Научная статья на тему 'Формирование социальной ответственности у студентов экономического профиля'

Формирование социальной ответственности у студентов экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ECONOMIC PROFILE / ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF TRAINEES / SOCIAL RESPONSIBILITY / THE COMPONENTS ETHICS OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ануфриева Ю. В.

В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки в вузе выпускников экономического профиля и обозначаются конкретные требования к организации учебного процесса, направленного на формирование профессиональных и личностных качеств обучаемых с целью формирования социальной ответственности. Рассматриваются практические вопросы и задания, используемые в технологии и организации учебного процесса с учетом аксиологической составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY AT STUDENTS OF THE ECONOMIC PROFILE

In article preparation pressing questions in high school of graduates of an economic profile are considered. Concrete requirements to the organization of the educational process directed on formation of professional and personal qualities of trainees for the purpose of formation of social responsibility are designated. Practical questions and the tasks used in technology and the organization of educational process with the account by the components ethics of business are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной ответственности у студентов экономического профиля»

диться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

В настоящее время не редки случаи воспитания детей в детских домах и интернатах. Где образцами и моделями поведения, соответствующим полу, для воспитанников становятся сотрудники этих учреждений (врачи, учителя, воспитатели и пр.), среди которых преобладающее большинство составляют женщины. Образцы полоспецифического поведения, полоролевые ориентации и ожидания задаются в общении со сверстниками, в характере игрового материала, в содержании детской литературы, в средствах массовой информации, персоналом детских учреждений. Жизнь детей проходит преимущественно в женской среде, что в свою очередь накладывает отпечаток на то, как складываются их представления о поведении, свойственном своему полу. В процессе воспитания и жизни детей в общественных учреждениях эта ситуация еще более усугубляется, так как детям не только не хватает семейного тепла, но и лица своего пола, того с кем можно было бы себя идентифицировать. С самого рождения мальчик попадает в среду общественного воспитания и, как водится, по мнению психологов, в фемининную среду российского общеБиблиографический список

ства. Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность, противоположной женской. Неудовлетворенная потребность в общении с родителями своего пола приводит к идентификации с родителем противоположного пола [4; 6]. Соответственно, мальчик, воспитывающийся в условиях детского дома, имеет нечеткую или неадекватную идентификацию, что связано с отсутствием мужчины как образца поведения.

Существующие данные о выпускниках детских домов и интернатов свидетельствуют о низком уровне их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе, трудностях их социализации. В этой связи представляется особо важным более глубокое и разностороннее изучение факторов социализации детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, а также влияния типа семьи на успешность социализации ребенка. Сироты, в отличии от детей, воспитывающихся в семьях, имеют неполное, ограниченное представление о себе, как в социальном аспекте, так и в гендерном или имеют своеобразное самовосприятие. Большая часть детей из детских домов плохо осознает гендерные стереотипы или вытесняет их, в отличии от сверстников из семей [2; 7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разный опыт жизни и воспитания, которые получают дети, растущие в семье и вне семьи, существенно влияет на их психическое развитие. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

1. Дружинин, В.Н. Психология семьи. - СПб., 2002.

2. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности. - Воронеж, 1999.

3. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / сост. и отв. ред. Г.А. Тишкин. -СПб., 2001.

4. Нугаева, О.Г. Становление самосознания у детей. - Екатеринбург, 2004.

5. Михеева, Д. По словам отца // Психология. - 2007. - № 12.

6. Набойченко, Е.С. Изменение стиля семейного воспитания в семьях дошкольников с ВЧЛП как резерв повышения возможностей школьной адаптации // Психологическое сопровождение и организационно-медицинские алгоритмы реабилитации. - Екатеринбург, 2005.

7. Марова, 3. Ребенка воспитывает одна мать // Воспитание детей в неполной семье. - М., 2006.

Bibliography

1. Druzhinin, V.N. Psikhologiya semji. - SPb., 2002.

2. Mukhina, V.S. Fenomenologiya razvitiya i bihtiya lichnosti. - Voronezh, 1999.

3. Rossiyjskie zhenthinih i evropeyjskaya kuljtura: materialih V konferencii, posvyathyonnoyj teorii i istorii zhenskogo dvizheniya / sost. i otv. red. G.A. Tishkin. -SPb., 2001.

