Научная статья на тему 'Российский сектор информационно-коммуникационных технологий: проблемы и перспективы развития'

Российский сектор информационно-коммуникационных технологий: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5086
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК / СЕКТОР ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / INFORMATION COMMUNICATION / INFORMATION MARKET / INFORMATIONAL-INTELLECTUAL POTENTIAL / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF RUSSIAN SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вейлер В. П.

В статье рассматриваются различные подходы к анализу роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии экономики. Показан механизм функционирования информационного рынка. Приведен анализ проблем становления и перспектив развития российского сектора информационно-коммуникационных технологий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article a diverse ways to an analysis of a role of information communication technologies in a development of the economics are discussed. It shows how a mechanism of information market works. There is the analysis of problems of forming and prospects of the development of information communication technologies of Russian sector.

Текст научной работы на тему «Российский сектор информационно-коммуникационных технологий: проблемы и перспективы развития»

УДК - 380.83

РОССИЙСКИЙ СЕКТОР ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В.П. Вейлер

В статье рассматриваются различные подходы к анализу роли информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в развитии экономики. Показан механизм функционирования информационного рынка. Приведен анализ проблем становления и перспектив развития российского сектора информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: инфокоммуникации, информационно-интеллектуальный потенциал, информационныйрынок, сектор информационно-коммуникационных технологий.

В конце XX века вступил в фазу роста пятый технологический уклад, основу которого составляют информационные услуги, программное обеспечение, вычислительная техника и телекоммуникации. Сегодня ученые говорят уже о зарождении шестого технологического уклада, основанного на инновациях в области биотехнологии, искусственного интеллекта и космической техники. Именно пятый и шестой технологические уклады определяют качество экономического роста в XXI веке, выдвигая на первый план модели развития инновационного и интенсивного типа, а так же способствуют формированию новой структуры промышленности за счет приоритетного развития наукоемких отраслей и высоких технологий.

Масштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы человеческой деятельности и неуклонный рост их влияния на производственноэкономические отношения способствовали формированию различных точек зрения на место ИКТ в экономике. Анализ научных публикаций, определяющих роль ИКТ в общественноэкономическом развитии, позволяет выделить несколько подходов, отличающихся областью применения, используемой структурной единицей народного хозяйства и точкой зрения на совокупность составляющих ИКТ компонентов.

Один из первых подходов к анализу степени влияния ИКТ на развитие общества основан на отраслевом делении экономики, которое в России осуществлялось в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства. При таком подходе деятельность, связанная с использованием и созданием ИКТ (некоторые виды промышленности, связь, информационновычислительное обслуживание и пр.) включалась в сферу материального производства. В состав отрасли машиностроение и металлообработка входили среди прочих отрасли, сформировавшие основу для дальнейшего развития ИКТ: приборостроение, промышленность средств

вычислительной техники, электронная промышленность и др. Недостаток подобного подхода стал очевиден на современном этапе общественного развития, сопровождающегося значительными изменениями в факторах экономического роста и интенсивности их использования. Развитие экономики, углубление специализации производства и появление неизвестных ранее видов деятельности, связанных с развитием ИКТ, привели к формированию новых отраслей и производств, анализ структуры и состояния которых с использованием устаревших классификаторов стал неэффективен.

Понятие «отрасль информационных технологий» использовалось и в Проекте Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации, где под отраслью информационных технологий понималась совокупность трех сегментов: 1) предоставление услуг, связанных с использованием информационных технологий (включая услуги по выполнению бизнес-процессов предприятия); 2) разработка программного обеспечения; 3) производство и продажа ИТ-оборудования (персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и пр.).

Усложнение и развитие ИКТ происходило на фоне сложных процессов, затрагивающих структуру общественного производства: одновременно со специализацией и дифференциацией активно происходили процессы кооперации и интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, а так же к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов. Это явление послужило основой формирования второго подхода к анализу развития ИКТ, основанного на использовании понятия «информационный комплекс», под которым обычно подразумевают крупную отрасль экономики, как производящую информационный продукт, так и оказывающую разнообразные

информационные услуги на базе принципиально новых информационных технологий.

