Научная статья на тему 'Инновационный подход к подготовке специалистов высшей школы для сферы туризма и гостиничного бизнеса'

Инновационный подход к подготовке специалистов высшей школы для сферы туризма и гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗЬ / ПРЕЗЕНТАЦИИ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / TOURISM / HOSPITALITY BUSINESS / INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES / VIDEOCONFERENCING / PRESENTATIONS / UNIFORM EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костин Константин Борисович

Туризм и гостиничный бизнес относятся к наиболее быстро и успешно развивающимся областям экономики в России. В соответствии с мировыми стандартами индустрия гостеприимства это глобальный компьютеризированный бизнес, стратегическое управление которым доступно специалистам с глубоким знанием основ международного гостиничного менеджмента и информационных технологий. Инновационный подход к образовательному процессу в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики (СПбГУСЭ) делает более доступным освоение зарубежного опыта. Обсуждается опыт проведения интернациональных видеоконференций при подготовке специалистов для туристического и гостиничного бизнеса. Подобный подход дает студентам возможность интегрироваться в окружающую информационно-технологическую среду, пробуждает в них стремление к творческому поиску, повышает их самооценку, стимулирует неформальный подход к будущей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iinnovative approach to training the specialists of heigher education for tourism and hospitality business sectors

Tourism and hospitality industry are the most dynamically and successfully developing areas of economics in Russia today. The hospitality industry today, in accordance with the international standards, is a global computerized business which could only be effectively operated by highly qualified professionals with deep professional knowledge and expertise in international hospitality management and information technologies. The innovative approach to the educational process at the Sankt-Petersburg State University of Service and Economics (SPbSUSE) makes the assimilation of international educational and practical experience of hotel complexes and travel agencies' operation more accessible. The experience of conducting international videoconferences in the educational process of training specialists for tourism and hospitality businesses is discussed. This approach allows students to integrate themselves into the external information-technological environment, fuels their creative thinking skills, improves their self-esteem and stimulates an informal approach to their future work. The approach is suc cessful because the prerequisite to each videoconference is continuous serious work of the students.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к подготовке специалистов высшей школы для сферы туризма и гостиничного бизнеса»

К.Б. Костин1

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Модернизация российской экономики, объявленная Президентом РФ приоритетной задачей развития государства, предполагает в первую очередь максимальное использование инноваций во всех сферах жизни страны. Инновация означает нововведение, обеспечивающее получение максимального социально-экономического эффекта за счет использования интеллектуального потенциала в различных областях человеческой деятельности (производственно-технической, организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и др.) [4]. Объективной базой инновационного развития являются информационно-коммуникационные технологии, которые сегодня активно внедряются не только в производство, но и в повседневную жизнь обычных людей; становятся мощным средством повышения эффективности любой сферы бизнеса, образования, медицинского обслуживания и т. п. [5, 10]. Россия к настоящему моменту представляет собой наиболее динамично развивающийся рынок как по объему продаж, так и по темпам роста использования информационных технологий [3, 8, 9]. Совершенствование оборудования, снижение его стоимости и возможность использовать как наземную, так и спутниковую телекоммуникационную инфраструктуры привели к тому, что все многообразие компьютерных технологий - от специализированных программных продуктов управления организацией до применения глобальных компьютерных сетей - внедряются в коммерческих и бюджетных организациях по всей стране.2

К наиболее быстро и успешно развивающимся областям экономики в России следует отнести туризм и гостиничный бизнес. В настоящее время туристическая и гостиничная индустрия страны претерпевает перестройку с ориентацией на мировые стандарты XXI в. В соответствии с этими стандартами включение всего многообразия информационных технологий в гостиничный менеджмент представляется абсолютно бесспорным. Это необходимо для оперативного анализа текущей ситуации и принятия быстрых решений, повышения безопасности гостей, расширения клиентской базы, решения ряда маркетинговых задач, в целом - как для достижения высокой эффективности управления гостиничными и туристическими комплексами, так и для своевременного гибкого реагирования на изменяющиеся условия рынка [11]. Главной тенденцией в развитии гостиничного бизнеса является создание сетевых гостиничных комплексов. Сетевые гостиничные комплексы - это глобальный компьютеризированный бизнес, в котором стратегическое управление и планирование по плечу лишь высококвалифицированным специалистам с глубоким знанием основ международного гостиничного менеджмента и ин формационных технологий, с широким кругозором и навыками работы, сформированными в процессе обучения в вузе. Дипломированные менеджеры, приступающие к работе в сфере гостеприимства, должны быть готовы к продвижению достижений науки и техники на рынок услуг с целью существенного повышения их эффективности и качества.