4. Nugaeva, O.G. Stanovlenie samosoznaniya u deteyj. - Ekaterinburg, 2004.

5. Mikheeva, D. Po slovam otca // Psikhologiya. - 2007. - № 12.

6. Naboyjchenko, E.S. Izmenenie stilya semeyjnogo vospitaniya v semjyakh doshkoljnikov s VChLP kak rezerv povihsheniya vozmozhnosteyj shkoljnoyj adaptacii // Psikhologicheskoe soprovozhdenie i organizacionno-medicinskie algoritmih reabilitacii. - Ekaterinburg, 2005.

7. Marova, 3. Rebenka vospitihvaet odna matj // Vospitanie deteyj v nepolnoyj semje. - M., 2006.

Статья поступила в редакцию 12.02.12

УДК 378.316.6

Anufrieva J.V. FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY AT STUDENTS OF THE ECONOMIC PROFILE. In

article preparation pressing questions in high school of graduates of an economic profile are considered. Concrete requirements to the organization of the educational process directed on formation of professional and personal qualities of trainees for the purpose of formation of social responsibility are designated. Practical questions and the tasks used in technology and the organization of educational process with the account by the components ethics of business are considered.

Key words: economic profile, organization of the educational process, formation of professional and personal qualities of trainees, social responsibility, the components ethics of business.

Ю.В. Ануфриева, канд. пед. наук, доц. СГУПС, г. Новосибирск, E-mail: juli24@cn.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки в вузе выпускников экономического профиля и обозначаются конкретные требования к организации учебного процесса, направленного на формирование профессиональных и личностных качеств обучаемых с целью формирования социальной ответственности. Рассматриваются практические вопросы и задания, используемые в технологии и организации учебного процесса с учетом аксиологической составляющей.

Ключевые слова: экономический профиль, организация учебного процесса, формирование профессиональных и личностных качеств, социальная ответственность, аксиологическая составляющая учебного процесса.

Последовательная интеграция России в мировое сообщество в условиях мирового финансового кризиса требует развития образовательного потенциала вузов. В настоящее время идет поиск новых подходов к подготовке студентов, когда главным фактором служит социальная ответственность выпускников экономического профиля. Работа в международных информационных системах, использование зарубежного опыта в организации учебного процесса, приведение технологий образования к международным стандартам и рейтинговой системы контроля знаний трансформирует систему профессиональной подготовки выпускников.

В сложившихся условиях, на наш взгляд, приоритетным является направление укрепления экономической эффективности функционирования вуза. При этом необходимо учитывать основной принцип этики бизнеса: «может ли быть эффективность, если нет справедливости?» Так В.В. Ивантер, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН считает, что «этот принцип является проблемным для всей экономики».

Анализ и оценка рейтинга вузов позволила определить «узкие» места в существующей методике расчета рейтинговых критериев и выявить основные резервы повышения качества образования с учетом экономической специфики. Высказанные опасения о «потере» в системе рейтинговой оценки качества такого критерия, как учет аксиологической составляющей в учебном процессе нашли отражение при разработке новых стандартов учебных рабочих программ [1].

Цель их разработки не только на развитие академической успеваемости и освоения образовательного минимума, но и на максимальную индивидуализацию обучения на основе учета личностных способностей студента.

Управление становлением личности - это деятельность, направленная на обеспечение закономерной последовательности смены стадий и состояний развития обучаемого в педагогической системе профессиональной подготовки специалиста. Это главное звено, определяющее упорядоченность и результативность процесса становления личности обучаемого, на основе выбора средств и методов решения, направленных на осуществление реализации намеченных целей. «Особое место в учебном процессе занимает управление профессиональным становлением будущего экономиста с учетом формирования позитивного экономического мышления и ответственности в профессиональной деятельности» [2]. Таким образом, регулирующая деятельность педагога состоит в том, чтобы добиться не только качественных знаний, но и личностных изменений.

Возникает множество вопросов: какие же знания и умения из множества компетенции нужны бакалавру и специалисту. Д.А. Мачерет, первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», стержнем экономической подготовки признает формирование экономического образа мышления, «Отношение к человеческой деятельности как к постоянному выбору между различными альтернативами, совершаемому исходя из ценностных представлений. Экономист не должен впадать в «пагубную самонадеянность», считая, что можно уйти от фактора неопределенности и подменить акты выбора, совершаемыми хозяйствующими субъектами на основе их предпочтений, некими выдуманными механизмами» [3].