Третий подход основан на использовании понятия «отрасль высоких технологий», больше принятого в зарубежной статистике, в том числе, в статистике ООН. В мировой практике к отраслям высоких технологий относят, как правило, отрасли хозяйства, лидирующие по количеству базовых нововведений и по отношению их совокупной стоимости к объему основных производственных фондов: аэрокосмическая, электронная, конторского и управленческого оборудования и ЭВМ, фармацевтическая, электротехнического и общего машиностроения.

Четвертый подход, базирующийся на использовании понятия «информационный сектор экономики» (ИСЭ), возник в рамках концепции информационного общества и широко используется в научных публикациях, дающих оценку влияния информационных технологий на развитие общества. Однако, среди ученых не сложилось устоявшегося мнения относительно границ и состава ИСЭ.

В составе ИСЭ Сухарев О.С. выделяет три элемента: 1) деятели культуры, науки, образования, инженерно-техническая интеллигенция, организации, создающие новые виды информации и её представления; 2) экономические агенты, тиражирующие информацию и оказывающие услуги по её нахождению, отбору, определению (телевидение, Интернет, средства массовой коммуникации); 3) электронная промышленность (разработчики соответствующего оборудования, создатели новых компьютеров, телекоммуникационных приборов, электроники потребительского бытового назначения). [14]

По-мнению Беловой Л.Г и Стриженко А.А. ИСЭ охватывает не все виды информационной деятельности, а только непосредственное производство информационных товаров и услуг. Ядром ИСЭ авторы считают информационную индустрию - совокупность отраслей и сфер, занятых производством, обработкой и хранением и распространением информации, а так же разработкой и производством средств автоматизации. [2]

Нижегородцев P.M. ИСЭ называет совокупность отраслей хозяйства, основным продуктом которых является научно-техническая информация во всех ее видах и формах, в том числе информационные продукты и средства их производства. В информационный сектор экономики при этом включаются: отрасль производства научно-технической информации (сфера НИОКР), отрасли ее обработки, хранения, передачи, преобразования, а также отрасли, производящие новые средства производства и новые предметы потребления, в том числе компьютеры (орудия обработки информации), средства коммуникации и связи (орудия передачи информации) и т.д. [8]

Несмотря на расхождения в точках зрения на состав ИСЭ, исследователи, анализируя мировую практику, выделяют в его структуре целые группы новых институциональных образований, появившиеся в последние десятилетия. К ним относят: [5, 8 идр.]

- Венчурные фирмы и фирмы совместного риска. Самая большая доля рисковых капиталов (около 70%) сосредоточена в сфере информационных технологий, вычислительной техники и связи. Начиная с 1960-х годов венчурный капитал стал основным двигателем роста Силиконовой долины.

- Научно-технические консорциумы, как одну из форм кооперации различных научнопроизводственных структур в вопросах, связанных с проведением НИОКР и производством новой научной информации. Высокая доля затрат на НИОКР в совокупном объеме инвестиций является отличительной чертой бизнеса в сфере высоких технологий, позволяющей получить значимый результат от вложений.

- Инкубаторы инновационного бизнеса, позволяющие интегрировать усилия многих производителей информационных продуктов.

- Контрактные научно-исследовательские организации, задача которых — способствовать превращению информационных ресурсов в коммерчески освоенные нововведения.

- Биржи высоких технологий, выполняющие посреднические функции при передаче информационного продукта от производителя к потребителю и многие другие.

Выделение ИСЭ в самостоятельный сектор экономики обусловлено, прежде всего, качественными изменениями, происходящими в производительных силах, технологиях и характере труда под влиянием ИКТ, использование которых позволило повысить эффективность материального производства и привело к появлению отраслей, образующих техническую и технологическую основу новой экономики, а так же к возникновению не известных ранее видов деятельности, профессий и специальностей. Опыт высокоразвитых стран показывает, что развитие информационного сектора сопровождается размыванием и сокращением занятости в индустриальном и сельскохозяйственном секторах, а так же снижением конкурентоспособности

индустриального сектора. Уже к 1990 году деятельностью, связанной с получением и обработкой информации было занято в США 47,4% всех занятых, в Великобритании — 45,8%, во Франции — 45,1%, в ФРГ — 40,0%.[8] В то же время, промышленное производство становится более эффективным в развивающихся странах с большим объемом ресурсов и относительно дешевой рабочей силой.[13]

