И. К. Хузмиеа1
О КОНЦЕПЦИИ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»
По экспертным оценкам, количество чиновников в России больше, чем во всем СССР. Такое положение требует кардинальных изменений системы мониторинга и управления всеми отраслями социально-экономического комплекса страны для обеспечения устойчивого развития. Отметим, что в процессе реформирования экономики была предпринята попытка повысить эффективность власти за счет реализации концепции «электронного правительства». Это должно было привести к сокращению числа чиновников на всех уровнях, уменьшению коррупции, повышению эффективности и скорости принятия решений. К сожалению, все свелось к созданию базы данных для регламентированного доступа граждан к информации, попытке перехода к безбумажному делопроизводству, дистанционному взаимодействию граждан и власти при решении некоторых повседневных вопросов и оказанию регламентированного количества платных услуг. Реализация задач по электронному правительству идет недостаточно эффективно, отсутствуют процедуры по автоматизированному принятию решения без участия чиновников, количество которых продолжает расти. В 2009 г. Президент РФ Дмитрий Медведев так сказал о темпах развития информационного общества России: «У нас нет никакого «электронного правительства», все это химера»2.
Мировая экономика переживает кризис (см., например, [1, 2, 3, 4, 7]), попытка главных игроков на мировой сцене сохранить существующую систему жизнеустройства, основанного на ничем не ограниченном потреблении (как правило, в кредит), ведет к углублению кризисных явлений. В этой ситуации переход от идеологии общества потребления к ресурсосберегающему образу жизни является важнейшей задачей выживания. Концепция устойчивого развития объединяет три сферы: социальную, экономическую и экологическую. В социальной сфере речь идет о сохранении стабильности социальных и культурных систем, в том числе о мирном решении конфликтов между людьми и отдельными государствами. В экономической сфере необходимо использование и преобразование ограниченных природных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности населения с помощью энерго- и материалосберегающих технологий с минимизацией отходов в процессе получения, доставки, потребления и утилизации ресурсов. В сфере экологии требуется обеспечение сохранения всех природных систем окружающей среды (живых и неживых). В этой связи для устойчивого развития на основе самоуправления территорий необходимо сформировать комплекс информационно взаимодействующих объектов различного вида: административных, производственных, научно-исследовательских, аграрных, сферы услуг и т. д. Вместе они составляют сложную самодостаточную открытую систему, характеризующуюся множеством критериев и параметров, для устойчивой работы которой требуется единая информационно-управляющая система контроля и управления всеми ресурсами, отдельно взятыми объектами и системой в целом [6].
1 Измаил Каурбекович Хузмиев, заведующий кафедрой организации производства и экономики промышленности Северо-Кавказского горно-металлургического института, действительный государственный советник Республики Северная Осетия — Алания, д-р техн. наук, профессор, е-таП.: [email protected]
2 Опубликовано на сайте rg.ru 12 февраля 2009 г.
Высокий уровень автоматизации и использование современных методов оптимизации обработки информации и управления обеспечит реализацию контрольных и управленческих процедур, оперативную связь со всеми уровнями управления и координацию действий подсистем. Оперативность и точность при принятии решений во многом зависят от состояния общего информационного поля [5]. Мониторинг условий поставки всех ресурсов, состояния транспортных систем, исполнения технологий, тарифов, оплаты, параметров и исполнения регламентов, систем учета, уровня персонала, его работы и т. д. должен выполняться лицами, принимающими решение (ЛПР). Системный анализ тенденций и особенностей развития системы управления показывает, что для реализации задач принятия решения необходимы:
• создание и постоянное совершенствование системы мониторинга, обеспечивающего получение достоверной информации о техническом состоянии и финансово-экономических показателях субъектов регулирования путем формирования информационного ресурса на базе ведомственной отчетности и аудита;
• комплексный анализ экономической обоснованности затрат, включаемых в структуру себестоимости продукции; ценовой анализ рынков сбыта; анализ тенденций динамики финансово-экономических показателей деятельности субъектов регулирования;
• обучение и повышение квалификации специалистов по вопросам менеджмента на базе современных информационных технологий с учетом опыта функционирования подразделений территории.