Проведенное нами тестирование в 2011 году показало, что произошли существенные изменения в мотивации и ценностных ориентациях учащихся и студентов экономического профиля: это коммуникативные качества: способность работать в коллективе, творческое мышление. Таким образом, необходимо использование в учебном процессе педагогических технологий, позволяющих развивать творческое, практическое мышление, лидерские и коммуникативные качества.

Сегодня уровень и качество подготовки выпускников вуза неразрывно связано с содержанием, структурой, организацией единства образовательного и научного пространства. Так в основе организации учебного процесса при преподавании дисциплины «Экономика организации (предприятия)» положены основные требования Государственного образовательного стандарта (ГОС), с учетом освоения следующих дидактических единиц: предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности; нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятия; основы функционирования организации (предприятия). Материально-техническая база организации и показатели ее использования. Трудовые ресурсы организации, производительность и оплата труда. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность

деятельности организации. Планирование и основные показатели деятельности организации. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия.

Студенты должны знать: современное предприятие как целостную организационно-экономическую и социальную систему, основы этики бизнеса, методы оценки деловых качеств работников, основные показатели использования основных средств, трудовых и материальных ресурсов, основы планирования и организации производственного процесса.

Преобладающими формами обучения при изучении курса «Экономика организации (предприятия)» традиционно являются лекции, практические, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов.

На лекционных занятиях по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» закладывается основа научных знаний. Преподаватель может применять индуктивный метод: при раскрытии темы приводит примеры, факты, подводящие к научным выводам; использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. При изучении темы: «Методы ценообразования на предприятии», «Прибыль и рентабельность» с учетом выше изложенных целей, можно использовать цитаты из классической русской литературы. По каждому из анализируемых положений лектор делает вывод, выделяя его повторением.

В связи с недостаточным количеством часов, отводимых на лекции, особое значение приобретают практические занятия, которые предназначены не только для углубленного изучения дисциплины, но и на формирование конкретных практических навыков проведения эксперимента, решения творческих и ситуационных задач.

Практические занятия призваны расширять и детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление студентов, позволяют проверить их знания и выступают как средства оперативной обратной связи. В своей практике мы используем методические указания для практических занятий по дисциплине «Экономика предприятия (организации)», которые соответствуют основным разделам государственного образовательного стандарта и ориентированы на самостоятельную работу студентов, изучающих вопросы в сфере управления и экономики предприятия. Предложенные темы занятий дают знания о современном производственном предприятии как целостной организационно-экономической и социальной системе.

Практические задачи, задания, контрольные вопросы с ветвлением допустимых решений направлены на развитие у студентов антиципации, творческого и логического мышления, профессиональных качеств. Например, при изучении темы «Предприятие как субъект предпринимательской деятельности» студентам предлагается сформулировать аргументированные ответы на вопросы экономического содержания на основе своих ценностных образований:

1. Что случится с линией спроса на экономичные легковые автомобили при повышении цены на бензин?

2. Что случится с линией спроса на хлеб при увеличении доходов населения?

3. Что случится с линией спроса на поваренную соль при увеличении доходов населения?

4. Что может случиться с линией предложения пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения?

5. Предположим, в производстве стали начала применяться технология, обеспечивающая экономию затрат. Как эта ситуация повлияет на положение линии предложения?

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть дискуссии, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты, деловые игры. Организация практических занятий строится таким образом, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Для этого проводится анализ личностных и деловых качеств каждой группы студентов экономического профиля. Пример анализа приводится с помощью гистограммы на рис. 1, подробный анализ приведен в работе [7].

Рис. 1. Анализ личностных и деловых качеств студента экономического профиля обучения

Диагностика личностных качеств и деловых студента помогает организовать процесс обучения и повысить объективность системы контроля знаний обучаемых.

Семинар является одним из основных видов практических занятий в процессе изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)», как средство развития у студентов культуры научного мышления. Преобладающими формами семинаров выступают: доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. В книге Столяренко Л.Д. отмечается: «Семинарские занятия могут помниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание» [4].

Семинар часто перерастает в системную научную работу всего учебного коллектива. Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель может управлять и ходом семинара. Так, неуверенным, некоммуникабельным студентам предоставляется возможность ответить на вопрос и испытать ощущение успеха.