Формирование пятого подхода вызвано взаимопроникновением отраслей информатики и связи, совместным развитием информационных и коммуникационных технологий, следствием которого стало развитие «инфокоммуникационной инфраструктуры» и появление понятия «отрасль инфокоммуникаций». По мнению Реймана Л.Д., для инфокоммуникаций характерны все базовые признаки отрасли: 1) единство перерабатываемого сырья; 2) однотипность

технологических процессов; 3) однородность выпускаемой продукции. Роль сырья в отрасли инфокоммуникаций выполняют информационные ресурсы, основу технологии составляют электротехнические и электронные процессы, увязанные в единую последовательность выполняемых операций, а базовой продукцией являются различные информационные услуги, оказываемые другим отраслям и конечным потребителям. [11]

Шестой подход встречается в исследованиях ГУ ВШЭ, связанных с анализом использования ИКТ в России, проводившимися для целей государственной статистики. В основе подхода — понятие «сектор информационно-коммуникационных технологий», определяемый как совокупность организаций, занимающихся экономической деятельностью, связанной с производством, распространением и применением информационных и коммуникационных технологий. [4] Критерием включения организации в сектор ИКТ является отнесение ее к определенному виду экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору (ОКВЭД). По-мнению автора, использование такого подхода при анализе уровня развития ИКТ и масштаба их применения в России наиболее приемлемо, так как единые методы сбора и накопления статистических данных и формулировка границ сектора ИКТ позволяют избежать ошибок при подготовке информационной базы для проведения анализа.

Развитие сектора ИКТ подчиняется ряду законов и закономерностей, среди которых основополагающими являются: 1) логистический закон (метод 8-кривой), отражающий рост и насыщение рынка телекоммуникационными услугами; 2) информационно-экономический закон, показывающий взаимосвязь объема информации, произведенного для производственных нужд в стране за год, и величины ВВП; 3) неравномерность спроса на услуги отрасли ИКТ, обусловленной различным уровнем доходов населения.[6, 7]

В настоящее время основными индикаторами развития сектора ИКТ являются следующие показатели: число организаций сектора; валовая добавленная стоимость, созданная в секторе ИКТ; оборот организаций; производство товаров, связанных с ИКТ; объем инвестиций в основные фонды и нематериальные активы; объем иностранных инвестиций; удельный вес прибыльных/убыточных организаций; численность и квалификационная структура работников; стоимость и структур основных фондов и оборотных активов; число организаций,

осуществляющих исследования и разработки; затраты на исследования и разработки; объем экспорта/импорта товаров и услуг, связанных с ИКТ.

Среди показателей, учитывающих статистику использования ИКТ, обычно применяются: удельный вес организаций, использующих персональные компьютеры/Интернет, в общем числе соответствующих объектов; удельный вес работников, использующих персональные компьютеры/персональные компьютеры с доступом к сети Интернет, в общей численности

работников организаций; удельный вес организаций, имеющих Web-caйт, в общем числе

соответствующих объектов; распределение организаций по виду подключения к сети Интернет (в процентах от общего числа соответствующих объектов); удельный вес организаций,

использующих Интернет для получения (передачи) заказов на товары (работы, услуги).

Основные функции сектора ИКТ с учетом информатизации производства и экономикосоциальных процессов в стране заключаются в развитии телекоммуникационных услуг и непрерывном совершенствования систем обработки информации и её распространения.

Массовое появление информационных продуктов и услуг в способствовало формированию информационного рынка, имеющего свои особенности, проблемы и тенденции развития, но, несомненно, оказывающего существенное и постоянно растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию в стране (рис. 1).

Потребности Потребности Потребности Потребности Потребности

иностранного населения предпринимательского государственного некоммерческого

сектора сектора сектора сектора

Рыночный спрос на продукты и услуги сектора ИКТ

Правовое регулирование рынка сектора ИКТ

Законодательная база: в области информационных технологий, интеллектуальной собственности, таможенного законодательства и др.