В условиях экономики знаний и информационного общества наши выпускники-менеджеры должны выступать одними из основных носителей инновационно-креативного потенциала хозяйствующих субъектов, обладая неотчуждаемым ресурсом: специальными знаниями, умениями, навыками, формализованными в университетских дипломах и ... в голове менеджера. Они становятся ключевым звеном нового класса производителей с высокой рефлексивностью - способностью представить различные пути решения новых,

Константин Борисович Костин, доцент кафедры управления

предпринимательской деятельностью Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, канд. техн. наук, e-mail: kost_kos@mail.ru

плохо определенных проблем и делать обоснованный выбор. Кроме того, менеджер должен обладать способностью к мультидисциплинарной, многоплановой предпринимательской деятельности [1, с. 80-81]. Но дефицит кадров, способных объединить интеллектуальные и технологические ресурсы страны и обеспечить коммерциализацию создаваемых новшеств на внутреннем и глобальном рынках, является одной из проблем, тормозящих реализацию стратегии инновационного развития России [2]. Основным видом труда в инновационной экономике становится интеллектуальный труд, требующий глубоких профессиональных знаний, широкого кругозора, умения использовать сложную интеллектуальную технику, владения современными технологиями переработки знаний. Интеллектуальный труд означает доступ к широким информационным потокам и требует умения работать с этими потоками [6, с. 31]. Специалистов в области гостиничного и туристского бизнеса в российских вузах начали готовить относительно недавно. Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (массовая компьютеризация и интернетизация процесса обучения, использование технологии видеоконференцсвязи и т. п.) делает более доступным освоение как зарубежного опыта обучения в рамках университетских программ, так и практики работы конкретных гостиничных комплексов и туристических агентств (не только национальных, но и зарубежных).

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ) - единственный вуз на Северо-Западе России, который готовит кадры для сферы сервиса, в частности, для работы в области туризма и гостиничного бизнеса. Хорошая материально-техническая база позволила университету выступить с инициативой организации впервые в России Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса, т. е. добровольного и равноправного объединения образовательных учреждений, в формате которого возможно наиболее эффективное сотрудничество в области науки и образования2. Сетевой характер взаимодействия и подготовки специалистов в рамках научно-образовательного консорциума предполагает самое широкое использование электронных образовательных ресурсов через глобальные информационные сети, которые становятся все более точными, надежными и многофункциональными. Такое партнерство, направленное прежде всего на повышение качества подготовки кадров для сферы сервиса, стимулирует развитие и постоянное обновление инновационно-технологической базы не только СПбГУСЭ как головного вуза, но и сетевых университетов - членов консорциума.

Одной из наиболее эффективных форм информационно-коммуникационных технологий, развернутых в СПбГУСЭ, является система видеоконференцсвязи (ВКС). Видеоконференцсвязь - это технология, которая позволяет людям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно их обрабатывать в интерактивном режиме. Согласно некоторым данным, при телефонном разговоре передается только десятая часть транслируемой информации, а когда видна жестикуляция и мимика собеседника, коэффициент полезного действия передачи информации достигает 60%. В мировой практике ВКС широко применяется в системах управления и бизнесе, в деятельности медицинских учреждений и, конечно же, в системе всех видов образования, позволяя вовлекать множество стран в интеграционные процессы в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов и выравнивать качество составляющих мирового образовательного процесса. Ожидается, что в нашей стране с повышением уровня экономического развития ВКС будет все шире внедряться в коммерческих и бюджетных организациях, обеспечивая быстрое и эффективное решение текущих бизнес-задач, координацию управления, повышение качества образования за счет использования дистанционных и интерактивных форм обучения при экономии времени и средств [7].

Путем использования технологии ВКС профессорско-преподавательскому составу СПбГУСЭ удалось привлечь студентов и аспирантов к активному участию в программах межгосударственного сотрудничества в сфере образования, разрабатываемых в вузе. В частности, в практику обучения студентов старших курсов института туризма внедрено регулярное проведение видеоконференций и «круглых столов» с обсуждением проблем

2 Режим доступа^йр^етселп^рЬ.гиМокитейу-кошогсшт-у^оу^ет^а/

международного гостиничного менеджмента и маркетинга, планирования, оценки затрат и инвестиционного климата в индустрии гостеприимства при участии представителей университетов других стран (Великобритании, Финляндии, Голландии, Германии). Такой подход позволил интенсифицировать учебный процесс, сделать его более «живым» и неформальным, привлечь зарубежных коллег к обмену опытом, знаниями и методиками. Учащиеся получили возможность интегрироваться в информационно-технологическую среду, почувствовать важность своей будущей профессии, свою причастность к созданию и развитию глобальной стратегии туристического и гостиничного бизнеса. Каждой видеовстрече предшествуют серьезная работа по тщательной подготовке презентаций и изучению литературных источников; консультации с преподавателями и тренинг по преодолению языкового барьера.

