УДК 372.881.111.1
Пестова А.В.
студентка 5-го курса бакалавриата Балтийский федеральный университет им. И. Канта (г. Калининград, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ
Аннотация: статья посвящена исследованию формирования социокультурной компетенции старшеклассников на основе аутентичных текстов при обучении иностранному языку. В исследовании обоснована значимость социокультурной компетенции в современном образовательном процессе и предложена методика ее формирования с использованием аутентичных текстов. В статье описан комплекс упражнений, направленных на развитие данной компетенции, включая чтение и анализ аутентичных текстов, обсуждение культурных аспектов, проектные и ролевые игры.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, старшеклассники, обучение языкам, аутентичные тексты, образовательная методика, межкультурное взаимодействие, педагогика, развитие личности.
Современное образование ставит перед собой не только базовую задачу развития навыков учащихся в различных областях знания, но и способствует формированию необходимых умений для успешной социальной адаптации. Одним из ответвлений в этой сфере является социокультурная коммуникация, которая охватывает понимание и навыки взаимодействия в социально-культурной среде, а также развитие межкультурного общения и воспитание толерантности [2, с. 5].
Согласно утверждению Н.Д. Гальской, понимание и осмысление нового языка в основном основывается на знаниях о культуре страны распространения этого языка. Это высказывание также подтверждает необходимость изучения
культуры другой страны в процессе формирования социокультурных навыков [1, с. 48].
Аутентичные тексты представляют собой реальные и неподготовленные материалы, которые могли бы быть использованы в коммуникационной среде носителями языка [5, с. 455]. Использование подобных текстовых материалов позволяют учащимся развивать навыки чтения, анализа, интерпретации и понимания текстов, актуальных в бытовом общении, а также помогает процессу изучения и пониманию культурных особенностей различных стран и народов.
Целью данного исследования являлось изучение эффективности использования аутентичных текстов для формирования социокультурной компетенции старшеклассников. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть возрастные особенности старшеклассников и их влияние на разработку методик упражнений.
2) Изучить понятие социокультурной компетенции и актуальность её формирования.
3) Выявить основные характеристики аутентичных текстов и критерии их отбора.
4) Разработать цикл уроков на основе аутентичных текстов для формирования социокультурной компетенции.
5) Провести эксперимент по выявлению эффективности использования аутентичных текстов и проанализировать результаты.
Исследование включало в себя как теоретический, так и эмпирический анализ. Теоретический анализ базировался на изучении научной литературы и существующих теоретических подходов к формированию социокультурной компетенции. Эмпирические методы включали анкетирование, наблюдения и интервьюирование учащихся. Эксперимент проводился в несколько этапов, включающих начальное и итоговое тестирование, что позволило оценить динамику изменений в уровне социокультурной компетенции у учащихся в контрольной и экспериментальной группах. Метод тестирования был выбран,
так как он позволяет охватить ключевые компоненты социокультурной компетенции, определенные Н.Д. Гальсковой и З. Н. Никитенко [4, с. 281].
Результаты исследования показали, что использование аутентичных текстов способствует более глубокому пониманию культурных особенностей изучаемого языка и повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка. Результаты эксперимента показали значительное улучшение уровня социокультурной компетенции у учащихся экспериментальной группы. Повышение среднего балла и увеличение числа учащихся с высоким уровнем компетенции подтвердили эффективность использования аутентичных текстов в учебном процессе. Учащиеся экспериментальной группы показали лучшие результаты по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует о значительном положительном влиянии выбранной методики на формирование социокультурной компетенции. Экспериментальная работа подтвердила, что старшеклассники, обучавшиеся с использованием аутентичных текстов, продемонстрировали более высокие результаты в развитии социокультурной компетенции по сравнению с теми, кто обучался по традиционным методикам.
В разработанной серии уроков использовались аутентичные тексты из таких источников, как статьи National Geographic, структурированные в соответствии с методикой, предложенной Маслыко и Бабинской [3, с. 277-279]. На основе теоретических положений был разработан и реализован цикл уроков, направленных на формирование социокультурной компетенции. Такой подход оказался эффективным для интеграции социокультурных элементов в учебный процесс, повышения интереса учащихся к языку и культуре, развития их критического мышления и аналитических навыков. Комплекс упражнений для каждого урока включал в себя следующие элементы:
1. Чтение и анализ аутентичных текстов: Обсуждение культурных аспектов, представленных в текстах. Учащиеся анализировали содержание, обсуждали культурные особенности и сравнивали их с родной культурой.
2. Интерактивные задания: ролевые игры, дебаты и дискуссии, моделирующие межкультурное взаимодействие, на основе прочитанных текстов. Эти задания способствовали развитию навыков межкультурной коммуникации.
3. Проекты и презентации: выполнение проектов, направленных на изучение культурных особенностей различных стран, на тему культурных традиций и обычаев разных стран, подготовка презентаций и их защита перед классом.
4. Написание эссе и отзывов: учащиеся писали эссе на темы, связанные с культурными различиями, и отзывы на прочитанные тексты, что способствовало развитию критического мышления и способности к рефлексии.
Исследование подтвердило гипотезу о том, что использование аутентичных текстов в обучении иностранному языку является эффективным методом для формирования социокультурной компетенции старшеклассников. Это способствует не только улучшению языковых навыков, но и развитию толерантности, уважения к различным культурам и умению адаптироваться в многонациональном обществе. Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке системы и методик упражнений, которые могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе для повышения уровня социокультурной компетенции учащихся, а также могут стать инструментом для учителей при работе с учащимися старших классов. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего применения и развития таких методик в образовательной практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гальскова Н.Д. Методика обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н.В. Акимова. Москва: Феникс, 2017. 350 с;
2. Гальскова Н.Д., Тарева Е.Г. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 1. - С. 3-11;
3. Маслыко, Е.А., Бабинская, П.К., Будько, А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст] / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько — 9-е изд. — Минск: Вышэйшая школа, 2004 — 522 с;
4. Остапчук, И.А. Формирование социокультурной компетенции при изучении немецкого языка как специальности / И.А. Остапчук // Молодежь и наука: проблемы современной филологии и методики преподавания филологических дисциплин: Материалы VIII Международной молодёжной научно-практической конференции, Ульяновск, 03 апреля 2019 года. - Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2019. - С. 279-284. - EDN YUGADR;
5. Эшбоева Д.А., Ашурбоева М.Р. Сущность и классификация «аутентичных материалов» // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 454-456
Pestova A.V.
Baltic Federal University named after I. Kant (Kaliningrad, Russia)
FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS BASED ON AUTHENTIC TEXTS
Abstract: the article is devoted to the study of the formation of sociocultural competence of high school students on the basis of authentic texts when teaching a foreign language. The study substantiates the importance of sociocultural competence in the modern educational process and proposes a methodologyfor its formation using authentic texts. The article describes a set of exercises aimed at developing this competence, including reading and analyzing authentic texts, discussing cultural aspects, project and role-playing games.
Keywords: sociocultural competence, high school, teaching languages, authentic texts, educational methodology, intercultural interaction, pedagogy, personality development.