Наполнение рынка сектора ИКТ

Импорт товаров и услуг Внутреннее производство товаров и услуг

Налоговая система

Учреждения контроля

Исследования и разработки в секторе ИКТ

Органы финансово-кредитной политики

Трудовые ресурсы

Каналы финансирования исследований и разработок

Государственное

финансирование

Венчурное

финансирование

Научные

фонды

Система образования, система здравоохранения, система социального обеспечения

Рис. 1. Механизм развития рынка сектора ИКТ.

В составе российского информационного рынка выделяют следующие сектора: рынок информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); рынок информационных продуктов и услуг; рынок программных продуктов; рынок телекоммуникаций и средств связи; рынок средств информатизации.[3] Указанная структура информационного рынка полностью соответствует видам деятельности, включаемым в сектор ИКТ в соответствии и ОКВЭД. В процессе регулирования общественного воспроизводства, отечественный рынок сектора ИКТ выполняет несколько функций: информационную - распространение информации об участниках рынка, спросе, предложении и т.п.; посредническую - обеспечивая возможность взаимодействия между участниками рынка; стимулирования эффективного хозяйствования и рационального использования ресурсов; установление соответствия между производством и потреблением соответствующих видов товаров и услуг; санирования - обеспечивая очищение рынка от неконкурентоспособных участников путем конкурентной борьбы.

Особенности экономического развития России сформировали характерные черты национального информационного рынка, к числу которых относятся: отсутствие стабильности; неоднородность информационного рынка в разрезе регионов страны; слабая развитость сектора личного потребления ИКТ-товаров и услуг; отказ государства от функционирования на информационном рынке в качестве производителя; низкая информационно-правовая культура

общества в целом; недостаточное развитие и неэффективность информационной инфраструктуры; отставание в области информационных технологий и средств вычислительной техники; недостаточная финансовая поддержка научных исследований в области информатизации. [3]

Функционирование рынка сектора ИКТ обеспечивается системой социальноэкономических институтов, в число которых входят:

- правовая система, выполняющая функции организации правового регулирования рынка сектора ИКТ и охраны экономических интересов рыночных агентов;

- органы государственного контроля и регулирования, представленные налоговой системой, учреждениями санитарного и экологического контроля, органами финансово-кредитной политики;

- рыночная инфраструктура, в которую входят предприятия оптовой и розничной торговли, службы сервиса, компании, занятые посреднической деятельностью и т.д.

Другие страны

Европа

31%

Рис. 2. Структура мирового сектора ИКТ

Считается, что мировой сектор ИКТ полностью сформировался уже к 1997 году, причем на тот момент примерно треть его принадлежала США, чуть меньше приходилось на страны Европы (рис. 2). В России становление и развитие сектора ИКТ происходило совершенно иными темпами, с существенным отставанием от развитых стран. Есть мнение, что причины, вызвавшие отставание России в сфере ИКТ, были заложены ещё в период командно-административного регулирования национальных хозяйственных систем.

К ним относятся: [10]

1) приоритетное развитие военно-промышленного комплекса, где было сосредоточено до 65% научного потенциала страны;

2) почти полная изоляция СССР от мировой хозяйственной системы, из-за чего стране пришлось опираться только на собственные интеллектуальные и финансовые ресурсы.

3) низкая скорость инновационного цикла и слабая связь между отдельными его этапами;

4) остаточный принцип развития телекоммуникаций, приводящий к стратегическому отставанию от промышленно-развитых стран в сфере коммуникаций;

5) слабая государственная политика в области информатизации.

Как известно, в начале 1990-х годов в России имели место существенный спад производства и резкое сокращение объема ВВП, повлекшие за собой изменение соотношения отраслей в Российской экономике. Произошедшая структурная перестройка привела к расцвету теневой экономики, оттоку высококвалифицированных кадров из производящих отраслей в предпринимательский сектор, «утечку мозгов» за границу. В результате в структурном балансе экономики России значительно вырос удельный вес отраслей, составляющих экспортный потенциал страны: электроэнергетики, топливных отраслей, металлургии. Следствием этих структурных сдвигов стало снижение производства в отраслях высоких технологий, электроники, средств информатизации - т.е. тех видов производств, опережающее развитие которых должно обеспечивать наращивание интеллектуально-информационного потенциала сектора ИКТ. Роль крупного поставщика сырья и топлива и не менее масштабного потребителя продуктов питания и продукции обрабатывающей промышленности в мировом экономическом пространстве не позволяла России использовать свои явные относительные преимущества - мощный научнотехнический и интеллектуальный потенциал, и не растраченную квалифицированную рабочую силу.

