Научная статья на тему 'Инновации в сфере транспортных услуг'

Инновации в сфере транспортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1233
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СФЕРА УСЛУГ / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АУТСОРСИНГ / INNOVATIONS / SPHERE OF SERVICES / TRANSPORT SERVICES / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руцик Юлия Олеговна

Улучшение сервиса, развитие транспортной инфраструктуры невозможно без внедрения инноваций. На сегодняшний день в сфере транспортных услуг уже существуют такие инновационные технологии, как контроль местоположения автотранспорта, электронная оплата проезда, учет топлива, мобильная видеорегистрация и др. В статье уделено внимание транспортному аутсорсингу, который представляет собой специальный механизм, созданный для фирмы, деятельность которой напрямую не связана с транспортом. Подробно рассмотрены некоторые решения по использованию инноваций в сфере транспортных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in sphere of transport services

Today in the conditions of a high market competition the sphere of transport services needs the innovative approach for the decision of tasks in view. Service improvement, development of a transport infrastructure is impossible without introduction of innovations. Today in sphere of transport services already there are such innovative technologies as сontrol of a site of motor transport, electronic payment of journey, the fuel account, mobile video registration and other. In article the attention is paid to transport outsourcing which represents the special mechanism created for certain firm which activity directly isn't connected with transport. In article some decisions on use of innovations in sphere of transport services are resulted in detail.

Текст научной работы на тему «Инновации в сфере транспортных услуг»

Ю.О. Руцик1 ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

В настоящее время сфера услуг (от торговли и транспорта до финансирования, страхования и разного рода посредничества) является одним из самых перспективных, быстроразвивающихся видов экономической деятельности. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические компании, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры - все это относится к сфере услуг. Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет спрос на услуги. В современных условиях хозяйствования одним из главных показателей развития этой сферы является конкурентоспособность услуг, непосредственно связанная с уровнем инновационной деятельности в каждой сервисной организации [10, 15, 19].

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера [4, 9, 12]. Инновационная деятельность организации направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг) [1, 6, 13]. Инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, ее производстве, предоставлении, потреблении и поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, основанные на идеях. Непременными свойствами инноваций являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и соответствие запросам потребителей [6]. Инновационная деятельность в сфере услуг должна не только охватывать сферу производства товаров и их потребления в целом, но и отслеживать особенности конкретных потребителей. Инновациями в сфере услуг считаются новая компьютерная система составления маршрута движения транспорта, внедрение пластиковых карт различного назначения и др.

В нашей стране динамично развивается сфера транспортных услуг видов экономической деятельности. Инновации имеют первостепенное значение для повышения качества транспортных услуг [8], поскольку практически любая организация использует собственный или арендованный автотранспорт. Важнейшие направления инновационной деятельности на транспорте связаны с использованием современных технологий для организации перевозок, автоматизации и информатизации всех звеньев транспортной цепи, в первую очередь процессов обслуживания клиентов [2]. Важными критериями оценки эффективности использования инноваций в сфере транспортных услуг являются динамика использования энергосберегающих технологий,

автоматизированных систем, экономия времени и минимизация стоимости доставки грузов при

" 2 высокой надежности транспортировки .

Транспортные услуги - это бизнес, который может быть очень прибыльным и интересным. В условиях высокой насыщенности рынка разнообразными услугами успешным может стать только тот бизнес, в котором достаточное внимание уделяется инновациям. Как правило, компании, предлагающие новые услуги, использование нового транспорта или особые условия перевозки, являются более успешными. Высокое качество работы, поиск новых решений позволяют создать положительный имидж компании и сделать ее репутацию безупречной, а ведь именно это - визитная карточка практически любой организации, которая стремится к успеху3.

Переход транспортного комплекса на инновационный путь развития требует масштабного внедрения новых технологий. На сегодня в сфере транспортных услуг используются такие инновационные технологии, как контроль местоположения автотранспорта, электронная оплата

1 Руцик Юлия Олеговна, аспирант Санкт-Петербургского Университета управления и экономики -E-mail: rutsik@mail.ru

2 Электронный ресурс: http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/c_transport/innovaz/IIIr/ks. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. III Петербургский международный инновационный форум. Круглый стол: Инновации на транспорте: от планов к реализации, 01.10.2010 г.

