Научная статья на тему 'Технология поэтапной комплексной оценки инновационного потенциала субъектов предпринимательства'

Технология поэтапной комплексной оценки инновационного потенциала субъектов предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE POTENTIAL / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / INTEGRATED ASSESSMENT / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / COMPONENTS OF INNOVATIVE CAPACITY / СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / BUSINESS ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещеряков Георгий Викторович

В статье описана технология поэтапной комплексной оценки инновационного потенциала субъектов предпринимательства, в которой раскрыта сущность структурных элементов инновационного потенциала (производственно-технологического, кадрового, информационного, финансового, научно-технического, организационного, управленческого, маркетингового потенциалов и инновационной культуры), совместный учет которых позволяет оценить сильные и слабые стороны инновационного потенциала, определить возможные направления его увеличения, а инвестору дает возможность сравнивать потенциал нескольких субъектов предпринимательской деятельности с целью выбора объекта для капитальных вложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Businesses in the Russian Federation: Their Innovative Potential from a Technological Viewpoint

The article discusses business entities in the Russian Federation (RF), assessing their innovative potential (IP) from a technological perspective. In so doing, the commentary introduces IP structural components such as finance, information, management, marketing, organization, personnel, production, science and technology. These capabilities, in the critique's view, would allow interested RF parties to evaluate IPs – their strong points and weaknesses – and note the potential of fortifying them. For their part, investors could rely on the same information to compare the capacities of rival enterprises or to select a potential target for capital investment.

Текст научной работы на тему «Технология поэтапной комплексной оценки инновационного потенциала субъектов предпринимательства»

I

ш

*

CI

Ш I Ш

o;

o; s

Q.

О

Ш

Технология поэтапной комплексной оценки инновационного потенциала

субъектов предпринимательства

Businesses in the Russian Federation: Their Innovative Potential from a Technological Viewpoint

УДК 005.93:338.486.4

Мещеряков Георгий Викторович

проректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15

Meshcheryakov Georgiy Viktorovich

St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences

Fuchika Str. 15, St. Petersburg, 192238, Russian Federation

В статье описана технология поэтапной комплексной оценки инновационного потенциала субъектов предпринимательства, в которой раскрыта сущность структурных элементов инновационного потенциала (производственно-технологического, кадрового, информационного, финансового, научно-технического, организационного, управленческого, маркетингового потенциалов и инновационной культуры), совместный учет которых позволяет оценить сильные и слабые стороны инновационного потенциала, определить возможные направления его увеличения, а инвестору дает возможность сравнивать потенциал нескольких субъектов предпринимательской деятельности с целью выбора объекта для капитальных вложений.

The article discusses business entities in the Russian Federation (RF), assessing their innovative potential (IP) from a technological perspective. In so doing, the commentary introduces IP structural components such as finance, information, management, marketing, organization, personnel, production, science and technology. These capabilities, in the critique's view, would allow interested RF parties to evaluate IPs — their strong points and weaknesses — and note the potential of fortifying them. For their part, investors could rely on the same information to compare the capacities of rival enterprises or to select a potential target for capital investment.

Ключевые слова: инновационный потенциал, комплексная оценка, составляющие инновационного потенциала, субъект предпринимательства

Keywords: innovative potential, integrated assessment, business entity, components of innovative capacity

Производственно-хозяйственная деятельность успешных российских и зарубежных предпринимательских структур доказывает, что в последнее время именно инновационная деятельность определяет конкурентоспособность и устойчивое развитие субъектов предпринимательства, являясь основой динамичного развития промышленности и экономики в целом. Практика показывает, что качество продукции в большой мере зависит от уровня инновационной активности, удержания ее на высоком уровне, т. е. именно инновационная активность является движущей силой конкурентоспособности [1; 2].

Целью инновационной деятельности субъекта предпринимательства являются коммерциализация результатов научной и научно-технической деятельности, получение определенной выгоды и достижение

положительного экономического эффекта. Поэтому инновации представляют собой важный инструмент стратегического управления, затрагивают все сферы деятельности предприятия, вызывая положительные изменения во всех областях [3; 4].

