Научная статья на тему 'Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации'

Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT SERVICES:INFORMATIONAL / IT MARKET PRODUCTS / TELECOMMUNICATION / TELEFAX / TELEGRAPH / E-MAIL / COMMERCIAL / INTELLECTUAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярковой Вячеслав Анатольевич

At the moment several directions of classification of information services are distinguished which are based on technological approach, the structure of demand etc. Information and communication services providing the transferring ofdifferent kinds of information between the subjects of communication, which include: telegraph, telefax, e-mail, voicemail, the service of terminal access to the net, information and reference service, exchange of information on the real-time mode.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic directions of development of informative services in Russian Federation

At the moment several directions of classification of information services are distinguished which are based on technological approach, the structure of demand etc. Information and communication services providing the transferring ofdifferent kinds of information between the subjects of communication, which include: telegraph, telefax, e-mail, voicemail, the service of terminal access to the net, information and reference service, exchange of information on the real-time mode.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации»

В. А. Ярковой 1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современное развитие мировой экономики происходит в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному, которое называют информационным. За последние десятилетия экономика развитых стран, в том числе и России, настолько усложнилась, что эффективное управление производственными процессами без применения новых методов и технических средств стало невозможным. Важной особенностью новой технологической революции является непрерывное усиление роли инноваций на основе разработки и внедрения инфокоммуникаций, эффективное использование которых в управлении компаниями обеспечивает их конкурентоспособность [9, с. 33].

Информационные услуги делятся на три группы: информационно-коммуникационные, информационно-прикладные и информационно-коммерческие. Под информационно-коммуникационными подразумеваются услуги, обеспечивающие передачу различных видов информации между субъектами общения. К ним относятся [5, с. 24]:

• услуги телеграфа, предназначенные для приема телеграфных сообщений, переданных абонентами со стандартных телеграфных аппаратов, и передачи информационных сообщений субъектам с предварительным указанием маршрута;

• услуги телефакса, состоящие в обеспечении приема сообщений, отправленных абонентам со стандартных факсимильных аппаратов по телекоммуникационной сети.

Широкое распространение в последнее десятилетие получили услуги электронной почты, которые служат для обмена информационными сообщениями между двумя и более удаленными друг от друга субъектами или персональными компьютерами. Возможности данного вида информационных услуг не ограничиваются отсроченной доставкой сообщения или документа другому лицу - предусматривается также хранение сведений в общедоступном или личном почтовом ящике, возможности формирования адреса, подготовки и обработки отправляемых и получаемых сообщений. Электронная почта стала неотъемлемым элементом офисной среды.

Большое значение в современных условиях рынка приобретает служба электронной подписи. Она представляет собой комплекс методов и средств, предоставляющих абонентам возможность защиты передаваемой информации, и обеспечивает передачу электронной цифровой подписи с использованием математических методов шифрования информации. В настоящее время эта услуга пользуется большим спросом, особенно там, где обеспечивается обслуживание банковских счетов абонентов и проведение расчетных операций.

Очень востребована на информационном рынке услуга терминального доступа, с помощью которой возможен неограниченный доступ к библиотечным системам, а также к базам данных образовательной и научной информации.—

Широкое распространение среди информационных услуг обмена сообщениями получила сеть Интернет. Типичным примером такой услуги является «IRC (Internet Relay Chat), в которой осуществляется круглосуточная система обмена текстовой информацией между группами абонентов» [5, с. 26].

Следующим блоком информационных услуг являются информационно-прикладные. Они включают услуги с использованием коммуникационных ресурсов сетей на прикладном уровне с целью удовлетворения общественных информационных потребностей. Прежде всего - это электронные доски объявлений, теле-, аудио- и видеоконференции, телетекст, информационные серверы [5, с. 27].

Данные информационные услуги возможны в трех видах:

1 Вячеслав Анатольевич Ярковой, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.Е-таЛ.: slava.yarkovoy@yandex.ru

• компьютерные конференции (основные возможности - подписка и отмена подписки на конференцию, чтение статей, аналитических обзоров и отправка сообщений в конференцию, отслеживание дискуссии, пересылка ответов в конференцию или автору сообщения);

• аудиографические конференции, которые проходят в реальном масштабе времени и представляют собой обмен звуковой информацией (речь) и неречевой (текстовой, графической);

• видеоконференции, позволяющие осуществить обмен речевой и видеоинформацией (неподвижных и движущихся изображений).