3 Электронный ресурс: http://www.autoterminal.ru

проезда, учет топлива, мобильная видеорегистрация и др. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Контроль местоположения автотранспорта. Для передачи информации о местоположении и других параметрах транспортных средств используется режим передачи данных GPRS, благодаря чему затраты сведены к минимуму. Применение системы позволяет по-новому подойти к использованию автотранспорта и сделать этот процесс эффективным. Ключевым моментом является наличие оперативного доступа к информации о фактических параметрах движения транспортного средства, благодаря чему можно принимать обоснованные управленческие решения. Для использования системы GPS-мониторинга достаточно иметь компьютер с подключением к сети Интернет и установленное на транспортном средстве оборудование. Диспетчер может задать маршрут транспортного средства и получать оперативную информацию в случае нарушения режима движения. Система позволяет ему в любой момент получить информацию о местоположении транспортного средства, скорости, направлении движения и показаниях различных датчиков, установленных на объекте.

Электронная оплата проезда. Автоматизированная система электронной оплаты проезда позволяет реализовать широкий спектр услуг (прежде всего для пассажиров общественного транспорта) и обеспечивает прозрачный финансовый контроль. Сбор платы за проезд может производиться при помощи как бумажных билетов, так и бесконтактных смарт-карт. Система электронной оплаты проезда связана с информационной системой в транспортных средствах, в автопарках или в диспетчерских центрах. Пассажиры также информируются о расписании транспорта, а диспетчер может осуществлять дистанционный мониторинг транспортной ситуации. Систему можно настроить на различные алгоритмы оплаты (только на входе, только на выходе, оплата на входе с контролем на выходе); система может использовать различную тарифную политику (фиксированный, зональный или километражный тариф, тариф с ограничением по времени, сезонный тариф). Все оборудование и автоматизированные рабочие места, имеющие отношение к системе электронной оплаты проезда, соединены с центральной базой данных. Автоматическая обработка данных и наглядное представление информации в виде графиков и таблиц является мощным инструментом принятия правильных управленческих решений. Использование такой системы позволяет перевозчику повысить привлекательность и эффективность работы общественного транспорта.

Учет топлива. Расход топлива - одна из самых больших статей затрат транспортной компании. Учет расхода топлива может быть объективным, когда понятно, как и на что оно тратится, и субъективным, связанным с неправильной эксплуатацией автотранспорта или махинациями персонала. В последнее время широкое распространение получают системы автоматического учета расхода топлива и режимов работы автотранспортных средств, предназначенные для непрерывного контроля расхода топлива в емкости в реальном времени с сохранением данных в памяти прибора. Возможность вести точный учет расхода топлива, проводить анализ комплексной работы автомобиля за любой период времени позволяет существенно оптимизировать затраты на эксплуатацию.

Мобильная видеорегистрация. Видеокамеры с большим углом обзора позволяют записать все подробности дорожной обстановки. Цветная видеозапись с высокой скоростью позволяет получить четкое изображение любого кадра и исключает возможность монтажа. Встроенный приемник фиксирует точное время и координаты. Энергонезависимая память сохранит видеоинформацию даже при потере питания. Основными функциями видеорегистраторов являются:

• контроль управленческого персонала за движением транспортного средства. Во избежание хищения товара видеорегистраторы устанавливаются также внутрь грузового отсека (как открытое видеонаблюдение, так и скрытое);

• воспроизведение дорожно-транспортных происшествий для выяснения причин и виновных в

ДТП;

• обеспечение надежного наблюдения в момент стоянки грузов.

Таким образом, информационные технологии позволяют уменьшить расходы на приобретение и анализ информации и снизить затраты фирмы, потому что с их помощью менеджерам проще наблюдать за большим числом служащих.

Как отмечалось, инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать его нуждам и желаниям. Информационные технологии при всей своей революционности не отменили производственный процесс, не ликвидировали конкурентов и не отняли у человека право принимать

решения. В информационном веке изменился инструментарий в управлении компаний, причем настолько сильно изменился, что повлиял на все процессы, к которым имеют отношение менеджеры: планирование, организацию, руководство и контроль. Благодаря революционному развитию информационных технологий в мире появились новые организационные формы компаний. В настоящее время фирмами в развитых странах широко используется аутсорсинг (от англ. outsourcing - получение чего-либо из внешних источников) - частичная или полная передача выполнения отдельных бизнес-функций и даже частей бизнес-процесса сторонним лицам и/или организациям. Сетевая или модульная структура дают множество преимуществ. В первую очередь - это возможность сконцентрировать усилия персонала на решении нескольких основных задач, заказывая выполнение других функций (доставка, бухгалтерский учет, а также производство) сторонним специалистам. Модульная корпорация представляет собой костяк, окруженный гибкой сетью лучших поставщиков необходимых услуг, которые, как модули в конструкторе, могут быть задействованы или исключены по мере необходимости [3].