В литературе инновационный потенциал рассматривается как концептуальное отражение развития инновационных процессов в мировой экономике, а также как совокупность имеющихся у субъекта предпринимательства средств и возможностей для использования нововведений в производственной, финансовой, управленческой, коммерческой деятельности в соответствии с базовыми целями его развития. В то же время инновационный потенциал рассматривают как отношения, возникающие между работниками по поводу достижения базовых целей организации, заложенных в стратегию ее развития и которые создаются за счет других компонентов потенциала [5].

Обобщая имеющиеся научные подходы, можно отметить, что инновационный потенциал представляет собой возможность системы создавать, использовать, совершенствовать нововведения в условиях имеющихся ресурсов и экономических отношений внутри нее. Инновационный потенциал указывает на способность субъекта предпринимательства к осуществлению инновационной деятельности, определяет возможности и глубину инновационных преобразований, а оценка его величины и качественного состояния позволяет определить охват организацией всех стадий инновационного цикла.

К основным характеристикам инновационного потенциала относят следующие составляющие:

1) реальные инновационные возможности субъекта предпринимательской деятельности;

2) объем ресурсов, вовлеченных или не вовлеченных в производство, но подготовленных к использованию в нем;

3) готовность к использованию инновационных возможностей с целью воплощения новшеств в нововведения.

Основными предпосылками разработки методики оценки инновационного потенциала субъекта предпринимательства являются: сложность в установлении причинно-следственных связей между показателями, характеризующими инновационный потенциал; сложность четкого отнесения тех или иных показателей к характеризующим инновационный потенциал или же инновационную восприимчивость; относительные значения инновационного потенциала любого субъекта предпринимательства. Оценка инновационного потенциала субъекта предпринимательства является основой для определения его конкурентоспособности и определяет направления инновационной стратегии.

Совершенствование системы управления инновационной деятельностью целесообразно рассматривать с

точки зрения системного подхода к функционированию субъекта предпринимательства, и так как инновационная деятельность имеет комплексный характер, то и оценка должна быть комплексной [6]. Оценка инновационного потенциала необходима не только для измерения возможностей инновационных преобразований, но и для определения величины и параметров ресурсов, привлекаемых со стороны [7].

Система оценки инновационного потенциала субъекта предпринимательства представляет собой создание информационно-аналитической базы и методических рекомендаций по принятию инновационно-стратегических управленческих решений. В современных условиях хозяйствования и управления информационную базу для такой комплексной оценки составляет совокупность показателей, рассчитываемых на основе действующей статистической, финансовой и бухгалтерской видов отчетности [8].

В основу разработки методики оценки эффективности инновационного потенциала субъекта предпринимательской деятельности заложены следующие принципы: постоянство оценки эффективности инновационной деятельности; анализ показателей экономической деятельности «без инноваций» и «с инновациями»; учет всех наиболее существенных последствий внедрения инноваций; моделирование потоков финансовых средств, включающих все потенциальные доходы и затраты на осуществление инновационной деятельности субъекта предпринимательства; оценка влияния инфляции и различного рода рисков на реализацию инвестиций; достоверность; количественная оценка; научная обоснованность; системность.

Предлагаемая методика оценки состояния инновационного потенциала субъекта предпринимательства в соответствии с диагностическим подходом отражает основные требования к формированию системы показателей, характеризующих инновационный потенциал:

1) в методику включены показатели, характеризующие состояние воспроизводственной составляющей инновационного потенциала;

2) в методике есть показатели, отражающие состояние производственной составляющей инновационного потенциала.

В предлагаемой методике оценки инновационного потенциала субъекта предпринимательства использованы как известные показатели, характеризующие хозяйственную деятельность субъекта, так и специфические. По мере необходимости система показателей может быть дополнена исходя из целей и глубины оценки инновационного потенциала предприятия. Научные взгляды отечественных (А. Н. Асаул, А. Ф. Баташова, Н. А. Заикин, В. Е. Кодочигов, И. В. Шляхто) и зарубежных (J. Barclay, H. Barnet, Z. Dann, M. Hamburger, K. Knight, E. Mansfield, J. Rapoport, J. Shnee, S. Wagner) исследователей на показатели, характеризующие инновационную деятельность субъекта предпринимательства, позволили нам выделить важнейшие, по нашему мнению, показатели и классифицировать их согласно компонентам инновационного потенциала субъекта предпринимательства [3; 5; 9-11].