Бурное развитие телекоммуникационных услуг открыло доступ к сведениям через информационные серверы сети Интернет. Наиболее известной разновидностью серверов является WWW (World Wide Web - всемирная паутина). «В «паутину» в последнее время пришли все ведущие информационные агентства, многие издательства, рекламные агентства, представлены <...> многие правительства и парламенты» [6, с. 183], действуют многочисленные поисковые системы (www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.adlervista.ru), позволяющие оперативно найти исчерпывающую информацию по любому запросу пользователя.

К следующему блоку относятся информационно-коммерческие услуги: электронные банковские и биржевые, электронный обмен финансовыми документами, телебиржи, телемагазины, телеаукционы, электронные кассы, системы электронных банковских операций. Ряд ученых акцентируют внимание на том, что «... характер продукции индустрии информации определяется потребностями общества в услугах информационного характера» [4, с. 34], к которым относятся:

• долговременное хранение информации (книги, библиотеки, микро-, видеофильмы, аудиозаписи);

• сбор (получение), хранение и предоставление информации для различных видов деятельности;

• научная и специальная профессиональная информация (картотеки литературы и специальных сведений, аннотированные списки, реферативные сборники, библиографии);

• информация для обоснования и принятия управленческих решений (статистические отчеты, сводки показателей деятельности, паспорта объектов, справочники, своды законодательных актов, архивы и другая информация);

• коммерческая информация (списки с адресами и телефонами фирм, сведения о товарах, ценах, производителях, отчеты о финансовом состоянии фирм, налогах);

• потребительская массовая информация (расписание движения транспорта, адреса и профиль магазинов, прогнозы погоды, адреса предприятий бытового обслуживания,

станций медицинской помощи, справочники, справочные службы, в том числе объявления в СМИ и т. д.);

• обработка информации по различным направлениям хозяйственной и социальной деятельности (в органах государственной статистики, научно-исследовательских и военных организациях, министерствах и ведомствах, на предприятиях и др.).

Удовлетворение перечисленных потребностей обусловило создание целой инфраструктуры коммерческих организаций, основным продуктом производства которых стали информационные услуги или средства, необходимые для их создания (например, программное обеспечение).

Неоспоримым преимуществом данной классификации является ее ориентация на потребности потенциального покупателя. Изучение спроса на информационные услуги выделено сегодня в отдельное направление деятельности информационного рынка. Исследованию подлежат чувствительность спроса к изменению цены и факторы, оказывающие на него влияние; определяется объем реализации информационных услуг и выявляются ключевые тенденции данного вида рынка. Однако представленная

классификация не учитывает ни форму предоставления услуг потребителю, ни техническую составляющую процесса.

Таким образом, рынок информационных продуктов и услуг представляет собой неотъемлемую часть единого информационного поля, объектами которого являются товары в виде информационных продуктов, информационных услуг, научно-технической, проектно-конструкторской и технико-технологической продукции. Субъекты данного рынка дифференцированы по объему производственного, научного, информационного, финансового капитала и форме собственности (рис. 1) [8, с. 13].

Вопросы специфики информационных услуг в публикациях современных ученых и специалистов поднимаются редко, чаще рассматриваются вопросы формирования информационной инфраструктуры, информационного поля, интеграции информационных потоков (например [1, 2, 7]). Исходя из определения информационной инфраструктуры, состоящей из потока информации (объекта) и информационных технологий (способа воздействия на объект) [1, с. 84-85], сформируем структуру информационных услуг, учитывающую не только факторы потребностей, но и уровень подготовки пользователя, с выделением самостоятельных направлений: информационные услуги, СМИ, рекламные и коммуникационные услуги (рис. 2).

В числе наиболее часто упоминаемых специфических особенностей информационных услуг следует отметить их интеллектуальный характер, неотделимость от производителя, облегчение доступа потребителя к информации и расширение возможностей ее выбора. Необходимо выделить еще две ключевые специфические особенности информационных услуг как товара:

• информационная услуга неделима;

• информационная услуга не всегда приносит прибыль предпринимателю.