Современные руководители научились извлекать выгоду из аутсорсинга [5, 11, 14]. Передав второстепенные бизнес-процессы новым профессиональным партнерам - аутсорсерам, многие руководители получают свободу в управлении ресурсами: отпадает необходимость содержать целые отряды сотрудников, выплачивать зарплаты, премии, производить поиск сотрудников. Компания может вкладывать все силы и средства в про фильное направление. Большим успехом пользуются такие направления аутсорсинга, как подбор персонала, маркетинг, реклама, ведение бухгалтерского учета, транспортные услуги.

Транспортный аутсорсинг создается для конкретной организации, деятельность которой с транспортом напрямую не связана, но потребность в транспорте у компании присутствует.

В настоящее время в западных странах наблюдается увеличение спроса на логистические услуги, которые предлагают, в основном, компании, предоставляющие комплекс транспортно-логистических услуг. Как правило, такие компании обладают большим опытом в логистическом управлении, квалифицированным персоналом и развитой инфраструктурой [7]. Услуги транспортного аутсорсинга уже давно востребованы как малым бизнесом, так и крупными транснациональными корпорациями.

В качестве примера транспортного аутсорсинга можно привести компанию «Avon». В начале 1990-х гг. она (мировой лидер парфюмерно-косметического рынка с годовым оборотом 8 млрд долл.) создала и содержала собственный автопарк. Однако постепенно руководство решило оптимизировать этот процесс. Ведь основной бизнес «Avon» - прямые продажи продукции, а не их доставка. Передав функции доставки на аутсорсинг, компания смогла значительно сократить расходы на управление автопарком, ускорить обслуживание клиентов и тем самым завоевать доверие своих покупателей [18].

Увеличение дополнительных продаж и рост прибыли в конечном итоге значительно превышают затраты на аутсорсинг. Специализированная компания раньше любой отраслевой организации знакомится с нововведениями, регламентирующими актами, постановлениями и разработками в своей сфере. Используя аутсорсинг, можно не тратить время и ресурсы на разработку, ознакомление, внедрение, обновление товара или услуги, а также на обучение персонала, его поиск, содержание и повышение квалификации.

Инновационная деятельность в сфере услуг, в том числе и в сфере транспортных услуг, должна быть связана с прогнозируемым результатом, который приводит к изменениям как внутри организации, так и во внешней среде. Расширение потребностей в сфере услуг обусловливает трансформации в производственном процессе товаропроизводителей и в информационных системах. Развитие сферы услуг формирует новую конкурентную среду и новые потребности в товарах и услугах. Иинновационная деятельность в сфере услуг является неотъемлемой частью эффективной производственно-рыночной деятельности, так как именно она обеспечивает стратегическую устойчивость компаний в условиях быстро развивающегося рынка услуг. Становится все очевиднее, что сектор услуг может обеспечить значительный прирост занятости как сегодня, так и в будущем, стать «локомотивом» экономического роста.

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль, специализирующаяся на перемещении грузов и людей, в первую очередь - это межотраслевая система, преобразующая

условия жизнедеятельности и хозяйствования. Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, улучшения условий и уровня жизни населения.

В условиях жесткой рыночной конкуренции каждая транспортная компания должна осознать, что без внедрения инновационных технологий остаться участником рынка крайне сложно.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности/ А. Н. Асаул, Х. С. Абаев, Д. А. Гордеев // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 2. - С. 140-141.

2. Асаул, Н. А. Инновационный сценарий развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга/ Н. А. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - №4(18). - С. 12-79.

3. Бабкин, В.Ф. Электронная коммерция и новые организационные формы компаний / В. Ф. Бабкин //Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - №1.

4. Введение в инноватику: учеб. пособие / А. Н. Асаул, В. В. Асаул, Н. А. Асаул, Р. А. Фалтинский; под ред. засл. деятеля науки РФ А. Н. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 280 с.

5. Гончарова, Н. А. Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе/ Н. А. Гончарова // Экономическое возрождение России. - 2010. - №4(26). - С. 91-97.

6. Грузинов, В. П. Экономика предприятия: учеб. пособие/ В. П. Грузинов, В. Д. Грибов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.

7. Иванов, С. В. Применение логистического подхода в системах управления качеством продукции и услуг в условиях плановой и рыночной экономики России/ С. В. Иванов // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 67-76.

8. Иванов, С. В. Многокомпонентная модель повышения качества транспортных услуг / С. В. Иванов, С. И. Никитин // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 78-92.