Ниже приводятся примеры специально разработанных заданий [5].

Задача 1

Сформулируйте аргументированные ответы на представленные вопросы, ознакомившись с методическими указаниями.

Методические указания

Одной из главных задач менеджера предприятия является максимизация прибыли, получаемой компанией, все большее значение приобретает и его социальная ответственность перед обществом, его конкретные действия, обеспечивающие решение проблем, стоящих перед страной.

Те, кто считает, что социальные проблемы должно решать государство, а бизнес - только «делание денег», аргументирует свою позицию тем, что действия в социальной области ведут к снижению прибылей компании, ухудшению в этой связи ее конкурентных позиций, росту издержек, которые в последующем ведут к повышению цен. Это наносит ущерб потребителям и вызывает другие отрицательные последствия.

Сторонники социальной ответственности бизнеса перед обществом считают, что бизнесмены имеют перед ним моральные обязательства, что социальные действия могут оказать большую пользу предпринимателям, улучшают их имидж в обществе, являются неплохой рекламой.

Вопросы:

1. Чью позицию Вы разделяете и почему?

2. Должен ли, по вашему мнению, предприниматель в современной России выполнять социальные обязательства перед страной и в каких формах?

3. Будет ли ему, в конечном итоге, это выгодно, в том числе в финансовом отношении? Если да, то почему?

4. В каких формах российский бизнес может осуществлять социальную поддержку:

а) в масштабах фирмы;

б) в масштабах региона, страны.

Задание 2

Сформулируйте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. В целях сокращения финансовых расходов местные органы власти приняли решение об ограничении времени уличного освещения. Правильное ли это решение?

2. В целях сокращения финансовых расходов государство приняло решение о сокращении численности сотрудников, осуществляющих охрану общественного порядка. Вы поддерживаете это решение? Поясните.

3. Государство приняло решение строить дорогу федерального значения в курортной зоне, объясняя это решение значительным сокращением длины дороги, а значит, сокращением стоимости на строительство. Ваше решение?

4. Обанкротилось частное предприятие с большим числом работников. Предложите возможные действия со стороны государства.

Задание 3

Дайте ответы на представленные вопросы, используя метод диалога:

1. В некоторый период на рынке установилась низкая цена на пшеницу. Государственный человек, отвечающий за покупку зерна, принял решение не покупать зерно. Прав ли он?

2. На рынке денежных средств, произошел рост объема денежных средств. Возможные действия Министерства финансов?

3. Производство некоторого важного химического продукта сопровождается загрязнением воздуха. Оцените действие государственных органов.

4. Государство осуществляет дотации туристическим фирмам. Есть ли в этом резон? Если есть, то в чем?

5. а) Определите общественно оптимальный объем производства общественного блага. Если это общественное благо продавать потребителям по индивидуальным ценам, то какими они должны быть?

б) Допустим, производство общественного блага финансирует правительство за счет налогов. Каждый индивидуум платит налог в размере 40 ДЕ за каждую единицу общественного блага.

Предположим, на голосовании поставлен вопрос об увеличении производства общественного блага сверх оптимального объема на 5 единиц. Какими будут итоги голосования? Определите равновесный объем производства общественного блага в результате прямого голосования по принципу большинства.

Задание 4

Президент ОАО «РЖД»: «Одной из приоритетных задач эффективного развития ОАО «Российские железные дороги» является совершенствование подготовки кадров Компании, формирование нового менталитета, подкрепленного эффективной мотивацией, корпоративной культуры».

Разработка модели организации.

Ознакомьтесь с исходной информацией и продумайте, какую организацию необходимо создать сегодня, чем она должна заниматься, почему это актуально (значимо). Разработайте модель организации в соответствии с рекомендациями, которые приводятся ниже.

Исходная информация. Современное состояние образовательных учреждений различных ступеней в городе оставляет желать лучшего, которое обусловлено рядом причин (отсутствие конкуренции, недостаточное финансирование, удаленность и др.). Даже сотрудники частных учреждений не всегда хорошо поддаются управлению, и очень часто работа строится неэффективно, по устаревшим методам. Поэтому в обществе существует потребность в частных учебных заведениях нового типа, которые были бы построены на новом технологическом уровне, чтобы качество услуг достигалось не только за счет подготовленности персонала и хорошего оборудования, но и за счет эффективного управления персоналом, хорошей организации совместной работы и т.д.