В первом случае речь идет о том, что данная услуга может быть полезной определенному кругу специалистов (технологам, врачам, военным) или социальной группе (студентам, преподавательскому составу) и абсолютно бесполезной для других (массовой аудитории, молодежи, пенсионеров). На основании анализа сегментов рынка можно сделать вывод, что физические лица (предприниматели) знают, что финансовые затраты на информацию окупятся и они получат доход. Компаниям, обладающим значительными экономическими и материальными ресурсами, требуется больше информации, чем малой организации. Таким образом, информация и приобретаемые информационные услуги, так или иначе способствуют монополизации рынка, что противоречит принципам теории конкурентного равновесия и считается недопустимым в современных условиях.—

Вторая особенность, с одной стороны, предполагает возможность оказания информационных услуг на безвозмездной основе (бесплатные справки по телефонам, информация о социально значимых событиях, метеопрогнозы, сведения о новых поступлениях товаров). С другой, говорит о том, что не каждый владелец услуги способен ее выгодно реализовать. Известны случаи, когда цена продажи информационных услуг не покрывала издержки на их получение.

Выводы

1. Классификация информационных и телекоммуникационных услуг должна проводиться только по ряду заданных параметров, поскольку рынок услуг данного вида разносторонен, наделен многочисленными функциями, служит для различных целей и не поддается систематизации и оценке по единому принципу.

2. Анализ научных публикаций показал, что единого понимания в вопросе систематизации информационных услуг у современных исследователей не существует. Каждый ученый, составляя классификацию услуг, адаптирует ее в большей степени под собственные потребности и цели исследования.

3. В среде ученых не выработаны и не согласованы критерии классификации информационных услуг, не в полном объеме выявлена их специфика. Ситуация изменится,

когда завершится процесс формирования основных секторов информационных услуг, а специалистами будет накоплен соответствующий практический опыт.

Рис. 1. Классификация информационных услуг

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

Рис. 2. Структура информационных услуг

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб: АНО «ИПЭВ», 2010. - 252 с.

2. Асаул, А. Н. Снижение трансакционных затрат в строительстве за счет оптимизации информационного пространства/ А. Н. Асаул, С. Н. Иванов // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - №1. - С. 22-23.

3. Асаул, А. Н. Природа и структура трансакционных издержек в инвестиционно-строительной сфере/ А. Н. Асаул, С. Н. Иванов // Экономика строительства. - 2008. - № 3. -С. 20-30.

4. Бугорский, В. Н. Информационный бизнес: учеб. пособие/ В. Н. Бугорский, В. И.Фомин. -СПб.: СПбГИЭУ, 2004.

5. Василенко, Л. А. Рынок информационных услуг: учеб. пособие/ Л. А. Василенко. - М.:Изд-во РАГС, 2006.

6. Ворошилов, В. В. Журналистика: учебник/ В. В. Ворошилов. - 4-е изд. - СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2006.

7. Егорова, О. А. Информационное поле организации: алгоритм формирования и управление / О. А. Егорова // Вестник гражданских инженеров. - 2009. - № 4(21). - С. 96-102.

8. Иофис, М. В. Формирование рынка информационных продуктов и услуг/ М. В. Иофис. -М.: Изд-во ГАСЭ, 2008.

9. Маркасов, С. В. Инфокоммуникации и эффективность их использования / С. В. Маркасов, К. М. Мкртчян // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2(24). - С. 33-38.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Creation of knowledge and information infrastructure of business entities /A. N. Asaul [and others]; ed. by honored Scientist of Russia, Professor A. N. Asaul. - St. Petersburg: ANO «IPEV», 2010. - 252 p.

2. Asaul, A. N. Lowering of the transaction costs in construction by optimization of the information space / A. N. Asaul, S. N. Ivanov // Modern problems of science and education. - 2009. - № 1. - P. 22-23.

3. Asaul, A. N. The nature and structure of transaction costs in construction investment area /A. N. Asaul, S. N. Ivanov // Construction Economics. - 2008. - № 3. - P. 20-30.

4. Bugorsky, V. N. Business Information. textbook/ V. N. Bugorsky, V. I. Fomin. - SPb.: SPbGIEU, 2004.

5. Vasilenko, L. A. Market information services: textbook/ L. A. Vasilenko. - M.: Publishing House RACS, 2006.

6. Voroshilov, V. V. Journalism: textbook/ V. V. Voroshilov. - 4-th edition. - SPb: Edition Mikhailov V. A., 2006.

7. Egorova, O. A. Information field organization: an algorithm for the formation and management /O. A. Egorova // Journal of Civil Engineers. - 2009. - № 4 (21). - P. 96-102.

8. Lofis, M. V. Formation of the market information products and services/ M. V. Lofis. - M.: Edition GASE, 2008.

9. Markasov, S. V. Info communications and effectiveness of their use / S. V. Markasov. M. Mkrtchyan // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2(24). - P. 33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.