Методика комплексной оценки инновационного потенциала субъекта предпринимательства предусматривает оценку эффективности различных составляющих инновационной деятельности: производственно-технологического, кадрового, информационного, финансового, научно-технического, организационного, управленческого, маркетингового потенциалов и инновационной культуры по ряду показателей. По каждому

из показателей можно определить нормативный пока- < затель, сопоставляя с которым показатель конкретного щ субъекта предпринимательства, можно сравнивать |

инновационный потенциал в различных организациях. ^

В качестве такого показателя можно использовать, □=

ш

например, среднеотраслевые значения (табл. 1). з

Для каждого показателя в методике определена х важность, характеризующая данный показатель в рам- х ках уже сложившейся практики оценки инновационной 5 деятельности и инновационного потенциала субъекта т предпринимательства. По каждому весу (важности) на £ основе экспертной оценки установлены возможные > предельные значения, интервал которых отождествля- 2 ется с 5-балльной шкалой. Оценочный диапазон важ- ¡Е ности от 0 до 2 предполагает зону невысокой значимо- < сти для оценки составляющей потенциала. Зона от 3 1= до 4 характеризуется как удовлетворительные средние х значения. Оценка в 5 баллов отождествляется с весь- х ма серьезными достижениями и вкладом показателя о в инновационный потенциал субъекта предпринима- н тельства. Перемножение значений каждого показателя на веса значимости дает оценку индекса исследуемого потенциала. Сумма значений различных потенциалов, характеризующих инновационную деятельность, позволяет судить об итоговом индексе инновационного потенциала субъекта предпринимательства.

Инновационную культуру субъекта предпринимательства как еще одну составляющую инновационного потенциала можно оценить только с помощью экспертных или эвристических методов, основанных на использовании косвенной и неполной информации, опыта экспертов, интуиции. Вес эксперта определяется с учетом квалификации, эрудиции, должности, ученой степени. Каждый эксперт дает наиболее достоверную независимую оценку, а затем они объединяются в обобщенную оценку.

Результатом комплексной методики является интегральная оценка инновационного потенциала субъекта предпринимательской деятельности:

Оипп = I (П + К + И + Ф + Н + О + У + М + ИК), (1)

где П, К, И, Ф, Н, О, У, М, ИК — производственно-технологическая, кадровая, информационная, финансовая, научно-техническая, организационная, управленческая, маркетинговая составляющие инновационного потенциала субъекта предпринимательства и инновационная культура.

Итоговый индекс может сравниваться с индексом предшествующего периода или значением, запланированным в качестве цели на будущий период, а также с показателями другого субъекта предпринимательства, что позволяет с высокой степенью объективности судить об уровне инновационной деятельности исследуемого субъекта предпринимательства. В масштабах самой организации такая оценка дает представление о сильных и слабых сторонах инновационного потенциала субъекта предпринимательства и позволяет определить возможные направления его увеличения.

Итоговый индекс инновационного потенциала позволяет позиционировать субъект предпринимательства в рамках предложенной шкалы оценки инновационной деятельности (табл. 2).

Полученный в результате исследования высокий уровень восприимчивости субъекта предпринимательства к инновациям свидетельствует о его способности активно проводить собственные научные исследования или использовать результаты научных разработок других, наличии инновационно-ориентированной

Таблица 1

Поэтапная методика комплексной оценки инновационного потенциала субъекта

предпринимательства (фрагмент)

Показатели Формула Важность показателя

1 2 3

Производственно-технологический потенциал — 27 баллов

Коэффициент модернизации оборудования Кмо = ОПФМ0/ОПФф6, где ОПФМ0 — балансовая стоимость модернизированного оборудования, руб.; ОПФф6 — балансовая стоимость всего оборудования на конец анализируемого периода, руб. 5

Коэффициент износа Кизноса = Изнх/ПБС, где Изн^— накопленная сумма износа, руб.; ПБС — первоначальная балансовая стоимость, руб. 4

Кадровый потенциал — 22 балла

Коэффициент персонала, повышающего квалификацию и прошедшего профподготовку К = Ч /Ч кв кв/ р> где Чкв — число работников, прошедших профессиональную подготовку и повысивших свою квалификацию, чел.; Чр — среднесписочная численность работников по предприятию, чел. 5

Коэффициент инновационных менеджеров К = ч /Ч им им/ ауп> где Чим — число менеджеров, занятых в инновационной сфере, чел.; Чауп — численность административно-управленческого персонала организации, чел. 4