В первые годы после кризиса перед экономикой встала задача поиска новых источников роста, способных устранить зависимость России от конъюнктуры мирового сырьевого рынка. Плачевная ситуация усугублялась тем, что в ходе экономических реформ того периода высокотехнологичные отрасли «пострадали» в большей степени. Так, в электронной

промышленности, состояние которой определяет перспективы развития всего информационного сектора, и всей ГГ-сферы народного хозяйства, износ оборудования достиг 70%, а удельный вес продукции в общем объеме производства сократился в три раза. [14]

Кризисное состояние отечественной электронной промышленности привело к доминированию импортной электроники на российском рынке. Импортные товары и сегодня составляют серьезную конкуренцию российским ИКТ-товарам. В 2008 г. импорт составил 23,6 млрд. долл. (8,3% от общего импорта ив 11 раз выше их экспорта). В структуре импорта 34% приходится на телекоммуникационное оборудование, 25% — на аудио- и видеооборудование, 18%

— на компьютеры и сопутствующее оборудование, 7% — на электронные компоненты и 16% — на прочую продукцию ИКТ.[1] Ведущие представители науки и электронной промышленности отмечают, что катастрофическое состояние электроники России становится важнейшим политическим фактором, определяющим место и роль России в современном быстро меняющемся мире. При этом подчеркивается парадоксальность сложившейся в России ситуации: сочетание отсталой промышленности с наличием передовой науки.

По данным статистических исследований в российский сектор ИКТ на начало 2009 г. входило 118 тыс. организаций, основной вид экономической деятельности которых связан с производством ИКТ-товаров и оказанием услуг в этой сфере. В них было занято 1391 тыс. человек

— 2,8% от общей численности работников российских предприятий. Оборот сектора составил в 2008 г. 2395 млрд. руб., или 3,2% объема этого показателя по экономике в целом. В структуре оборота сектора ИКТ 23% приходится на организации, осуществляющие производство ИКТ-товаров, 14% — на предприятия оптовой торговли, 49% — электросвязи, 14% — ИКТ-услуг.[1]

Общий объем сектора ИКТ по данным годового отчета Минкомсвязи, составил в 2010 г. 1919,1 млрд. руб., из которых на долю рынка информационных технологий пришлось 565,8 млрд. руб. Хотя сектор ИКТ в России развивается в настоящее время высокими темпами, его доля в структуре ВВП по-прежнему очень низка (4,27 %). По этому поводу Перминов С.Б. отмечает, что Россия находится на самой начальной стадии внедрения ИКТ, на том этапе, когда экономический эффект еще не может проявиться в полной мере, а сам процесс внедрения информационных технологий требует значительной поддержки государства [9].

Анализ публикаций позволяет выделить ряд факторов, сдерживающих использование и наращивание интеллектуально-информационного потенциала российского сектора ИКТ в настоящее время. Рассмотрим эти факторы более подробно.

1. Недостаточная насыщенность Российского рынка персональными компьютерами и недостаточное распространение сети Интернет как важнейшего инфраструктурного элемента «новой экономики», обеспечивающего масштабность применения информационных технологий в финансовой сфере, снабжении, электронной коммерции, образовании и других областях. По данным отчета Минкомсвязи в 2010 г. количество пользователей сети Интернет составило в России 47% населения, что на 11,2% выше, чем в предыдущем году. По показателям использования ИКТ населением и в домашних хозяйствах Россия значительно отстает от зарубежных стран: по доле домохозяйств, имеющих персональные компьютеры, Россия уступает странам ЕС в 1,6 раза, по доступу в Интернет — в 1,8 раза.[1] К сожалению, для сокращения столь значительного разрыва в короткие сроки, темпы роста числа пользователей ИКТ сейчас в стране явно недостаточны. Примером решения данной проблемы является открытие практически во всех регионах Российской Федерации пунктов коллективного доступа к сети Интернет (по данным Минкомсвязи, на начало 2011 г. всего работает 30,4 тыс. пунктов).