9. Котлер, Ф.Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер; общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990. - 160 с.

10. Кроливецкий, Э. Н. Целевая ориентация стратегического управления на достижение экономических результатов в сфере услуг/ Э. Н. Кроливецкий, Е. С. Шлёнскова // Экономическое возрождение России. -2011. - №1(27). - С. 51-54.

11. Мартыненко, А. В. Использование инновационного аутсорсинга в деятельности корпоративных структур/ А. В. Мартыненко, С. И. Удовиченко // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 116-120.

12. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

13. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул, Х. С. Абаев, Д. А. Гордеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - 271 с.

14. Песоцкая, Е. В. Рынок услуг управленческого консалтинга: структурная диагностика / Е. В. Песоцкая,

A. М. Муравьев // Экономическое возрождение России. - 2006. - №3(9). - С. 56-63.

15. Рыбкин, Е. В. Модель оценки качества услуг объектов дорожного сервиса / Е. В. Рыбкин // Экономическое возрождение России. - 2011. - №2(28). - С. 85-90.

16. Троцкая, Н. А. Транспорт в коммерческой деятельности/ Н. А. Троцкая. - М.: Асмап, 2004.

17. Шепелев, А. Ф. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности/ А. Ф. Шепелев. - М.: Транспорт, 2003.

18. Передача транспортных услуг на аутсорсинг//Экономика и жизнь: прил. к газете. - 2008. - №26. - 27

июня.

19. Ярковой, В. А. Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации /

B. А. Ярковой // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 56-61.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Assessment of the compétitive position of businesses / A. N. Asaul, H. S. Abayev, D. A. Gordeev // Modern high technologies. - 2010. - № 2. - P. 140-141.

2. Asaul, N. A. Innovative development of transport and logistics center of St. Petersburg/ N. A. Asaul / / Economic revival of Russia. - 2009. - № 4 (18). - P. 12-79.

3. Babkin, V. F. E-commerce and new organizational forms-making companies/ V. F. Babkin //Мanagement in Russia and abroad. - 2000. - № 1.

4. Introduction to Innovation: a training manual / A. N. Asaul, V. Asaul, N. A. Asaul, R. A. Faltinsky. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. - 280 p.

5. Goncharova, N. A. Innovative outsourcing in small and medium business / N. A. Goncharova // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 91-97.

6. Gruzinov, V P. Enterprise Economics: textbook. Manual/ V. P. Gruzinov, V. D. Gribov. - 2nd ed. rev. and add. - M.: Finances and Statistics, 2000.

7. Ivanov, S. V. Using logistic approach to control systems in the quality of products and services in a planned and market economy/ S. V. Ivanov / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 67-76.

8. Ivanov, S. V. Multicomponent model to improve the quality of transport services / S. V. Ivanov, S. I. Nikitin // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P 78-92.

9. Kotler, Ph. Fundamentals of Marketing: Trans. from English / Ph. Kotler; total. Ed. and introd.Art. E. M. Hemp. - M.: Progress, 1990. - 160 p.

10. Krolivetsky, E. N. Task orientation of strategic management to achieve economic results in services / E. N. Krolivetsky, E. S. Shlenskova// Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 51-54.

11. Martynenko, A. V. Using innovative outsourcing Sing in the activities of corporate structures / A. V. Martynenko, S. I. Udovichenko // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P. 116-120.

12. Modernization of the economy based on technological innovation / A. N. Asaul, B. M. Kaparov, V. B. Perevyazkin, M. K. Starovoitov. - SPb: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.

13. Assessment of the competitive position of businesses, STI / A. N. Asaul, J. S. Abayev, D. A. Gordeev. - SPb.: ANO «IPEV», 2007. - 271 p.

14. Pesotskaya, E. V Market management consulting services: structural diagnostics / E. V. Pesotskaya, A. M. Muraviev // Economic revival of Russia. - 2006. - № 3 (9). - P. 56-63.

15. Rybkin, E. V. The model estimates the quality of road service facilities / E. V. Rybkin // Russia's economic recovery. - 2011. - № 2 (28). - P. 85-90.

16. Trotskaya, N. A. Transportation in commerce / N. A. Trotsky. - M.: AIAC, 2004.

17. Shepelev, A. F. Transportation services businesses / A. F. Shepelev. - M.: Transport, 2003.

18. Transmission of transport services for outsourcing//Economics and Life: supplement to number 26 at 27.06.2008.

19. Yarkovoy, V. A. Main directions of development of information services in the Russian Federation / V. A. Yarkovoy // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P. 56-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.