Указанная деятельность должна осуществляться с использованием организованных на уровне отдельных субъектов регулирования систем управления, включающих подсистемы:
• сбора информации о технологической деятельности и показателях финансово-экономического состояния;
• хранения получаемой информации в рамках комплексных баз данных, предусматривающих возможность создания иерархической системы обмена данными с учетом обеспечения защиты коммерческой тайны;
• обработки и анализа баз данных для принятия решений.
Реализация указанной системы предусматривает выполнение работ по разработке идеологии, схем построения, программного обеспечения, поставке и монтажу оборудования и специальных технических средств, обучению пользователей. Создаваемая система должна обеспечивать возможность модификации и адаптации к изменяющимся условиям и требованиям. В этой связи создание системы мониторинга за состоянием всех элементов, контроль за режимами их работы в реальном времени имеют важное значение для повышения эффективности экономики. С учетом неоднозначности возможных ситуаций и сложности принятия решений подобная система должна быть реализована по принципу автоматизированных информационно-управляющих систем, предполагающих наличие человека как лица, принимающего решение о выдаче управляющих команд. В стандартных ситуациях, имеющих утвержденные регламенты и протоколы, требующие однозначной реакции, подобная система должна включать функции автоматического управления, которые задействованы там, где не требуется участие человека. В этом случае за ЛПР остается только функция регистратора и наблюдателя. При возникновении нестандартной ситуации в дело включается команда кризис-менеджеров, которые разрешают проблему. Система должна быть построена на принципах адаптации и самообучения, чтобы в случае повторения ситуации все работало автоматически, без участия человека.
Такой подход к созданию подлинного «электронного правительства» позволит сократить количество чиновников в разы, что приведет к кардинальному снижению коррупции.
Например, если парламент утвердил бюджет, то для чего нужны чиновники, которые затем реализуют принятый закон о бюджете? Ведь можно передать принятый закон в базу данных министерства финансов, откуда напрямую, через казначейство, финансовые средства уйдут к субъекту финансирования.
Наличие автоматизированной системы мониторинга и контроля позволит радикально сократить количество контролирующих органов, занятых в основном продажей своих разрешений. Примеров подобной деятельности в новейшей истории России огромное количество. Возьмем, например, техосмотр автомобилей. Если в нормативных актах прописаны требования к транспортному средству, то в случае аварии при несоответствии транспорта установленным правилам владелец должен нести ответственность. Если наказание за нарушения предписанных требований станет неотвратимым, то для чего нужен контролер? Каждый владелец будет осуществлять самоконтроль.
Такой подход правомерен и для других сфер контроля. Разве у собственников клуба «Хромая лошадь», где во время пожара погибли люди, не было всех разрешающих документов? В рамках предлагаемой концепции мониторинга и управления нужно не разрешения получать у пожарников, а завести в базу данных сведения с датчиков противопожарной защиты помещений. При возникновении пожара в конкретном помещении система выдаст сигнал о пожаре и месте его возникновения дежурной пожарной части, а после выяснения причин пожара можно привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушение правил пожарной безопасности и регламентов. Подобная схема должна работать во всех случаях контроля. При этом сокращается количество чиновников и резко сужается база для коррупции.
Для успешной обработки поступающей информации необходимо расположить параметры по степени их важности для обобщенного показателя устойчивости.
В состав системы входят:
• внешние аппаратно-программные модули наблюдения и управления;
• единый банк данных, содержащий обрабатываемую информацию;
• ядро системы — программные модули обработки информации и расчета;
• пользователь системы.
В предлагаемой концепции системы мониторинга и управления основным показателем, характеризующим устойчивость работы системы, является комплексный показатель устойчивости Р (см. рисунок), состоящий из субпоказателейр и параметров k, характеризующих состояние отдельных подсистем управляемой системы:
Р = /(р1, р2, ... , рЩ; р(0 = Мр ki2, ... , КмУ; i =
Особенность программного обеспечения прогнозирования непредвиденных ситуаций состоит в использовании обучающихся нейронных сетей. Принципиальным преимуществом такого подхода является возможность обучения на примерах без аналитического описания прогнозируемых ситуаций. Не существует ограничений на число используемых для описания таких ситуаций переменных, которые могут быть как количественными, так и качественными, отражающими опыт специалистов.