Видеоконференции открывают возможность живого общения студентов разных стран, в котором каждой стороной используются как «домашние заготовки» в виде сообщений по обсуждаемой тематике, так и экспромты в режиме «вопрос - ответ». Так, например, при подготовке проектов для обсуждения на одной из последних видеоконференций с участием студентов СПбГУСЭ и университета Шеффилд Халлам (Великобритания) нашими студентами за основу был взят материал учебного курса «Международный маркетинг», а британской стороной - учебного модуля «Международный гостиничный менеджмент». Мероприятие было построено так, что участники выступали и как докладчики, и как критики и эксперты. В презентациях студентов из университета Шеффилд Халлам рассматривались главные стратегии выхода выбранной докладчиками международной гостиничной компании на российский рынок гостиничных услуг и формулировались условия, необходимые для успешной работы компании в конкурентной среде. Российские студенты представили анализ деятельности крупных и малых корпораций и аффилированных с ними структур (Rezidor Group, British Airways, Aeroflot, Mariott, Starwood Hotels, Boutique Hotels) и дали обоснованную оценку эффективности их работы. Роль экспертов, аналитиков и знатоков рынка гостиничных услуг по очереди отводилась студентам ГУСЭ и их иностранным коллегам; они давали друг другу советы и рекомендации, продемонстрировав в ходе открытого интерактивного общения глубину проводимого ими комплексного анализа.

В рамках подготовки к следующей видеоконференции (8 апреля 2011 г.) перед студентами СПбГУСЭ была поставлена задача - на основе знаний, полученных в рамках курсов «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве» и «Планирование туристских организаций и гостиничных комплексов», проанализировать и сравнить деятельность на российском рынке несетевых гостиниц (в качестве объекта исследования была выбрана гостиница «Амбассадор» в Санкт-Петербурге) и крупных мировых гостиничных сетей (в качестве объектов были выбраны сети «Резидор» и «Хилтон») и выступить экспертами по планированию конкретного гостиничного комплекса. Работу было предложено выполнить в соответствии со следующим алгоритмом:

1. Сбор и представление информации о компании: история компании, регионы присутствия, миссия, основные и сопутствующие виды деятельности, акционерный капитал, страна происхождения, отчет о прибылях и убытках за последние три года, бухгалтерский баланс.

2. Проведение анализа деятельности компании и формулировка требований к новой гостинице:

• определить материально-техническую базу гостиничного комплекса, а затем сумму инвестиций в строительство новой гостиницы;

• определить регион на территории Российской Федерации, в котором целесообразно возвести гостиницу (проанализировать значимость региона, особенности развития деловой активности, индустрии развлечений и отдыха, динамику доходов населения, транспортную систему) и обосновать свой выбор;

• провести маркетинговые исследования (использовать SWOT-анализ, GAP-анализ, матрицу Анзофа). На основании выполненного анализа определить и обосновать выбор марки (бренда) будущей гостиницы в структуре сети;

• выявить потенциальные клиентские группы. Определить и обосновать данные по площади общественной части гостиницы в расчете на одно спальное место и ее вместимости.

3. Определение экономической эффективности проекта. Гостиница должна выйти на окупаемость не позже чем за 10 лет.

4. Сравнение сетевой и несетевой концепции развития гостиничных комплексов.

По результатам анализа студенты СПбГУСЭ подготовили 5 двадцатиминутных презентаций на английском языке и выступили с ними перед студентами и представителями профессорско-преподавательского состава Шеффилд-Халамского университета (Великобритания). После каждой презентации следовало обсуждение, в ходе которого участники из Шеффилд-Халамского университета задавали вопросы (в частности, множество вопросов было связано с особенностями работы международных гостиничных сетей на российском рынке), на которые студенты СПбГУСЭ сумели дать исчерпывающие ответы. В ходе дискуссии рассматривалось использование новых технологий как ключевого фактора успеха в деятельности гостиничных комплексов в России, была проанализирована модель он-лайн бизнеса на примере международной гостиничной сети «Старвуд». Англичане представили презентации, посвященные анализу различных форм управления гостиничными комплексами, и результаты анализа деятельности крупнейших гостиничных сетей. В ходе обсуждения российские студенты активно интересовались особенностями работы сетевых и несетевых гостиничных комплексов на рынке Великобритании и перспективами их развития с горизонтом в 15 лет, а также тенденциями в области внедрения новых инновационных технологий в сфере гостиничного бизнеса Великобритании.

