Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
социокультурная компетенция / старшеклассники / обучение языкам / аутентичные тексты / образовательная методика / межкультурное взаимодействие / педагогика / развитие личности / sociocultural competence / high school / teaching languages / authentic texts / educational methodology / intercultural interaction / pedagogy / personality development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестова А.В.

Статья посвящена исследованию формирования социокультурной компетенции старшеклассников на основе аутентичных текстов при обучении иностранному языку. В исследовании обоснована значимость социокультурной компетенции в современном образовательном процессе и предложена методика ее формирования с использованием аутентичных текстов. В статье описан комплекс упражнений, направленных на развитие данной компетенции, включая чтение и анализ аутентичных текстов, обсуждение культурных аспектов, проектные и ролевые игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пестова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS BASED ON AUTHENTIC TEXTS

The article is devoted to the study of the formation of sociocultural competence of high school students on the basis of authentic texts when teaching a foreign language. The study substantiates the importance of sociocultural competence in the modern educational process and proposes a methodology for its formation using authentic texts. The article describes a set of exercises aimed at developing this competence, including reading and analyzing authentic texts, discussing cultural aspects, project and role-playing games.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ»

УДК 372.881.111.1

Пестова А.В.

студентка 5-го курса бакалавриата Балтийский федеральный университет им. И. Канта (г. Калининград, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ

Аннотация: статья посвящена исследованию формирования социокультурной компетенции старшеклассников на основе аутентичных текстов при обучении иностранному языку. В исследовании обоснована значимость социокультурной компетенции в современном образовательном процессе и предложена методика ее формирования с использованием аутентичных текстов. В статье описан комплекс упражнений, направленных на развитие данной компетенции, включая чтение и анализ аутентичных текстов, обсуждение культурных аспектов, проектные и ролевые игры.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, старшеклассники, обучение языкам, аутентичные тексты, образовательная методика, межкультурное взаимодействие, педагогика, развитие личности.

Современное образование ставит перед собой не только базовую задачу развития навыков учащихся в различных областях знания, но и способствует формированию необходимых умений для успешной социальной адаптации. Одним из ответвлений в этой сфере является социокультурная коммуникация, которая охватывает понимание и навыки взаимодействия в социально-культурной среде, а также развитие межкультурного общения и воспитание толерантности [2, с. 5].

Согласно утверждению Н.Д. Гальской, понимание и осмысление нового языка в основном основывается на знаниях о культуре страны распространения этого языка. Это высказывание также подтверждает необходимость изучения

культуры другой страны в процессе формирования социокультурных навыков [1, с. 48].

Аутентичные тексты представляют собой реальные и неподготовленные материалы, которые могли бы быть использованы в коммуникационной среде носителями языка [5, с. 455]. Использование подобных текстовых материалов позволяют учащимся развивать навыки чтения, анализа, интерпретации и понимания текстов, актуальных в бытовом общении, а также помогает процессу изучения и пониманию культурных особенностей различных стран и народов.

Целью данного исследования являлось изучение эффективности использования аутентичных текстов для формирования социокультурной компетенции старшеклассников. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть возрастные особенности старшеклассников и их влияние на разработку методик упражнений.

2) Изучить понятие социокультурной компетенции и актуальность её формирования.

3) Выявить основные характеристики аутентичных текстов и критерии их отбора.

4) Разработать цикл уроков на основе аутентичных текстов для формирования социокультурной компетенции.

5) Провести эксперимент по выявлению эффективности использования аутентичных текстов и проанализировать результаты.

Исследование включало в себя как теоретический, так и эмпирический анализ. Теоретический анализ базировался на изучении научной литературы и существующих теоретических подходов к формированию социокультурной компетенции. Эмпирические методы включали анкетирование, наблюдения и интервьюирование учащихся. Эксперимент проводился в несколько этапов, включающих начальное и итоговое тестирование, что позволило оценить динамику изменений в уровне социокультурной компетенции у учащихся в контрольной и экспериментальной группах. Метод тестирования был выбран,

так как он позволяет охватить ключевые компоненты социокультурной компетенции, определенные Н.Д. Гальсковой и З. Н. Никитенко [4, с. 281].