Информационный потенциал — 24 балла

Коэффициент расходов на информационную деятельность Крид = Зид/Зо, где Зид — затраты на информационную деятельность, руб.; Зо — общие расходы предприятия, руб. 4

Финансовый потенциал — 44 балла

Коэффициент инновационных затрат Киз = Зин/З, где Зин — сумма затрат, связанных с инновационной деятельностью, руб.; З — общая сумма затрат организации, руб. 5

Наукоемкость продукции (коэффициент инно-вационности) Кинн = Зин/В, где Зин — затраты на инновации, руб.; В — годовая выручка, руб. 3 балла — если организация не научная, 5 баллов — если научная организация 3-5

Научно-технический потенциал — 29 баллов

Средняя продолжительность разработки одного новшества Всозд = I ^П/^, где Всозд — средняя продолжительность разработки одного новшества (изобретения, технического решения, идеи), завершенного в рассматриваемый период; N — общее число созданных в результате проведения собственных НИОКР новшеств за рассматриваемый период; П; — время, затраченное на создание 1-го новшества 5

Средняя продолжительность освоения одного новшества Восв = I llBi/N, где В; — время, потраченное на внедрение ¿-го новшества (изобретения, технического решения, идеи); N — общее число созданных в результате проведения собственных НИОКР новшеств за рассматриваемый период 5

Организационный потенциал — 36 баллов

Коэффициент инновационных проектов со сроком создания и внедрения до 3 лет Кипз = Сип3/Сип, где Сип3 — стоимость инновационных проектов до 3 лет, руб.; Сип — стоимость всех инновационных проектов, руб. 4

Коэффициент эффективности инновационных проектов Кэп = Пком/По, где Пком — число коммерциализированных инновационных проектов; По — общее число инновационных проектов, принятых к реализации в компании 5

32 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 7 (93) 2013

1 2 3

Управленческий потенциал — 5 баллов

Коэффициент инновационных подразделений Кип = КИП/ОКУ, где КИП — количество инновационных подразделений, созданных за сопоставимый период; ОКУ — общее количество структурных подразделений на предприятии 5

Маркетинговый потенциал — 38 баллов

Коэффициент спроса на новую продукцию Кспр = Qспр/Q, где Qспр — величина спроса на новую продукцию, шт.; Q — объем производства новой продукции, шт. 5

Коэффициент собственных инноваций Кси = Ис0б/И0, где Исоб — число инноваций, разработанных самим субъектом предпринимательства; И0 — общее число инноваций на предприятии 5

> <

к

X

сг

О

Таблица 2

Шкала оценки уровня инновационного потенциала субъекта предпринимательства

Оценочный интервал, балл Характер уровня

Менее 25 Недопустимо низкий уровень

От 26 до 55 Критический уровень

От 56 до 85 Низкий уровень

От 86 до 115 Удовлетворительный уровень

От 116 до 145 Хороший уровень

От 146 до 175 Повышенный уровень

От 176 до 205 Высокий уровень

От 206 до 237 Максимально высокий уровень

организационной структуры, способной эффективно управлять инновационным процессом, наличии высококвалифицированных и компетентных специалистов, способных проводить инновационную деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний уровень восприимчивости субъекта предпринимательской деятельности к инновациям также свидетельствует о его способности проводить собственные научные исследования или использовать полученные на стороне результаты, наличии специалистов, способных проводить инновационную деятельность, способности проводить исследования рыночной конъюнктуры. Однако в этом случае управление инновационным процессом осуществляется на основе традиционной организационной структуры и имеется невысокая обеспеченность инвестиционными ресурсами инновационных проектов.

Низкий уровень восприимчивости субъекта предпринимательской деятельности к инновациям свидетельствует о его неспособности проводить собственные научные исследования или использовать результаты научных разработок других организаций; отсутствии инновационно-ориентированной организационной структуры; отсутствии специалистов, способных проводить инновационную деятельность; недостаточной обеспеченности инвестиционными ресурсами инновационных проектов; неспособности проводить исследования рынка.