Такие мероприятия при тщательной и продуманной подготовке вызывают живой интерес учащихся, пробуждают стремление к творческому поиску, повышают их самооценку, стимулируют неформальный подход к будущей работе. Как правило, студенты СПбГУСЭ в ходе обсуждений демонстрируют достаточно свободное владение иностранным языком, структурированность и содержательность презентаций, умение проводить глубокий и всесторонний анализ, находить правильные решения и формулировать нужные нетривиальные рекомендации (например, менеджменту анализируемых компаний по выбору стратегий развития и т. п.). В ходе дискуссий будущие выпускники приобретают навыки свободного общения на международном уровне с использованием профессиональной терминологии, что крайне важно для будущей практической работы в туристическом и гостиничном менеджменте. Все это позволяет говорить о перспективности использования технологии видеоконференцсвязи в учебном процессе подготовки специалистов для работы в российском сервисе. В дальнейших планах кафедры управления предпринимательской деятельностью СПбГУСЭ - организация видеоконференций, участниками которых станут студенты и персонал крупных туристических агентств и гостиниц - не только национальных, но и зарубежных. Такая деятельность позволит вовлечь в процесс обучения высококвалифицированных специалистов-практиков и предоставить студентам возможность изучить работу служб индустрии гостеприимства различных стран и категорий с минимумом затрат для университета.

Опыт проведения подобных встреч способствует интеграции университета в международное образовательное пространство и повышению качества образовательных услуг. Ставка на инновационное развитие, объективной базой которого являются современные информационно-коммуникационные технологии, - наиболее реальный путь обеспечения конкурентоспособности российского образования, важнейшими принципами которого традиционно остаются взаимосвязь науки и практики, преемственность между уровнями образования, интеллигентность и высокая духовность университетской жизни независимо от политического строя и экономических условий в стране.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Внутренний кризис университетского менеджмент-образования / А. Н. Асаул, Л. Ф. Манаков // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2(20). - С. 70-81.

2. Асаул, А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями — залог успешного развития компании / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1(19). - С. 3-7.

3. Маркасов, С. В. Инфокоммуникации и эффективность их использования / С. В. Маркасов, К. М. Мкртчян // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 33-38.

4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций // А. Н. Асаул, Б. М. Капаров, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 415 с.

5. Пастухов, А. Л. Теоретические аспекты управления знаниями в университетском комплексе /

A. Л. Пастухов // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3(25). - С. 62-71.

6. Резник, Г. А. Подготовка инновационно-ориентированного специалиста как предпосылка модернизации отечественной экономики / Г. А. Резник, С. Г. Чувакова // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3(25). - С. 31-36.

7. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров. - СПб.: Гуманистика, 2007. - 280 с.

8. Ярковой, В. А. Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации / В. А. Ярковой // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3(25). - С. 56-61.

9. Ярковой, В. А. Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования / В. А. Ярковой // Экономическое возрождение России. 2010. - № 4(26). - С. 103-106.

10. Ястребова, М. В. Развитие системы управления инновационным обеспечением системы здравоохранения на современном этапе / М. В. Ястребова // Экономическое возрождение России. -2011. - № 1(27). - С. 139-146

11. Camison, C. Strategy attitudes and information technologies in the hospitality business/C. Camison // International Journal of Hospitality Management. - 2000. - V. 19. - №.2. - P. 125-143.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Internal crisis of university educational-management / A. N. Asaul, L. F. Manakov // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 70-81.

2. Asaul, A. N. Training of engineers-managers n management of innovations - a company guarantee of successful development / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1(19). - P. 3-7.

3. Markasov, S. V. Info communications and effectiveness of their use // S. V. Markasov, K. M. Mkrtchyan // Economic revival of Russia. - 2010. - №2(24). - P. 33-38.

4. Modernization of the economy based on technological innovation / A. N. Asaul, B. M. Kaparov, V.

B. Perevyazkin, M. K. Starovoitov. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 415 p.

5. Pastukhov, A. L. The theoretical aspects of knowledge management in university complex / A. L. Pastuhov // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3(25). - P. 62-71.

6. Resnick, G. A. Preparation of innovation-oriented specialist as a precondition for the modernization of the national economy / G. A. Resnick, S. G. Chuvakova // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3(25). - P. 31-36.

7. Management of higher education institutions in the innovation economy / A. N. Asaul, B. M. Kaparov. - SPb.: Humanistica, 2007. - 280 p.

8. Yarkovoj, V. A. The main directions of development of information services in the Russian Federation // V. A. Yarkovoj // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3(25). - P. 56-61.

9. Yarkovoy, V. A. Modern of informatively-communication technologies and their role in the system of education / V. A. Yarkovoj // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4(26). - P. 103-106.

10. Yastrebova, M. V. Development of innovative software management system health care system / M. V. Yastrebova // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1(27). - P. 139-146.

11. Camison, C. Strategy attitudes and information technologies in the hospitality business/C. Camison// International Journal of Hospitality Management. - 2000. - V. 19. - №.2. - P. 125-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.