Результаты исследования показали, что использование аутентичных текстов способствует более глубокому пониманию культурных особенностей изучаемого языка и повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка. Результаты эксперимента показали значительное улучшение уровня социокультурной компетенции у учащихся экспериментальной группы. Повышение среднего балла и увеличение числа учащихся с высоким уровнем компетенции подтвердили эффективность использования аутентичных текстов в учебном процессе. Учащиеся экспериментальной группы показали лучшие результаты по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует о значительном положительном влиянии выбранной методики на формирование социокультурной компетенции. Экспериментальная работа подтвердила, что старшеклассники, обучавшиеся с использованием аутентичных текстов, продемонстрировали более высокие результаты в развитии социокультурной компетенции по сравнению с теми, кто обучался по традиционным методикам.

В разработанной серии уроков использовались аутентичные тексты из таких источников, как статьи National Geographic, структурированные в соответствии с методикой, предложенной Маслыко и Бабинской [3, с. 277-279]. На основе теоретических положений был разработан и реализован цикл уроков, направленных на формирование социокультурной компетенции. Такой подход оказался эффективным для интеграции социокультурных элементов в учебный процесс, повышения интереса учащихся к языку и культуре, развития их критического мышления и аналитических навыков. Комплекс упражнений для каждого урока включал в себя следующие элементы:

1. Чтение и анализ аутентичных текстов: Обсуждение культурных аспектов, представленных в текстах. Учащиеся анализировали содержание, обсуждали культурные особенности и сравнивали их с родной культурой.

2. Интерактивные задания: ролевые игры, дебаты и дискуссии, моделирующие межкультурное взаимодействие, на основе прочитанных текстов. Эти задания способствовали развитию навыков межкультурной коммуникации.

3. Проекты и презентации: выполнение проектов, направленных на изучение культурных особенностей различных стран, на тему культурных традиций и обычаев разных стран, подготовка презентаций и их защита перед классом.

4. Написание эссе и отзывов: учащиеся писали эссе на темы, связанные с культурными различиями, и отзывы на прочитанные тексты, что способствовало развитию критического мышления и способности к рефлексии.

Исследование подтвердило гипотезу о том, что использование аутентичных текстов в обучении иностранному языку является эффективным методом для формирования социокультурной компетенции старшеклассников. Это способствует не только улучшению языковых навыков, но и развитию толерантности, уважения к различным культурам и умению адаптироваться в многонациональном обществе. Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке системы и методик упражнений, которые могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе для повышения уровня социокультурной компетенции учащихся, а также могут стать инструментом для учителей при работе с учащимися старших классов. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего применения и развития таких методик в образовательной практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гальскова Н.Д. Методика обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н.В. Акимова. Москва: Феникс, 2017. 350 с;

2. Гальскова Н.Д., Тарева Е.Г. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 1. - С. 3-11;

3. Маслыко, Е.А., Бабинская, П.К., Будько, А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст] / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько — 9-е изд. — Минск: Вышэйшая школа, 2004 — 522 с;

4. Остапчук, И.А. Формирование социокультурной компетенции при изучении немецкого языка как специальности / И.А. Остапчук // Молодежь и наука: проблемы современной филологии и методики преподавания филологических дисциплин: Материалы VIII Международной молодёжной научно-практической конференции, Ульяновск, 03 апреля 2019 года. - Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2019. - С. 279-284. - EDN YUGADR;

5. Эшбоева Д.А., Ашурбоева М.Р. Сущность и классификация «аутентичных материалов» // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 454-456

Pestova A.V.

Baltic Federal University named after I. Kant (Kaliningrad, Russia)

FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS BASED ON AUTHENTIC TEXTS

Abstract: the article is devoted to the study of the formation of sociocultural competence of high school students on the basis of authentic texts when teaching a foreign language. The study substantiates the importance of sociocultural competence in the modern educational process and proposes a methodologyfor its formation using authentic texts. The article describes a set of exercises aimed at developing this competence, including reading and analyzing authentic texts, discussing cultural aspects, project and role-playing games.

Keywords: sociocultural competence, high school, teaching languages, authentic texts, educational methodology, intercultural interaction, pedagogy, personality development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.