Структуру кадров организации и департаментизацию изобразите графически. Сформулируйте вывод.

Методические указания

Данную работу можно выполнять группами по 2-3 человека. Группа должна разработать и оформить модель организации.

Рекомендуем разделять модель организации, предоставляющей какие-либо образовательные услуги, - такие услуги в современном обществе пользуются высоким спросом. Название организации и предоставляемые услуги Вы должны придумать самостоятельно.

Знаменитый японский менеджер Ли Яккока по вопросам управления персоналом заявлял, что не технические устройства создают качество продукции, а люди. Множество военно-исторических примеров, когда талантливые полководцы побеждали превосходящие в несколько раз силы противника только лишь умением правильно организовать имеющихся в их распоряжении людей, доказывают справедливость такого тезиса. Правильная организа-

Таблица 1

Факторы, способствующие устранению противоречий внутри организации

Стратегии организации Поведение и действие руководителей Действие малой группы

Наличие четких, ясных и непротиворечивых целей. Создание творческой атмосферы внутри организации для всех ее членов. Правильное планирование деятельности всех подразделений. Правильная расстановка кадров. Учет человеческого фактора внутри организации Повышение конкурентоспособности. Подбор квалифицированных менеджеров. Внимание к деятельности группы. Целенаправленные действия по сплочению группы. Правильное информирование подчиненных. Доброжелательные отношения с членами группы. Своевременное разрешение конфликтов внутри групп. Создание положительного психологического климата. Отсутствие жестких методов управления персоналом. Положительное отношение к творческой деятельности работников. Правильное мотивирование группы и каждого ее члена. Правильная оценка работы каждого члена группы. Правильная организация всех звеньев работы. Доброжелательный контроль. Принятие организационных целей. Наличие групповой активности и сплоченности внутри группы. Выполнение всеми членами группы внутригрупповых норм поведения. Лояльность в отношениях между членами группы и руководителем. Дисциплинированность. Доверие к руководителю. Стремление к успешной деятельности. Наличие ценностно-ориентационного единства группы. Наличие ответственного отношения к работе.

ция работы подчиненных представляет собой наиболее актуальную проблему современной управленческой деятельности.

В таблице 1 приведен перечень факторов, способствующих устранению противоречий внутри организации.

• Структура кадрового состава

Структура кадрового состава — это иерархия, взаимоподчи-ненность работников. Обычно структура кадрового состава изображается в виде схемы. Обязательно нужно предусмотреть взаимозаменяемость кадров в случае болезней, травм или невыходов на работу по другим причинам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продумайте структуру кадров и систему их взаимозамеще-ния. Изобразите кадровую структуру в виде схемы.

• Социально-психологический климат организации

Попробуйте сформулировать личностные качества, которыми должны обладать работники внутри подразделений, чтобы можно было говорить о психологической совместимости между ними.

• Работа по сплочению коллектива

Сплочение коллектива — важная задача, так как чем ближе сотрудники знакомы друг с другом, тем больше между ними взаимопонимания, взаимопомощи, соответственно эффективность совместной деятельности становится выше. Любые развлекательные и праздничные мероприятия следует продумывать заранее, назначать ответственных за их проведение.

Какие мероприятия по сплочению коллектива Вы можете предложить? Обоснуйте их, исходя из Вашего опыта.

Опыт самообучения и контрольного тестирования студентов выявил ряд проблем вузовского образования, не только при диагностировании образовательного процесса по экономическим, но и техническим дисциплинам.

Следует обратить внимание, что наряду с несомненными преимуществами, дидактическое тестирование обладает определенными недостатками. В работе указывается на: «шаблонный характер; ослабление связи между обучаемым и преподавателями в период контроля; нет индивидуального подхода к обучаемым; оценивается объем знаний, не учитывая творческие способности» [6]. Автор делает вывод о необходимости сочетания традиционного контроля и тестирования.

Учебная дисциплина «Экономика организации (предприятия)» относится к общепрофессиональным дисциплинам.