Россия отстает от стран - лидеров и по показателям использования глобальных информационных сетей организациями. К началу 2010 г. 93,7% российских организаций использовали персональные компьютеры, 79,3% организаций имели доступ к глобальным сетям, 24,1% имели сайт или страницу в сети Интернет. В странах ЕС 93% организаций имеют доступ в Интернет, а в Финляндии, Австрии, Бельгии, Дании значение этого показателя приближается к 100%.[1]

Неравномерность использования персональных компьютеров и сети Интернет имеет место и субъектах российской федерации. По числу организаций, использовавших персональные компьютеры и Интернет, на протяжении 2001-2007 г.г. «лидируют» Северо-Западный и Уральский федеральные округа, со значением показателей, превышающими среднее по Российской Федерации значение.[4] В 2009 г. по ряду направлений использования ИКТ показатели наиболее развитых и отстающих в информационном плане субъектов РФ различаются в десятки раз, а по использованию ИКТ в домашних хозяйствах — в сотни раз.[1]

2. Резкая поляризация населения по уровням доходов. Неуклонный рост коэффициента дифференциации доходов (с 8,0 раз в 1992 г. до 16,5 раз в 2010 г.) характеризует увеличение степени социального расслоения населения России. Коэффициент Джини увеличился за 1992-2010 гг. в диапазоне 0,289 - 0,420, демонстрируя рост неравномерности распределения доходов в обществе. [13] Социальное расслоение общества способствует усугублению проблемы информационного неравенства в стране.

3. Невысокие (по сравнению с развитыми странами) расходы на информационные технологии. Повсеместный бурный рост сектора ИКТ в развитых странах был вызван значительным потоком инвестиций, направляемых в эту сферу на протяжении двух-трёх последних десятилетий: в США - 6,6% ВВП, в Японии - 5%, в Корее - 4%, в странах ЕС - 3,8%.

[14]

В России по данным 2009 г. наибольший удельный вес в структуре затрат предприятий на ИКТ занимают оплата услуг электросвязи (31,4%), приобретение вычислительной техники (27,5%), оплата услуг сторонних организаций (специалистов), связанных с ИКТ (17,5%), и приобретение программных средств (15,9%). Менее 1% приходится на расходы по обучению сотрудников, связанному с ИКТ (рис. 3).

—♦—приобретение вычислительной техники Я приобретение программных средств А оплату услуг связи обучение сотрудников

■ 'Ж - оплату услуг сторонних организаций и специа-листов (кроме услуг связи и обучения) прочие затраты

Рис. 3. Динамика структуры затрат на ИКТ в России.

4. Большая налоговая нагрузка. Слабость российской системы налогового

администрирования долгое время не позволяла рассчитывать на предоставление налоговых льгот производителям программного обеспечения, хотя такие меры являются общепринятыми для этого сектора во многих странах. Первые шаги для решения этой проблемы уже сделаны: с приятием Федерального закона РФ от 16.10.2010 N 272-ФЗ снижены ставки страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

5. Недостаточная (в прошлые годы) поддержка государства при продвижении информационных технологий в сферы бизнеса и государственное управление. В настоящее время ситуация меняется. Российское правительство выразило свои приоритеты в области развития ИКТ посредством реализации национальных проектов «Образование», ФЦП «Электронная Россия», Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.», проекта «Информатизация образования» и др. В результате реализации этих программ отставание России от ведущих стран мира в сфере ИКТ существенно сократилось, хотя, как показано выше, продолжает оставаться значительным. В 2010 г. Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», нацеленную на получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий, а так же на радикальное повышение эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. Минкомсвязи продолжает активно развивать ряд других программ по основным направлениям государственной информатизации. По состоянию на начало 2011 г. к системам межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) подключены 24 федеральных ведомства, 1 фонд, 7 регионов и 2 банка (в том числе Пенсионный фонд, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная налоговая служба, Росохранкультура). Кроме того, в 2010 г.

Минкомсвязи объявило о согласовании планов информатизации Федеральной миграционной службы (ФМС), Управления делами президента, Главного управления спецпрограмм президента, Росрыболовства.