Расчетные модули системы основываются на математическом аппарате формирования значений интегрального показателя устойчивости и субпоказателей, входящих в его состав. Каждый элементарный параметр имеет «коридор» допустимых значений. Средняя величина коридора является оптимальным значением параметра для устойчивой работы соответствующего элемента наблюдаемого объекта. Особое внимание при реализации
системы необходимо уделить разработке пользовательского интерфейса, который должен быть построен по принципу максимальной дружественности. При разработке диалоговых окон отображения текущей информации необходимо использовать принципы, применяемые в диалоговых системах «система — пользователь»: наглядность, цветовая дифференциация показателей, интуитивно понятные органы управления.
Таким образом, для разработки информационно-управляющей системы мониторинга и управления на основе интегрального показателя устойчивости необходимы:
• обоснование и разработка комплексного показателя устойчивости, субпоказателей и параметров, характеризующих состояние всех элементов системы;
• разработка информационного и программного обеспечения по объектно-ориентированному принципу, обеспечение возможности простого расширения и сопровождения системы с использованием нейропрограммирования;
• применение современных аппаратно-программных систем слежения, поддерживающих сетевое взаимодействие по технологиям и протоколам, соответствующим требованиям современных информационных технологий;
• использование оптико-волоконных и беспроводных каналов связи и интернета;
• создание пользовательского интерфейса, ориентированного на простое и понятное представление о режимах функционирования управляемой системы и окружающей среды.
Приведенная концепция может быть использована при разработке принципов «электронного правительства» и будет способствовать дебюрократизации общества, сокращению количества чиновников и снижению коррупции.
Список литературы
1. Азаренко, Б.Н. Новое в антикризисной политике государства/Б. Н. Азаренко//Эко-номическое возрождение России. — 2010. — № 1 (23). — С. 13-18.
2. Асаул, А.Н. Финансовый кризис в России: причины и последствия/А. Н. Аса-ул//Экономическое возрождение России. — 2009. — № 2 (20). — С. 3-7.
3. Леонтьев, Б.Б. Факторы непрозрачности кризиса/Б. Б. Леонтьев//Экономическое возрождение России. — 2009. — № 2 (20). — С. 22-41.
4. Серов, В. М. О глобальном кризисе национальной экономики и его преодолении/ В. М. Серов, Д. Н. Земляков// Экономическое возрождение России. — 2011. — № 2 (28). — С. 7-15.
5. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства/А. Н. Асаул [и др.]. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. — 254 с.
6. Хузмиев, И. К. Устойчивое развитие и информационно-управляющая система/И. К. Хузмиев, Ю. И. Караев//Национальные проекты. — 2011. — № 7/8.
7. Яськова, Н. Ю. Кризис — замещение управленческого вакуума/Н. Ю. Яськова//Эко-номическое возрождение России. — 2009. — № 4 (22). — С. 7-16.
8. Яськова, Н.Ю. Борьба с коррупцией набирает обороты (200 лет спустя)/Н. Ю. Яськова, Р. А. Фалтинский//Экономическое возрождение России. — 2011. — № 1 (27). — С. 7-16.
The list of the literature
1. Azarenko, B.N. The new anti-crisis policy of the state/B. N. Azarenko//The economic revival of Russia. — 2010. — № 1 (23). — P. 13-18.
2. Asaul, A.N. The financial crisis in Russia: Causes and Consequences/A. N. Asaul//The economic revival of Russia. — 2009. — № 2 (20). — P. 3-7.
3. Leontyev, B. B. Factors opacity crisis/B. B. Leontyev//The economic revival of Russia. — 2009. — № 2 (20). — P. 22-41.
4. Serov, V. M. A global crisis of the national economy and overcoming it/V. M. Serov, D. N. Zemlyakov//The economic revival of Russia. — 2011. — № 2 (28). — P. 7-15.
5. Creation of knowledge and information infrastructure of businesses/A. N. Asaul [and others]. — SPb.: ANO «IPEV», 2010. — 254 p.
6. Huzmiyev, I.K. Sustainable development and information management system/I. K. Huz-miyev, Y. I. Karayev//National Projects. — 2011. — № 7/8.
7. Yaskova, N. Y. Crisis — replacing the management vacuum/N. Y. Yaskova//The economic revival of Russia. — 2009. — № 4 (22). — P. 7-16,
8. Yaskova, N. Y. Fighting corruption is gaining momentum (200 years later)/N. Y. Yaskova, R. A. Faltinsky//The economic revival of Russia. — 2011. — № 1 (27). — P. 7-16.
Статья представлена в научно-редакционный совет 28.05.2012 г.