Из рис. 2 видно, что общепрофессиональные дисциплины занимают наибольший удельный вес в структуре учебного плана вуза. Это обусловлено спецификой данного учебного заведения. Для качественной подготовки специалистов в течение достаточно маленького срока, делается большой упор на изучение дисциплин, непосредственно связанных с будущей профессией студентов.

Однако на изучение дисциплины «Экономика организации (предприятия)» отводится небольшое количество времени, что составляет небольшой средний вес в структуре общепрофессиональных дисциплин. Это не дает полной возможности достаточно освоить сложность и специфичность данного курса и тем, что дисцип-

Рис. 2. Процентное соотношение часовой нагрузки по дисциплинам

лина изучается только в течение одного семестра и опирается на знания различных дисциплин, представленных на рис. 3.

Таким образом, в учебном процессе вопросы подготовки в вузе выпускников экономического профиля являются достаточно актуальными. Для этого необходимо обозначить конкретные требования к организации учебного процесса, направленного на

формирование профессиональных и личностных качеств обучаемых с целью формирования социальной ответственности. Практические вопросы и задания, используемые в технологии и организации учебного процесса с учетом аксиологической составляющей. Это должно направлено на компетенции, развивающие социальную ответственность в дальнейшей профессиональной деятельности.

Рис. 3. Схема межпредметных связей дисциплины «Экономика организации»

Библиографический список

1. Ануфриева, Ю.В. О резервах повышения качества экономического образования: материалы региональной научно-методич. конф. -Новосибирск, 2004.

2. Глушков, В.Ф. Формула ответственности в профессиональной деятельности / В.Ф. Глушков, Ю.В. Ануфриева // Теория и методика профессионального образования. - Новосибирск. - 2010. - № 2.

3. Мачерет, Д.А. Какие знания и умения необходимы в современных условиях экономисту на транспорте. - М., 2010.

4. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2001.

5. Ануфриева, Ю.В. Корпоративная культура в системе управления производством: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика организаций». - Новосибирск, 2004.

6. Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орел, 2000.

7. Ануфриева, Ю.В. Практические вопросы подготовки кадрового резерва в вузе // Социальная политика и социология. - М. - 2009. - № 5.

Bibliography

1. Anufrieva, Yu.V. O rezervakh povihsheniya kachestva ehkonomicheskogo obrazovaniya: materialih regionaljnoyj nauchno-metodich. konf. -Novosibirsk, 2004.

2. Glushkov, V.F. Formula otvetstvennosti v professionaljnoyj deyateljnosti / V.F. Glushkov, Yu.V. Anufrieva // Teoriya i metodika professionaljnogo obrazovaniya. - Novosibirsk. - 2010. - № 2.

3. Macheret, D.A. Kakie znaniya i umeniya neobkhodimih v sovremennihkh usloviyakh ehkonomistu na transporte. - M., 2010.

4. Stolyarenko, L.D. Psikhologiya i pedagogika dlya tekhnicheskikh vuzov. - Rostov-na-Donu, 2001.

5. Anufrieva, Yu.V. Korporativnaya kuljtura v sisteme upravleniya proizvodstvom: metodicheskie ukazaniya k prakticheskim zanyatiyam po discipline «Ehkonomika organizaciyj». - Novosibirsk, 2004.

6. Obrazcov, P.I. Psikhologo-pedagogicheskie aspektih razrabotki i primeneniya v vuze informacionnihkh tekhnologiyj obucheniya. - Orel, 2000.

7. Anufrieva, Yu.V. Prakticheskie voprosih podgotovki kadrovogo rezerva v vuze // Socialjnaya politika i sociologiya. - M. - 2009. - № 5.

Статья поступила в редакцию: 19.03.12

УДК 378.316.6+374+379.8

Zaitceva M.V. SOCIAL CULTURAL COMPETENCE FORMING AMONG THE STUDENST OF NON-LANGUAGE SCHOOLS. The work is based on the problems concerning the social cultural competence forming necessity among the students of non-language schools. The method of the competence forming and English language teaching is offered.

Key words: social cultural competence, cultural science, foreign language.

М.В. Зайцева, аспирант НОУ ВПО СНИ, г. Новосибирск, E-mail: elofor.elmarer@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

В работе рассмотрены основные проблемы и необходимость формирования социокультурной компетенции у студентов неязыковых ВУЗов. Предложен метод обучения иностранному языку и формированию социокультурной компетенции.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, культурология, иностранный язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.