Реализация государственной политики ближайших лет в области развития сектора ИКТ отражена в проекте «Концепции инновационного развития отрасли телекоммуникаций и информационных технологий». Структура Концепции охватывает три направления: 1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственную технологическую политику инновационного развития отрасли телекоммуникаций и информационных технологий; 2) государственное управление

инновационной системой отрасли; 3) государственное нормативно-правовое регулирование инновационного развития отрасли.

6. Бюрократические сложности таможенного оформления и возврата налога на добавленную стоимость. Именно это послужило одной из причин в свое время вывода за рубеж производства программ для экспорта компанией «1С», т.к. условия продаж в страны СНГ за пределами России оказались более выгодными.

7. «Кадровый голод» в сфере ИТ-технологий. Согласно результатам масштабного исследования «ИТ-кадры 2010. Численность занятых в российской экономике 2009 г. и прогноз потребности 2010-2015», проведенного АП КИТ1, общая численность ИТ-специалистов составляет 1,47% от всех работающих или 1,34% от трудоспособного населения (в США последний показатель составляет 3,74%, в Великобритании 3,16%, в Германии 3,14%). Все выпускаемые профессиональным образованием ИТ-специалисты остаются полностью востребованными в ИТ-индустрии. Прогнозируется, что в ближайшие годы при реализации модернизационного сценария развития экономики России численность требующихся ИТ-специалистов в несколько раз превысит численность выпуска учебных заведений.

Важно осознать, что в условиях развития сектора ИКТ адаптация к информационной среде, выработка информационного образа жизни, приобретает характер суровой необходимости. Современный информационный образ жизни можно реализовать, если человек научился: овладевать знаниями о функциональных возможностях ИКТ, уметь применять эти средства ИКТ в деловой сфере и бытовой деятельности; приобретать достаточно полные сведения о существующих в мире глобальных ИТ и системах и их услугах; получать дополнительную профессиональную подготовку в области ИКТ, необходимую для плодотворной работы в специальных областях деятельности.

Проблема сохранения и преумножения трудового потенциала и в секторе ИКТ, и в целом по стране, как в количественном, так и в качественном отношении, стоит перед государством в настоящее время достаточно остро. Снижение количественного показателя приводит к необходимости уделять особое внимание качеству трудовых ресурсов - мобильности, уровню образования, количеству высококвалифицированных специалистов и ИГР Задача усложняется тем, что в последние десятилетия стремительно сокращаются сроки актуальности знаний специалистов. Так, для промышленно-развитых стран нормы устаревания профессий в последнем десятилетии XX века составляют не более 8 лет, а по ряду профессий - не более 5 лет, т.е. ежегодно обесценивается 20-30 % знаний каждого специалиста. По данным американской статистики, половина существовавших в 1987 г. специальностей не наблюдалась в 1967 г. Это явление связано, прежде всего, с появлением и развитием информационно-коммуникационных технологий, меняющих характер труда и организацию производства по мере получения работниками новой информации увеличения объема совокупных знаний.

8. Неразвитость инновационной инфраструктуры в РФ проявляется в недостатке сетей технопарков и бизнес-инкубаторов, что привело в секторе ИКТ к очевидному недоиспользованию возможностей роста предприятий сектора. Исправить данную ситуацию были призваны проекты технопарков на базе крупнейших научных и образовательных центров г. Санкт-Петербурга, Московской, Новосибирской, Нижегородской областей и других областей. Строительство технопарков идет в соответствии с утвержденной в 2006 г. Государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

Большие надежды в плане дальнейшего развития сектора ИКТ возлагаются на научнотехнологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий -инновационный центр «Сколково». Согласно Федеральному закону N 244-ФЗ РФ «Об инновационном центре «Сколково», основными направлениями исследовательской деятельности

1 АП КИТ - Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий. Полный текст доклада по результатам исследования представлен на сайте АП КИТ http://www.apkit.ru

центра являются: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии (прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем), медицинские технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Таким образом, развитие сектора ИКТ, значительно опережающее последние годы развитие экономики в целом, с одной стороны, испытывает влияние общеэкономической ситуации в России, а с другой стороны, - влияние последствий последнего мирового финансового кризиса.