Проводить комплексную оценку инновационного потенциала субъекта предпринимательства рекомендуется один раз в год, так как в этот период возможны существенные изменения в его деятельности, которые могут повлиять на его инновационную деятельность. Ежегодная комплексная оценка позволит вовремя устранить наметившиеся негативные тен-

денции. Проводить оценку инновационного потенциала могут руководитель компании, его заместители, главный бухгалтер, а также экономисты и аналитики, предварительно ознакомившиеся с правилами проведения оценки инновационной деятельности. Технология поэтапной комплексной оценки различных сторон инновационного потенциала субъекта предпринимательства представлена в табл. 3.

Первый этап предусматривает оценку производственно-технологического, кадрового, финансового и прочих потенциалов инновационной деятельности субъекта предпринимательства. Для проведения такой оценки необходима информационная база, основой которой являются бухгалтерская, финансовая и маркетинговая отчетность. Показатели, оцененные на первом этапе, позволяют по характеру оценок отдельных потенциалов субъекта предпринимательства судить о причинах сложившейся ситуации, сделать соответствующие выводы о его инновационном потенциале, оценить его слабые и сильные стороны и перейти к следующему этапу комплексной оценки инновационной деятельности.

На втором этапе осуществляется подготовка заключения о состоянии инновационного потенциала субъекта предпринимательства и приоритетах инновационного управленческого воздействия. В данном заключении должны быть разработаны инновационные (улучшающие) мероприятия, носящие антикризисный, безотлагательный характер, мероприятия по доведению контролируемых показателей до среднеотраслевых, а также мероприятия, носящие системный характер, которые должны кардинально повысить эффективность инновационной деятельности организации.

Третий этап предусматривает использование результатов оценки для прогнозирования и разработки стратегии инновационного развития субъекта предпринимательской деятельности.

Предложенная технология поэтапной комплексной методики оценки инновационного потенциала субъекта предпринимательства позволяет оценить эффективность инновационной деятельности, выявить приоритетные направления инновационной политики организации, а предлагаемая последовательность реализации предложенной методики может рассматриваться как способ поиска наиболее перспективных инновационных стратегий, направленных на кардинальное повышение эффективности функционирования субъекта предпринимательства. Разработанный методический инструментарий является важным звеном в управлении инновациями, позволяющим формировать научно обоснованные рекомендации, необхо-

< Таблица 3

ш Технология поэтапной комплексной оценки инновационного потенциала субъекта

^ предпринимательской деятельности

ш Этап Наименование этапа

s I Комплексная оценка инновационного потенциала субъекта предпринимательства, в том числе:

X к Шаг 1 Оценка производственно-технологического потенциала

X I Шаг 2 Оценка кадрового потенциала

ш ^ Шаг 3 Оценка информационного потенциала

< CL Шаг 4 Оценка финансового потенциала

d > Шаг 5 Оценка научно-технического потенциала

Шаг 6 Оценка организационного потенциала (внедрение и коммерциализация инноваций)

Шаг 7 Оценка управленческого потенциала

CL Шаг 8 Оценка маркетингового потенциала

X Шаг 9 Оценка инновационной культуры

к X II Подготовка заключения об инновационной деятельности и уровне инновационного потенциала

о субъекта предпринимательства

ш — III Разработка предложений для прогноза и стратегии инновационного развития субъекта предпринимательства

димые для эффективного управления инновационной деятельностью субъекта предпринимательства.

В заключение следует отметить, что предложенную методику оценки инновационного потенциала субъекта предпринимательства легко можно внедрить на практике. Она представляется результативной, поскольку все ее показатели конкретны, измеримы, реально достижимы, ограничены во времени.

Литература

1. Проблемы инновационного развития отечественной экономики / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. 2009. № 4. С. 3-6.

2. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. И. Рыбнов, О. А. Егорова, Т. М. Левченко. СПб.: АНО ИПЭВ, 2010. 254 с.

3. Введение в инноватику: Учеб. пособие / А. Н. Асаул, В. В. Асаул, Н. А. Асаул, Р. А. Фалтинский. СПб: АНО ИПЭВ, 2010. 280 с.

4. Инновационно-инновативное развитие России / А. Н. Асаул,

B. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. СПб.: СПбГАСУ, 2008. 192 с.

5. Производственно-экономический потенциал и деловая активность субъектов предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул, М. П. Войнаренко, С. Я. Князев, Т. Г. Рзаева. СПб.: АНО ИПЭВ, 2011. 312 с.

