov, A. N. Maslov. — SPb.: Gelicon Plus, 2011. — Р 21-40.

11. Creation ofknowledge andinformation infrastructureof businesses/A. N Asaul [and other]. — SPb.: ANO «IPEV», 2010. — 254 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.