Одной из причин столь стремительного роста сектора ИКТ является быстрое проникновение ИТ-технологий в бизнес-процессы организаций, активное использование их в механизмах государственного управления и повседневной жизни людей. Другая причина роста сектора ИКТ - возрастающее усложнение бизнес-процессов, и, как следствие, тенденция к передаче сторонним специализированным организациям части внутренних функций, связанных с использованием ИТ и ИТ-инфраструктуры (ИТ-аутсорсинг). ИТ-аутсорсинг позволяет компаниям высвободить ресурсы, сосредоточиться на основной деятельности и получить максимальное качество выполнения бизнес-функций при сокращении собственных издержек.

В перспективе для успешного развития сектора ИКТ и сокращения отставания России от информационно-развитых стран в сфере развития ИКТ необходима реализация комплекса мероприятий:

- исполнение долгосрочной программы развития ИКТ в соответствии с приоритетами политики государства в области информационных технологий;

- дальнейшее совершенствование инвестиционного и налогового режимов в сфере ИКТ;

- усиление координации действий правительства и коммерческих структур с целью обеспечения условий для развития и полноценной реализации потенциала сектора ИКТ;

- дальнейший мониторинг и реализация программ развития сектора ИКТ;

- совершенствование законодательства в области обеспечения защиты интеллектуальной собственности и борьбы с пиратством.

Учитывая возрастающую роль ИКТ в современном обществе, можно ожидать, что успехи в развитии сектора ИКТ приведут к усилению позиций России на мировом рынке, будут способствовать повышению качества жизни граждан и эффективности государственного управления, улучшению условий развития бизнеса, позволят сократить значительный уровень информационного неравенства между отдельными регионами и слоями населения, в целом будут иметь мощный социально-экономический эффект.

In this article a diverse ways to an analysis of a role of information communication technologies in a development of the economics are discussed. It shows how a mechanism of information market works. There is the analysis of problems of forming and prospects of the development of information communication technologies of Russian sector.

The key words: information communication, information market, informational-intellectual potential, information communication technologies of Russian sector.

Список литературы

1. Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий // Форсайт, 2009. № 4 (12). C. 44 -55.

2. Белова Л.Г., Стриженко А.А. Информационное общество: трансформация

экономических отношений в мировой экономике: Монография / МГТУ им. М.В. Ломоносова, АлтГТУ им. И.И. Ползунова. Барнаул: Изд-во «Азбука», 2007. 387 с.

3. Бугорский В.Н. , Сетевая экономика: учеб. пособ. - М.: Финансы и статистика, 2008. -256 с., С. 11.

4. Информационные и коммуникационные технологии в российской экономике: 2007. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. 296 с.

5. Каширин А.И. Венчурное инвестирование в России / А.И.Каширин, А.С.Семенов. М.: Вершина, 2007. 320 с., С.25.

6. Кузовкова Т.А., Тимошенко Л.С., Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. М.: Горячая линия Телеком, 2009. 224 с.

7. Макаров В.В. Телекоммуникации в России: состояние, тенденции и пути развития. Монография. М.: ИРИАС, 2007. 296 с.

8. Нижегородцев P.M. Информационная экономика. Книга 2. Управление беспорядком: Экономические основы производства и обращения информации. М.: Кострома, 2002. — 173 с.

9. Перминов С.Б. Информационные технологии как фактор экономического роста / С.Б. Перминов; [отв. ред. Е.Н.Егорова]; Центр. экон.-мат.-ин-т РАН. М: Наука, 2007. 195 с. , С.12.

10.Петрова Е.А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития. М.: ГелиосАРВ, 2004. 128 с.

11.Рейман Л.Д. Теория и практика функционирования инфокоммуникационных рынков. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 230 с., С. 63.

12.Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./Росстат.М., 2011. 581 с.

13.Соболевская А.А., Попов А.К. Постиндустриальная революция в сфере труда. М., ИМЭМО РАН, 2009 205 с.

14.Сухарев О С. Информационный сектор экономики: проблемы развития // Инвестиции в России, 2006. №8. С. 25-34.

Об авторе

Вейлер В.П. - старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского veiler@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.