6. Оценка собственности. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности: Учебник / А. Н. Асаул, В. Н. Старинский, М. И. Кныш, М. К. Старовойтов. СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. 280 с.

7. Омарова Н. Ю., Митин С. Г. Маркетинговый анализ инвестиционного проекта как элемент инновационного управления предприятием // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2012. № 29.

C. 109-114.

8. Омаров М. М., Сергеев В. Ю. Концепция реализации управленческих решений в предпринимательских структурах // Российское предпринимательство. 2011. № 1. С. 147-152.

9. Баташова А. Ф., Кодочигов В. Е. Алгоритм оценки инновационного потенциала угледобывающего предприятия // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2012. № 1. С. 109-113.

10. Заикин Н. А. Метод оценки эффективности инновационной деятельности подразделений промышленного предприятия // Экономическая теория. 2010. № 6 (67). С. 63-66.

11. Шляхто И. В. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия // Вестник Брянского государственного технического университета. 2006. № 1 (9). С. 109-115.

References

1. Asaul A. N. Problemy innovatsionnogo razvitiya otechestven-noy ekonomiki [Problems of innovative development of the national economy]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2009, no. 4, pp. 3-6.

2. Asaul A. N., Rybnov E. I., Egorova O. A., Levchenko T. M. Sozdanie znaniya i informatsionnoy infrastruktury sub"ektov predprinimatel'stva [Development of knowledge and information infrastructure of businesses entities]. St. Petersburg, ANO IPEV Publ., 2010. 254 p.

3. Asaul A. N., Asaul V. V., Asaul N. A., Faltinskiy R. A. Vvedenie vinnovatiku [Introduction to innovation science]. St. Petersburg, ANO IPEV Publ., 2010. 280 p.

4. Asaul A. N., Perevyazkin V. B., Starovoytov M. K. Innovatsionno-innovativnoe razvitie Rossii [Innovation and the development of innovative Russia]. St. Petersburg, SPb GASU Publ., 2008. 192 p.

5. Asaul A. N., Voynarenko M. P., Knyazev S.Ya., Rzaeva T. G. Proizvodstvenno-ekonomicheskiy potentsial i delovaya ak-tivnost' sub"ektovpredprinimatel'skoy deyatel'nosti [Production and economic potential, and business activity of entrepreneurs]. St. Petersburg, ANO IPEV Publ., 2011. 312 p.

6. Asaul A. N., Starinskiy V. N., Knysh M. I., Starovoytov M. K. Otsenka sobstvennosti. Otsenka stoimosti nematerial'nykh aktivov i intellektual'noy sobstvennosti [Property valuation. Valuation of intangible assets and of intellectual property]. St. Petersburg, ANO IPEV Publ., 2010. 280 p.

7. Omarova N.Yu., Mitin S. G. Marketingovyy analiz investitsion-nogo proekta kak element innovatsionnogo upravleniya pred-priyatiem [Marketing analysis of the investment project as a part of the innovative enterprise management]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo uni-versiteta [Bulletin of St. Petersburg State Agrarian Univ.], 2012, no. 29, pp. 109-114.

8. Omarov M. M., Sergeev V.Yu. Kontseptsiya realizatsii uprav-lencheskikh resheniy v predprinimatel'skikh strukturakh [The concept of management decisions implementation in business structures]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo, 2011, no. 1, pp. 147-152.

9. Batashova A. F., Kodochigov V. E. Algoritm otsenki innovat-sionnogo potentsiala ugledobyvayushchego predpriyatiya [Estimation algorithm of innovative potential of a coalmining enterprise]. Vestnik YuRGTU(NPI) [Bulletin of the South Russian STU (NPI)], 2012, no. 1, pp. 109-113.

10. Zaikin N. A. Metod otsenki effektivnosti innovatsionnoy deyatel'nosti podrazdeleniy promyshlennogo predpriyatiya [Method of assessing the effectiveness of innovation activities of the industrial enterprise units]. Ekonomicheskaya teoriya, 2010, no. 6 (67), pp. 63-66.

11. Shlyakhto I. V. Otsenka innovatsionnogo potentsiala promy-shlennogo predpriyatiya [Evaluation of innovative potential of an industrial enterprise]. Vestnik Bryanskogo gosudarst-vennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Bryansk STU], 2006, no. 1 (9), pp. 109-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.